ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2024
Просмотров: 419
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
XxvIll эпизод
48й инцидент
557. Вдруг Хозе вздрогнул.
558. Бьют часы. Они показывают ровно 7 часов.
559. Хозе глухо говорит:
- ТЕПЕРЬ УЖЕ ПОЗДНО...
560. Сантандер прерывает его:
- НЕТ... КАК РАЗ ВРЕМЯ!..
561. Сантандер встает. Говорит, обращаясь к Хозе: «Смотри!» Хозе смотрит вокруг.
562. Бар полон рабочими. Они встают из-за своих столиков, заполняют все свободное пространство в зале.
563. Из бильярдной показывается большая группа рабочих.
564. Новая большая группа рабочих появляется в дверях бара.
565. К Хозе подходят товарищи и окружают его плотным кольцом.
566. Агент выскочил из телефонной будки, увидел...
567. ...Хозе, окруженного товарищами.
568. Агент вынул из кармана два револьвера.
569. Лицо Хозе...
570. Агент делает знак Хозе идти...
571. Хозе смело смотрит на агента и не думает повиноваться.
572. Агент поднимает револьвер.
573. Молодой рабочий бросился защищать грудью Хозе... Целая группа людей заслонила собой Хозе.
574-576. В дверях бара показался отряд полиции... Его встретили градом бутылок, кружек, тарелок, табуреток и т.д. 577. Агент выстрелил.
578-580. И вдруг погасло электричество. В темноте блеснули выстрелы агента. При свете выстрелов в него летят табуретки, бутылки, кружки и т.д.
581. Лицо агента при вспышке выстрела, и затем полная тьма.
XXIX эпизод
49-й инцидент
582. К домику Реалей подъехала коляска. Клеманс вышла из коляски на землю. За ней Саравия.
583. На крыльце домика Реалей. К двери подходит совершенно измученная Клеманс, вдруг она обнаруживает, что дверь открыта. В страшном волнении бросается в дом... За ней быстро проходят Саравия и Мишель.
584. Клеманс в комнате. Увидела...
585. ...раскрытый шкаф...
586. ...разбитую кружку.
587. Подбежала к столу, увидала трубку, из которой курил Хозе:
- ОН ЗДЕСЬ БЫЛ!
588. Саравия и Мишель подошли к Клеманс. Она им показывает на следы пребывания здесь Хозе. Бросается от них к двери.
589. Клеманс подбегает к двери, и вдруг дверь открывается, и в дверях появляется Сантандер.
590. Клеманс схватила Сантандера за руку:
- ХОЗЕ БЫЛ ЗДЕСЬ. ГДЕ ОН?..
591. Сантандер медленно поднял на нее глаза и сказал:
- НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ, КЛЕМАНС!
592. На мгновение ужасный вопрос на лице Клеманс!
593. Л Сантандер добавил:
- ОН В БЕЗОПАСНОСТИ.
594. Клеманс не выдержала, покачнулась, Сантандер ее поддержал.
XXX эпизод
50-й инцидент
595. Дорога... Идет охотник, тот самый, который помешал агенту убить Хозе. Он обвешан убитой мелкой дичью.
596. Идет агент, сильно поврежденный, весь в перевязках.
597. Встретились охотник и агент. Охотник, хвастаясь своей добычей, спрашивает:
- А КАК ВАША ОХОТА?
598. Агент не отвечает. Вид у него печальный.
599. Охотник смотрит на него и говорит:
- А... ПОНИМАЮ... ДИЧЬ...
600. И после выразительной паузы закончил: -УЛЕТЕЛА!..
Характер и роль
Образы людей (действующие лица, персонажи пьесы) называются в драматургии характерами.*
Из сказанного в предыдущей главе о взаимоотношении фабулы и характеров следует, что без полноценного, яркого изображения характеров не может быть значительного драматического произведения. «Характер, —
*Некоторые молодые теоретики киноискусства образ противопоставляют характеру, тем самым отрывая форму от содержания, идею от ее конкретного воплощения. Конечно, такое противопоставление основано на сплошном недоразумении. Художественный образ конкретен, а конкретность человеческого образа и есть не что иное, как совокупность характерных черт, которыми художник наделяет своего героя и которые образуют то, что называется характером.
писал Гегель, — составляет подлинное средоточие идеального художественного изображения» («Эстетика»).
Что же такое характер и из чего слагается характеристика* человека, персонажа пьесы?
Аристотель дает следующее определение: «Характер — это то, в чем проявляется решение людей». Более развернутое и точное определение можно найти у Энгельса в известном письме его к Лассалю (по поводу трагедии «Франц фон Зикинген»). «Мне кажется, — пишет Энгельс, — что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем как она это делает, и с этой стороны идейному содержанию вашей драмы не повредило бы, я думаю, если бы отдельные характеры были несколько резче разграничены и противопоставлены друг другу. Характеристика древних в наше время уже недостаточна, и здесь, мне кажется, вы могли бы без вреда посчитаться немножко больше со значением Шекспира в истории развития драмы» (Собр. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXV, с. 259).
Таким образом, при создании характера всегда важно определить: 1) что делает человек (чего он хочет, какие решения принимает, что осуществляет); 2) как он это делает (обдуманно или импульсивно, колеблясь или решительно, с увлечением или безразлично, весело или ворчливо).
В соответствии с этим характерным поведением или характерным действием следует считать такое поведение или действие, которое отличает данный характер от других характеров как в отношении побудительных мотивов
*Под характеристикой обычно разумеется описание или определение человека или вообще какого-нибудь объекта путем указания его характерных черт. В литературе и драматургии термин «характеристика» чаще всего употребляется в смысле художественного «описания» или «определения» характера в самом художественном произведении (т.е. в процессе развертывания повествования или Действия). Поскольку в художественном произведении характер возникает как результат характеристики, эти два термина иногда употребляются как равнозначные. Выражения «бледные характе- ) ры» или «бледные характеристики» имеют один и тот же смысл.
поведения (чего человек хочет, к чему стремится, что побуждает его к действию), так и в отношении его средств (как человек ведет себя).
Создавая драматическое произведение, необходимо иметь в виду следующие самые общие и основные требования, которые можно предъявить к качеству характеристики:
1. Характер должен быть правдоподобным, естественным, живым. В своей «Эстетике» Гегель пишет: «Для изображения цельного характера подходит больше всего эпическая поэзия и меньше — драматическая и лирическая. Действие в его конфликтах и реакциях предъявляет требования, чтобы образ был ограниченным и определенным. Именно поэтому драматические герои большей частью проще, чем эпические. Определенность же получается благодаря некоему особенному пафосу (страсти), который изображается так, что мы ясно увидим в нем существенную, бросающуюся в глаза черту характера, ведущую к определенным целям, решениям и поступкам. Если, однако, ограничение доводится до того, что изображаемое лицо опустошается, превращается лишь в абстрактную форму какого-то определенного пафоса, например, любви, чести и т.п., то благодаря этому теряется всякая живость, и изображение, в котором выдвинута лишь эта сторона характера, становится, как это часто бывает у французов, скудным и холодным. Поэтому хотя в характере одна главная сторона и должна выступать как господствующая, однако в пределах этой определенности должна всецело сохраняться живость и полнота, так что определенному лицу оставляется возможность проявлять себя с различных сторон, ставить себя в многообразные положения и раскрывать богатство развитой в себе внутренней жизни в многообразных проявлениях».
Живой человеческий образ представляет собой единство общего и особенного (индивидуального), он сочетает в себе в органической слитности признаки типичные (общие у данного характера с определенной категорией людей, класса, профессии, национальности, возраста и т.д.) и признаки индивидуальные, представляющие осо-
бенность только данного характера; причем эта особенность может проявляться в своеобразном сочетании или варьировании типичных черт, в уклонении от типовой нормы, в своеобразии темперамента, индивидуальных привычек и склонностей, отличающих данный характер от других характеров. Лишенный характерных, индивидуализирующих черт, характер превращается в схему, чаще всего безликую и скучную. Не обязательно придавать характеру большое количество индивидуальных черт, — одна-две яркие черты иногда бывают вполне достаточны, чтобы придать характеру убедительность живого образа, очарование своеобразной индивидуальности.
Художественный человеческий образ есть конкретное воплощение определенной мысли (идеи) художника, его представлений о жизни и человеке, его общественных идеалов. Идея художника раскрывается в образе, через образ, но не в том смысле, что герой обязательно должен носить в себе и высказывать мысли автора, а в том, что характеристика героя, его поведение (что он делает и как он делает) должны вызывать у зрителя сочувствие или осуждение, определенное отношение к герою и его судьбе, а через это и понимание идеи образа, т.е. замысла художника. Превращенные в прямых и непосредственных глашатаев волнующих автора идей, человеческие образы теряют свою жизненную непосредственность, становятся ходульными и малоубедительными. Именно это имел в виду Маркс, когда писал Лассалю: «Я считаю шиллеровщину, превращение индивидов в простые рупоры духа времени, твоим крупнейшим недостатком». То, что Маркс считал серьезным недостатком шиллеров-ской драматургии, сплошь да рядом является губительным Для драматургов, не обладающих гением Шиллера.
2. Характер должен быть определенным и ярким. Раскрываясь в многообразных проявлениях, характер должен обладать одной какой-то чертой, которая выступала бы наиболее ярко и активно, определяя линию его поведения. «Полнота характера, — пишет Гегель в «Эстетике», — должна выступать как слитая в единый субъект, а не как разбросанность, поверхностность и исключительно лишь
многообразная возбудимость, как мы это видим у детей которые хватают все в руки, на короткое время заинте ресовываются и начинают играть этими новыми вещами»