ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)
7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.
8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной
9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика
10. Социально обусловленные особенности личности (направленность
11.Биологически обусловленные особенности личности
13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в
14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной
Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.
16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива
17. Психологическая характеристика групповых отношений.
18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.
19. Конфликты и способы их преодоления.
Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)
21. Предмет и задачи педагогической науки
22. Сущность процесса обучения.
23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.
25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.
26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.
27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.
3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):
28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов
29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.
30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.
21. Предмет и задачи педагогической науки
Педагогика- наука о воспитании (образовании), принципах, методах, формах обучения, воспитания, развития, а также морально-психологической подготовки специалиста (студента) к практческой деятельности на производстве.
Объектом педагогики выступают те объекты действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивидума.(воспитание, образование)
Предметом педагогики является воспитание и образование, как реальный целостный педагогический процесс, целеноправленно-реализуемый в специальных, социальных институтах (образовательных и культурно-просветительных учреждениях).
Функции педагогики:
Теоретическая
Технологическая
Теоретическая функция реализуется на следующих уровнях:
Описательный т.е изучение передового наваторского и педагогического опыта.
диагностический-это явление состояние педагогических явлений, успешности и эффективности деятельности педагога и учащихся.
Прогностический-экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая функция реализуется на следующих уровнях:
Проективный -связанный с разработкой соответствующих учебных материалов (учебные планы, программы, пособия)
Преобразовательный-направлен на внедрение достижений педагогической науки в практику с целью её совершенствования и реконструкции.
Основные категории педагогики:
Воспитание-целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Обучение-упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Образование-система приобретённых в процессе обучения знаний , умений,навыков, способов мышления.
В систему педагогической науки входит: история педагогики ; общая педагогика.
Общая педагогика включает:
Общие основы;
Дидактику (теория обучения);
Теорию воспитания;
Школоведение;
Дошкольная и школьная педагогика
Педагогика труда
Педагогика высшей школы
Семейная педагогика
Задачи педагогики:
Анализ обучения и обобщения передового педагогического опыта.
Организация фундаментальных прикладных и практикоориентированных исследований в области обучения и воспитания.
Уточнение и развитие понятийно-категорийного аппарата педагогики.
Совершенствование содержания и организации в обучении и воспитании, принципов, методов и форм, а также создание новых эффективных педагогических технологий.
22. Сущность процесса обучения.
Процесс обучения изучается дидактикой (теория обучения). Огромный вклад в развитие дидактики внес Ян Амос Коменский ( 1592-1670). Им написана книга «Великая дидактика», в которой обобщены сущность процесса обучения, принципы, методы, формы обучения, (роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе?). Ян Амос Коменский впервые разработал классно-урочную систему обучения.
Обучение-это двухсторонний процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, ведущий от незнания к знанию, от неумения к умению.
В современном понимании для обучения характерны
качества
Знание навыкиумения
содержание
Моральные
Двухсторонний характер
Интеллигентные
результат Цели,
задачи Профессиональные
Преподаватель
Студент
средства
Психологическая готовность к практической деятельности
Совместная деятельность преподавателя и студента
Руководящая роль преподавателя
Организация и управление процессом обучения
Целостность и единство развития студента
Основные категории дидактики: преподавание, учение, обучение, образование, знание, навыки, умение, цели, продукты обучения.
Уровни обучения:
Знакомство – способность студента, познавать и распознавать в ряду подобных объектов.
Репродукция – овладение основными понятиями так, что дает возможность осуществлять описание объектов, изучение.
Полноценные знания – характеризуется умением применять усвоенную информацию в практической сфере
Трансляция – овладение информацией.
Основные положения в дидактике ориентированы на эффективную организацию учебного процесса.
23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.
Принципы обучения - это основные исходные научно-педагогические положения с учётом требований которых осуществляется процесс воспитания. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Отечественная система воспитания основана на следующих принципах: 1, Общественно направленное воспитание- придаёт всей системе воспитания честную и ясную направленность, обеспечивает внешнюю связь между всеми принципами. Опираясь на данный принцип большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеальные установки на поддержку государственного строя, конституции, законов, органов власти. 2,Опора на положительное- при реализации данного принципа, следует учитывать правила: недопустима борьба сторон, недопустима акцентирование внимания только на ошибках, недостатках; следует заострять внимание только на положительном. 3,Гуманизация- гуманное отношение, уважение прав и свободы, предъявление разумно сформулированных требований, уважение права человека быть самим собой, отказ от телесных наказаний. 4,Личностный подход- опирается на личностные качества и требует: изучения, характера, вкусов, взглядов, темперамента. Требует знание образа мышления, интересы, отношение к жизни.
Основные требования предъявляемые к принципам воспитания: 1) Обязательность (не совет, не рекомендация) 2) Комплексность 3) Равнозначность
24 Педагогические требования по реализации принципа сознательности и активности в системе профессионального обучения
Сознательность и активность обучения - это важнейший принцип обучения, в нем отражается закономерная зависимость в том, что сознательное усвоение знаний студентами зависит от мотива обучения, уровня и характера познавательной активности студента и организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе. потребность и мотив формируются далеко еще до ВУЗа
Требования этого принципа
1. Обеспечивать глубокое осознание и осмысление целей и задач занятий и его практического значения. задавать вопросы: А где я их (знания) использую\применю?
2. Стимулировать познавательную активность студентов (обучаемых) с помощью эффективных методов, приёмов, технических средств наглядности, современной методики и особенно проблемного обучения.
3. Поддерживать постоянную требовательность к качественной учебной работы студентов добиваться высоких результатов в течении семестра. Задавать себе вопросы: Что я знаю, что умею?
4. Способствовать проявлению инициативы и творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике.
5. Ознакомить студентов с эффективными приемами самостоятельной работы по приобретению знаний, критической оценки своих знаний.
25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.
Основоположник – Ян Амос Каменский. Этот принцип требует так организовать занятие, чтобы в восприятие учебного материала принимали все органы чувств.
Золотое правило дидактики: “Все, что можно представлять для восприятия чувствами, а именно видимое для восприятия зрением, слышимое слухом, запахи – обонянием, принадлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанием – осязание.”
Основные требования:наглядность должна иметь высокоидейное и научное содержание; отвечать цели и содержанию занятий; быть яркой и доступной, отвечать требованиям инженерной психологии; средства наглядности применять творчески, методически правильно; при подготовке к занятию необходимо продумать вид, содержание наглядности и методику использования.
26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.
В основе лежит положение о том, что человек обладает только тогда настоящими знаниями, когда в голове отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязных понятий и суждений в области конкретного предмета.
Требования:
-излагать учебный материал по частям, логически связанных между собой, давать строгую систему знаний учебной дисциплины;
-связывать новые знания и навыки с ранее изученными, добиваться их усвоения в определенной системе;
-систематически руководить познавательным трудом студента в ходе работы и сомостоятельной работы;
-обеспечивать систематический и действенный контроль за результатами и организацией учебного процесса;
-соблюдать строгую логическую связь в расположении учебного материала по годам, периодам обучения и по каждому учебному занятию.
27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.
Методы обучения- способы организации взаимосвязанной деятельности обучаемого и обучащего в целях формирования знаний. Навыков и умений, моральных, психологических, профессиональных качеств, необходимых специалисту для практической деятельности.
Классификация методов обучения: 1. Традиционная(берет начало в древней философии и педагогических системах, уточненная для нынешних условий).
Источники знаний:
-Практика
-Наглядность
-Слово
В ходе культурного прогресса к ним присоединяется книга. В последующее десятилетие мощнее о себе заявляет безбумажный источник информации(видео в сочетании с новой компьютерной системой).