Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Общие результаты по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26] представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Общие результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Уровень речевого воображения |
Кол-во детей |
Процентное соотношение |
1. |
Высокий |
2 |
12% |
2. |
Средний |
8 |
50% |
3. |
Низкий |
6 |
38% |
Таким образом, по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26], диагностировав речевое воображение на констатирующем этапе эксперимента, мы можем сделать следующие выводы:
1. Высокий уровень речевого воображения был выявлен у двух детей, что составляет 12%. Эти дети придумали рассказ на меньше количество времени, их рассказ отличался оригинальным сюжетом, а также глубиной и проработанностью образов выдуманных героев. При этом они достаточно эмоционально делали пересказ, и впечатлительность образов вызывали интерес и эмоции у слушателя.
2. Средний уровень был выявлен у восьми детей, и составляет 50%. Эти дети за отведенное на выполнение задания время придумали и начали пересказ известного, но при этом внесли в него от себя что-то новое. Детализация их рассказа умеренная. Образы вызывала к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасал.
3. Низкий уровень был выявлен у шести детей, что составляет 38%. Дети затратили большое количество времени на составление рассказа, они просто пересказали то, что когда-то от кого-то слышали или где-то видел. Герои их рассказа были давно известны, малоинтересны, банальны, не оказывали впечатления на слушающего человека.
Графически полученные результаты представлены на рисунке 2.2.
Рис. 2.2 Результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, проанализировав полученные результаты диагностики развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и учитывая проведенный теоретический анализ литературных источников по теме нашего исследования, можно сделать соответствующие выводы:
1. Воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности. Тем самым дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.
2. Также особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста следующие:
− воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
− оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
− воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Тем самым, проанализировав результаты констатирующего этапа, мы сделали следующий вывод: дети экспериментальной выборки имеют недостаточное развитие воображения для своего возраста. В связи с этим, мы перешли к формирующему этапу исследования. Так как важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Мы на данном этапе эксперимента – слушали сказки и художественные рассказы, присутствовали с детьми на спектаклях, рассматривали доступные их пониманию произведения живописи и скульптуры, дети учились представлять себе изображенные события, и тем самым у них развивалось воображение.
После проведения развивающей работы направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено повторное диагностическое обследование детей, для определения динамики развития воображения у детей 6-7 лет после развивающего воздействия, а именно посредством различных видов деятельности (игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество).
На контрольном этапе эксперимента при повторном проведении методики «Неполные фигуры» Е. Торренса [36] мы получили следующие данные и представили их в таблицах 2.5 и 2.6.
Таблица 2.5
Перечень изображенных детьми предметов
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Методика «Неполные фигуры» |
Группа |
||
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
|||
1. |
Ж.С. |
Солнце |
Воздушный змей |
Вешалка |
2 |
2. |
Т.В. |
Самокат |
Шкатулка |
Ящик |
2 |
3. |
А.В. |
Ромашка |
Телевизор |
Скворечник |
2 |
4. |
Н.Л. |
Колесо |
Фотография |
Корабль |
2 |
5. |
В.Я. |
Подсолнух |
Окно |
Пирамидка |
4 |
6. |
Ж.С. |
Цветик - семицветик |
Рама |
Крыша дома |
3 |
7. |
Т.В. |
Глаз |
Гоночный автомобиль |
Елка |
2 |
8. |
Д.И. |
Колесо |
Дом |
Косынка |
4 |
9. |
О.Л. |
Снеговик |
Картина |
Пароход |
1 |
10. |
К.Е. |
Ракушка |
Катапульта |
Пальма |
1 |
11. |
Ш.О. |
Мячик |
Окно |
Дом |
4 |
12. |
В.М. |
Солнце |
Компьютер |
Мороженое |
2 |
13. |
Б.М. |
Солнце |
Скворечник |
Пилотка |
3 |
14. |
Н.В. |
Гриб |
Дверь |
Дом |
3 |
15. |
Е.Л. |
Портал |
Рюкзак |
Елка |
2 |
16. |
Е.О. |
Часы |
Окно |
Кормушка |
3 |
Прим.: 1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях; 2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях; 3 группа – оригинальные изображения в одном случае; 4 группа – нет оригинальных изображений.
Результаты диагностики оригинальности изображения у детей старшего дошкольного возраста отражены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Результаты диагностики оригинальности изображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Методика «Неполные фигуры» |
Группа |
||
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
|||
1. |
Ж.С. |
- |
+ |
+ |
2 |
2. |
Т.В. |
+ |
+ |
- |
2 |
3. |
А.В. |
+ |
- |
+ |
2 |
4. |
Н.Л. |
- |
+ |
+ |
2 |
5. |
В.Я. |
- |
- |
- |
4 |
6. |
Ж.С. |
+ |
- |
- |
3 |
7. |
Т.В. |
+ |
+ |
- |
2 |
8. |
Д.И. |
- |
- |
- |
4 |
9. |
О.Л. |
+ |
+ |
+ |
1 |
10. |
К.Е. |
+ |
+ |
+ |
1 |
11. |
Ш.О. |
- |
- |
- |
4 |
12. |
В.М. |
- |
+ |
+ |
2 |
13. |
Б.М. |
- |
- |
+ |
3 |
14. |
Н.В. |
+ |
- |
- |
3 |
15. |
Е.Л. |
+ |
+ |
- |
2 |
16. |
Е.О. |
- |
- |
+ |
3 |
Прим.: 1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях; 2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях; 3 группа – оригинальные изображения в одном случае; 4 группа – нет оригинальных изображений.
Сравнительные результаты диагностики оригинальности изображения у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Сравнительные результаты диагностики оригинальности изображение у детей старшего дошкольного возраста двух этапов эксперимента
№ |
Уровень оригинальности воображения |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
||
Кол-во детей |
Процентное соотношение |
Кол-во детей |
Процентное соотношение |
||
1. |
1-я группа (3 оригинальных ответа) |
0 |
0% |
2 |
12% |
2. |
2-я группа (2 оригинальных ответа) |
1 |
6% |
7 |
44% |
3. |
3-я группа (1 оригинальный ответ) |
7 |
44% |
4 |
26% |
4. |
4-я группа (нет оригинальных ответов) |
8 |
50% |
3 |
18% |
Таким образом, с помощью сравнительных результатов диагностики развития воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Неполные фигуры» Е. Торренса [36], на контрольном этапе эксперимента, мы получили следующие данные:
1. Показатели оригинальности изображения, относящиеся к 1 группе, возросли на 12%. Другими словами, двое детей дали все три оригинальных ответа на задание.
2. У семи детей выявлен более высокий уровень креативности. Они дали два оригинальных ответа, и тем самым соотносим его ко 2 группе. Таки образом, показатель 2 группы оригинальности возрос на 38%.
3. У четырех детей выявили 3 группу, а значит, показатель снизился на 18%. То есть оригинальных изображений выполнено у каждого из ребенка по одному креативному ответу.
4. И трое детей относятся к 4 группе, тем самым показатель сократился на 32%.Эти дети по-прежнему вообще не показали никаких оригинальных ответов.
Графически сравнительные результаты представлены на рисунке 2.3.
Рис. 2.3. Сравнительные результаты диагностики оригинальности изображения у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Далее на контрольном этапе эксперимента по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26], мы изучили динамику речевого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента
№ |
Испытуемые |
Оригинальность |
Глубина и проработанность |
Скорость процессов |
Эмоциональность |
Общее количество баллов |
Уровень речевого воображения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Ж.С. |
4 |
3 |
3 |
2 |
12 |
Средний |
2. |
Т.В. |
3 |
2 |
2 |
3 |
10 |
Средний |
3. |
А.В. |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Высокий |
4. |
Н.Л. |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Высокий |
5. |
В.Я. |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
Низкий |
6. |
Ж.С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Средний |
7. |
Т.В. |
3 |
3 |
3 |
2 |
11 |
Средний |
8. |
Д.И. |
2 |
1 |
3 |
1 |
7 |
Низкий |
9. |
О.Л. |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Высокий |
10. |
К.Е. |
5 |
3 |
3 |
3 |
14 |
Высокий |
11. |
Ш.О. |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
Низкий |
12. |
В.М. |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Высокий |
13. |
Б.М. |
3 |
3 |
3 |
2 |
11 |
Средний |
14. |
Н.В. |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
Средний |
15. |
Е.Л. |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Высокий |
16. |
Е.О. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
Средний |