ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)
7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.
8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной
9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика
10. Социально обусловленные особенности личности (направленность
11.Биологически обусловленные особенности личности
13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в
14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной
Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.
16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива
17. Психологическая характеристика групповых отношений.
18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.
19. Конфликты и способы их преодоления.
Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)
21. Предмет и задачи педагогической науки
22. Сущность процесса обучения.
23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.
25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.
26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.
27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.
3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):
28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов
29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.
30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.
Воспроизведение—восстановление в сознании ранее воспринятого.
Забывание—процесс обратный запоминанию.
Наглядно-образная память—запоминание, сохранение и воспроизведение образовавшегося ранее воспринимание предметов и явлений действительности.
Двигательная память—запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений (память на движение).
Эмоциональная память—память на пережитые чувства, имеет большое значение в формировании личности человека.
Словестно-логическая—память на знание речевой формы, логической схемы и математической символики.
Кратковременная память—характеризуется очень кратким сохранением после однократного восприятия и немедленным воспроизведением.
Оперативная память—такая кратковременная память, которая обслуживается в данный момент деятельности человека.
Долговременная память—характеризуется относительной длительностью и прочным сохранением изученного материала.
Преднамеренное запоминание—характеризуется сознательно поставленной целью (запоминается точно, полно и быстро).
Непреднамеренное запоминание—совершается по личной воли человека без специальной цели и усилий.
Заучивание—систематическое, планомерное специально организованное запоминание с применением специальных приёмов.
Механическое запоминание—последовательное заучивание отдельных частей материалов без опоры на смысловую связь.
Логическое запоминание—основанное на понимании смысла, осознанного отношения к внутренней логической связи, как между частями данного материала и прежними знаниями.
Память развивается в течение всей жизни человека. Ее становление и формирование связаны с развитием нервной системы, зависят от условий возрастов, воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.
Память изменяется и количественно (увеличиваются быстрота и объем запоминания), и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д. Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения .Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются. Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание. Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания. На успешность запоминания влияет цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание:
· при направленности сознания на точность воспроизведения необходимо мысленно повторять отдельные фразы и слова,
· при направленности на последовательность воспроизведения необходимо устанавливать смысловые связи, осмысливать логику материала.
8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной
деятельности студента.
Представление – есть процесс наглядно-образного отражения предметов и явлений, ранее воздействовавших на наши органы чувств.
Представления бывают: зрительные (о величине, форме и тд), слуховые (музыкальные, речеслуховые и тд),осязательные и обонятельные (менее развитый вид представления, но тренируемый),вкусовые , двигательные( о движении, положения тела), пространственные и временные.
Связь между представлениями наз. ассоциацией( 3 вида): ассоциация по смежности( предст. о громе – предст.о молнии),ассоциации по сходству(неуклюжего человека мы наз. медведем),ассоциации по контрасту.
Представления одного человека от представлений другого отличаются по яркости, устойчивости, богатству ассоциаций, степени обобщённости, по преобладанию одного какого-л представления над другими видами.
Пути формирования представления:
1) поддерживание интереса к своей профессии, специальности
2) постановка профессиональных значений задач и вопросов
3) активное использование совершенных технических средств для глубокого изучения и формирования знаний, навыков, умений для своей деятельности.
Воображение—создание нового образа на основе имеющихся представлений и знаний (из познавательных процессов; позволяет понять и осознать, азатем преобразовать действительность).
Виды воображения:
непроизвольное (мечта, фантазия, грёзы)
произвольное (научная фантазия)
В зависимости от содержания:
а) технические
б) художественные
в) научные
г) педагогические
Непроизвольное воображение—процесс создания нового образа без какой-либо цели.
Произвольно воображение—создание нового образа в связи с заранее поставленной задачей.
Мечта—образ желаемого будущего.
Фантазия—создание образа желаемого будущего, но имеющую связь с действительностью.
Грёзы—создание образа желаемого будущего при полном отрыве от реальных условий.
Репродуктивное (воссоздательное) воображение—процесс создания образа на основе чертежей, схем, карт, описаний.
Творческое воображение—создание новых оригинальных образов (объектов, которых нет в действительности).
Научная фантазия—центральное фокусное научное творчество, которое направлено на открытое ранее неизвестное явление, связь и их отношение.
Акцентирование—подчёркивание технических или иных черт, особенностей, предметов и явлений.
9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика
Эмоционально-волевая сфера - это особенности человека, касающиеся его эмоций и чувств. Эмоции – это переживания, представляющие собой отношение индивидуума к факту удовлетворения или неудовл. той или иной естественной потребности. Эмоции присущи как человеку, так и высшим животным (ярость, страх, нежность и др.)
Чувства – это форма отражения того, как человек относится к удовлетворению-неудовл. духовных потребностей, эстетических норм, взглядов, убеждений и т.п. Чувства присущи только человеку (патриотизм, любовь, презрение и др.)
Чувства: моральные – патриотизм, любовь, стыд, гнев и др.; интеллектуальные – чувство юмора, удивление, сомнение, восторг от познания; эстетические – отношение человека к прекрасному и безобразному, великому и смешному, комическому и трагическому и т.д.
Чувства характеризуются по:
1)их качеству (позитивн. и негативные), 2) характеру их воздействия на личность (повышающие и понижающие жизнедеятельность), 3) степени влияния на человека, 4) их силе и глубине, 5) устойчивости, 6)степени осознанности, 7) степени их внутренней согласованности, 8) характеру окраски (объединяющие и разъединяющие людей).
Эмоции и чувства по форме протекания классифицируются:
а) настроение б) аффекты в) стрессы г) фрострация д) страсть
Настроение—слабо выраженные эмоции и чувства, отличающиеся значительной деятельностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причини факторов их вызывающих.
Аффекты—переживание большой силы с коротким периодом проникания. Они характеризуются значительными уменьшениями в сознании, нарушениями волевого контроля.
Фрострация—возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели.
Страсть—сильное, глубокое, длительное и устойчивое переживание с ярко-выраженной направленностью на достижение цели.
Увлечение—отличается от страсти тем, что оно менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками.
Психическое состояние—сложное многообразное, достаточно стойкое, но сменяющееся физическое явление, повышающее и снижающее жизнедеятельность человека в сложной ситуации.
Воля – внутренняя регуляция и организация деятельности человека, проявляющаяся в преодолении трудностей на пути достижения поставленной цели.
Структура волевого действия:
1)осознание цели действия; 2) осознание способа действия; 3)принятие решения; 4)исключение решения; 5)оценка сделанного.
Волевые действия – сознательные акты, направленные на определённую цель и требующие конкретных усилий. Волевое усилие - внутреннее напряжение, связанное с преодолением препятствий.
Волевые качества личности:
Сила воли – это степень волевого усилия над собой, необходимого для достижения цели.
Стойкость воли – длительность усилия без его ослабления, необход. для достижения цели.