Файл: Развития воображения в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общие результаты по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26] представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Общие результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Уровень речевого воображения

Кол-во детей

Процентное соотношение

1.

Высокий

2

12%

2.

Средний

8

50%

3.

Низкий

6

38%

Таким образом, по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26], диагностировав речевое воображение на констатирующем этапе эксперимента, мы можем сделать следующие выводы:

1. Высокий уровень речевого воображения был выявлен у двух детей, что составляет 12%. Эти дети придумали рассказ на меньше количество времени, их рассказ отличался оригинальным сюжетом, а также глубиной и проработанностью образов выдуманных героев. При этом они достаточно эмоционально делали пересказ, и впечатлительность образов вызывали интерес и эмоции у слушателя.

2. Средний уровень был выявлен у восьми детей, и составляет 50%. Эти дети за отведенное на выполнение задания время придумали и начали пересказ известного, но при этом внесли в него от себя что-то новое. Детализация их рассказа умеренная. Образы вызывала к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасал.

3. Низкий уровень был выявлен у шести детей, что составляет 38%. Дети затратили большое количество времени на составление рассказа, они просто пересказали то, что когда-то от кого-то слышали или где-то видел. Герои их рассказа были давно известны, малоинтересны, банальны, не оказывали впечатления на слушающего человека.

Графически полученные результаты представлены на рисунке 2.2.

Рис. 2.2 Результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, проанализировав полученные результаты диагностики развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и учитывая проведенный теоретический анализ литературных источников по теме нашего исследования, можно сделать соответствующие выводы:

1. Воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности. Тем самым дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.


2. Также особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста следующие:

− воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

− оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

− воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Тем самым, проанализировав результаты констатирующего этапа, мы сделали следующий вывод: дети экспериментальной выборки имеют недостаточное развитие воображения для своего возраста. В связи с этим, мы перешли к формирующему этапу исследования. Так как важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Мы на данном этапе эксперимента – слушали сказки и художественные рассказы, присутствовали с детьми на спектаклях, рассматривали доступные их пониманию произведения живописи и скульптуры, дети учились представлять себе изображенные события, и тем самым у них развивалось воображение.

После проведения развивающей работы направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено повторное диагностическое обследование детей, для определения динамики развития воображения у детей 6-7 лет после развивающего воздействия, а именно посредством различных видов деятельности (игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество).

На контрольном этапе эксперимента при повторном проведении методики «Неполные фигуры» Е. Торренса [36] мы получили следующие данные и представили их в таблицах 2.5 и 2.6.

Таблица 2.5

Перечень изображенных детьми предметов

Фамилия и имя ребенка

Методика «Неполные фигуры»

Группа

Круг

Квадрат

Треугольник

1.

Ж.С.

Солнце

Воздушный змей

Вешалка

2

2.

Т.В.

Самокат

Шкатулка

Ящик

2

3.

А.В.

Ромашка

Телевизор

Скворечник

2

4.

Н.Л.

Колесо

Фотография

Корабль

2

5.

В.Я.

Подсолнух

Окно

Пирамидка

4

6.

Ж.С.

Цветик - семицветик

Рама

Крыша дома

3

7.

Т.В.

Глаз

Гоночный автомобиль

Елка

2

8.

Д.И.

Колесо

Дом

Косынка

4

9.

О.Л.

Снеговик

Картина

Пароход

1

10.

К.Е.

Ракушка

Катапульта

Пальма

1

11.

Ш.О.

Мячик

Окно

Дом

4

12.

В.М.

Солнце

Компьютер

Мороженое

2

13.

Б.М.

Солнце

Скворечник

Пилотка

3

14.

Н.В.

Гриб

Дверь

Дом

3

15.

Е.Л.

Портал

Рюкзак

Елка

2

16.

Е.О.

Часы

Окно

Кормушка

3


Прим.: 1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях; 2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях; 3 группа – оригинальные изображения в одном случае; 4 группа – нет оригинальных изображений.

Результаты диагностики оригинальности изображения у детей старшего дошкольного возраста отражены в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Результаты диагностики оригинальности изображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Фамилия и имя ребенка

Методика «Неполные фигуры»

Группа

Круг

Квадрат

Треугольник

1.

Ж.С.

-

+

+

2

2.

Т.В.

+

+

-

2

3.

А.В.

+

-

+

2

4.

Н.Л.

-

+

+

2

5.

В.Я.

-

-

-

4

6.

Ж.С.

+

-

-

3

7.

Т.В.

+

+

-

2

8.

Д.И.

-

-

-

4

9.

О.Л.

+

+

+

1

10.

К.Е.

+

+

+

1

11.

Ш.О.

-

-

-

4

12.

В.М.

-

+

+

2

13.

Б.М.

-

-

+

3

14.

Н.В.

+

-

-

3

15.

Е.Л.

+

+

-

2

16.

Е.О.

-

-

+

3


Прим.: 1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях; 2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях; 3 группа – оригинальные изображения в одном случае; 4 группа – нет оригинальных изображений.

Сравнительные результаты диагностики оригинальности изображения у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Сравнительные результаты диагностики оригинальности изображение у детей старшего дошкольного возраста двух этапов эксперимента

Уровень оригинальности воображения

Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во детей

Процентное соотношение

Кол-во детей

Процентное соотношение

1.

1-я группа

(3 оригинальных ответа)

0

0%

2

12%

2.

2-я группа

(2 оригинальных ответа)

1

6%

7

44%

3.

3-я группа

(1 оригинальный ответ)

7

44%

4

26%

4.

4-я группа

(нет оригинальных ответов)

8

50%

3

18%

Таким образом, с помощью сравнительных результатов диагностики развития воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Неполные фигуры» Е. Торренса [36], на контрольном этапе эксперимента, мы получили следующие данные:

1. Показатели оригинальности изображения, относящиеся к 1 группе, возросли на 12%. Другими словами, двое детей дали все три оригинальных ответа на задание.

2. У семи детей выявлен более высокий уровень креативности. Они дали два оригинальных ответа, и тем самым соотносим его ко 2 группе. Таки образом, показатель 2 группы оригинальности возрос на 38%.

3. У четырех детей выявили 3 группу, а значит, показатель снизился на 18%. То есть оригинальных изображений выполнено у каждого из ребенка по одному креативному ответу.

4. И трое детей относятся к 4 группе, тем самым показатель сократился на 32%.Эти дети по-прежнему вообще не показали никаких оригинальных ответов.

Графически сравнительные результаты представлены на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Сравнительные результаты диагностики оригинальности изображения у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста.


Далее на контрольном этапе эксперимента по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26], мы изучили динамику речевого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Испытуемые

Оригинальность

Глубина и проработанность

Скорость процессов

Эмоциональность

Общее количество баллов

Уровень речевого воображения

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Ж.С.

4

3

3

2

12

Средний

2.

Т.В.

3

2

2

3

10

Средний

3.

А.В.

4

3

3

3

13

Высокий

4.

Н.Л.

4

3

3

3

13

Высокий

5.

В.Я.

2

1

1

2

6

Низкий

6.

Ж.С.

3

3

3

3

12

Средний

7.

Т.В.

3

3

3

2

11

Средний

8.

Д.И.

2

1

3

1

7

Низкий

9.

О.Л.

4

3

3

3

13

Высокий

10.

К.Е.

5

3

3

3

14

Высокий

11.

Ш.О.

1

2

2

1

6

Низкий

12.

В.М.

4

3

3

3

13

Высокий

13.

Б.М.

3

3

3

2

11

Средний

14.

Н.В.

3

3

2

2

10

Средний

15.

Е.Л.

4

3

3

3

13

Высокий

16.

Е.О.

3

2

3

2

10

Средний