Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ПАО «Татнефть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 2904

Скачиваний: 83

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективная работа любой организации, его экономический рост, финансовые результаты и развитие определяются в правильном выборе стратегиче­ских ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.

В условиях конкурентного рынка в настоящее время повышенный шанс на выживание может быть гарантирован только тем предприятиям и организациям, руководство которых в состоянии критически оценивать положение дел внутри самого предприятия.

Основной целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов внешней и внутренней среды организации на примере конкретного функционирующего предприятия.

Объектом исследования является ПАО «Татнефть».

Предметом исследования являются влияние внешней и внутренней среды на деятельность организации.

В курсовой работе для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • сформулировать понятие внешней и внутренней среды организации;
  • рассмотреть теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации;
  • исследовать компоненты внутренней и внешней среды организации, находящиеся в постоянном взаимодействии;
  • изучить основные методы анализа внешней и внутренней среды организации;
  • рассмотреть общую характеристику объекта исследования;
  • проанализировать внешнюю и внутреннюю среду ПАО «Татнефть» и провести SWOT-анализ Компании.

Актуальностью данной темы является то, что современная внешняя среда организаций характеризуется чрезвычайно высокой степенью слож-ности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – это основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во всем возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Предприятия должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами предприятия генерируют изменения во внешней среде, вы­пуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

В первой главе будет описана внутренняя среда организации, охарактеризованы основные факторы внешней среды. Будет подчеркнута взаимосвязанность всех элементов организации и влияние на них факторов внутренней среды. Так же как и элементы внутренней среды, внешние факторы тесно взаимосвязаны и обладают рядом характеристик, которые будут раскрыты в этой главе. Во второй главе будут рассмотрены основные методы анализа внешней и внутренней среды организации. В третьей главе рассмотрим сильные и слабые стороны организации на примере предприятия ПАО «Татнефть», изучим основные характеристики организации и влияния факторов микро- и макросред.


Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды в основном Алексеенко А.А., Лясникова Н.В. В данных работах берется за основу анализ внешней и внутренней среды. Также в данной курсовой работе использованы электронные ресурсы: электронные журналы и газеты в области анализа внешней и внутренней среды организации, труды Б.А. Райзберга и Л.Ш. Лозовского в отношении большого экономического словаря, касаемо внешней и внутренней среды.

Структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы из 23 источников. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 10 рисунками, 2 приложениями, изложена на 57 страницах в данной курсовой работе.

1. Анализ внешней и внутренней среды организации

1.1. Сущность и значение анализа среды функционирования организации

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Организация - это группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей. [18, с.16-17]

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие любого предприятия в настоящее время возможно только в том случае, если среда допускает его существование.

Среда предприятия – это совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность. [4, с.146] Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из трех сфер: общей (или макроокружения),рабочей (или непосредственного окружения) и внутренней. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем, и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. [3, с.63]

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление, как о внутренней среде организации, так и внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управле­нием в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении. [20, с.69] Организация является открытой системой, которая постоянно взаимодействует с внешней средой, и в этом случае она зависит от внешней среды, связанной с поставками ресурсов, энергии, кадров, потреби­телей и т.д. Поэтому организации должны учитывать факторы внешней среды в своей деятельности и приспосабливаться к ним. С целью эффектив­ного функционирования компании необходимо оценивать потенциал, перспективы развития и определять влияние внешней среды на ее деятельность. Внешняя среда компании таит в себе как угрозы, которым подвержена компания, так и возможности, которые открываются перед ней.


Именно анализ факторов внешней среды и их прогноз позволяют компании быстро адаптироваться к изменениям и принимать стратегические решения по дальнейшему развитию. [7, с.156]

Внутренние и внешние условия фирмы – внутренние условия включают структуру фирмы, технологию, кадры, финансы. Внутреннюю среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь только целями. Но есть и внеш­ние условия – это система конкуренции, рынков и цен, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Если фирма не учитывает внешние условия, то и результаты ее деятельности могут быть не те, на которые она рассчитывала. Такая неопределенность результата риском. Воздействовать на внутреннюю среду фирмы, учитывая внешние процессы, находить способы достижения поставленных целей – это задача предпринимателя (управляющего) – менеджера. Решать эту задачу ему помогает система управления, или менеджмента. [13, с.66]

Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время существенной является точка зрения о том, чтобы выжить и развиваться в конкурентной среде, любое предприятие должно активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. [14, с.36] Это положе­ние легло в основу выбора мною данной темы курсовой работы.

В литературе под внешней средой организации подразумевается все условия и факторы, которые возникают в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но и оказывают или могут оказать воздействие на её функционирование и поэтому требуют принятия управлен­ческих решений. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии посто­янного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претен­дуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стра­тегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. [6, с.86-87]


Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими силь­ными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны являются преимуществом предприятия, на которые организация опирается в конкурентной борьбе и которые она должна стремиться расширять и укреп­лять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководство, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. [7, с.156]

В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факто­ров, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные фак­торы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. [6, с. 87]

1.2 Анализ внешней среды организации. Факторы, влияющие на внешнюю среду организации

Внешняя среда современного предприятия отличается высоким дина­мизмом, изменчивостью и непредсказуемостью. Вряд ли сегодня можно планировать деятельность предприятия хоть на какую-то приемлемую перспективу без необходимости последующей корректировки принятых пла­нов. В связи с этим традиционные подходы к стратегическому управлению организацией оказываются неактуальными. Вряд ли имеет смысл устанавли­вать какие-либо отдаленные цели организационного развития, понимая, что изменения в среде окружения, скорее всего, окажутся в противоречии с этими целями, и придется менять стратегию развития «на ходу». Из понимания этого обстоятельства возникают различные подходы, концепции, теории, призванные решить проблемы стратегического управления развитием социально-экономических систем, к которым относятся любые организации, где работают люди, и в числе целей которых имеются коммер­ческие. [15, с.202]

Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. [12, с.166]

Внешняя среда организации - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. [14, с.37]


Управленческий аппарат организации в основном стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. [12, с.165]

Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния. (Рисунок 1.1)

Рис. 1.1 - Факторы внешней среды организации

Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других. [21]

Как видно из рисунка 1.1 внешнюю среду подразделяют на микросреду (среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики мате­риально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании) и макро­среду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природ­ную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Рассмотрим подроб­нее компоненты макро- и микросреды чуть ниже.

Необходимо использовать комплексную методику анализа окружающей среды компании для принятия актуальных и корректных стратегических решений, состоящую из четырех этапов. Исходя из рисунка 1.1, вытекает схема проведения анализа внешней среды организации, которая представлена на рисунке 1.2. [15, с.204]

1. Отраслевой анализ

- специфика

- входные барьеры

- емкость рынка

2. Анализ факторов микросреды:

- конкуренты

- поставщики

- потребители

3. Анализ факторов макросреды:

- политические факторы

- экономические факторы

- рыночные факторы

- технологические факторы

- международные факторы

- социальные факторы

4. Итоговая оценка факторов внешней среды компании

Рис.1.2 - Схема проведения анализа внешней среды компании

Таким образом, окружение организации принято делить на среду пря­мого воздействия и среду косвенного воздействия в соответствии со степе­нью влияния на операции организации. К основным характеристикам внеш­ней среды относятся: