Файл: Управление конфликтами в сфере органов государственной региональной власти.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание конфликтов
1.2 Конфликт в государственной сфере: понятие, содержание, проблемы
Глава 2. Особенности возникновения и виды конфликтов в государственных структурах
2.1 Анализ конфликтного потенциала государственной службы
Глава 3. Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе
3.1 Механизмы управления конфликтами в государственной службе
3.2 Оптимизация управленческих решений по разрешению конфликтов в государственной службе
Среди современных авторов, чья работа посвящена управлению конфликтами, можно назвать Лопатина М.В., Шульгин Д.Б., Шило, И.Н., Емельянов С.М., Крам, Т.Ф., Кибанов Я.А., Захаров Д.К., Гришин Н.В.
В статье представлена концепция конфликтов, прямо и косвенно влияющая на качество управленческой работы. С точки зрения этой концепции перечислены основные характеристики качества управленческой работы, факторы, от которых зависит качество управления, основные способы управления конфликтами.
Шульгин Д. Б. рассматривает применение подходов и теорий конфликтов в практике российских университетов.
Шило И. Н. в своей работе проводит социологическое исследование конфликтов в организациях, дает рекомендации по урегулированию конфликтов и их разрешению.
Желтухин А. И. исследует эволюцию концепций конфликта, дает общую идею развития конфликта.
Русская конфликтология Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк разъясняют концепцию конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и поэтому всегда предполагает достижение цели. Поскольку конфликтующие стороны, по словам Бородино, выделяют только тех, кто способен на соответствующее сознательное поведение, то есть на знание своих позиций, планируют свои действия, сознательное использование средств. Из этого следует, что стороны в конфликте должны быть активными участниками. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких людей и групп, которые действуют как инструменты, инструменты, средства борьбы с любыми субъектами конфликтного взаимодействия.
Весь комплекс конфликтных проблем современного труда в производстве, изучаемый отечественными экспертами, можно разделить на три взаимосвязанные, но относительно независимые группы, а затем оценить уровень их развития в каждом из них отдельно.
Разработка теоретических проблем управления трудовыми конфликтами представлена в литературе по социальной науке. В доступных публикациях авторы определяют структуру, функции и процесс трудовых конфликтов, раскрывают специфику конфликтного сознания и поведения субъектов (индивидуальные и групповые), ценность личных качеств активных участников социально-экономической борьбы.
В развитии социологических и методологических аспектов проблемы, т. Е. В поддержку принципов анализа конфликтных трудовых отношений и построения адекватных концептуальных основ для их изучения, значительный вклад внесли такие российские авторы, как В. И. Герчиков, В. А. Давиденко, К.А. Кагарлицкий, Катульский Е.Д., Красовский Ю.Д., Петровская Л.А., Решетникова К.В., Храмов В.О., Назимова А.К., Шершнев Е.Л., Пригожин А.И., Асадов А.Н., Зайцев А.К. В своих работах они анализируют факторы и команду и способы их разрешения.
Регулирование трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике социальных и трудовых конфликтов, их объектов и предметов, определение типичных механизмов и инновационных моделей и стилей конфликтного поведения участников. Прежде всего, это модель ценностно-нормативного конфликта «традиционализма» и «рационализма» в сфере трудовых отношений между Е.Шершневой и Ю.Л. Фельдхофф, концепция механизма Института власти в возникновении конфликтных ситуаций, концепция конфликта корпоратизации предприятий А. К. Зайцев, В. И. Герчикова, социально-психологическая теория Ю. Красовский, который рассматривал конфликт «Управляющий-подчиненный» как тип функционального организационного поведения.
1.2 Конфликт в государственной сфере: понятие, содержание, проблемы
Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных социальных отношений, которые выражают отношения социальных групп и сообществ, взаимодействие отдельных лиц в этих социальных группах с различными интересами, потребностями, мотивами и стимулами.
В государственном управлении конфликт представляет собой конкретную форму взаимодействия между учреждениями, организациями, социальными группами и отдельными лицами. Иерархия структур государственной административной системы, дифференциация управленческих функций, различия в статусе и интересах, а также ценностные, социально-культурные и другие различия предметов и объектов управления неизбежно провоцируют конфликты, предопределяя определенную форму человека поведение.
Государственное управление представляет собой сложную неравновесную биполярную систему. С одной стороны, в контексте структурно фиксированных и нормативных определенных отношений между учреждениями и структурами управления конфликт имеет второстепенную роль, которая не влияет на реализацию функций, назначенных ему государственной структурой, что не влияет на выполнение обязанностей сотрудников. С другой стороны, будучи структурно и функционально фрагментированной системой, которая демонстрирует свою целостность только посредством внутренних правил, процедур и не раскрывает хаотических столкновений воли, интересов и влияний, сфера государственного управления создает дополнительные возможности для возникновения различных конфликтов и противоречий что наиболее существенно определяет его динамику и эволюцию.
Классификация конфликтов в государственной администрации может быть проведена по следующим основаниям.
Конфликты на государственном уровне:
конфликт между государством и обществом;
конфликт между государством и отдельными государственными учреждениями;
конфликты между государством и индивидом.
Конфликты на уровне государственного управления:
конфликты между различными ветвями власти (законодательными, исполнительными, судебными), органами особой компетенции (Прокуратурой, Счетной палатой Российской Федерации и т. д.);
конфликты между структурами в законодательном органе (Совет Федерации и Государственная Дума), Исполнительный орган (правительство, министерства, ведомства, службы), судебная власть (Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Верховный Суд , другие суды);
конфликты между политическим и государственным управлением (групповые и индивидуальные) структуры;
конфликты между государственным управлением и организациями государственного и частного секторов;
конфликты между федеральными, региональными и местными органами власти.
. Конфликты на уровне государственного органа:
конфликты между подразделениями государственного органа;
функционально-ролевые и личные конфликты.
Первая группа конфликтов связана с проблемой легитимности. Принцип легитимности был сформулирован в рамках классической теории демократии (теория общественного договора). По мнению классических либералов, легитимна только форма правления, которая гарантирует и обеспечивает всеобщее, сознательное и активное участие граждан в политическом процессе. Отсутствие авторитета и престижа правительства, потеря общественного доверия могут вызвать конфликт между правительством и обществом. Наиболее яркими проявлениями такого конфликта являются гражданское неповиновение, сопровождаемое демонстрациями, пикетированием и забастовками.
Вторая группа конфликтов отражает противоречия в органах государственной власти и управления. Конфликт между структурами политического и государственного управления характеризуется противоречиями принципов и критериев. В некоторых случаях политические силы в целях стабилизации политической ситуации, сохранения политического режима, подверженного сильному давлению на государственные структуры, игнорировать цели социально-экономического развития государства, часто с нарушениями действующего законодательства. В других случаях закон и экономическая эффективность могут стать определяющим фактором, в то время как политический и идеологический компонент может занять место. Конфликт может развиваться по другому сценарию, когда оппозиционные политические силы, с помощью определенных государственных структур, оказывают давление на правительство. Чаще всего такие конфликты проявляются в переходный период, когда государственная администрация отклоняется от своей функциональной цели и переходит к политическим методам достижения целей.
Основным источником конфликтов между структурами государственного управления и государственными организациями, организациями частного сектора являются противоречивые устремления сторон: государственные органы пытаются укрепить свой контроль и государственные предприятия - избавиться от чрезмерной заботы с их стороны. Противоречия между государственными учреждениями и частным сектором более сложны и разнообразны. Их причины различны: не исполнение или ненадлежащее исполнение государственных органов их обязанностей, отсутствие четких правовых норм и стандартов, коррупция, монополизм на рынке определенных услуг и т. Д. Такие конфликты могут быть решены путем улучшения стиля деятельность государственных органов и рост организованного частного сектора (формирование различных союзов и ассоциаций, развитие навыков использования судов и т. д.). Важную роль может сыграть коалиция между частным и государственным секторами общества для решения конкретных экономических, правовых и социальных проблем.
Ограничение государственного вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, включая устранение чрезмерного государственного регулирования, также может помочь предотвратить конфликты между государственными органами и частным сектором.
Наиболее структурированными и в то же время наиболее распространенными являются конфликты между государственными органами исполнительной власти. Причины этих конфликтов различны: от функциональной неопределенности до корпоративных интересов сотрудников, различий в статусе и полномочиях. Эти конфликты можно преодолеть, создав оптимальную структуру и систему распределения функций исполнительных органов власти, оптимизируя выполнение исполнительных функций на основе результатов функциональных обзоров.
Одним из наиболее сложных и опасных конфликтов являются конфликты между федеральными, региональными и местными органами власти. Тенденция децентрализации государственного управления, которая проявилась в первой половине 1990-х годов в России, превратилась в распад вертикали власти и потерю управления страной. Субъекты Российской Федерации, особенно те, которые представлены национальными образованиями, приобрели очень высокий уровень независимости от центра. Местные органы власти не подчинялись региональным властям, которые, в свою очередь, не полностью признавали федеральные власти. Конфликты между тремя уровнями вертикали власти привели к системному кризису государственного управления. Особую роль в урегулировании таких конфликтов уделяется четкому определению организационной и структурной и функциональной схемы взаимодействия между федеральным, региональным и местным уровнями управления. Обеспечивая необходимые сдержек и противовесов, законодательное разграничение субъектов юрисдикции создаст оптимальный баланс независимости Федерального центра, региональных и местных органов власти.
Третья группа конфликтов - это конфликты на уровне каждого конкретного государственного органа. Причинами такого рода конфликтов могут быть последствия неудачного планирования, нарушения принципов организации, нарушения взаимодействия между отделами, просчеты при отборе и размещении персонала и т. Д. Резолюция и предотвращение таких конфликтов возможны посредством оптимизация бизнес-процессов, введение административных регламентов, регулирование профессиональной деятельности государственных служащих.
Особое место среди внутриконфликтных конфликтов занимают личные или групповые конфликты. Он основан на целом ряде причин межличностных конфликтов - от нарушения принципов мотивации к потребностям всех субъектов управления, имеющих высокий статус и реальную возможность для самовыражения. Некоторых привлекает продвижение по службе, другие - стабильность денежной компенсации, третье - престиж, четвертый - возможность эгоистичного использования официальных полномочий. Так или иначе, как только дело доходит до групповых или индивидуальных мотивов, даже незначительная причина столкновения в государстве, чтобы превратиться в соревнование ценностей, которые определяют понимание сторон целей пребывания в этой организации. В то же время государственные служащие могут не только сражаться «за место на солнце», либо вступать в конфликт друг с другом о приоритетах в понимании служебного долга, но и выражать несогласие с характером деятельности организации. Противоречия, порожденные различиями в взглядах, ценностях, отношениях и других компонентах сознания государственных служащих, могут транслировать идеологические, политические, культурные, а также повседневные противоречия в организации.
Урегулирование внутренних конфликтов, с одной стороны, лежит в плоскости административного и процессуального регулирования, с другой - в плане неформальных норм и отношений, которые компенсируют недостатки официальной организации.
В государственной службе среди разнообразия противоречий можно выделить главное: противоречие между установленной системой административных правил и групповыми правилами, с одной стороны. С другой стороны, необходимость того, чтобы субъекты управления имели высокий статус и выполняли такие роли, которые обеспечивали бы им свободу деятельности и реальную возможность для самовыражения.
Конфликт интересов в государственной службе имеет свое юридическое определение. Согласно Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на объективное выполнение его служебных обязанностей , Конфликт интересов представляет собой ситуацию, в которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, что может привести к ущербу к этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.