Файл: 2_krus_1-5_gr_13-14_gr_Otvety_po_psikhologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)

Вопрос 6.

7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.

8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной

9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика

10. Социально обусловленные особенности личности (направленность

11.Биологически обусловленные особенности личности

12. 1)Характеристика холерического типа темперамента. 2)Учёт в деятельности руководителя в процессе общения с подчинёнными

13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в

14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной

Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.

16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива

17. Психологическая характеристика групповых отношений.

18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.

19. Конфликты и способы их преодоления.

Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)

21. Предмет и задачи педагогической науки

22. Сущность процесса обучения.

23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.

24 Педагогические требования по реализации принципа сознательности и активности в системе профессионального обучения

25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.

26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.

27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.

2.По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (и. Я. Лернер и м. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:

3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):

28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов

29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.

30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.

Воспроизведение—восстановление в сознании ранее воспринятого.

Забывание—процесс обратный запоминанию.

Наглядно-образная память—запоминание, сохранение и воспроизведение образовавшегося ранее воспринимание предметов и явлений действительности.

Двигательная память—запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений (память на движение).

Эмоциональная память—память на пережитые чувства, имеет большое значение в формировании личности человека.

Словестно-логическая—память на знание речевой формы, логической схемы и математической символики.

Кратковременная память—характеризуется очень кратким сохранением после однократного восприятия и немедленным воспроизведением.

Оперативная память—такая кратковременная память, которая обслуживается в данный момент деятельности человека.

Долговременная память—характеризуется относительной длительностью и прочным сохранением изученного материала.

Преднамеренное запоминание—характеризуется сознательно поставленной целью (запоминается точно, полно и быстро).

Непреднамеренное запоминание—совершается по личной воли человека без специальной цели и усилий.

Заучивание—систематическое, планомерное специально организованное запоминание с применением специальных приёмов.

Механическое запоминание—последовательное заучивание отдельных частей материалов без опоры на смысловую связь.

Логическое запоминание—основанное на понимании смысла, осознанного отношения к внутренней логической связи, как между частями данного материала и прежними знаниями.

Память развивается в течение всей жизни человека. Ее становление и формирование связаны с развитием нервной системы, зависят от условий возрастов, воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности.

Память изменяется и количественно (увеличиваются быстрота и объем запоминания), и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, прилагаются волевые усилия. В процессе заучивания используются специальные приемы, способствующие запоминанию: выделение основных мыслей, составление плана, повторение и т. д. Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения .Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются. Более быстрым и более прочным является осмысленное запоминание. Однако иногда одного осмысленного запоминания недостаточно, необходимо использовать и осмысленное, и механическое запоминание, т. е. многократно повторить материал после того, как он понят. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания. На успешность запоминания влияет цель, которая стоит перед человеком: надо ли запоминать материал близко к тексту или «своими словами», в той же последовательности или нет? В зависимости от цели по-разному организуется и заучивание:


· при направленности сознания на точность воспроизведения необходимо мысленно повторять отдельные фразы и слова,

· при направленности на последовательность воспроизведения необходимо устанавливать смысловые связи, осмысливать логику материала.


8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной

деятельности студента.

Представление – есть процесс наглядно-образного отражения предметов и явлений, ранее воздействовавших на наши органы чувств.

Представления бывают: зрительные (о величине, форме и тд), слуховые (музыкальные, речеслуховые и тд),осязательные и обонятельные (менее развитый вид представления, но тренируемый),вкусовые , двигательные( о движении, положения тела), пространственные и временные.

Связь между представлениями наз. ассоциацией( 3 вида): ассоциация по смежности( предст. о громе – предст.о молнии),ассоциации по сходству(неуклюжего человека мы наз. медведем),ассоциации по контрасту.

Представления одного человека от представлений другого отличаются по яркости, устойчивости, богатству ассоциаций, степени обобщённости, по преобладанию одного какого-л представления над другими видами.

Пути формирования представления:

1) поддерживание интереса к своей профессии, специальности

2) постановка профессиональных значений задач и вопросов

3) активное использование совершенных технических средств для глубокого изучения и формирования знаний, навыков, умений для своей деятельности.

Воображение—создание нового образа на основе имеющихся представлений и знаний (из познавательных процессов; позволяет понять и осознать, азатем преобразовать действительность).

Виды воображения:

  • непроизвольное (мечта, фантазия, грёзы)

  • произвольное (научная фантазия)

В зависимости от содержания:

а) технические

б) художественные

в) научные

г) педагогические

Непроизвольное воображение—процесс создания нового образа без какой-либо цели.

Произвольно воображение—создание нового образа в связи с заранее поставленной задачей.

Мечта—образ желаемого будущего.

Фантазия—создание образа желаемого будущего, но имеющую связь с действительностью.

Грёзы—создание образа желаемого будущего при полном отрыве от реальных условий.

Репродуктивное (воссоздательное) воображение—процесс создания образа на основе чертежей, схем, карт, описаний.

Творческое воображение—создание новых оригинальных образов (объектов, которых нет в действительности).


Научная фантазия—центральное фокусное научное творчество, которое направлено на открытое ранее неизвестное явление, связь и их отношение.

Акцентирование—подчёркивание технических или иных черт, особенностей, предметов и явлений.

9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика

Эмоционально-волевая сфера - это особенности человека, касающиеся его эмоций и чувств. Эмоции – это переживания, представляющие собой отношение индивидуума к факту удовлетворения или неудовл. той или иной естественной потребности. Эмоции присущи как человеку, так и высшим животным (ярость, страх, нежность и др.)

Чувства – это форма отражения того, как человек относится к удовлетворению-неудовл. духовных потребностей, эстетических норм, взглядов, убеждений и т.п. Чувства присущи только человеку (патриотизм, любовь, презрение и др.)

Чувства: моральные – патриотизм, любовь, стыд, гнев и др.; интеллектуальные – чувство юмора, удивление, сомнение, восторг от познания; эстетические – отношение человека к прекрасному и безобразному, великому и смешному, комическому и трагическому и т.д.

Чувства характеризуются по:

1)их качеству (позитивн. и негативные), 2) характеру их воздействия на личность (повышающие и понижающие жизнедеятельность), 3) степени влияния на человека, 4) их силе и глубине, 5) устойчивости, 6)степени осознанности, 7) степени их внутренней согласованности, 8) характеру окраски (объединяющие и разъединяющие людей).

Эмоции и чувства по форме протекания классифицируются:

а) настроение б) аффекты в) стрессы г) фрострация д) страсть

Настроение—слабо выраженные эмоции и чувства, отличающиеся значительной деятельностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причини факторов их вызывающих.

Аффекты—переживание большой силы с коротким периодом проникания. Они характеризуются значительными уменьшениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

Фрострация—возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели.

Страсть—сильное, глубокое, длительное и устойчивое переживание с ярко-выраженной направленностью на достижение цели.

Увлечение—отличается от страсти тем, что оно менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками.

Психическое состояние—сложное многообразное, достаточно стойкое, но сменяющееся физическое явление, повышающее и снижающее жизнедеятельность человека в сложной ситуации.


Воля – внутренняя регуляция и организация деятельности человека, проявляющаяся в преодолении трудностей на пути достижения поставленной цели.

Структура волевого действия:

1)осознание цели действия; 2) осознание способа действия; 3)принятие решения; 4)исключение решения; 5)оценка сделанного.

Волевые действия – сознательные акты, направленные на определённую цель и требующие конкретных усилий. Волевое усилие - внутреннее напряжение, связанное с преодолением препятствий.

Волевые качества личности:

Сила воли – это степень волевого усилия над собой, необходимого для достижения цели.

Стойкость воли – длительность усилия без его ослабления, необход. для достижения цели.