Файл: Туркин. Драматургия кино.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.09.2024

Просмотров: 426

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Драматическое раскрытие материала, сюжетная его разработка должны предшествовать постановке кинокар­тины, предопределяя место образов в единой смысловой системе картины. Такая идейная и сюжетная организация материала есть задача кинопьесы и требует таланта и опыта. Нет поэтому ничего удивительного в том, что и в театре, и в кино это дело потребовало специализации и привело к разделению функций автора и режиссера.

Таким образом, кинодраматургия как предмет нашего исследования — это искусство «замышлять» кинофильм и свой замысел осуществлять в художественно полноценном ли­тературном произведении, по своему объему, по своей струк­туре, по способам раскрытия характеров, по средствам выра­зительности ориентированном на последующую реализацию его в пластических («оптических», зрительных) образах, в зри­тельном действии - в фильме.

Кинодраматургия («теория киносценария») в этом по-нимании, входя в систему литературной поэтики (наряду с драматургией театральной), в то же время входит в со­прикосновение и взаимосвязь с «теорией построения» ки­нофильма (теорией режиссуры).

Если киносценарий — не «стадия состояния материала», а полноценный идеологический продукт, художественное литературное произведение, (а это так) то тем самым от­ношение к нему как к сырью, «полуфабрикату» должно быть категорически осуждено.

В обоснование взгляда на киносценарий как на «сырье»

или «полуфабрикат» обычно приводят то соображение,

° сценарий не «потребляется» отдельно от картины

(как, например, театральная пьеса). Говорят, что сцена­рий целиком и без остатка исчезает в кинокартине (как «сырье», «полуфабрикат» в готовой фабричной или завод­ской продукции), он не «виден» и не «слышен», как, на­пример, слышен авторский текст в театральной пьесе.

Этот аргумент не выдерживает никакой критики. Кар­тина может быть лучше и хуже сценария, но рядом с ней существует сценарий, с которым ее можно сравнить. Отвлеченно говоря, по этому сценарию еще и еще раз можно снимать картину. Наконец, его можно напечатать, довести до сведения зрителя, дать зрителю возможность сравнивать картину со сценарием, прочитать сценарий, не смотря картины, так же как можно читать театраль­ную пьесу. Сценарий всегда может и должен быть «конт­рольным художественным документом», с которым следу­ет «сверять» кинокартину.

Но, конечно, для этого сценарий должен быть не схе­матическим наброском киносюжета, а завершенной худо­жественной конструкцией.


Именно такое художественное произведение, пред­назначенное для постановки на экране, и имеется нами в виду.

КИНОСЦЕНАРИЙ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ДРАМАТУРГИИ

Киносценарий возник с момента появления иг­рового кинематографа как приспособление для постанов­ки на экране театральных пьес, рассказов, романов и раз­личных сюжетов в виде более или менее подробного пла­на-описания будущей кинокартины в последовательности происходящих в ней событий, с разделением на части и отдельные сцены применительно к технике постановки и демонстрации кинокартин.

Самый термин сценарий'1', сразу и повсюду принятый для обозначения пьесы для экрана, отразил первоначаль­ное представление об отличии ее формы от обычной формы разговорных («литературных», «правильных») пьес для драматического театра.

Сценарий в театре

В театре термин сценарий применяется для обо­значения различных — по функции и способу записи — твор­ческих и рабочих документов, объединяемых тем общим признаком, что все они, в виде более или менее подробной или краткой схемы (плана, «оглавления»), излагают порядок и содержание сцен пьесы-спектакля без диалога.

Итальянское слово «scenario» («сценарио» в итальянском

Р изношении с ударением на а или во французском — с ударением

леднем о) проникло очень давно во все европейские языки в

тве технического театрального термина. Происходит оно от слова («сцена») и обозначает расписание или порядок сценического действия. У нас это слово получило русское окончание: сценарий.

Так, сценарием в театре называются:

1. Режиссерский рабочий план-проект для постановки спек­такля.

В театре балета сценарием называется составляемое обычно режиссером расписание танцевальных и мими­ческих номеров, по которому осуществляется постанов­ка балета.

Такой сценарий, ограничивающий свои задачи поряд­ковой разметкой сценического действия (с кратким ука­занием содержания отдельных сцен и способа их исполне­ния), предполагает, что содержание балета (его фабула) предварительно установлено и изложено. Это содержа­ние балета излагается в так называемом либретто*.

В театре драмы, где обычно постановка осуществляет­ся прямо по пьесе, постановочного сценария, особого от пьесы, как общее правило, не составляется — в нем нет надобности. Его заменяет разметка пьесы, т.е. дополни­тельные режиссерские ремарки и комментарии в разви­тие и дополнение авторских ремарок.


Однако и в театре драмы режиссер может составлять для постановки пьесы особый постановочный сценарий.

Эти рабочие планы-проекты для постановки спектак­ля можно назвать постановочными, рабочими или режис­серскими сценариями.

2. В работе драматурга (над разговорной пьесой) сцена­рием называется схематический план пьесы — изложение ее фабулы, в котором более или менее точно и конкрет­но намечены последовательность и содержание отдель­ных сцен будущей пьесы и темы разговоров действующих лиц. Руководствуясь таким планом, драматург затем разра­батывает полный текст пьесы.

*Либретто — слово итальянское, уменьшительное от libro — книга; libretto первоначально означало — книжечка, т.е. небольшое по размерам изложение содержания балета, оперы или пьесы. Следует различать: 1) либретто для зрителя (изложение со­держания идущего в театре спектакля, которое обычно печатает­ся в театральной программе) и 2) авторское либретто для постанов­ки (особого вида пьеса для балета или оперы). Здесь и в дальней­шем речь идет именно об авторском либретто.

3. При работе над пьесой между авторами возможно разделение труда: один — в форме сценария разрабатыва­ет фабулу пьесы, подробный план ее сценической компо­зиции, другой — разрабатывает диалоги действующих лиц. Такая практика иногда имеет у нас применение в драма­тургии «малых форм»: одни авторы (сценаристы) пишут сценарии будущих постановок, другие (которые называ­ются «текстовиками») пишут разговорный текст к этим сценариям, тем самым превращая их в пьесы закончен­ной формы.

4. В театре сценической импровизации (т.е. в театре, где разговор на сцене импровизируется, разрабатывается сами­ми актерами) пьесы пишутся в форме сценария. Так писались пьесы в театре итальянских комедиантов XVI-XVTII веков (так называемом театре «la commedia dell'arte»).

Вот, например, отрывок сценария одной из итальянс­ких комедий, представлявшихся в 30-х годах XVIII века в России при дворе императрицы Анны Иоанновны. Назы­вается комедия «Метаморфозы, или Преображения арле-киновы».

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Театр показывает город и ночь

Сильвий входит, защищая себя от многих воров, которые с голыми (т.е. обнаженными) шпагами го­нятся за ним. Оной (т.е. оный, он, — Сильвий) кида­ется от них в один дом, у которого были ворота от­ворены, и укрывается от них (т.е. от воров) через то (т.е. таким образом).

Воры, увидевши, что им то не удалось, выходят.


Театр показывает камору (т.е. комнату) Смеральдина спрашивает у Дианы, что для чего бы она не шла покамест (т.е. до сих пор) ложиться спать. Диана ей ответствует, что она хочет немного еще на воздухе побыть. Смеральдина начала ей гово­рить, что, может быть, любовник какой-нибудь при­чиной тому был. Та уверяет, что не для того. Сме­ральдина, хотя (т.е. желая) поставить свечу на стол, (нечаянно) угасила (свечу). Диана за то стала ее

бранить и приказала ей оную засветить. Смеральди-на выходит.

Сильвий с голою шпагою, смотря, где бы вытти было можно, насунулся (т.е. натолкнулся) на Диану; Диана, думая, что то Смеральдина, спрашивает, что где свеча? Сильвий, не зная, что говорить, ответ­ствует, что она спозналась. Слыша голос мужеской в каморе (т.е. комнате) своей, Диана испужалась и спрашивает у него, кто бы он был. Между тем Сме­ральдина возвращается со свечою, которая (т.е. Смеральдина), увидевши мужика (т.е. мужчину) с госпожею своею, говорит ей: аг, аг, аг, сударыня, вот то-то называется немного еще на воздухе по­быть! Сильвий просит прощенья у Дианы в том, что он к ней зашел, и рассказывает ей причину тому. Диана сожалеет о нем. Сильвий влюбливает-ся в нее, а Диана также в него. И когда они хотели друг другу яснее себя объявить, тогда стала гово­рить Смеральдина Сильвию, чтоб он изволил выт­ти, потому что в это время привык Панталон про­буждаться и вставать, и т.д."

Такого рода немой (т.е. без разработанного диалога) сценарий для сценической разговорной постановки явля­ется, по отношению к сценическому спектаклю, пьесой незаконченной формы. Описывая только внешнее дей­ствие, сценарий не содержит диалога, который дорабаты­вается в процессе постановки спектакля самими исполни­телями.

Если разговорную сценическую пьесу можно опреде­лить как изображение действия посредством диалога и ремарок (описательные элементы пьесы, рисующие об­становку, действия, внешность и внешнее поведение дей-•ствующих лиц), то сценарий commedia dell'arte является пьесой, состоящей из одних только ремарок без диалога (или только с зачатками диалога), пьесой в форме развер-

*Из книги В.Н. Перетца «Итальянские комедии и ин­термедии, представленные при дворе императрицы Анны Иоанов-ны в 1733—1735 гг.», Петроград, 1917 г.; в цитированном отрывке сохранен язык, но не воспроизведена старая орфография.

нутой ремарки без разработанного диалога. По сравнению с разговорной пьесой получается обратное соотношение драматургических средств: в разговорной пьесе исчерпываю­ще разрабатывается диалог и обычно очень скупо даются ремарки (вплоть до отказа от них); в сценарии commedia dell'arte подробно разрабатывается как раз ремарка и со­всем не разработан (только намечен в косвенной речи) диалог.


5. Очевидно, что такой «немой» сценарий по отноше­нию к спектаклю только тогда окажется пьесой достаточ­но законченной формы, если спектакль тоже «немой». Такова пантомима, т.е. сценический спектакль, в котором совершенно отсутствует слово на сцене и все действие передается мимически (внешними движениями, жестику­ляцией и мимикой актеров).

Балет является видом пантомимы (танцевальная пан­томима). Автор, недостаточно осведомленный в техноло­гии балетного искусства, обычно ограничивает свою за­дачу написанием либретто. Но автор, хорошо знающий технику балетных постановок, может написать свою пье­су для балета в форме сценария.

Все пьесы ремлрочной формы (достаточной для «немого» театра и не достаточной для разговорного театра) мож­но назвать авторскими сценариями.

Таким образом, в практике театра и театральной дра­матургии одним и тем же термином сценарий обозначает­ся и первичное произведение автора-драматурга для сцены и последующая разработка авторского произведения для постановки режиссером. Однако, между тем, что нами названо авторским сценарием, и тем, что нами определено как режиссерский сценарий, существует весьма отчетливое и принципиальное различие.

Режиссерский сценарий представляет собой разработку и разметку имеющегося уже налицо текста пьесы (или в бале­те — либретто) применительно к средствам сценическо­го выражения, к технике постановки и ведения спектак­ля. Авторский сценарий впервые излагает содержание пьесы (спектакля), давая достаточно полное и сюжетно осмыс­ленное описание происходящих в ней событий.

В этом отношении либретто (например, балетное) и авторский сценарии (например, commedia dell'arte) выпол­няют одинаковую функцию. Различаются же они между собой тем, что либретто менее технично в смысле соот­ветствия сценической технике и тяготеет к литературной форме рассказа, авторский же сценарий отходит от формы литературного произведения для чтения и стремится к форме точного плана сценической постановки, совмещая за­дачи либретто (связного изложения фабулы) и постано­вочного плана (режиссерского сценария).

Из трех форм работы драматурга для театра (либрет­то, сценарий, пьеса) только пьеса с литературно обрабо­танным диалогом, воспроизводимым на сцене исполните­лями спектакля в авторском тексте, привлекала внима­ние писателя и поэта.

С давних времен возникла драматическая поэзия как особый поэтический род наряду с эпосом и лирикой.