ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 4. Естественно – научные основы психологии.(динамический стереотип!)
7.Память. Виды памяти. Развитие памяти.
8. Представление и воображение. Особенности и учет в познавательной
9. Эмоционально-волевая сфера личности. Краткая характеристика
10. Социально обусловленные особенности личности (направленность
11.Биологически обусловленные особенности личности
13. Характеристика сангвинического типа темперамента. Учет в
14. Понятие о характере. Учет особенностей характера в профессиональной
Вопрос 15. Способности. Виды способностей. Пути развития способностей.
16. Понятие о группе и коллективе. Структурные элементы группы и коллектива
17. Психологическая характеристика групповых отношений.
18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.
19. Конфликты и способы их преодоления.
Вопрос 20: (Психология семейного восспитания)
21. Предмет и задачи педагогической науки
22. Сущность процесса обучения.
23. Понятие о принципах обучения. Система принципов.
25. Принцип наглядности в обучении. Золотое правило дидактики.
26. Сиситематичность и последовательность в обучении. Основные требования.
27.Методы обучения. Классификация и краткая характеристика.
3.По практическому применению(Барабанщиков, Давыдов):
28.Сущность и содержание процесса воспитания студентов
29. Принципы воспитания. Система принципов. Краткая характеристика.
30. Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика.
17. Психологическая характеристика групповых отношений.
Отношения в коллективе.
Отношение – позиция личности ко всему, что её окружает и самой себе.
Взаимоотношение – отношение, идущее от людей к людям навстречу друг другу.
Межличностные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения.
Деловые создаются в процессе выполнения специальных обязанностей.
Личные – в ходе личных контактов.
Деловая зависимость (виды):
деловые отношения равенства
деловые отношения подчинения
нейтральные деловые и личные.
Отношения в коллективе строятся по вертикали (между начальниками и подчиненными):
требовательность, уважение, доверие, забота.
Между равными членами:
уважение, доверие, забота, требовательность.
Все отношения внутри коллектива строятся из 3-ёх основных событий:
Сопереживание (согласие, сочувствие)
Нейтральности (безразличие)
Отчужденности
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порой стихийно. Она в большинстве случаев трудно различима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период. Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и многие элементы, их составляющие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные меж¬личностные оценки, сопереживания и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. В структуре взаимоотношений людей обычно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент межличностных отношений в малой группе включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Адекватность взаимопонимания представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Идентификация во взаимопонимании представляет собой отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. Здесь проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждой из них. Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально-психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д. Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается эмпатией — эмоциональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Сопереживание — переживание тех чувств, которые испытывает другой, а сочувствие — это и личностное отношение к переживаниям другого. Есть и деятельностная эмпатия — соучастие, представляющая собой не только переживание за другого, но и содействие ему. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимоотношениях. Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент. Он включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние удовлетворенности—неудовлетворенности группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют симпатии—антипатии, привлекательность—непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые — включают момент притяжения, отталкивания. Межличностная привлекательность во многом зависит от явления, получившего название совместимость—несовместимость людей, которое сказывается на взаимоотношениях. При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты. Взаимоотношения в малой группе бывают разны видов. Общественно-политические взаимоотношения — это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подго¬товки и проведения общественных и других мероприятий в группе. Служебные взаимоотношения — это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей. Внеслужебные взаимоотношения — отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т. д
18. Психология общения. Вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют 3 компонента:
Коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информации между людьми).
Интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между индивидуумами, т. е. еще и в обмене действиями).
Персептивная сторона (означает процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания и дружеских связей).
Способы восприятия друг друга:
Эмпатия – способность постижения эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
Заражение – определяется как бессознательная невольная подверженность человека к определению психическим состоянием. Оно проявлялось через передачу определения эмоционального состояния или «Психического настроя».
Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии.
Убеждение – построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.
Подражание – его специфика в отличие от заражения и внушения состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а в воспроизведении им черт и образов демонстрируемого поведения.
В процессе общения выделяют этапы:
Потребность в общении – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего сообщения (человек представляет себе, что скажет, это происходит бессознательно).
Восприятие и оценка ответной функции собеседника.
Корректировка направления стиля методов общения.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информации, ведущий к взаимному пониманию.
Коммуникативная компетентность – способность установки и поддержки необходимых контактов с другими людьми.
Причины плохой коммуникации:
Стереотипы, т. е. упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате – нет объективного анализа и понимания людей.
Предвзятое представление – склонность отвергать все, что противоречит собственному взгляду.
Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости вашего взгляда.
Отсутствует внимание и интерес собеседника, а интерес возникает, когда человек осознаёт значение информации для себя.
Пренебрежение фактами (привычка делать поспешное решение, при отсутствии достаточного числа фактов).
Ошибки в построении высказываний(неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.)
Неверный выбор стратегии и тактики общения.
Виды общения:
«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника (вежливости, строгости, безразличие).
Примитивное общение – оценка другого человека идет как нужный или мешающий объект ( если нужен – активно вступает в контакт, если нет – оттолкнуть или последуют агрессивные реплики ).
Деловое общение – учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное общение - межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и без помощи слов.
Светское общение (его суть: беспредметность, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это закрытое общение ).
Кодекс светского общения:
Вежливость, такт – «соблюдай интересы другого».
Одобрение, согласие – «избегай возражений».
Симпатия – «будь доброжелателен, приветлив».
Кодекс делового общения:
Принцип кооперативности – «твой вклад такой, какого требует совместно принятое направление разговора.
Принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.
Принцип качества информации – «не ври».
Принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение».
«Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника».
«Умей слушать и понять нужную мысль»
«Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Общение как сложный процесс взаимоотношения между людьми, осуществляло по таким основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способов воздействия на собеседника.
Структура вербального общения:
Значение и смысл слов, фраз («разум человека проявляется в ясности его речи»).
Речевые звуковые явления (темп речи, модуляция высоты голоса, ритм (равномерный и прерывистый), тембр (хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи и т. д. )
Выразительные качества голоса (специфические звуки: смех, плач, хохот).
Невербальные средства общения:
Кинесика (изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций).
Такесика (изучает прикосновение ситуаций общения – рукопожатие, поцелуи, прикасания).
Проксемика (изучает расположение людей в пространстве при общении).
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческих контактах:
Интимная зона (15-45 см.) – допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для нее характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения.
Личная (персональная) зона (45-120 см.) – для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающую визуально-зрительный контакт между партнерами.
Социальная (120-400см.) – соблюдается во время официальных встреч в кабинетах и других служебных помещениях с теми, кого не очень знают.
Публичная зона (>400 см.) – общение с большой группой людей (на митинге, на лекции).
Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное расстройство, способна дать информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказатьь больше, чем произнесенные слова.
Много информации при общении несут жесты. Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции.