Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ПАО «Татнефть»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 3200
Скачиваний: 87
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ внешней и внутренней среды организации
1.1. Сущность и значение анализа среды функционирования организации
1.2 Анализ внешней среды организации. Факторы, влияющие на внешнюю среду организации
1.3 Направление анализа внутренней среды организации
2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
2.3 Стратегический анализ макроокружения: PEST – анализ
3. Анализ внешней и внутренней среды организации ПАО «Татнефть»
3.1. Краткая характеристика деятельности ПАО «Татнефть»
3.2. Влияние макро- и микросреды на организацию ПАО «Татнефть»
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная работа любой организации, его экономический рост, финансовые результаты и развитие определяются в правильном выборе стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.
В условиях конкурентного рынка в настоящее время повышенный шанс на выживание может быть гарантирован только тем предприятиям и организациям, руководство которых в состоянии критически оценивать положение дел внутри самого предприятия.
Основной целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов внешней и внутренней среды организации на примере конкретного функционирующего предприятия.
Объектом исследования является ПАО «Татнефть».
Предметом исследования являются влияние внешней и внутренней среды на деятельность организации.
В курсовой работе для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформулировать понятие внешней и внутренней среды организации;
- рассмотреть теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации;
- исследовать компоненты внутренней и внешней среды организации, находящиеся в постоянном взаимодействии;
- изучить основные методы анализа внешней и внутренней среды организации;
- рассмотреть общую характеристику объекта исследования;
- проанализировать внешнюю и внутреннюю среду ПАО «Татнефть» и провести SWOT-анализ Компании.
Актуальностью данной темы является то, что современная внешняя среда организаций характеризуется чрезвычайно высокой степенью слож-ности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – это основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во всем возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Предприятия должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами предприятия генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.
В первой главе будет описана внутренняя среда организации, охарактеризованы основные факторы внешней среды. Будет подчеркнута взаимосвязанность всех элементов организации и влияние на них факторов внутренней среды. Так же как и элементы внутренней среды, внешние факторы тесно взаимосвязаны и обладают рядом характеристик, которые будут раскрыты в этой главе. Во второй главе будут рассмотрены основные методы анализа внешней и внутренней среды организации. В третьей главе рассмотрим сильные и слабые стороны организации на примере предприятия ПАО «Татнефть», изучим основные характеристики организации и влияния факторов микро- и макросред.
Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды в основном Алексеенко А.А., Лясникова Н.В. В данных работах берется за основу анализ внешней и внутренней среды. Также в данной курсовой работе использованы электронные ресурсы: электронные журналы и газеты в области анализа внешней и внутренней среды организации, труды Б.А. Райзберга и Л.Ш. Лозовского в отношении большого экономического словаря, касаемо внешней и внутренней среды.
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы из 23 источников. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 10 рисунками, 2 приложениями, изложена на 57 страницах в данной курсовой работе.
1. Анализ внешней и внутренней среды организации
1.1. Сущность и значение анализа среды функционирования организации
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Организация - это группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей. [18, с.16-17]
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие любого предприятия в настоящее время возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
Среда предприятия – это совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность. [4, с.146] Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из трех сфер: общей (или макроокружения),рабочей (или непосредственного окружения) и внутренней. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем, и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. [3, с.63]
Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление, как о внутренней среде организации, так и внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении. [20, с.69] Организация является открытой системой, которая постоянно взаимодействует с внешней средой, и в этом случае она зависит от внешней среды, связанной с поставками ресурсов, энергии, кадров, потребителей и т.д. Поэтому организации должны учитывать факторы внешней среды в своей деятельности и приспосабливаться к ним. С целью эффективного функционирования компании необходимо оценивать потенциал, перспективы развития и определять влияние внешней среды на ее деятельность. Внешняя среда компании таит в себе как угрозы, которым подвержена компания, так и возможности, которые открываются перед ней.
Именно анализ факторов внешней среды и их прогноз позволяют компании быстро адаптироваться к изменениям и принимать стратегические решения по дальнейшему развитию. [7, с.156]
Внутренние и внешние условия фирмы – внутренние условия включают структуру фирмы, технологию, кадры, финансы. Внутреннюю среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь только целями. Но есть и внешние условия – это система конкуренции, рынков и цен, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Если фирма не учитывает внешние условия, то и результаты ее деятельности могут быть не те, на которые она рассчитывала. Такая неопределенность результата риском. Воздействовать на внутреннюю среду фирмы, учитывая внешние процессы, находить способы достижения поставленных целей – это задача предпринимателя (управляющего) – менеджера. Решать эту задачу ему помогает система управления, или менеджмента. [13, с.66]
Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время существенной является точка зрения о том, чтобы выжить и развиваться в конкурентной среде, любое предприятие должно активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. [14, с.36] Это положение легло в основу выбора мною данной темы курсовой работы.
В литературе под внешней средой организации подразумевается все условия и факторы, которые возникают в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но и оказывают или могут оказать воздействие на её функционирование и поэтому требуют принятия управленческих решений. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. [6, с.86-87]
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны являются преимуществом предприятия, на которые организация опирается в конкурентной борьбе и которые она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководство, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. [7, с.156]
В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. [6, с. 87]
1.2 Анализ внешней среды организации. Факторы, влияющие на внешнюю среду организации
Внешняя среда современного предприятия отличается высоким динамизмом, изменчивостью и непредсказуемостью. Вряд ли сегодня можно планировать деятельность предприятия хоть на какую-то приемлемую перспективу без необходимости последующей корректировки принятых планов. В связи с этим традиционные подходы к стратегическому управлению организацией оказываются неактуальными. Вряд ли имеет смысл устанавливать какие-либо отдаленные цели организационного развития, понимая, что изменения в среде окружения, скорее всего, окажутся в противоречии с этими целями, и придется менять стратегию развития «на ходу». Из понимания этого обстоятельства возникают различные подходы, концепции, теории, призванные решить проблемы стратегического управления развитием социально-экономических систем, к которым относятся любые организации, где работают люди, и в числе целей которых имеются коммерческие. [15, с.202]
Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. [12, с.166]
Внешняя среда организации - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. [14, с.37]
Управленческий аппарат организации в основном стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. [12, с.165]
Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния. (Рисунок 1.1)
Рис. 1.1 - Факторы внешней среды организации
Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других. [21]
Как видно из рисунка 1.1 внешнюю среду подразделяют на микросреду (среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании) и макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Рассмотрим подробнее компоненты макро- и микросреды чуть ниже.
Необходимо использовать комплексную методику анализа окружающей среды компании для принятия актуальных и корректных стратегических решений, состоящую из четырех этапов. Исходя из рисунка 1.1, вытекает схема проведения анализа внешней среды организации, которая представлена на рисунке 1.2. [15, с.204]
1. Отраслевой анализ
- специфика
- входные барьеры
- емкость рынка
2. Анализ факторов микросреды:
- конкуренты
- поставщики
- потребители
3. Анализ факторов макросреды:
- политические факторы
- экономические факторы
- рыночные факторы
- технологические факторы
- международные факторы
- социальные факторы
4. Итоговая оценка факторов внешней среды компании
Рис.1.2 - Схема проведения анализа внешней среды компании
Таким образом, окружение организации принято делить на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия в соответствии со степенью влияния на операции организации. К основным характеристикам внешней среды относятся: