Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
− развивать творческую деятельность в моделировании сюжета игры, обогащать сферы творческих замыслов детей, расширять и обогащать позитивный опыт совместной творческой деятельности детей,
− обучать детей совместному поиску творческих решений в сложных ситуациях;
− формировать умение творчески развивать сюжет игры [44].
2. Театрализованная деятельность. Среди различных видов игры особое место занимает и театрализованная игра. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения.
В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными [40].
Дети испытывают неудовлетворительность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику. Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме важно приобщить детей к воплощению сценического образа разными способами. Творческая активность ребенка в плане формирования новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов сценического образа. Весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушения, прежних под влиянием приемов изобразительности. Именно на активизацию действия этого механизма должна быть направлена вся работа [33].
Театрализованные игры дошкольников способствуют развитию как познавательного, так и эмоционального воображения детей, развитию их аффективной сферы. Необходимо создать особый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности, которые помогут детям, справится с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности.
Для развития творческого воображения средствами театральной деятельности необходимо:
− развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа;
− дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;
− развивать познавательную активность;
− формировать эмоциональный контроль;
− для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомить детей с различными видами театра: настольным театром резиновой, мягкой и дымковской игрушки; театром на фланелеграфе; пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой – драматизацией [40].
При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные воспитательные задачи.
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры. Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребенка, активизировать его творческое воображении, иметь развивающий и воспитывающий характер, а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей [33].
3. Изобразительная деятельность. Большой вклад в развитие творческого воображения может внести еще одна деятельность – это изобразительная. В процессе овладения детьми изобразительной деятельностью таятся большие возможности для развития творческих способностей, однако, проблема эта сложна и состоит она из двух частей с одной стороны, нужно культивировать творческие способности ребенка, а с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Таким образом, проблема развития творческого потенциала ребенка посредством изобразительной деятельности предстает как проблема организации этой деятельности [16].
При руководстве изобразительной деятельности не надо натаскивать детей, заставлять их рисовать, надо играть с ними, рассказывать им сказки, просить их самих сочинять.
Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисование − это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка.
В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Значительный «скачок», как в развитии самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему нравится. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать (А.В. Груздева, М.А. Арсенова [9]).
Рисование популярно среди детей 5-6 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выявить уровень этого познания. Чем больше развито у детей восприятие, наблюдательность, тем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В старшем дошкольном возрасте возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Психологические исследования Л.С. Выготского [6], А.В. Запорожца [14], А.Н. Леонтьева [24], А.А. Люблинской [27] показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности − творческий.
В развитии творческого воображения рисующих детей большую помощь оказывает музыка, слушание музыки. Она создает настрой, рождающий иное отношение к сочетанию цветов и линий [16].
Таким образом, один из способов амплификации детской изобразительной деятельности заключается не в передаче им конкретных и жестких способов построения образа, а в обогащении их чувственного опыта, создании особой поэтической атмосферы сотворения образа, развитии детской наблюдательности.
Вторая линия амплификации изобретательной деятельности – это развитие сюжетной линии воплощения образа: необходимо добиться разнообразия сюжетов, воплощаемых в рисунках и пластилиновых скульптурах; необходимо обсуждать с детьми замысел, предлагать новые интересные для них темы.
Необходимо разводить понятие терминов «замысел» и «тема». Тема рисунков легко формулируется в словах, иногда только в названии. Замысел же предполагает наглядное представление будущего рисунка, хотя бы в общих чертах. Многие дети не понимают самой задачи: замыслить, представить себе будущий рисунок, до того, как его начать. Воспитатели сами чаще ограничиваются только названием темы или перечислением входящих в нее предметов. Таким образом, воображение не развивается. Лишь в тех случаях, когда ребенок наглядно представляет себе задуманное содержании, он при соприкосновении с материалом ищет средства воплотить образы, созданные его воображением. Случайные ассоциации, если и возникают, то не заглушают замысла, а могут лишь частично изменить или заполнить его. Овладев способом формирования у детей сюжетно-изобразительного замысла в рисунке, мы получим возможность побуждать и направлять воображение [9].
Когда замысел рисунка родится из сюжета литературного произведения, воображение играет главную роль. Оно опирается на художественные образы. Некоторые литературные произведения носят описательный характер, их содержание легко переносится в пространственную форму рисунка.
4. Словесное творчество. Также довольно успешно становление воображения происходит при сочинении сказок. Одним из эффективных методов работы педагога в данном аспекте является обучение дошкольников сочинению сказок. Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство дошкольника с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние сказочного повествования на формирование личности ребенка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии. Данная проблема отражена в научных работах Л.С. Выготского [6], Л.С. Коршуновой [21], В.С. Мухиной [25], С.Л. Рубинштейна [34]. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития.
Проблемам развития воображения дошкольников в процессе работы с литературными произведениями посвятили свои исследования О.М. Дьяченко, В. Я. Пропп, Н. С. Карпинская, Дж. Родари [12].
Таким образом, можно сделать выводы, что воображение старшего дошкольника развивается в таких видах деятельности, как игра, рисование, в занятиях по родному языку. Вследствие этого, организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребенок научается представлять себе изображенные события, и тем самым у него развивается воображение.
Выводы:
1. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы; произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое воображение входят: мечта и фантазия.
2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста следующие:
− воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
− оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
− воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
3. Воображение у детей старшего дошкольного возраста развивается в таких видах деятельности, как игра, рисование, в занятиях по родному языку. Вследствие этого, организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребенок научается представлять себе изображенные события, и тем самым у него развивается воображение.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методика проведения экспериментального исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста было проведено на базе детского сада № 2 . Города Москвы. В исследовании приняли участие 16 дошкольников 6-7 лет, подготовительное группы детского сада: из них 8 девочек и 8 мальчиков.
Экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов:
1. Констатирующий этап эксперимента.
2. Формирующий этап эксперимента.