ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
Часть 1. Развитие дизайна в россии
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Тема 3. История возникновения и развитие дизайна
Дизайн и зарождение машинного производства
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Тема 5. Развитие дизайна в России
Вклад производственников в историю дизайна
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Глава 2. Основы методологии дизайна
Тема 1. Дизайн в системе бизнеса
Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном
Процесс проектирования в системе управления
Советы руководителю (менеджеру проекта)
Где найти специалиста-дизайнера?
Тема 3. Техническое задание на проект
Памятка для дизайнера и менеджера проекта
Рекомендации для менеджеров проекта
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Аксиоморфологическая концепция дизайна
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:
Глава 3. Современные тенденции дизайна
Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы
Корпоративный дизайн учреждения досуга
Перманентная корпоративная медиа
Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!
Символ как маркетинговый инструмент
Элементы плана по созданию имиджа
Истоки проблемы внешнего вида сотрудников
Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна
Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления
Cсоциокультурные функции дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
В дизайне в силу его профессиональной специфики идеи экологии культуры должны получить активный отклик и поддержку, поскольку своя культурно–экологическая перспектива обнаруживается в дизайне. Средовое отчуждение, заметная деградация предметной, архитектурной или природной среды, в распространении которой повинен, как считают многие специалисты, и дизайн – это также симптомы культурно-экологической опасности.
Проектосообразность культурно-экологической проблематики дизайна состоит в том, что в любых обстоятельствах технологического, информационного или экономического развития, при любых вызывающих условиях важно искать и находить такой поворот событий, такую стратегию проектного освоения «предлагаемых обстоятельств», которые служили бы усилению, а не ослаблению культурного своеобразия предметной среды, образа жизни.
Ни одна из возможных тенденций развития не должна заведомо исключаться из поля зрения дизайнера.
Культурологический подход в сфере дизайна. Культурологический подход рассматривает дизайн – деятельность как закономерный продукт развития человеческой культуры. В контексте такого рассмотрения дизайн осмысляется как деятельность, направленная на связь материальной и художественной культуры. В рамках культурологического подхода возрастает интерес к материальной культуре общества и предметному миру, который прежде не был включен в круг художественных ценностей.
Итак, культурологический подход в сфере дизайна охватывает следующие направления:
1) дизайн-деятельность как связь материальной и художественной культуры;
2) дизайн наследник культурных традиций.
Экологический подход в сфере дизайна. С другой стороны реакцией на стихию технологической революции стал возникший в 1970-е годы «экологический подход» в дизайне. В задачи экологического дизайна входят охрана и восстановление окружающей природной среды. Основные положения экологического подхода в дизайне провозглашают:
* максимальную экономию ресурсов и материалов:
*использование энергетических ресурсов и материалов,
*учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным.
Итак, задачи экологического дизайна – это охрана и восстановление окружающей среды.
Морально-этическая ответственность дизайнера
Экологическое направление дизайна сопровождается осознанием в профессиональной сфере морально–этической ответственности дизайнера перед обществом и поисками профессиональных средств разрешения экологических проблем. По мнению многих дизайнеров, поддерживающих экологическую парадигму дизайна, предметный мир должен стать носителем новой функции, которая предопределила бы социальное поведение человека в обществе.
Коммуникативность формы возрождается как новая ценность. Теоретические разработки в области семантики промышленного изделия, понимаемой «как символические свойства» предметов, порождают экспериментальное творчество в области дизайна и интерес к ручной работе.
При этом ручная ремесленная работа актуализируется не столько как самостоятельная форма производства, сколько как определенный символ, который должен ассоциироваться у потребителя с натуральным, природным материалом и традиционными методами обработки.
Экологическое направление в дизайне поставило по-новому вопрос о месте и значении «природного фактора» в формировании предметно-пространственной среды человеческого обитания, показав плодотворность обращения к историческому опыту, сформировавшему уклад жизни в определенных природно-климатических условиях.
Историческая рефлексия, необходимая для разрешения задач по поиску знаково-символического аспекта формы, сближает экологический подход в дизайне с культурологическим подходом.
Итак, экология культуры - направление, связанное с именем академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В этом направлении разрабатывается экологическая парадигма дизайна. В границах экологической парадигмы развиваются несколько подходов к осмыслению роли дизайна и в связи с этим деятельности дизайнера. Морально-этическая ответственность дизайнера выходит на первый план. Например, возрастает коммуникативность формы в последние годы, актуализируется ручная ремесленная работа. При этом ручная работа является символом, определяющим ценность предмета или объекта.
Культурологический подход рассматривает дизайн как деятельность, которая связывает материальную и духовную культуру общества. Дизайн является наследником культурных традиций.
Экологический подход рассматривает вопросы охраны и восстановления окружающей среды. В рамках экологического подхода ведущую роль играет «природный фактор» в создании предметно-пространственной среды человеческого обитания.
Фактор исторической рефлексии, пронизывающий все уровни общественного сознания в последние десятилетия сближает экологический и культурологический подходы.
Дизайн сегодня и завтра
Дизайн и постмодерн. Исследование современного состояния проектной культуры дизайна дает пеструю картину, представляющую на первый взгляд «семантический хаос». Постмодерн существует уже четверть века. Он признан не только в области теории, но и в области новейшей строительной и промышленной практики. Проектная культура постмодерна в дизайне концентрируется, прежде всего, в культуре жилого пространства и интерьере вообще и характеризуется возрождением ценности орнамента, символики исторических стилей, словом, богатейшей исторической рефлексией.
Активное осмысление современного состояния дизайна в профессиональной печати приводит к обсуждению проблем традиции и инновации, а вместе с ними вопросов национального и регионального своеобразия дизайна. В потоке общекультурных ценностей все чаще звучит тема традиционного народного творчества, региональных культурных ценностей, на основе которых начинает складываться новое авангардное направление, объединенное общей культурно-экологической ориентацией.
Здесь тесно переплетаются забота об охране народных ремесел, попытка возрождения утраченного своеобразия культуры, забытого в предметном мире «интернационального» дизайна, и сознание вины перед реальностью, больше всех пострадавшей от «индустриальной цивилизации», поделившей региональные и национальные культуры на «примитивные» и «высокие».
Было бы самонадеянно утверждать, что отечественный дизайн готов сегодня решать стоящие перед ним проблемы, если иметь в виду глобальность проблем экологии. Наше отставание в этом смысле слишком серьезно, чтобы давать ему оценку. «Необходимость введения экологического мышления настолько очевидна, что если в ближайшие годы проектирование не перестроится на экологический лад, грядущим поколениям не останется равного с нами шанса на пользование земными благами. Все остальные проблемы, которые включают в себя необходимость осознания исторической преемственности, возвращение отечественного дизайна в общекультурное русло, равно как и осознание собственного места в структуре мировой проектной культуры не будут иметь никакого значения». 2
Вопросы для самоконтроля
1. Как Вы понимаете определение «технократическое мышление»?
2. Перечислите факты необратимых процессов в природе, известные в ХХ веке.
3. Какие социально-культурные функции дизайна Вам известны?
4. Какая из функций дизайна усиленно подчеркивается в последние годы?
5. Концепция Матиаса Туна (культурологический подход).
6. В чем заключается морально-этическая ответственность дизайнера?
7. Роль академика Дмитрия Сергеевича Лихачева в появлении и развитии научного направления «экология культуры».
Ключевые слова и понятия
Технократическое мышление, социально-культурная трансформация, культурологический подход, морально-этическая ответственность, постмодерн, историческая рефлексия, авангардное направление, проектосообразность, культурно-экологическая перспектива развития дизайна.
Темы семинаров
Семинар 1. Движение искусств и ремесел
Семинар 2. Стиль «ар-нуво (модерн)»
Семинар 3. Теоретические концепции российского дизайна
Семинар 4. Системный дизайн
Семинар 5. Оценочные критерии дизайна
Семинар 6. Системное проектирование. Метод дизайн – программ
Семинар 7. Эргономическое обеспечение проекта
Семинар 8. Составные компоненты коммерческого дизайна
Семинар 9. Зарубежные школы регионального дизайна
Семинар 10. Российские модели регионального дизайна
Семинар 11. Составные компоненты региональной культуры.
Семинар 12. Системный дизайн фестивального объекта, выставочного комплекса
Семинар 13. Этнокультурные истоки дизайна
Семинар 14. Просветительские модели проектно-культурного жанра