Файл: Управление конфликтами в сфере органов государственной региональной власти.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание конфликтов
1.2 Конфликт в государственной сфере: понятие, содержание, проблемы
Глава 2. Особенности возникновения и виды конфликтов в государственных структурах
2.1 Анализ конфликтного потенциала государственной службы
Глава 3. Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе
3.1 Механизмы управления конфликтами в государственной службе
3.2 Оптимизация управленческих решений по разрешению конфликтов в государственной службе
Ключом к этому определению является акцент на личной заинтересованности государственного гражданского служащего. Что подразумевается под личным интересом государственного служащего? В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» личная заинтересованность государственного служащего означает возможность получения дохода (необоснованного обогащения) наличными или натурой для государственных служащих при выполнении их обязанности. Под личным интересом государственного гражданского служащего понимается также доход в виде материальной выгоды для членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Интерпретация, предложенная Федеральным законом, характеризует только одну из форм проявления конфликта интересов на государственной службе, а именно возможность получения необоснованного обогащения (взятки). В то же время важно отметить, что конфликт интересов не должен быть связан только с исполнением или невыполнением обязанностей государственных гражданских служащих, поскольку важность его действий или бездействия лежит вне служебных обязанностей, но также может быть следствием конфликта интересов и привести к негативным последствиям для организации, граждан, государства. Также личная заинтересованность государственных служащих не будет связана только с материальной выгодой, поскольку конфликт интересов в государственной гражданской службе может быть связан с получением, а также с продвижением должностного лица и с прекращением отношений с общественностью. Целый слой существенных характеристик понятия «конфликт интересов», проявления которого могут и даже более негативно, чем материальная выгода, влияют на деятельность государственных органов и профессиональную деятельность государственного служащего, «вышли» Конфликт интересов - это противоположность противоречивых требований внутри субъекта, противоречие между желанием и административным требованием, противоречие между желанием и административными правилами, противоречие между желанием и моральным долгом.
Конфликт интересов в системе государственных услуг нельзя рассматривать в одностороннем порядке как простое противоречие личных интересов государственного служащего и государства, общества, граждан и их ассоциаций и социальных групп. Это сложный социальный феномен, основанный на множестве различных факторов объективных и субъективных свойств, определенных условий исполнения обязанностей государственных служащих, институциональных ошибок в организации государственной службы.
Федеральный закон № 79-ФЗ определяет основу для урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Представитель работодателя, который осознал возникновение личных интересов государственного служащего, который ведет или может привести к конфликту интересов, обязан принимать меры по предотвращению или разрешению конфликта интересов, вплоть до устранения государственный служащий, являющийся стороной конфликта интересов, с должности государственной службы.
В целях соблюдения требований о ведении государственных служащих и разрешения конфликтов интересов в государственном органе формируются комиссии по соблюдению требований о ведении государственных служащих и урегулировании конфликта интересов. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 269 утвердил Положение о комиссиях на соответствие требованиям официального поведения государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия формируется правовым актом государственного органа. Этот акт определяет состав Комиссии и порядок ее работы. Комиссия, образованная в Федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, включает:
представителя работодателя и (или) государственных служащих, уполномоченных им (в том числе из Департамента гражданской службы и персонала, юридического (юридического) подразделения и подразделения, в котором государственный служащий, в отношении которого возникает вопрос о соблюдении требований официальное поведение или урегулирование конфликта интересов, заменяет должность государственной службы);
представитель соответствующего государственного органа по управлению государственной службой;
независимые эксперты (представители научных организаций и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, другие организации) без личных данных.
Основными задачами комиссий являются:
содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными служащими Российской Федерации требований к официальному поведению;
содействие государственным органам в урегулировании конфликта интересов, что может привести к нанесению ущерба законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Можно принять и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы урегулирования конфликта интересов и отражающие специфику деятельности государственных органов, должностных лиц, наделенных определенными полномочиями.
Например, Правительство Российской Федерации одобрило постановление об устранении мер по предотвращению возникновения конфликта интересов в процессе регулирования, контроля и надзора в области обязательного пенсионного страхования и инвестирования средств в соответствии с его решением № 113 от 2 марта 2006 года. В то же время действующее законодательство не создает условий для последовательного урегулирования конфликта интересов в государственной службе, ряд вопросов еще предстоит решить, а именно:
кто должен предоставлять информацию;
какая информация должна быть предоставлена;
когда должна предоставляться информация;
какую информацию следует обнародовать;
какие инструменты могут использоваться для разрешения конфликта интересов;
как наказывать нарушителей нормативных правовых актов, регулирующих конфликт интересов.
Успешная профилактика и разрешение конфликтов интересов в государственной службе будет возможна только после принятия антикоррупционного законодательства, тщательно разработанного административного и процедурного механизма разрешения конфликтов интересов в государственной службе.
Глава 2. Особенности возникновения и виды конфликтов в государственных структурах
2.1 Анализ конфликтного потенциала государственной службы
Следующие отношения имеют конфликтный потенциал в государственной гражданской службе:
) административные и официальные отношения, т. е. отношения между государственными служащими и работодателем как лицо, представляющее интересы государства;
) трудовые отношения, т. е. отношения между государственными служащими как служащими и работодателем;
) гендерные отношения, т. е. отношения между мужчинами и женщинами на государственной службе;
) власть-административные отношения, то есть отношения, возникающие, с одной стороны, между должностными лицами, которые имеют право принимать управленческие решения или распоряжаться материальными ресурсами, а с другой - с клиентами (субъектами), которые действуют как лица, заинтересованные в удовлетворении своих требований ,
Отношения, поставленные в первых трех местах, имеют потенциал «внутриорганизационных» конфликтов, то есть тех конфликтов, которые динамично развиваются непосредственно внутри административной организации, происходят и при определенных условиях и мерах влияния на элементы конфликтов заканчиваются конечно, не без каких-либо последствий.
Что касается конфликтного потенциала властных и административных отношений, присущих административной организации, то конфликты, возникающие на этой «основе», не относятся к категории внутренних организационных. Это объясняется тем, что одна из сторон конфликта является внешней по отношению к административной организации. Фактически, если какой-либо гражданин или какое-либо юридическое лицо предъявляет требования или требования к деятельности (бездеятельности) государственных служащих, тогда может возникнуть реальный конфликт между человеком, который требует и что-то бросает вызов, и административной организацией.
Включение в конфликтный потенциал административной организации такого элемента, как трудовые отношения, требует некоторого объяснения по той причине, что они понимаются как взаимосвязь между государственными служащими и представителем работодателя. На этом этапе развития современного права между юристами нет единой точки зрения о характере отношений между этими субъектами. Одна группа ученых считает, что эти отношения являются административными, а федеральный закон, регулирующий их, является административным. Другая группа считает, что эти отношения являются трудовыми отношениями.
Существует третья точка зрения, которая, на наш взгляд, более оправдана. Он заключается в том, что в административных организациях взаимодействие между должностными лицами, ответственными за управление подчиненными и должностными лицами, выступающими в качестве подчиненных, является сложными отношениями. Причиной этого являются не только критерии прав и трудовых отношений, которые были составлены ... Г. Александрова, но и общепризнанные принципы и нормы международного права. К последним относятся конвенции Международной организации труда (МОТ), которые подразумевают, что все граждане, занятые в сфере найма на условиях займа, находятся в трудовых отношениях с предпринимателями. Среди инструментов МОТ можно выделить Конвенцию № 151 (1978) о трудовых отношениях на государственной службе (1978 год). В нем, в частности, используются термины и категории, относящиеся к таким отраслям права, как трудовое право.
Из трех основных типов ранее упоминавшихся отношений, присущих конфликтам в государственной службе, только трудовые отношения традиционно подчиняются всеобъемлющему регулирующему регулированию - от условий возникновения правовых отношений между работником и работодателем к коллективным правам работников. В связи с тем, что трудовая деятельность граждан, работающих на государственной службе, не имеет такого всеобъемлющего нормативного административного и служебного сектора права, законодатель распространил Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) на всех государственных служащих.
Рассмотрение и разрешение конфликтов как элементов процесса «урегулирования» конфликта для достижения его завершения (результата) объединяет более широкую концепцию, присущую теории социального конфликта. Это категория «управление конфликтами».
Поскольку другие четыре основных типа отношений не регулируются законом, не существует правового механизма управления конфликтами, возникающими между субъектами гендерных отношений, властных и административных отношений.
Следует отметить, что конфликты в области гендерных отношений мало изучены, несмотря на то, что проблема гендерного равенства в последнее время становится все более важной для современной России.
Расширение института конфликта интересов перед публичной администрацией связано с необходимостью предотвращения влияния на государственных служащих каких-либо частных интересов, которые могут повлиять на выполнение ими своих обязанностей. Хотел бы подчеркнуть, что законодательная разработка механизма разрешения конфликта интересов в государственной и муниципальной службе рассматривается как мера законодательной поддержки борьбы с коррупцией в Национальном антикоррупционном плане, утвержденном Президентом Российской Федерации ,
В рамках этой задачи Федеральный закон № 273-ФЗ «О борьбе с коррупцией» сформулировал концепцию конфликта интересов, а также порядок ее предотвращения и урегулирования, то есть содержит правила прямого действия, направленные на прямое применение на государственной и муниципальной службе.
Таким образом, законодательное регулирование проблемы конфликта интересов в отношении государственных и муниципальных служащих осуществляется соответствующими отраслевыми законами и указанным Федеральным законом.
Для обеспечения эффективного результата, направленного на достижение этих законов, их применение на практике не должно создавать трудностей. Однако анализ рассматриваемых правил приводит к выводу о наличии определенных несоответствий между ними. Некоторые из них дополняют друг друга, поэтому они не создают препятствий для реализации. Но есть и те, кто делает расхождения, что, на наш взгляд, неприемлемо и требует разрешения законодательных органов. Я сосредоточусь на тех вопросах, которые касаются муниципальной службы.