ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)
7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.
8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной
9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика
10. Социально обусловленные особенности личности (направленность
11.Биологически обусловленные особенности личности
13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в
14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной
Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.
16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива
17. Психологическая характеристика групповых отношений.
18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.
19. Конфликты и способы их преодоления.
Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)
21. Предмет и задачи педагогической науки
22. Сущность процесса обучения.
23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.
25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.
26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.
27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.
3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):
28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов
29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.
30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.
Из данной классификации можно выделить 5 методов:
Практические
Наглядные
Словесные
Работа с книгой
Видео метод
Каждый из них имеет свою модификацию, то есть способ выражения.
Практический-опыт - выражение, учебно-производственная практика, учебно-производственный труд.
Наглядные - иллюстрация, демонстрация и наблюдение студентов.
Словесные – лекция, дискуссия, инструктаж, объяснение, беседа, разъяснение
Работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, первый просмотр, цитирование, изложение, составление плана и конспектирование.
Видео метод – просмотр, обучение, упражнения под контролем электронного учителя и контроль.
2.По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (и. Я. Лернер и м. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Слушатели получают знания в “готовом” виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В военном вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.
3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, военный педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
4. Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа слушатели самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.
3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):
1)Устное изложение учебного материала
2)Обсуждение изучаемого материала
3)Показ (демонстрация)
4)Упражнения
5)Практические работы
6)Самостоятельная работа обучаемых
Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:
-Обучающую.
-Развивающую.
-Воспитывающую.
-Мотивационную.
-Контрольно-коррекционную.
У каждого метода свое распределение функций (например, у лекции мало выражена контрольная функция, зато сильно - развивающая, обучающая). В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения (учебные игры, методы инсценизации, генерации и др.), методы программированного обучения, обучающего контроля.
Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:
1.Цели и задачи обучения.
2.Содержание и методы определенной науки и темы.
3.Принципы обучения и позиция педагога.
4.Учебные возможности учеников.
5.Время.
6.Внешние условия.
7.Возможности учителей.
28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов
Воспитание-процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитуемого с конечной целью, имеющей формирования личности нужной и полезной обществу.
Воспитание характеризуется следующими основными чертами:
Воспитание возникло из практической необходимости приобщения подросткового поколения к условиям жизни.
Воспитание – категория вечная и необходимая. Появилась с возникновением общества и существует и будет существовать, пока есть общество
Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития носит конкретный исторический характер.
Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет усвоения основных элементов социального опыта.
Воспитание необходимо как способ обеспечения общества и индивида;
Особенности воспитания:
процесс целенаправленный
процесс воспитания носит многофакторный характер.
отличается длительностью: по сути, он длится всю жизнь
непрерывность
процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность означает единство цели, задач, содержания, форм
процесс воспитания имеет двусторонний характер, его течение идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику, и от воспитанника к воспитателю.
Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, привычек поведения, которыми должны овладевать учащиеся. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Эффективность воспитания зависит от:
Сложившихся воспитательных отношений
Соответствия цели и организации действий
Соответствия социальной практики и характера
Совокупного действия объективных и субъективных факторов
Интенсивности воспитания и самовоспитания
Активности его участников
Качества воспитательного воздействия
Качества взаимоотношений между воспитанниками.
Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Общие закономерности процесса воспитания:
Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называются частными. Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется его закономерностям.
Эффективность воспитания зависит:
От сложившихся воспитательных отношений
От соответствия цели и организации действий
От соответствия социальной практики и характера
От действия объективных и субъективных факторов
От интенсивности воспитания и самовоспитания
От активности участников в педагогическом взаимодействии
От эффективности развития и обучения
От качества воспитательного воздействия
от интенсивности и качества взаимоотношений
Формирование гражданина, работника, семьянина:
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
Гражданин:
чувство долга перед страной, обществом, родителями
чувство национальной гордости и патриотизма
уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту
ответственность за судьбу страны
общественная дисциплина
бережное отношение к национальным богатствам страны
соблюдение демократических принципов
уважение прав и свобод других людей
активная жизненная позиция
чесность, правдивость, чуткость, милосердие
ответственность за свои дела и поступки
уважение к народам других стран и другие.
Работник:
дисциплинированность и ответственность
работоспособность и организованность
политические знания
общие, специальные и экономические знания
настойчивость, стремление быстро и качественно выполнять порученное дело
профессиональная гордость
вежливость, аккуратность
опыт трудовой деятельности
коллективизм, умение трудиться сообща
уважение к людям труда, мастерам производства и другие.
Семьянин:
трудолюбие, ответственность
тактичность, вежливость, культура общения
умение держать себя в обществе
опрятность, гигиенические навыки
здоровье, привычка к активному образу жизни
разностороння образованность
знание правовых норм, законов
знание практической психологии, этики
умение воспитывать детей
готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности
уважение к своим родителям и многие другие качества.
29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.
Принципы воспитания- основн. исходные научно-педагогич. положения с учетом требований кот. осущ. пр-сс воспитания.
Основные требования к принципам воспитания-обязательность, комплексность, равнозначность.
Система принципов воспитания включает:
Обществ. Направленность воспитания
Этот принцип дает всей системе воспитаний чёткую и ясную напрвленность, обеспечивая внутреннюю связь между всеми принципами, методами и способами воспитания.
Основн. требования:
Ясное и четкое понимание цели и задач воспитания
Тесная связь восп-ния с жизнью, с конкретн. задачами, решаемыми на производстве
Плавность воспит. пр-сса
Целеустремленность в выборе форм, методов, приемов и средств воспитания
Целеустремленность и настойчивость в достижении воспитат. целей и задач
Воспитание в пр-сс трудовой деятельности
Основн. требовния:
Добиваться сознательного отношения сотрудников производства к своему труду
Рационально организов. Тредовую деят-сть подчиненных
Поощерять проявления разумной инициативы и самостоятельности
Воспитание в коллективе и через коллектив.
Сущность данного принципа заключ., в том чтобы в пр-ссе формирования и воспитания кол-ва довести до уровня воспитательного кол-ва
Основн. требования:
Определять задачи и перспективы в развитии кол-ва
Определ. Трудов знания в соотв. С индивудуальными особенностями своих подчиненных
Прогнозировать их отношение и поведение
Индивидуальный подход в пр-ссе воспитания
Сущ-сть заключ. в организации пр-сса воспитания с учетом индивидуально-психологических особенностей починенных
Основн. треб-ния:
глубоко и всесторонне знать индивидуально- психологич. особенности каждого подчиненного и с учетом их организов. воспит. работу
определ. трудов. задания в соотв. с их индивидуальными психологич. особенностями, прогнозируя их отношении и поведение
на ряду с другими формами и методами широко использовать индивид. работу с подчиненными
Сочетание высокой требовательности подчиненных с уважением их личного достоинства и заботы о них