ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 288
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
Часть 1. Развитие дизайна в россии
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Тема 3. История возникновения и развитие дизайна
Дизайн и зарождение машинного производства
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Тема 5. Развитие дизайна в России
Вклад производственников в историю дизайна
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Глава 2. Основы методологии дизайна
Тема 1. Дизайн в системе бизнеса
Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном
Процесс проектирования в системе управления
Советы руководителю (менеджеру проекта)
Где найти специалиста-дизайнера?
Тема 3. Техническое задание на проект
Памятка для дизайнера и менеджера проекта
Рекомендации для менеджеров проекта
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Аксиоморфологическая концепция дизайна
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:
Глава 3. Современные тенденции дизайна
Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы
Корпоративный дизайн учреждения досуга
Перманентная корпоративная медиа
Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!
Символ как маркетинговый инструмент
Элементы плана по созданию имиджа
Истоки проблемы внешнего вида сотрудников
Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна
Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления
Cсоциокультурные функции дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
С.К. ТКАЛИЧ
История дизайна:
эволюция, методология,
современные тенденции
ЧАСТЬ 1: «Развитие дизайна в России»
ЧАСТЬ 2: «Европейский дизайн»
Учебное пособие
Москва, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ 1
РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНА В РОССИИ
Глава 1. Теоретические основы дизайна
Семантика понятия……………………………………………………….6
Основные виды и направления дизайна………………………………...9
История возникновения и развития дизайна………………………….13
Зарубежные модели развития дизайна………………………………...23
Развитие дизайна в России……………………………………………..30
Глава 2. Основы методологии дизайна
Дизайн в системе бизнеса……………………………………………38
Управление процессом проектирования……………………………44
Техническое задание на проект……………………………………..55
Современные концепции российского дизайна………..…………64
Дизайн в системе художественно - творческой деятельности.......69
Средства и методы художественно – творческого проекта………75
Эргономическое обеспечение проекта……………………………..78
Системный дизайн и его структурные элементы ………………...81
Дизайн-менеджмент…………………………………………………85
Глава 3. Современные тенденции дизайна
1. Системный дизайн социально-культурной сферы……………………90
2. Культурно – экологическое направление дизайна………………….104
3. Темы семинаров ………………………………………………………112
4. Темы для написания рефератов ………………………………….......113
5. Литература …………………………………………………………….114
ЧАСТЬ 2
ЕВРОПЕЙСКИЙ ДИЗАЙН
Введение …………………………………………………125
ГЛАВА I. Истоки формирования стилей в дизайне
1.1. Общие и специальные сведения о дизайне…………………128
1.2. Дизайн - интернациональное явление……………………...135
1.3. Этика формирует культуру быта
Культура шекеров (с 1774)…………………………………140
Культура бидермайер (1814-1848)…...…………………….142
1.4. Индустриальная революция в истории дизайна ……………145
1.5. Стили, рожденные исторической эпохой (1870-1885)
1.6. Реформистское движение искусств и ремесел ……………153)
1.7. Югендстиль – интернациональное движение……………..153
1.8. Путь в Модерн………………………………………………..159
1.9. Революция и авангард (Нидерланды, Германия)…...
2.0. Стиль арт-деко………………………………………………..172
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
2.1. Роль дизайна в оформлении серийной продукции ……….178
Стайлинг и графический символ
Эргономический дизайн
2.2. Американский вариант индустриального дизайна………….183
2.3. Италия и Германия: послевоенный подъем…………………….ээ186
ГЛАВА 3. Региональный стиль в дизайне
3.1. Скандинавский дизайн: культура быта ………………………...
3.2. Датский стиль «тиковое дерево» ………………………………..
3.3. Итальянский «футуристический» дизайн…………………????
ГЛАВА 4. Дизайн и культура потребления
1. Неофункционализм………………………………………………197
2. Альтернативный дизайн…………………………………………202
Рецикл – дизайн
Поп-культура
3. Итальянское движение протеста…………………………………..204
Радикальный дизайн
ГЛАВА 5. Постмодерн
5.1. Постмодерн - плюрализм вкусов…………………………….207
Группа «Алхимия»
Группа «Мемфис»
5.2. Фигуративное «дикое» творчество …………………………….212
ГЛАВА 6. Новый дизайн
6.1. Новый дизайн. Стиль «Новая простота» ………………………213
Германия, Испания, Франция
6.2. Стиль «новая простота» в Англии ………………………………216
Дизайн и технологии
Дизайн и маркетинг
Дизайн- менеджмент и сервис- дизайн
Дизайн и культура
Дизайн и экология
6.3. Что после нового дизайна?..............................................................219
Заключение……………………………………………………………..
Глоссарий…………………………………………………………………224
Библиография …………………………………………………………...234
Музеи дизайна и собрания экспозиций …………………………….
Персоналии……………………………………………………………
Контрольные задания………………………………………………..
От автора
Программа учебного пособия разработана для студентов, обучающихся на специальности 0524.00 «Дизайн». Пособие призвано:
сформировать представление студентов о дизайне как формальной деятельности и составном элементе экономической системы; показать исторические предпосылки зарождения и этапы становления индустрии дизайна; привлечь внимание студентов к именам, повлиявшим на его формирование в России и за рубежом;
систематизировать современные методологические подходы в сфере дизайн-деятельности,
акцентировать внимание студентов на культурно-экологической проблематике дизайна, понять истоки и роль стиля в развитии российского и европейского дизайна.
Учебное пособие дополнено тематикой семинаров, списком литературы, вопросами для самоконтроля, словарем профессиональных терминов.
При подготовке пособия были использованы отечественные и зарубежные разработки ученых, ведущих специалистов в области дизайн образования, работающих в МГХПУ им. С.Г. Строганова, МГУ (факультет журналистики, секция рекламы), ОГПУ (г. Омск); рекомендации Международного фонда подготовки кадров (Интерфонд, Москва), авторизованный перевод С.К.Ткалич с немецкого книги Томаса Хауффе «Дизайн».
Часть 1. Развитие дизайна в россии
*
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Термин «дизайн» сегодня употребляется повсеместно. Коллекция одежды, автомобиль, проект города-музея, модель образа жизни губернатора, товарный знак, фирменный стиль – как можно определить дизайн, если каждый из создателей перечисленных объектов вкладывает в данное понятие свое содержание?
В нашем пособии мы рассмотрим направления дизайнерского творчества – проектирования, которые соединяют направления деятельности в единую систему дизайна. В то же время определенные специфические моменты создают различную результативность дизайн деятельности.
Дизайн как область деятельности появился в конце ХIХ века, профессиональное признание получил в начале ХХ века и прочно утвердился в его середине как специфический вид проектирования промышленных изделий массового производства. Дизайн соединил в себе комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями культуры и искусства.
Определение дизайна
Сегодня существует несколько десятков определений дизайна. Каждый дизайнер формулирует свое понимание, опираясь на опыт и теоретические знания. Это связано с различными направлениями профессиональной деятельности в области дизайна. Назовем лишь некоторые.
Дизайн – это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды в целом и отдельных ее компонентов; также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств.
Дизайн - творческая деятельность, конечной целью которой является улучшение качества изделий с помощью формообразования. Эти качества связаны с внешним видом, конструктивными и функциональными характеристиками, которые превращают комплекс предметов или единичный предмет в единое целое.
Дизайн есть бифункциональная деятельность, включающая дизайн-образование и практическую деятельность.
Дизайн, осознающий свою культурную идентичность, связь с традициями общекультурного развития, видит свою главную идею в способности воссоздавать в облике среды, в ее социально-функциональном устройстве стили и образы жизни, которые свойственны той или иной региональной этнокультурной традиции.
Мы также сформулировали понимание роли дизайна в жизни человека и общества, однако наш подход оригинален с точки зрения рассмотрения роли и места дизайна в проектно-культурном жанре творческой деятельности. Специфической особенностью дизайна является акцентуация культурно-языковой технологии.
Этимология термина «дизайн». Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому слову designare - определять, обозначать. Итальянское слово disegno - со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие DESIGH - распространилось в ХVI веке.
Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов. Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка. Это - узор, орнамент, декор, украшение, убранство.
Ко второму ряду определений относятся «проектно-графические» трактовки. Это - набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция.
Третий ряд определений выходит за рамки прямого проекта: план, предположение, замысел, намерение, то есть допроектное состояние предполагаемого объекта.