ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)
7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.
8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной
9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика
10. Социально обусловленные особенности личности (направленность
11.Биологически обусловленные особенности личности
13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в
14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной
Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.
16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива
17. Психологическая характеристика групповых отношений.
18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.
19. Конфликты и способы их преодоления.
Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)
21. Предмет и задачи педагогической науки
22. Сущность процесса обучения.
23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.
25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.
26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.
27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.
3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):
28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов
29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.
30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.
Вопрос №1 . Предмет и задачи психологии.
Психология (псюхе - душа, логос- наука)- наука о душе, о психике человека.Психология - наука о психике и закономерностях её развития у человека и групп людей Этапы развития психологии:1) Душа. 5в.до н.э.- 17в. н.э.2) Сознание. 17в. – 19в.3) Поведение. сер. 19- нач.20в. 4) Акме – практическое применение психологии 20- нач.21в.
Место психологии в системе наук. В современной психологии выделяется отдельная отрасль психологической науки – инженерная психология, которая изучает и исследует соотношение человек- техника, особенно психологию работы оператора.
Методологической основой психологии является философия:
1) Психика человека находится в постоянном развитии. 2)Работа психики человека преломляется через призму деятельности законов диалектики: • - закон перехода количественных изменений в качественные; • -закон отрицания отрицание • -закон единства и борьбы противоположностей
Естественной научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (Сеченов, Павлов). Учение о рефлексах (безусловный, условный) Условная рефлексия является основой формирования привычек поведения человека, а привычки - основа характера человека. Учение о нервных системах:
1) ЦНС (головной и спинной мозг). Управляет деятельностью организма человека. 2) Вегетативная. Управляет деятельностью внутренних органов человека. 3) Периферическая. Управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом (координирует положение человека в пространстве).
Задачи психологии:
1)Изучение закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека.
2)Изучение странных элементов психологии трудов, коллектива (взаимоотношения, общественное мнение,коллективное настроение , традиции).
3)Развитие системы психологического сопровождения трудовой деятельности специалистов.
Вопрос №2 Структура психики.
Психика - внутренний духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и влечения, оценочные суждения, умения и навыки поведения и деятельности.
Психика включает в себя: психические процессы, психические свойства, психическое состояние.
Психические процессы
1)психически-познавательные:
-ощущения, восприятие;
-внимание, память;
-представление, речь;
-воображение, мышление;
2)эмоционально-волевые:
-эмоции, чувства, воля.
Психические свойства:
-темперамент; -
-характер;
-способность;
-направленность.
Психическое состояние- определенный уровень работоспособности психики в данный момент:
-оптимальное состояние;
-стрессовое;
-депрессивное
Вопрос №3 Психология личности и её характеристика
Понимание личности в современной психологии тесно связано с осмыслением таких категорий, как индивид и индивидуальность.
Человек- понятие видовое, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития.
В своём психологическом развитии человек проходит несколько стадий:
1) Цикл утробного развития ребёнка
2) Цикл детства
3) Цикл юности (11-13—20-21лет)
4) Цикл взрослости
5) Цикл старения
Индивид - это отдельный конкретно взятый человек. Как индивиды люди различаются не только морфологическими способностями (рост, цвет глаз и т.д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент и т.д.).
Индивидуальность - единство неповторимых личностных свойств конкретного человека (обычно рассматривается как совокупность физиологических и психологических особенностей отдельного человека, характеризующих его разнообразность).
Основные этапы развития психологической структуры
1. Филосовско-литературный; 5в. до н.э. – нач.19в. (Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк)
2. Клинический; нач.19- 20 в. (Адлер, Юнг, Фрейд)
3. Экспериментальный; нач.20 в. (Айзинг, Лурье, Кеттел)
В отечественной психологии особый вклад в её развитие внесли: Ковалёв, Леонтьев, Платонов, Титов).
Мернен в структуре психологии личности выделил 2 группы индивидуальных особенностей:
- темперамент и индивидуальные особенности психических процессов;
- мотивы и отношения, характер и способность.
Ковалёв в своей книге « Психология личности» выделяет след. структуру:
-направленности;
-способности;
-характер;
-психические процессы.
Наиболее полной структурой является динамическая структура личности по Платонову.
На основе этой структуры можно выделить следующие структурные элементы:
1. Биологически-обусловленные особенности личности(задатки, тип высшей нервной деятельности, темперамент, половые и возрастные особенности);
2. Социально-обусловленные особенности личности( потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения и мировоззрения, идеалы);
3. Индивидуальные особенности психических процессов(ощущения, воображения, восприятие, внимание, память, речь, представление, мышление);
4. Профессионально- жизненный опыт (знания, навыки, умения и привычки);
5. Два интегрируемых свойства: характер и способность.
Таким образом, личность - конкретный человек, представитель определенного общества, класса, коллектива, осознающий своё отношение к определенному миру и имеющий индивидуально- психологические особенности.
Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)
Психология - наука о психике и закономерностях её развития у человека и групп людей.
Методологической основой психологии является философия:
1) Психика человека находится в постоянном развитии.
2)Работа психики человека преломляется через призму деятельности законов диалектики:
- закон перехода количественных изменений в качественные;
-закон отрицания отрицание
-закон единства и борьбы противоположностей
Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (Сеченов, Павлов).
Учение о рефлексах (безусловный, условный)
Условная рефлексия является основой формирования привычек поведения человека, а привычки - основа характера человека.
Учение о нервных системах:
ЦНС (головной и спинной мозг). Управляет деятельностью организма человека.
Вегетативная. Управляет деятельностью внутренних органов человека.
Периферическая. Управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом (координирует положение человека в пространстве).
Психика - внутренний духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и влечения, оценочные суждения, умения и навыки поведения и деятельности
Вопрос №5
Ощущения и их классификация
Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Физиологической основой ощущений является нервно-физиологический процесс, протекающий в анализаторе(в органе чувств, состоящих из трёх частей: рецептора, воспринимающий действующий на него раздражитель; нервных путей, которые передают раздражение в кору головного мозга; участка коры головного мозга, где представлен данный рецептор).
Ощущения характеризуются:
1. Качеством, т.е. передачей особенностей отражающих объекты;
2. Силой - степенью выраженности определенного качества;
3. Длительностью - временем, в течение которого ощущения сохраняется.
Виды ощущений:
Зрительные ощущения- ощущения, возникающие в работе зрительного анализатора.
Слуховые - ощущения, возникающие под действием раздражителя на органы слуха.
Обонятельные - ощущения, воспроизводящиеся нервными клетками, расположенными в носовой полости.
Вкусовые - ощущения, воспроизводящиеся нервными клетками расположенными в полости рта человека.
Вибрационные - ощущения, отражающие колебания упругой среды.
Статистические - ощущения, отражающие положение тела человека в пространстве.
Кинестетические - ощущения, воспроизводящиеся нервными клетками, расположенными в мышцах, сухожилиях.
Свойства ощущений:
1. Адаптация - изменение чувственности органов чувств под влиянием действия раздражителя.
2. Взаимодействие ощущений - взаимодействие и взаимовлияние органов чувств в процессе ощущений.
3. Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.
4. Контраст – явления, когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные - уменьшают эту чувствительность.
Пороги ощущения:
1.Минимальный порог ощущений - та наименьшая сила раздражителя, при котором впервые возникают едва заметные ощущения.
2. Максимальный порог ощущений - наибольшая сила раздражителя.
3.Различные
Вопрос 6.
Внимание, его виды и свойство. Способы развития внимания.
Внимание - преимущественная устремленность сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчётливее, глубже.
Виды внимания:
1. Произвольное
2. Непроизвольное
3. После произвольное
Свойства внимания:
Концепция – способность человека отвлекаться от всего, что лежит за пределами его основной деятельности, умение сосредоточиться на главном.
Распределение – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнообразных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из многих одновременных операций.
Устойчивость- способность задерживаться на восприятии одного объекта.
Отвлекаемость- свойство, чаще выраженное у лиц, не имеющих устойчивость интереса к объекту, не проявляющих волевых усилий, чтобы сосредоточится на нём.
Объём- способность человека воспроизводить отчётливо определенное кол-во объектов.
Переключение - преднамеренный и сознательный переход от одного вида деятельности к другому.
Колебание - непроизвольный переход внимания от одного объекта к другому
Рассеянность - следствие слабого развития внимания.
Способы развития внимания. Существует множество комплексных упражнений для развития внимания, созданных специалистами. Однако, все эти способы построены на двух основополагающих методах: активном (концентрация внимания на определённых,нескольких объектах в различных обстановках) и пассивном (концентрация внимания на определённом объекте, находясь в состоянии спокойствия).
7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.
Память—процесс запоминания, сохранения к последующему воспроизведению того, что человек думает, запоминает, переживает.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
Виды памяти:
1) по длительности хранения и использования информации:
а) оперативная
б) кратковременная
в) долговременная
2) по особенности запоминания:
а) двигательная
б) эмоциональная
в) словесно-логическая
г) наглядно - образная (зрение, слух, вкус, осязание и т.д.)
Формы запоминания: предметная, непредметная, логическая, механическая.
Запоминание—запечатление в сознании человека полученной информации.
Сохранение—удержание в памяти полученных знаний, сведение в течение длительного времени (самый важный процесс).