Файл: 2_krus_1-5_gr_13-14_gr_Otvety_po_psikhologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)

Вопрос 6.

7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.

8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной

9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика

10. Социально обусловленные особенности личности (направленность

11.Биологически обусловленные особенности личности

12. 1)Характеристика холерического типа темперамента. 2)Учёт в деятельности руководителя в процессе общения с подчинёнными

13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в

14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной

Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.

16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива

17. Психологическая характеристика групповых отношений.

18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.

19. Конфликты и способы их преодоления.

Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)

21. Предмет и задачи педагогической науки

22. Сущность процесса обучения.

23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.

24 Педагогические требования по реализации принципа сознательности и активности в системе профессионального обучения

25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.

26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.

27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.

2.По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (и. Я. Лернер и м. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:

3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):

28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов

29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.

30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.

10. Социально обусловленные особенности личности (направленность

личности).

Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах ,интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностям своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?». Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.)Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.: - влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида; - склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности,выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности; - идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности; - мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому ‑­ себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения: - убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений; - установка - готовность индивида к определенной деятельности,актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях; - позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений; - цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и ‑­ возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут. Выделяют три основных вида направленности личности: личная,коллективистическая и деловая. Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной. Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера: ‑­ – больше заняты собой и своими чувствами, проблемами – делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях – пытаются навязать свою волю группе – окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно. Люди с направленностью на взаимные действия: – избегают прямого решения проблемы – уступают давлению группы – не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить – не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач . Люди с деловой направленностью: – помогают отдельным членам группы выражать свои мысли – поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели – легко и доступно излагают свои мысли и соображения – берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи – не уклоняются от непосредственного решения проблемы



11.Биологически обусловленные особенности личности

Биологически обусловленные особенности личности достаточно отчётливо проявляются в индивидуальном развитии человека и в детском, и в и в зрелом, и в старческом возрасте. Однако в процессе развития личности биологическое подчинено социальному, хотя и откладывает определённый отпечаток на её характеристику, особенности жизнедеятельности. Остановимся на компонентах данной стороны личности.

Биологические особенности личности являются врождёнными, зависят от наследственности и мало поддаются изменению под влиянием социальных воздействий. Таковыми являются задатки личности, тип нервной системы и темперамент, естественные потребности.

Задатки и тип нервной системы.

Задатки-анатомо-физиологические (врождённые, преимущественно наследственные) различия между людьми, проявляющиеся прежде всего, в особенностях нервной системы человека.

Нервная система подразделяется на три основные группы: центральную нервную систему (головной и спинной мозг), периферическую (расположенную во всех органах чувств и коже) и вегетативную, управляющую деятельностью внутренних органов. Она состоит из клеток-нейронов. Цепь нейронов образует нервное волокно, из которого, в свою очередь, образуется нерв.

Задатки нервной системы:

А) Уровень чувствительности анализаторов-органов чувств, каждый из которых состоит из периферического отдела (рецептор-ухо, глаз и пр.), центростремительного нерва, соответствующих отделов коры головного мозга и подкорки. Это цветоощущение, острое обоняние, музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

Б) Пластичность нервной системы, т.е. податливость изменениям, воспитуемость, скорость образования условных рефлексов (устойчивых реакций на одинаковые раздражители).

В) Свойства нервной системы относительно процессов возбуждения и торможения. В основе всей психической деятельности лежат два основных процесса –возбуждение и торможение. Возбуждение нервных центров вызывает ту или иную деятельность организма. Торможение, напротив, означает такое состояние, когда работа связанного с ними органа прекращается. Со стороны возбуждения и торможения нервная система характеризуется тремя основными свойствами: силой способность переносить сильные раздражители), уравновешенностью (их взаимным «балансом») и подвижностью (быстротой их сменяемости).

Сочетание этих свойств нервной системы- силы, уравновешенности и подвижности-обусловливает типичные для данного индивидуума особенности реакции на те или иные раздражители, особенности поведения и жизнедеятельности в целом. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности характеризуются не каким-либо из этих свойств, а именно их сочетанием. Поскольку интенсивность каждого из этих свойств может быть выражена у каждого индивидуума в разной степени, поскольку количество возможных сочетаний, строго говоря есть множеств, которое вряд ли можно выразить числом. Однако академик И.П. Павлов создал классификацию основных типов нервной системы, выделив четыре типа:


  • «Живой» -это сильный, уравновешенный, подвижный

  • «Безудержный» - сильный, неуравновешенный, подвижный

  • «Спокойный» - сильный, уравновешенный, инертный

  • «Слабый» - слабый, неуравновешенный, инертный

Тип нервной системы (или тип высшей нервной деятельности) хотя и относится к природным, биологически обусловленным особенностям личности, всё же не является чем-то абсолютно неизменным. Он развивается, тренируется, изменяется под влиянием окружающих условий, хотя и очень незначительно.

Проявление свойств типа нервной системы в поведении и жизнедеятельности личности и составляет такое её общее свойство, как темперамент.

Темперамент

Темперамент-это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся на энергетическом уровне поведения, в динамичности и во временных параметрах индивида. Темперамент проявляется в действиях независимо от содержания и направленности, причём не только в эмоциональных и волевых реакциях, но и в интеллектуальных действиях, характеристике актив является в действиях независимо от содержания и направленности, причём не только в эмоциональных и волевых реакциях, но и в интеллектуальных действиях, характеристике активности и работоспособности, в характеристике общения и т.д.

Свойства темперамента в определённой степени регулируют деятельность личности. Они не оказывают большого влияния на итоговую результативность деятельности, но обусловливают формирование индивидуального стиля деятельности конкретного человека.

Выделяют четыре основные типа темперамента –в соответствии с четырьмя типами нервной системы. Каждому типу нервной системы соответствует свой темперамент:

1) Живому типу-сангвистический темперамент

2) Безудержному-холерический

3) Спокойному-флегматический

4) Слабому-меланхолический.

Названия темпераментов закрепились за ними традиционно и заимствованы из учения древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ утверждал, что в теле человека текут четыре жидкости: кровь (сангвис), желчь(холе), слизь(флегма), чёрная желчь (мелайне холе). От преобладания одной из этих жидкостей, согласно Гиппократу, и зависят особенности поведения человека.

Сангвинику присущи: возбудимость и достаточно быстрая смена чувств и настроений, высокая переключаемость на разные виды работы и быстрое усвоение навыков, высокая приспособляемость к новой обстановке, достаточно высокая активность и энергичность, быстрый контакт с окружением, бодрое настроение и жизнерадостность, сдержанность, общительность и отсутствие скованности в общении с новыми людьми.


Холерику присущи: возбуждённое состояние, очень быстрая смена чувств и настроений, аффективность, высокая переключаемость на разные виды деятельности, быстрое усвоение навыков, высокая приспособляемость к новой обстановке, повышенная активность и энергичность.

Для флегматика характерны: слабая эмоциональная возбудимость, всегда ровное настроение, повышенная сдержанность и терпеливость, медленное возникновение чувств, медленная переключаемость на другую работу и медленное усвоение навыков.

Меланхолику свойственны: медленное возникновение чувств, зато исключительная их глубина , впечатлительность, сентиментальность, мнительность, легкая ранимость.

Следует учитывать, что «чистые», сангвиники, холерики, меланхолики, холерики встречаются крайне редко. Чаще всего встречаются менее или более выраженные носители определённого темперамента. Зачастую речь может идти просто о преобладании признаков какого-то из темпераментов.

Темперамент подвержен изменениям под влиянием жизненных условий и обстоятельств, но, как и тип нервной системы, не в очень значительных пределах. Он более предрасположен к маскировке, чем к действительному изменению.

Естественные потребности

К биопсихическим свойствам относятся и некоторые потребности человека, а именно-естественная точка успешное выполнение организмом жизненно важных функций, успешная организация жизнедеятельности человека требует удовлетворения нужд в том, что необходимо для поддержания, продолжения и развития жизни.

Любая нужда организма в условиях, необходимых для жизни, выражается в требованиях его к этим условиям, т.е. в потребностях. Потребность и есть внутренняя нужда организма в тех или иных условиях, необходимых для жизни. Среди множества потребностей человека естественные занимают особое положение, к ним относятся: потребности в пище и питье, половые, оборонительные (т.е. потребность в самосохранении, самозащите) и ориентировочные (потребность ориентироваться в наличной обстановке), потребности в тепле, воздухе и отдыхе.

Естественные потребности человека не являются специфическими человеческими потребностями, а имеют свой аналог в мире высших животных. Тем не менее, будучи очеловеченными, социологизированными, естественные потребности человека существенно отличаются от соответствующих потребностей животных как по своему предмету, так и по способу их удовлетворения.

Следует отметить, что биопсихические свойства, особенности личности – это основа, на которой развивается психика человека. Это своего радо фундамент, на котором жизнь строит грандиозное здание условно-рефлекторных благоприобретении, качеств, свойств и т.д. . И поэтому с прикладной точки зрения исключительно важна диагностика биопсихических качеств лиц, изучаемых в тех или иных практических целях.