Файл: Классификация искусств.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация искусств

Проблемы хронологии.

Архитектура.

Типы конструкций.

3. Готическая конструкция

Скульптура.

2.Рельеф.

Живопись и графика.

6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

2. Свет.

3.Компрозиция.

3) Мозаика.

Искусство передней Азии. Искусство шумеров.

Периодизация шумерской истории:

Раннединастический период. Становление искусства шумеров.

Эпоха Старовавилоноского царсвта.

Искусство III династии Ура.

Искусство государства Мари.

Искусство Хеттской державы.

Искусство Ассирии.

Типы конструкций.

3. Готическая конструкция

Художественные средства.

9. Круглая скульптура и рельеф. Их разновидности.

10. Монументальная и станковая скульптура.

11. Художественные средства в скульптуре.

12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.

13. Образ человека в скульптуре.

16.Живопись как вид искусства.

17. Художественные средства живописи.

18. Композиция в живописи

19. Цвет и колорит в живописи

20. Жанры живописи.

6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

21. Основные виды живописи: станковая и монументальная.

3) Мозаика.

22. Графика, ее основные виды. Художественные средства. Материалы и техники уникальной (рисунок) и печатной графики.

Искусство Хеттской державы.

Хетты на территории Малайзии (Туры, Анатолия). Возвышение хеттской державы – начало 2 тысячелетия до н.э.. Столица – Хотусса ( в центре Малайзии).

Страна расположена на скалистом плато (случайные снегопады, похолодания). Быстрое создание сильной державы. Близкая нам языковая семья.

Хетты заключили союз с Рамсесом IIво 2 тысячелетии до н.э.

Во главе государства – царь; религия политеистична.

В архитектуре предпочитали камень, к которому относились с особым почтением, обожествляли его.

Малайзия – страна гор и плоскогорий.

Существенный вклад в историю.

Создан новый тип зданий.

Акаладнаки-Люка (клад из..)

Фигурка богини из электрона(сплава золота и серебра):

-богиня плодородия

-3 тысячелетие до н.э.

-высота 7 см

-затем изображение более дифференцированное

-попытка передать анатомическое строение, приёмы изобразительности

Воинский штандарт(олень):-высота 45 см

Золотые вещи(чаши, кубки, кувшины)

Город Хатусса:

-овал в плане

-сетка кварталов

-нерегулярная планировка

-все здания из камня разной породы (мягкой и твёрдой), хорошо и плохо отёсанных

-прямоугольные очертания зданий

-в город ведут монументальные ворота(кладка циклопическая, из квадров камня; ворота – арка – впервые использовано арочное перекрытие

-вход в город охраняют скульптурные изображения львов, которые были раскрашены

-все ворота украшают скульптуры

-ворота сфинксов(время правления РамсесаII) заимствованы из Египта (глаза инкрустированы; двуглавый орёл – символ Хеттской державы)

-обобщённые скульптурные изображения сливаются с блоком камня

-вход в город: башни расположены часто – линия обороны

-подземный вход в Хатуссы: ложный свод, камни не обработаны, длина хода – 70 м

-улицы выложены камнем, по краям – стоки для дождевой воды

-впервые использованы окна в стенах (обычно жилища освещали через проёмы в перекрытиях); окна закрывали во время холодов.

-в местах, где городской рельеф неровный, строили лестницы

-на вершине – храм-дворец, дворцово-культовый комплекс

-на вершине любого холма столицы – цитадель с храмом-дворцом

Города: Телль-Халад, Халеб

Дворцово-культурный комплекс в г. Халафе:

-новый тип здания – битхилани (жилище бога)


-задание на высокой платформе, куда ведёт пандус?

-центральная часть фасада – колонный портик (использовали колонну в оформелениии фасадов задний)

-симметричная композиция

-2 башни фланкировали колонный портик

-активно использовалась скульптура

-нижняя часть стен – плиты

-статуи богов, боги на фигурках зверей (фараоны это заимствовали

Скульптурадостаточно жёсткая, четырёхфасадная. Скульптор не стремится передать гладкость, лёгкость – выявлено качество материала. Считалось, что все живые существа появились из камня.

Пантеон

Темук (атрибут – топор) – бог-громовик во главе:

-использована инкрустация

-фронтальность фигур

Артастат- украшенный фасад в артелани

Артастат из Хотусса:

-чувство тектоники

-подчёркивает архитектуру здания

-барельеф невысокий

-преобладают твердые породы камня - суровость

-грифон, лев, вписанные в прямоугольник

Форма сосудов не гончарная, преобладают металлические изделия.

1)Имитированный сосуд из золота(поверхность имитирует блеск красной меди – затёрта до блеска)

-носик – боевой топор. Посвящен богу; лощение до блеска (имитирован металл)

-силуэт напоминает птицу

-склонность к обобщению

2) преобразование греческой амфоры

3)кубки для винопитияв виде грозди винограда (связан с культом бога плодородия, использовался в ритуальных целях)


Искусство Ассирии.

Верховье тигра и Евфрата. Горная страна. Ассирийцы испытывали сильное влияние хеттов (разгромили хеттов в 1 тысячелетии). Ассир – небольшое государство. Столица – Ашур. Истоки – начало 1 тысячелетия до н.э. Ассир возвысился после разорения хеттов.

1 тысячелетие – тяжёлое время для многих государств. Выступают новые лидеры. Начинает создаваться новая империя. В 1 тысячелетии - борьба за мировое господство привязана к образованию держав. Расцвет Ассирии – 8 век до н.э. (Полосар III). Строятся большие города – Ашур, Кальку, Ниневия

7 век – Ассир добилась мирового господства (от порогов Нила до Закавказья), омывалась Средиземным, красным морями, Персидским заливом.

Ведущий вид искусства – архитектура. Круглую скульптуру не понимали, вся скульптура – рельеф. Города интересны по планировке.

Ашур-Церапал II– уникальный памятник круглой скульптуры:

-в руках скипетр и плеть (цепь) – заимствованы из Египта

Религия не играла важной роли, ассирийцы не были религиозны. Преобладал культ неограниченной царской власти.

Владыки идеализировались, показывалась их физическая мощь; волосы и борода из спиралек (как орнамент); всё обобщено.

Монументальный рельеф (8 век до н.э.)

Экзамен:

1 вопрос - на архитектуру (с планом)

2 – по искусству

41 вопрос – нет

3 – угадать (планы, рисунки, обосновать, почему, так считаешь)

Всеобщая история архитектуры, том мирового искусства

Литература:

1) Н.Д. Флиттнер «Искусство Двуречья и соседних стран»

1958 Л-М

2) Г. Чайлд «Древнейший Восток в свете новых раскопок»

М 1956

3) Э. Церен «Библейские холмы» М 1966

4) Д.Г. Реден «Мифы и легенды Древнего Двуречья» М 1965

5) А. Оппенхейм «Древняя Месопотамия» М 1990

6) П. Маттиэ «Древняя Эбла (раскопки в Сирии)» 1985

М.Э. Матье «Искусство Древнего Египта», 1961 Л-М, переиздан: М 1970!!!

Общая характеристика группы пространственных искусств;

их отличие от временных искусств.

Пространственные искусства (пластические искусства) - виды искусства, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются во времени, в отличие от временных (музыка, литература) и пространственно-временных (все театральные виды искусства).

Пространственные:


- архитектура

-скульптура

-живопись

-графика

-декоративно-прикладное искусство

Их формы существуют в пространстве.

Живопись и графика двухмерны, но стремятся создавать трехмерное пространство.

Архитектура – трехмерное искусство, стремящееся перейти в 4 измерение (временное), т. К. воспринять все её объёмы можно только в движении, во времени. Поэтому арх-ру часто называют «застывшей музыкой».

«Архитектура, скульптура – искусство бессознательное, оперирующее чувствами».

Любое архитектурное произведение развивается во времени.

Архитектура как вид искусства.

Архитектура занимает 1 место в иерархии искусств, т. к. является стилеобразующимвидом искусства, т.е. оказывает подавляющее влияние на другие виды искусства.

Перелом в абсолютном главенстве архитектуры произошёл лишь в 19 веке, когда влияние архитектуры на другие виды искусства начало ослабевать.

Архитектура – самый абстрактный вид искусства, т.к. выражается знаками, числами, абстрактными отношениями.

Она родственна живописи и графике, т.к. оперирует мнениями и плоскостями. Однако если живопись и графика 2-мерны и создают лишь иллюзию пространства, то архитектура осваивает пространство в полной мере, организует его, владеет всей его глубиной.

Это и есть главная задача архитектуры – организация пространства.

С этой точки зрения архитектура родственна скульптуре, также оперирующей массами и объёмами. Однако если скульптура оформляет массу только снаружи, то архитектура – и снаружи, и внутри.

В архитектуре очень важна социальная ответственность, т.к. деятельность архитектора определяетсясоциальным заказомгосударства или церкви.

Архитектура выражает дух эпохи, её стиль, в то время как живопись и графика выражают в основном стильиндивидуальный.

Успенский собор.

Построен в 14 веке итальянским архитектором Аристотелем Фиерованти, обслуживающим практически всю Восточную Европу. Среди его творений – дворец венгерского короля в Будапеште, а также бахчисарайский дворец татарского хана (который представляет собой каре – квадрат с внутренним двориком, мечетью и т.д.)

Авторы программы строительства Успенского собора Кремля – Великий князь и митрополит. Этот собор являлся главным кафедральным собором страны, а прообразом ему послужил старый Успенский собор во Владимире. В данном случае, как и всегда, деятельность архитектора корректировалась заказчиком – православной церковью и государственной властью.


Архитектура тесно связана с идеологией государства или религии. В результате стремления архитекторов к свободе творчества в 18 веке возник феномен так называемой «бумажной» архитектуры,т.е. архитектурных проектов, существующих только на бумаге. Эти проекты были олицетворениемфутурологической утопии,так как они значительно опережали свою эпоху, и их реализация казалась на тот момент просто невозможной.

Архитектуре не свойственно эмоциональное выражение, экспрессия, она отражает состояние общества в целом.

До середины 18 века основными общественными зданиями в городах были дворец исобор. Ситуация изменилась после Французской революции, под её влиянием которой появляетсяновая архитектурная топология.Теперь наиболее важными стали другие типы зданий, осуществляющие объединение людей:вокзалы, стадионы, большие торговыецентры и т.д.

Арх-ра – иск-во символичное, знаковое, ей чуждподражательный подход, она выражает собственный язык –язык символов и ритмических форм. В живописи и скульптуре всегда есть ядро реальности, а арх-ра не заимствует свои образы у натуры, она организует в пространстве массы материала. Свойства архитектурного материала:тяжесть, объём, фактура.

Архитектуру нельзя путать со строительством. Архитектура – вид искусства.

Для архитектуры очень важны ритмические отношения и организация внутреннего пространства. Композиция фасада отражает внутреннюю структуру здания.

Пример: церковь Покрова на Нерли (12век).

Фасадная стена расчленена на 3 прясла– внутренне пространство расчленено на 3нефа.Закармавыражают сводчатую конструкцию здания. Центральную часть венчаеткупол– здание центрическое. Окна на фасаде указывают на положение княжеских хор.

Архитектура стремится дематериализовать массу.

Свод имеет большой боковой распор, поэтому толщина у стен большая.

Архитектура – синтез искусств. (по-гречески «синтез» - соединение, сочетание). Например, готика подчиняет себе скульптуру и живопись – появляется новый вид монументальной живописи (витраж), скульптура – пристенное положение.

В эпоху Возрождения изобразительное искусство освобождается от архитектуры, приобретает станковый характер.

Архитекторы создают не только отдельные архитектурные сооружения, но и архитектурные ансамбли(например, Акрополь, Кремль).