ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
Часть 1. Развитие дизайна в россии
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Тема 3. История возникновения и развитие дизайна
Дизайн и зарождение машинного производства
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Тема 5. Развитие дизайна в России
Вклад производственников в историю дизайна
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Глава 2. Основы методологии дизайна
Тема 1. Дизайн в системе бизнеса
Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном
Процесс проектирования в системе управления
Советы руководителю (менеджеру проекта)
Где найти специалиста-дизайнера?
Тема 3. Техническое задание на проект
Памятка для дизайнера и менеджера проекта
Рекомендации для менеджеров проекта
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Аксиоморфологическая концепция дизайна
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:
Глава 3. Современные тенденции дизайна
Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы
Корпоративный дизайн учреждения досуга
Перманентная корпоративная медиа
Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!
Символ как маркетинговый инструмент
Элементы плана по созданию имиджа
Истоки проблемы внешнего вида сотрудников
Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна
Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления
Cсоциокультурные функции дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
Производственное искусство Первые 10 лет после 1917 года
Значение производственного искусства выходит далеко за рамки истории дизайна. Принципы этого искусства:
функциональное значение вещи;
изготовление художественных произведений;
понимание творчества как работы было перенесено на другие формы искусства, на кино, графику, театр и др.
Все, чем мы сегодня гордимся, связано с теорией и практикой производственников. Под их влиянием совершенно изменилась книжная графика, появились и стали развиваться новая кино - и торговая реклама, искусство выставочной экспозиции, фотомонтажа.
Однако производственники не смогли решить проблему связи искусства и производства, занимаясь только афишей, рекламой, выставочной экспозицией.
Необходимость создания движения и программа действий производственников созрела в условиях суровой действительности 1920-х годов. Они мыслили категориями, свойственными социально развитому, высококультурному обществу, демократически организованному. Производственники мечтали о зданиях из стекла и стали. А все вокруг наспех собиралось из битого кирпича и кое-как штукатурилось. К политической и общественной жизни приобщились слои народа, часто не имевшие элементарного образования. У многих было превратное представление о революции: доминировала анархическая философия «Тащи все в дом!» Эти слои народа еще надо было воспитывать, раскрыть перед ними истинную сущность и ценность искусства.
Производственники дали толчок преобразованию искусства, выдвижению новых принципов, идей и критериев, идей восприятия и анализа искусства. Преобразователем жизни они считали не только революции, но и искусство.
Самые способные из них – Татлин, Родченко, Эль Лисицкий, Стенберг занимались больше фантастическим проектированием. К сожалению, они вращались только в кругу понятий искусства, а не принципиально иной деятельности, которая позже была осознана как дизайн.
Исторически сложилось так, что производственники оплодотворили своими идеями целый ряд искусств. Например, архитектуру, музыку, кинематографию, литературу, плакат, рекламу, экспозиционное искусство, фотографию, текстильный орнамент. Можно сказать, что они стали дизайнерами в искусстве, а не в производстве.
Особенно велико было влияние производственного искусства в области плаката и полиграфии. Искусство, которое занималось стенгазетами, лозунгами, оформлением демонстраций, находилось под влиянием принципа монтажа шрифта, использования фотографий.
Вклад производственников в историю дизайна
1. Самой большой ценностью можно назвать то, что они впервые осознали возможность соединения искусства с производством не только в форме декоративно-прикладного искусства, но и в форме дизайна, который они называли производственным искусством, или конструктивизмом.
2. Производственники поняли, что может иметь право на существование особая деятельность – художественное конструирование, где инженер и художник соединяются в одном лице и создают новый технический продукт, более эстетический и выразительный (в промышленности, в архитектуре).
3. Производственники создали новую для того времени специальность – художника-конструктора, и стали работать над подготовкой кадров таких специалистов.
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Сильной стороной российского дизайна была и остается эстетика. Это объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития страны в течение ХХ века.
В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном благодаря творчеству производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его появлению. Русские художники осознали необходимость определения базовых составляющих любого произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию.
Этапы развития российского дизайна в хх веке
Первый этап (1917 – 1922). На первом этапе развития дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом деятельности художников-оформителей было художественное оформление общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных площадок на открытом воздухе доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы.
Наиболее интенсивно в это время развивается графический дизайн, что проявляется в новом подходе к созданию плаката, книжной продукции, рекламы. В социальном заказе преобладал дизайн элементов агитационно-массового искусства, что привлекало многих художников и профессиональные организации к участию в выполнении заказа.
Второй этап (1923 – 1932). Второй этап развития дизайна в России можно считать временем становления его профессиональной модели. В этот период Россия становится одним из крупных центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров: организация производственных факультетов ВХУТЕМАСа. Дизайн ориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров. Производственный заказ пока не играет определяющей роли, поэтому активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из работ самих авторов: А. Родченко, Эля Лисицкого, В. Татлина. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория изобретательства. Тон задавали лидеры: А. Родченко и Эль. Лисицкий; они ярко проявили себя именно в графическом дизайне.
Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции, созданные российскими художниками в этот период, составляют золотой фонд мирового дизайна.
Третий этап (1933 – 1960). Этот период был достаточно печальным для развития дизайна в России. Стихия изобретательства, которая позволила российскому дизайну достичь высот мирового уровня, не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать. Он был расчленен на узко- прикладные направления: 1) инженерно-технический, 2) предметно-бытовой, 3) декоративно-оформительский. Эти направления дизайна являлись различными видами деятельности. Потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных работах. Это продукция графического дизайна, политический плакат, киноплакат, оформление книги, рекламный плакат.
В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Можно отметить, что именно в этот период дизайн получает самый массовый заказ за весь период существования в России. Изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходил под влиянием западноевропейской школы дизайна. Однако это оживление продолжалось недолго. В 1970-е годы заказы на профессиональный дизайн прекратились. На первый план выдвинулась ценность анонимного творчества.
Запрос на дизайн резко вырос в 80-е годы. Появились предприятия частных форм собственности, стала развиваться конкуренция, появились рекламные агентства и рекламные издания. Таким образом, в последнее десятилетие резко повысился интерес к дизайну.
КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНА
ХIV – ХV вв. крестьянский народный дизайн
ХVII в. кирпичная архитектура,
ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, изразцы,
эмалевый рельеф
ХVIII в. мануфактурные машины; станки
Нартова; Кулибин
ХIХ в., вторая половина идеи Уильяма Морриса, движение
Российской интеллигенции
ХХ в., начало ремесленные центры: АБРАМЦЕВО (М.О.),
ТАЛАШКИНО (под Смоленском)
1920-е годы ВХУТЕМАС
Высшие художественные технические
Мастерские.
Факультеты:
архитектурный;
Живописный; скульптурный
1932 год ликвидация всех направлений, школ; образование единых творческих союзов писателей, художников, композиторов.
Российский ренессанс дизайна наступает в конце ХХ века. Это связано с изменениями в политической и экономической стратегии страны.