Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ПАО «Татнефть»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 3202
Скачиваний: 87
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ внешней и внутренней среды организации
1.1. Сущность и значение анализа среды функционирования организации
1.2 Анализ внешней среды организации. Факторы, влияющие на внешнюю среду организации
1.3 Направление анализа внутренней среды организации
2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
2.3 Стратегический анализ макроокружения: PEST – анализ
3. Анализ внешней и внутренней среды организации ПАО «Татнефть»
3.1. Краткая характеристика деятельности ПАО «Татнефть»
3.2. Влияние макро- и микросреды на организацию ПАО «Татнефть»
Определение сильных и слабых сторон организации заполняется в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Определение сильных и слабых сторон предприятия
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Организация |
||
2. Производство |
||
3. и т.д. |
[Источник: 11, с. 18]
Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Этап 2. Определение рыночных возможностей и угроз.
Второй шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон вашего предприятия:
- составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
- определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
- выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.
За основу можно взять следующий список параметров: факторы спроса и конкуренции, факторы сбыта, экономические факторы, политические и правовые факторы, социально-демографические и социально-культурные факторы, международные факторы.
Далее, опять же, заполняется таблица. (см. таблицу 2.3) Примеры в таблице помогут разобраться с составлением списка возможностей и угроз исследуемого предприятия.
Таблица 2.3
Определение рыночных возможностей и угроз
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1. Конкуренция |
||
2. Сбыт |
||
3. и т.д. … |
[Источник: 11, с. 20]
Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
В заполненной матрице SWOT-анализа виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.
Этап 3. Сопоставление сильных и слабых сторон исследуемого предприятия с возможностями и угрозами рынка
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы:
- Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
- Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
- За счет, каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
- Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Особое внимание следует уделить возможностям и угрозам, имеющим высокую вероятность реализации и большую силу влияния. Именно их оставляют для дальнейшего анализа. [16, с.204-206] После того как список сильных и слабых сторон, возможностей и угроз составлен, устанавливают связи, определяющие взаимодействия между ними, с помощью матрицы SWOT (Таблица 2.4).
Таблица 2.4
Матрица SWOT-анализа предприятия
Возможности 1. 2. 3. |
Угрозы 1. 2. 3. |
|
Сильные стороны 1. 2. 3. |
Поле сильных сторон и возможностей |
Поле сильных сторон и угроз |
Слабые стороны 1. 2. 3. |
Поле слабых сторон и возможностей |
Поле слабых сторон и угроз |
[Источник: 11, с. 18]
Исходя из таблицы, на каждом из четырех внутренних полей необходимо рассмотреть возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В дальнейшем, составляя стратегический план мероприятий, решают, что надо сделать, чтобы усилить свои сильные стороны и подтянуть показатели, оказавшиеся ниже, чем у главного конкурента, с учетом возможностей и угроз, которые могут возникнуть при реализации каждого пункта мероприятий. При этом следует помнить, что угрозы и возможности могут переходить в свою противоположность. Нереализованная возможность может стать угрозой, если ее использовал конкурент, а удачно предотвращенная угроза открывает перед предприятием новые возможности, если конкуренты не сумели ее предотвратить. [21]
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
- определены основные направления развития предприятия;
- сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
Таким образом, чтобы разработать эффективную маркетинговую стратегию, необходимо проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия. Проведенный анализ позволит определить приоритетные направления развития компании, которые учитывают все благоприятные и неблагоприятные факторы окружающей среды предприятия.
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации - это уже рассмотренный SWOT-подход, но только в части SW, т.е. с позиции сильных и слабых сторон организации. [20, с.76] То есть, SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ. Управленческие цели традиционного SW-подхода очевидны: сильные стороны - как хороший ресурс организации сохранить и постараться дополнительно усилить; а слабые стороны - устранить.
SNW – анализ - это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S - Strength - сильная позиция (сторона), N - Neutral - нейтральная позиция, W - Weakness - слабая позиция (сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон, SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». [18, с.18-19]
Обычно SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT-анализа. Для получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды организации на основе SNW- подхода необходимо заполнить таблицу 2.5.
Таблица 2.5
Матрица SNW –анализа предприятия
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции |
||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) |
|
Стратегия организации |
|||
Бизнес-стратегии |
|||
Организационная структура |
|||
Финансы |
|||
Продукт как конкурентоспособность |
|||
Структура затрат |
|||
Дистрибуция как система реализации продукции |
|||
Информационная технология |
|||
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов |
|||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) |
[Источник: 20, с. 75]
Техника работы с табл. 2.5 следующая: в каждой строке ставится только один крестик (или в колонке S, или в колонке N, или в колонке W). «Крестик» означает выбор одной из трех указанных альтернативных позиций. Причем альтернатива - это интегральная качественная оценка соответствующей конкретной позиции внутренней среды организации в данной конкретной ситуации относительно ее ситуационного среднерыночного состояния. [20, с.76]
Таким образом, стратегический анализ внутренней среды организации должен быть системным как с точки зрения охвата всех структурных и процессных элементов организации, так и в плане применяемого аналитического инструмента. При SNW- подходе изучается сильная, слабая и нейтральная сторона предприятия.
2.3 Стратегический анализ макроокружения: PEST – анализ
PEST- анализ (P - Political-legal - политико-правовые, E - Economic - экономические, S - Sociocultural - социокультурные, T - Technological forces- технологические факторы) состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия.
Отличие PEST-анализа от SWOT-анализа: PEST-анализ изучает рынок, а SWOT-анализ - положение бизнес-единицы на рынке относительно конкурентов, концепцию продукции или идею. [5, с.153]
Целью динамического анализа PEST является оценка воздействия наиболее значимых факторов макроокружения на деятельность организации и возможностей изменения их влияния со временем. При этом следует учитывать факторы, являющиеся незначимыми сейчас, но способные в значительной мере повлиять на деятельность организации в рассматриваемой временной перспективе.
Основные положения PEST –анализа:
1. Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты взаимосвязаны тесным и сложным образом.
2. Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
3. PEST – анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Выделяют следующие этапы проведения PEST-анализа:
1) Разрабатывается перечень факторов макроокружения, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия.
2) Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
3) Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по пятибалльной шкале: «пять» - сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» - отсутствие воздействия, угрозы.
4) Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная и взвешенная оценка для данного предприятия.
Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. [10, с.102-103] Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы (Таблица 2.6).
Таблица 2.6
Матрица PEST -анализа предприятия
Политика |
Экономика |
1 |
1 |
2 |
2 |
Социум |
Технология |
1 |
1 |
2 |
2 |
[Источник: 20, с. 78]
Таким образом, PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы. [10, с.102-103]
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является обращение повышенного внимания на осуществление анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании.
3. Анализ внешней и внутренней среды организации ПАО «Татнефть»
3.1. Краткая характеристика деятельности ПАО «Татнефть»
«ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина — одна из крупнейших в топливно-энергетическом комплексе России вертикально-интегрированная нефтяная компания. Компания «Татнефть» является одним из ведущих российских производителей нефти и газа с опытом работы в отрасли более 70 лет. Стратегия вертикальной интеграции полного производственного цикла реализуется в статусе Группы. Основные активы Компании расположены на территории Российской Федерации, бизнеспроекты ведутся на внутреннем и зарубежном рынках [1, с.6]