Файл: 2_krus_1-5_gr_13-14_gr_Otvety_po_psikhologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)

Вопрос 6.

7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.

8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной

9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика

10. Социально обусловленные особенности личности (направленность

11.Биологически обусловленные особенности личности

12. 1)Характеристика холерического типа темперамента. 2)Учёт в деятельности руководителя в процессе общения с подчинёнными

13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в

14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной

Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.

16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива

17. Психологическая характеристика групповых отношений.

18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.

19. Конфликты и способы их преодоления.

Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)

21. Предмет и задачи педагогической науки

22. Сущность процесса обучения.

23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.

24 Педагогические требования по реализации принципа сознательности и активности в системе профессионального обучения

25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.

26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.

27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.

2.По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (и. Я. Лернер и м. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:

3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):

28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов

29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.

30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.

17. Психологическая характеристика групповых отношений.

Отношения в коллективе.

Отношение – позиция личности ко всему, что её окружает и самой себе.

Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям навстречу друг другу.

Межличностные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения.

Деловые создаются в процессе выполнения специальных обязанностей.

Личные – в ходе личных контактов.

Деловая зависимость (виды):

  • деловые отношения равенства

  • деловые отношения подчинения

  • нейтральные деловые и личные.

Отношения в коллективе строятся по вертикали (между начальниками и подчиненными):

  • требовательность, уважение, доверие, забота.

Между равными членами:

  • уважение, доверие, забота, требовательность.

Все отношения внутри коллектива строятся из 3-ёх основных событий:

  1. Сопереживание (согласие, сочувствие)

  2. Нейтральности (безразличие)

  3. Отчужденности

       Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой группе  - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.        Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порой стихийно. Она в большинстве случаев трудно различима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период. Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и многие элементы, их составляющие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные меж¬личностные оценки, сопереживания и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.        В структуре взаимоотношений людей обычно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.          Когнитивный компонент межличностных отношений в малой группе включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения.      Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Адекватность взаимопонимания представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Идентификация во взаимопонимании представляет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждой из них.      Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.         Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается эмпатией — эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Сопереживание — переживание тех чувств, которые испытывает другой, а сочувствие — это и личностное отношение к переживаниям другого. Есть и деятельностная эмпатия — соучастие, представляющая собой не только переживание за другого, но и содействие ему. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях.        Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.     Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности—неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии—антипатии, привлекательность—непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые —  включают момент притяжения, отталкивания. Межличностная привлекательность во многом зависит от явления, получившего название совместимость—несовместимость людей, которое сказывается на взаимоотношениях. При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты. Взаимоотношения в малой группе бывают разны видов. Общественно-политические взаимоотношения — это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подго¬товки и проведения общественных и других мероприятий в группе.       Служебные взаимоотношения — это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.        Внеслужебные взаимоотношения — отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т. д



18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют 3 компонента:

  1. Коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информации между людьми).

  2. Интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между индивидуумами, т. е. еще и в обмене действиями).

  3. Персептивная сторона (означает процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания и дружеских связей).

Способы восприятия друг друга:

  1. Эмпатия – способность постижения эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

  2. Заражение – определяется как бессознательная невольная подверженность человека к определению психическим состоянием. Оно проявлялось через передачу определения эмоционального состояния или «Психического настроя».

  3. Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии.

  4. Убеждение – построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

  5. Подражание – его специфика в отличие от заражения и внушения состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а в воспроизведении им черт и образов демонстрируемого поведения.

В процессе общения выделяют этапы:

  1. Потребность в общении – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

  3. Ориентировка в личности собеседника.

  4. Планирование содержания своего сообщения (человек представляет себе, что скажет, это происходит бессознательно).

  5. Восприятие и оценка ответной функции собеседника.

  6. Корректировка направления стиля методов общения.


Коммуникация – процесс двустороннего обмена информации, ведущий к взаимному пониманию.

Коммуникативная компетентность – способность установки и поддержки необходимых контактов с другими людьми.

Причины плохой коммуникации:

  1. Стереотипы, т. е. упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате – нет объективного анализа и понимания людей.

  2. Предвзятое представление – склонность отвергать все, что противоречит собственному взгляду.

  3. Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости вашего взгляда.

  4. Отсутствует внимание и интерес собеседника, а интерес возникает, когда человек осознаёт значение информации для себя.

  5. Пренебрежение фактами (привычка делать поспешное решение, при отсутствии достаточного числа фактов).

  6. Ошибки в построении высказываний(неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.)

  7. Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Виды общения:

  • «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника (вежливости, строгости, безразличие).

  • Примитивное общение – оценка другого человека идет как нужный или мешающий объект ( если нужен – активно вступает в контакт, если нет – оттолкнуть или последуют агрессивные реплики ).

  • Деловое общение – учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

  • Духовное общение - межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и без помощи слов.

  • Светское общение (его суть: беспредметность, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это закрытое общение ).

Кодекс светского общения:

  1. Вежливость, такт – «соблюдай интересы другого».

  2. Одобрение, согласие – «избегай возражений».

  3. Симпатия – «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения:

  1. Принцип кооперативности – «твой вклад такой, какого требует совместно принятое направление разговора.

  2. Принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.

  3. Принцип качества информации – «не ври».

  4. Принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение».

  5. «Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника».

  6. «Умей слушать и понять нужную мысль»

  7. «Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».


Общение как сложный процесс взаимоотношения между людьми, осуществляло по таким основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способов воздействия на собеседника.

Структура вербального общения:

  1. Значение и смысл слов, фраз («разум человека проявляется в ясности его речи»).

  2. Речевые звуковые явления (темп речи, модуляция высоты голоса, ритм (равномерный и прерывистый), тембр (хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи и т. д. )

  3. Выразительные качества голоса (специфические звуки: смех, плач, хохот).

Невербальные средства общения:

  1. Кинесика (изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций).

  2. Такесика (изучает прикосновение ситуаций общения – рукопожатие, поцелуи, прикасания).

  3. Проксемика (изучает расположение людей в пространстве при общении).

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческих контактах:

  • Интимная зона (15-45 см.) – допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для нее характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения.

  • Личная (персональная) зона (45-120 см.) – для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающую визуально-зрительный контакт между партнерами.

  • Социальная (120-400см.) – соблюдается во время официальных встреч в кабинетах и других служебных помещениях с теми, кого не очень знают.

  • Публичная зона (>400 см.) – общение с большой группой людей (на митинге, на лекции).

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное расстройство, способна дать информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказатьь больше, чем произнесенные слова.

Много информации при общении несут жесты. Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции.