ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 245
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
Часть 1. Развитие дизайна в россии
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Тема 3. История возникновения и развитие дизайна
Дизайн и зарождение машинного производства
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Тема 5. Развитие дизайна в России
Вклад производственников в историю дизайна
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Глава 2. Основы методологии дизайна
Тема 1. Дизайн в системе бизнеса
Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном
Процесс проектирования в системе управления
Советы руководителю (менеджеру проекта)
Где найти специалиста-дизайнера?
Тема 3. Техническое задание на проект
Памятка для дизайнера и менеджера проекта
Рекомендации для менеджеров проекта
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Аксиоморфологическая концепция дизайна
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:
Глава 3. Современные тенденции дизайна
Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы
Корпоративный дизайн учреждения досуга
Перманентная корпоративная медиа
Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!
Символ как маркетинговый инструмент
Элементы плана по созданию имиджа
Истоки проблемы внешнего вида сотрудников
Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна
Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления
Cсоциокультурные функции дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки – обучения, тренировки, адаптации.
Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно – композиционных решений системы в целом и отдельных ее компонентов. Эргономика органически связана с дизайном, так как одна из целей дизайна – формирование гармоничной предметной среды. При этом отрабатываются не только внешний вид предметов, но и структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство. Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественно – научную основу дизайна. Учет человеческих факторов – обязательная компонента процесса дизайнерского проектирования.
Эргодизайн как сфера деятельности. В последнее десятилетие ХХ века за рубежом и в нашей стране употребляется понятие «Эргодизайн» для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что порой установить границы между ними просто невозможно. Эргономический подход к решению задач оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов.
Социально-психологические факторы – предполагают соответствие оборудования, конструкции машины и организацию рабочих мест характеру группового взаимодействия. Эти факторы также обеспечивают межличностные отношения при совместном управлении объектом.
Антропометрические факторы – обеспечивают соответствие характера и формы изделий анатомической пластике человеческого тела.
Психологические факторы – участвуют в развитии особенностей восприятия, памяти, мышления, закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
Психофизиологические факторы – обеспечивают условия визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
Физиологические факторы – обеспечивают соответствие оборудования силовым, скоростным, энергетическим возможностям человека.
Гигиенические факторы – включают в себя требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений. В том числе к гигиеническим факторам относятся радиация, ультразвук, вибрация, гравитационная перегрузка, ускорение, фоновые шумы.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите примеры комплексных объектов, знакомых Вам по окружающей среде.
2. Почему деятельность дизайнера имеет социальную направленность?
3. Какие факторы эргономики должен учитывать дизайнер, проектируя:
а) студию для занятий лепкой;
б) мастерскую для занятий конструированием одежды;
в) выставку студенческих работ?
Ключевые слова и понятия
Эргодизайн, эргономические требования (факторы), эргономические свойства, оптимальное решение, антропометрия, антропометрические требования, статические признаки тела человека, динамические признаки тела человека, перцентиль, факторы окружающей среды, методы эргономических исследований, соматография, соматографические и макетные методы, экспериментальные макетные методы, объемные антропоманекены.
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Системный дизайн – это особый вид творческого проектирования, включающий в создаваемую модель все факторы, которые в какой-либо степени влияют на процесс разработки и создания объекта, условия его потребления и последующего его функционирования.
Системный дизайн – универсальный способ организации деятельности. Системный дизайн выступает как некий универсальный способ организации практически любого вида деятельности. В основе системного (или программного) дизайна лежит системный подход, который используется в научных исследованиях. Принцип такого подхода заключается в том, что понимание любого объекта как единого целого помогает увидеть структурные элементы, из которых состоит этот объект. В качестве примера можно рассмотреть систему университета. Она включает следующие элементы: институт, факультет, кафедра, специальность, специализация.
Объект как единое целое. Одним из основополагающих принципов является понимание любого объекта как единого целого, включающего определенные структурные элементы. Эта цепочка практически бесконечна.
Жизнеспособность любой системы зависит от того, насколько функциональна ее структура. Невозможно успешное существование систем с недостаточным или избыточным количеством элементов. Основное требование системного подхода является следующее правило (принцип): в структуре должно быть необходимое и достаточное количество структурных элементов. Входя в единый комплекс, элементы обретают новые, ранее не присущие им качества, порождая тем самым свойства целого. Ни один элемент системы не в состоянии работать изолированно, вне связи с другими.
Использование программно – целевого или системного подхода в практике дизайна позволило с принципиально иной позиции рассмотреть предмет и задачи этого вида деятельности.
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Предметом системного дизайна является комплексное проектирование объекта, основой которого служит поэтапное взаимодействие дизайнера и заказчика.
Персональные характеристики каждого их них, обстоятельства первичного контакта с объектом в коммуникационной ситуации в значительной степени влияют на состояние всего проекта. Все имеет значение: социально – демографические характеристики, предшествующий жизненный опыт, степень знакомства с объектом, соотношение чувственного и рационального в сознании, эмоциональное состояние в момент контакта и пр.
Дизайнер разрабатывает образ, реализуемый в дальнейшем в создаваемом объекте, вкладывая в него значительную часть своей личности, собственное представление будущего дизайн – продукта. От его профессионализма зависит, в какой степени в проекте учтены пожелания клиента и в каком виде продукт предстанет перед потенциальным потребителем.
Процесс непосредственного восприятия занимает, как правило, несколько секунд, и только потом, на основе уже сложившегося образа начинается рациональное осмысление. Уже в проекте дизайнер закладывает будущее единство целевой ориентации, содержания и формальных качеств объекта. В основе этой работы лежат объективно существующие факторы, определяющие общий характер дизайна – природа, общество, человек, культура.
Человек является биосоциальной системой, функции которой двуедины. Они заложены природой и реализованы в обществе. Культура обусловливает взаимодействие человека, общества и природы. В ней можно выделить духовные, художественные и материальные грани. Учитывая все эти факторы, дизайнер разрабатывает функцию (действие) объекта, которая служит основой проектного содержания. Она (функция) выражается в структуре визуально воспринимаемых проявлениях будущего объекта.
В традиционной концепции дизайна как оформительской деятельности процесс взаимодействия человека и дизайн объекта сводился к одномоментному акту - эффекту впечатления. Сегодня процесс взаимодействия длительный, он состоит из нескольких этапов взаимодействия.
Этапы процесса проектирования
В системном дизайне обычно выделяется три основных этапа деятельности. Процесс разработки продукции или услуги начинается с идеи и заканчивается выходом на рынок. Этот процесс состоит из трех этапов.
1 этап – планирование, формулировка идеи. Дизайнеру предоставляется техническое задание, финансируется первоначальное исполнение проекта (на стадии эскизов).
2 этап – концептуальный план, когда задание обретает функциональную форму, (рабочий режим), рассматриваются альтернативы (разные возможности и варианты выполнения задания в эскизных набросках). В результате выбирается один или несколько вариантов для разработки.
З этап – детальный план и разработка, когда выбирается окончательная модель и дорабатывается до выхода проекта в производство (действующую модель).
Управление дизайн – проектом – сложный процесс, все три этапа сопровождаются комментариями, критикой и изменениями направлений.
Пример из практики: дизайнер построил концепцию каталога на нестандартных срезах печатного листа – «окошках», прорубленных в разных частях полос, закругленных углах страниц, сложного клапан – отворота, который позволяет использовать последнюю страницу обложки как папку для бумаг. А типография либо не в состоянии выполнить подобное техническое задание, либо оценивает его слишком дорого для заказчика. В результате в последний момент приходится отказаться от этого приема. Каталог теряет привлекательность, так как композиция опиралась на «вырубку».
Вопросы для самоконтроля
1. Почему системный дизайн специалисты называют «универсальным» способом?
2. Как вы понимаете определение «объект как единое целое»?
3. Назовите структурные элементы известного всем объекта. Сравните свое видение объекта с другими ответами студентов группы.
Ключевые слова и понятия
Универсальный способ, объект как единое целое, структурные элементы целостно структурированного объекта
Тема 9. Дизайн - менеджмент
Одним из первых объектов системного дизайна стал фирменный стиль. В конце 1960-х годов Всесоюзный научно–исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) разработал для объединения «Союз электроприбор» комплексный проект, координирующий текстовые и знаковые системы для визуальной коммуникации, производственной среды, упаковки, для технической документации, рекламы и товаросопровождающей документации.