Файл: Управление конфликтами в сфере органов государственной региональной власти.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание конфликтов
1.2 Конфликт в государственной сфере: понятие, содержание, проблемы
Глава 2. Особенности возникновения и виды конфликтов в государственных структурах
2.1 Анализ конфликтного потенциала государственной службы
Глава 3. Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе
3.1 Механизмы управления конфликтами в государственной службе
3.2 Оптимизация управленческих решений по разрешению конфликтов в государственной службе
Проблема конфликта интересов широко обсуждается не только в рамках административного, государственного, конституционного права, в частности, в отношении деятельности государственных служащих, но и в рамках гражданского, корпоративного права в отношении негосударственных и бизнес-деятельности. Таким образом, конфликт интересов в гражданском праве Российской Федерации является государством, в котором интерес к Комиссии некоммерческой организации определенных действий, в том числе: в сделках, вызывает несоответствие интересов заинтересованных сторон и государственной службы.
Конфликт интересов можно отнести к правовому конфликту, поскольку в случае конфликта интересов юридический характер последнего четко выражен, от начала до конца, пронизанного правоотношениями сторон. То есть конфликт интересов представляет собой правовой конфликт, который влечет за собой юридические последствия для его участников. В то же время мы не должны забывать, что конфликт интересов имеет моральную и этическую сторону и поэтому может быть охарактеризован как моральный и этический конфликт.
Конфликты интересов можно разделить на типы по разным основаниям. Субъектами отношений они могут быть межличностными, групповыми, институциональными; по времени, конечно, краткосрочные и затяжные; методами воздействия - насильственными и ненасильственными. Особое внимание уделяется дифференциации конфликта интересов по уровням - личным и организационным конфликтам интересов. В действующем российском законодательстве в определениях конфликта интересов основное внимание уделяется личному конфликту интересов, в котором личная заинтересованность работника противоречит законным интересам граждан, организаций, регионов, стран. Почти не уделяется внимание организационным аспектам конфликта интересов. В то же время происходит истощение феномена конфликта интересов, неправомерно сужающее его смысловую нагрузку.
Несмотря на усилия руководства государственных мер по регулированию отношений в сфере государственной службы, здесь сохраняется целый ряд факторов, способствующих возникновению конфликта интересов.
Изучение внешних и внутренних факторов деятельности административных организаций, определение конфликтного потенциала и его анализ позволяют сформулировать превентивные меры для предотвращения социальных конфликтов, присущих государственной службе. Это необходимо по нескольким причинам:
методы конфликтологического анализа социальной реальности позволяют идентифицировать факторы конфликтного потенциала, которые характеризуются системным конфликтом, т. е. присущим определенной системе. Как правило, устранение этих факторов связано с проблемой совершенствования организационной и правовой деятельности организаций всех форм собственности, в том числе административных организаций.
Независимо от воли руководителей административных организаций, ситуация возникновения и динамичного потока внутри организации конфликтов всегда имеет потенциал, отрицательный по своим последствиям. Любая ситуация имеет этот потенциал, несмотря на то, что в целом другой конфликт можно охарактеризовать как конструктивный конфликт. Этот феномен состоит в том, что, с одной стороны, для разрешения или разрешения конфликтов руководители должны отвлекаться от своей непосредственной и прямой ответственности. С другой стороны, распространение информации о наличии реального конфликта в административной организации подрывает авторитет представителя работодателя, а также снижает доверие граждан к учреждениям государственной службы.
создание условий для предотвращения конфликтов в административных организациях означает создание предпосылок для их более эффективной работы и выполнения государственных функций в объеме, предусмотренном административными регламентами.
Основные принципы оптимизации управленческих решений в ходе конфликтологической практики в государственной службе:
Принцип системно-функционального подхода к оптимизации управления конфликтами на государственной службе. Особенность процесса управления конфликтами в государственной гражданской службе заключается в том, что механизм управления конфликтами - это не просто система, а система динамического функционирования. Между его элементами существуют многочисленные связи и отношения, которые могут быть как конструктивными, так и разрушительными с точки зрения качества и эффективности управления. Задача оптимизации в этом случае включает относительную нейтрализацию деструктивных факторов взаимодействия элементов структуры механизма управления конфликтами в государственной службе.
Принцип оптимального сочетания целевой ориентации государственных служащих в процессе управления конфликтами в государственном управлении. Этот принцип подразумевает необходимость создания условий для реализации интересов, связанных с прохождением гражданской службы, и возможен при упорядочении ориентации поведения сотрудников в конфликтных ситуациях. Речь идет о преобладании коммуникативной ориентации, способной формировать устойчивые партнерские отношения, открывая новые возможности для реализации интересов сторон в конфликте.
Принципом структурных и процедурных этапов оптимизации является синтез оптимального функционирования механизма управления конфликтами на государственной службе предварительно оптимизированных подсистем структурных и функциональных управлений. Этот принцип является следствием иерархии механизма управления конфликтами. Он характеризует формирование оптимальных элементов структуры механизма управления конфликтами, а также достижение максимально возможного взаимодействия между ними.
Роль оценки эффективности управленческого решения заключается в определении ожидаемой эффективности различных альтернатив разрешению конфликтов. В качестве одного из положений оценки решений, принятых в ходе управления конфликтами в государственной гражданской службе, основное внимание уделяется анализу деятельности организаций, принимающих решения, что включает изучение основных факторов, влияющих на предмет конфликта управления в выборе оптимальных управленческих решений.
Существует целый ряд факторов, которые способствуют возникновению неблагоприятных условий, которые приводят к ситуации конфликта интересов в государственной службе.
Прежде всего, в государственной службе существует конфликт между нормированием, контролем и надзором и административной деятельностью. Наиболее важным из организационных конфликтов является конфликт между требованиями инструкций и требованиями достижения целей. В этой ситуации государственные органы сталкиваются с противоречивыми требованиями. С одной стороны, они обязаны соблюдать требования закона, а с другой - требовать достижения количественных показателей. Достижение конкретного показателя в результате применения закона возможно только в случае систематического предвзятости в применении закона. Другой организационный конфликт связан с тем, что наблюдаемость их действий и конечные результаты их деятельности существенно различаются в разных органах. Неправильный выбор контроля создает стимулы для агентов сосредоточиться непосредственно на требованиях отчетности, а не на правильной организации работы.
Не менее важными факторами конфликта являются такие факторы, как широта свободы усмотрения в осуществлении власти, отсутствие административных процедур, нормативный конфликт и завышенные требования к человеку для реализации его прав. В частности, подчеркивается, что свобода усмотрения, установленная законом, часто используется недобросовестными должностными лицами для совершения действий, которые влекут за собой конфликт интересов. Например, отсутствие сроков принятия решения государственным органом в нормативных правовых актах может привести к коррупции.
Другим важным фактором конфликта интересов является отсутствие или отсутствие административных процедур. Нормативная процедура реализации государственных органов в отношении их функций помогает уменьшить свободу усмотрения должностных лиц и четко определяет, какие действия должны предпринять граждане и организации для обеспечения их прав и любых действий государственных органов, на которые они вправе рассчитывать. В то же время должностным лицам нелегко уважать права граждан и организаций, которые не поддерживаются административными процедурами. С точки зрения борьбы с коррупцией следует особо отметить важность хорошо разработанных административных процедур для досудебных апелляций против действий государственных органов и должностных лиц.
Особую озабоченность вызывает отсутствие подробных правил, устанавливающих ответственность должностных лиц за нарушения закона. В российском законодательстве часто используется фраза «несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации», но эта нормативная формула кажется слишком общей. В этой связи важно четко установить «какое нарушение, какая ответственность соответствует».
Необходимо обратить внимание на следующие возможные факторы, способствующие конфликту интересов:
нечеткое определение сферы компетенции государственного органа, должностного лица в принятии правовых актов, Комиссии правовых актов, влекущих за собой ее нарушение;
дублирование полномочий различных субъектов права или «правовые пробелы»;
произвольное расширение или изменение круга органов и лиц, с которыми необходимо обеспечить взаимодействие и координацию;
необоснованное увлечение справочными стандартами, принятие незаконных и противоречащих правовым актам.
На самом деле конфликт интересов не всегда проявляется в незаконных действиях и решениях, принятых взамен законно установленных в законе. Бывает, что действия и решения уполномоченных лиц государственных органов совершаются в юридических формах, но являются незаконными по их основаниям или результатам использования. Такие действия и решения могут создавать так называемые скрытые зоны коррупционного риска.
На стадии исполнения законов существует наибольшее количество ситуаций, способствующих конфликту интересов, поскольку закон допускает широкий спектр действий субъектов правовых отношений. Чтобы минимизировать негативные последствия конфликта интересов, необходимо: обеспечить последовательное выполнение положений законов; не игнорировать факты давления и вмешательства других органов и должностных лиц в целях поощрения коррупции, протекционизма в отношении определенных хозяйствующих субъектов; повысить эффективность мониторинга соблюдения закона.
В последние годы Российская Федерация разработала и внедрила комплекс мер, направленных на урегулирование конфликта интересов на государственной службе. Эта работа была проведена и проводится в трех основных областях:
преодоление личных конфликтов интересов, то есть связанных с личными интересами агента-чиновника;
преодоление организационных конфликтов интересов, связанных с наличием противоречивых требований для государственных служащих самим государством как организацией;
совершенствование организации управленческого учета как инструмента внутреннего и общественного контроля над действиями сотрудников.
Таким образом, для решения проблем личного конфликта интересов государство может использовать следующие меры:
повышение информационной открытости государственных органов. Информационную открытость государственных органов следует понимать как относительную доступность информации для граждан (организаций и ассоциаций) об их деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 года «О доступе к информации о деятельности органов государственного и местного самоуправления № 8-ФЗ», принятой 9 февраля 2009 года, внесет существенный вклад в расширение информационной открытости государственных органов. В этой связи важно также создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов.
создание системы административных регламентов, которая будет использоваться для оценки законности действий должностного лица. Без таких правил информационная открытость и административный учет будут неэффективными.
сокращение государственного вмешательства в экономику и общественную жизнь.
введение процедур обязательной декларации конфликта интересов, которое возникает у должностного лица при разрешении дела.
Если говорить об организационном конфликте, основой для его разрешения, как в частном, так и в государственном секторе, является разделение противоречивых функций различными должностными лицами, департаментами или агентствами. Принцип недопустимости сочетания бюрократической и государственно-предпринимательской деятельности должен дополнять уже принятое требование о недопустимости сочетания нормотворчества и контроля, надзора, контроля и надзора и других правоохранительных действий.
Административный учет также важен. В настоящее время он ведется главным образом в бумажной форме, а все большее количество действий (межведомственная переписка, базы данных и т. Д.) Проводятся в электронной форме. В этом случае электронная информация, в отличие от хранимой на бумаге, имеет ссылочный статус, не имеет права на официальное признание. Эта ситуация искусственно создает потребность в дублировании электронных технологий, основанных на бумаге, что создает ненужные затраты. В этой связи необходимо определить требования к полезности бухгалтерского учета; возможность независимого аудита, судебно-медицинской экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий и других форм проверки содержания и функционирования системы учета; требования к защите электронных административных систем учета, их прозрачность для граждан, доступность; основные принципы распределения бюджета, чтобы привести их в соответствие с требованиями существующих систем бухгалтерского учета. Чтобы минимизировать негативные последствия конфликтов интересов в государственной службе, необходимо последовательно внедрять организационно-правовые меры во всех этих областях.