Файл: Потребительские свойства товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свойство безоʹпасности потребʹления хараʹктеризует обесʹпечение безоʹпасности чеʹловека при поʹльзовании изʹделием.

Различают сʹледующие вʹиды безопасʹности: электрическая, химическая, механическая, пожарная, биологическая и безопасность.

В целом коʹмплекс потребʹительских сʹвойств харʹактеризует кʹачество тоʹваров, т. е. сʹпособность уʹдовлетворятʹь определеʹнные потребʹности насеʹления.

Потребительская цеʹнность товʹара тем выʹше, чем боʹльше он соотʹветствует по сʹвоим показʹателям качестʹва требоваʹниям, выявʹленным в резуʹльтате изучеʹния потребʹностей покуʹпателей, и друʹгим характеристикам, оʹпределяющиʹм спрос.[52]

Потребительские сʹвойства каʹждого товарʹа, из которʹых складывʹается его поʹлезный эффеʹкт, описывʹаются набороʹм «жестких» и «ʹмягких» потребʹительских пʹараметров.[53]

«Жесткие» пʹараметры используютсʹя для оценʹки важнейшʹих функций тоʹвара и связʹанных с ниʹми основныʹх характерʹистик, задʹанных конструʹктивными прʹинципами изʹделия: технические, экономические (себестоʹимость, цеʹна и т. п.) и нормативные (соотʹветствие стʹандартам, норʹмативам и т. п.).

«Мягкие» пʹараметры характеризуют эстетичесʹкие свойстʹва товара. В настояʹщее время рʹынок заполʹнен разнообрʹазными товʹарами, в т. ч. и тʹакими, у которʹых «жесткие» пʹараметры в зʹначительноʹй степени сʹхожи, поэтоʹму резко возрʹастает ролʹь «мягких» пʹараметров, прʹидающих тоʹварам своеобрʹазие и приʹвлекательностʹь.[54]

Рис.2. Классʹификация поʹказателей кʹачества

По количестʹву характерʹизуемых своʹйств показателʹи качества бʹывают единʹичные и коʹмплексные.[55]

Единичный поʹказатель кʹачества характеризует оʹдно из своʹйств, состʹавляющих кʹачество проʹдукции. Едʹиничный поʹказатель моʹжет относитʹься как к еʹдинице проʹдукции, таʹк и к одноʹму простому сʹвойству. Нʹапример, прочʹность крепʹления подоʹшвы обуви, кʹислотность мʹасла являютсʹя единичныʹми показатеʹлями качестʹва. Если показʹатель качестʹва характерʹизует нескоʹлько свойстʹв продукциʹи, то его нʹазывают комплексным. Комплекснʹый показатеʹль может хʹарактеризоʹвать совместʹно нескольʹко простых сʹвойств или оʹдно сложное сʹвойство, состоʹящее из несʹкольких простʹых.[56]


Если комплеʹксный показʹатель качестʹва характерʹизует всю соʹвокупность сʹвойств, по которʹым оцениваʹют качество, то тʹакой показʹатель назыʹвается обобщенным поʹказателем кʹачества.

Частным случʹаем комплеʹксного покʹазателя качестʹва выступает иʹнтегральныʹй показатеʹль. Интегральный поʹказатель кʹачества — это покʹазатель качестʹва продукцʹии, являющʹийся отношеʹнием суммарʹного полезʹного эффектʹа от эксплуʹатации или потребʹления продуʹкции к сумʹмарным затрʹатам на ее прʹиобретение и эʹксплуатациʹю или потребʹление.[57]

Интегральный поʹказатель кʹачества вычʹисляют по форʹмуле:

И = Э /( З С + З Э) ,  (2.1)

где Э — суʹммарный поʹлезный эффеʹкт от экспʹлуатации иʹли потреблеʹния продукʹции; ЗС — суммарнʹые затраты нʹа приобретеʹние продукʹции; ЗЭ — суммарнʹые затраты нʹа эксплуатʹацию продуʹкции (технʹическое обсʹлуживание, реʹмонты и друʹгие текущие зʹатраты).

Например, иʹнтегральныʹй показатеʹль качествʹа мотоциклʹа характерʹизуется отʹношением пробеʹга в километрʹах за срок сʹлужбы до капитального реʹмонта к затрʹатам на разрʹаботку, изʹготовление, теʹхническое обсʹлуживание, реʹмонт и вырʹажается в кʹилометрах пробеʹга на рублʹь затрат и коʹличество лет.[58]

Базовые поʹказатели качества прʹинимают за осʹнову при срʹавнительноʹй оценке кʹачества проʹдукции.[59]

В качестве бʹазовых значеʹний могут приʹниматься: зʹначения поʹказателей кʹачества лучʹших отечествеʹнных и зарубеʹжных образʹцов, по которʹым имеются достоʹверные данʹные об их кʹачестве; зʹначения поʹказателей кʹачества, достʹигнутые в неʹкотором преʹдыдущем перʹиоде времеʹни или плаʹнируемые зʹначения поʹказателей персʹпективных обрʹазцов, найʹденные измерʹительными иʹли расчетнʹыми методаʹми; значенʹия показатеʹлей качестʹва, которые зʹаданы в требоʹваниях на проʹдукцию.[60]


Рис.3. Классʹификация дефеʹктов товароʹв

1.3 Теоретические основы товароведения

В условиях рʹыночных отʹношений меʹняется и соʹвершенствуетсʹя экономичесʹкая деятелʹьность на рʹынке товароʹв и услуг. Буʹдучи продуʹктом труда челоʹвека, товар бʹлагодаря сʹвоим свойстʹвам способеʹн удовлетворʹять опредеʹленные его потребʹности. Товʹароведение преʹдставляет собоʹй естествеʹнно-техничесʹкую дисципʹлину, предʹмет котороʹй — потребʹительная стоʹимость товʹаров. Совреʹменная экоʹномическая теорʹия категорʹию потребитеʹльной стоиʹмости практʹически не рʹассматривает. Осʹнову этой кʹатегории состʹавляет теорʹия предельʹной стоимостʹи товара, которʹая сопостаʹвляет, с оʹдной стороʹны, количестʹво товаров с абсоʹлютными потребʹностями в нʹих, а с друʹгой — количестʹво товаров с пʹлатежеспособʹным спросоʹм.[61]

Основными кʹатегориями в рʹамках дисцʹиплины «Тоʹвароведение, эʹкспертиза и стʹандартизацʹия» являютсʹя следующие поʹнятия: «проʹдукция», «тоʹвар», «товʹароведение».[62]

Следует отʹметить, что в рʹазных нормʹативных доʹкументах устʹанавливаютсʹя неоднознʹачные опреʹделения одʹного и того же терʹмина. Так, в Федеральном законе от 27.12.ʹ2002 N 184-ФЗ (реʹд. от 29.07.ʹ2017) "О теʹхническом реʹгулированиʹи" дано следуʹющее опредеʹление: «Проʹдукция — резуʹльтат деятеʹльности в мʹатериально-ʹвещественноʹй форме и преʹдназначеннʹый для далʹьнейшего исʹпользованиʹя в хозяйстʹвенной или иʹных целях». Оʹднако это оʹпределение не гʹармонизироʹвано с ГОСТ Р ИСО 9000-ʹ2001, в котороʹм «продукцʹия» опредеʹляется как «резуʹльтат процессʹа». При этоʹм выделяетсʹя материалʹьная и немʹатериальнаʹя продукциʹя. Таким обрʹазом, обобʹщая вышеукʹазанные опреʹделения терʹмина «продуʹкция», можʹно предложʹить следуюʹщее опредеʹление.[63]


Продукция — материалʹьный и немʹатериальныʹй результат деʹятельности (ʹпроцесса), преʹдназначеннʹый для удоʹвлетворениʹя реальных и потеʹнциальных потребʹностей.[64]

Продукция стʹановится тоʹваром, когʹда она явлʹяется объеʹктом купли-ʹпродажи (коʹммерческой деʹятельности).

В отношениʹи термина «тоʹвар» наблюʹдается ситуʹация, аналоʹгичная с терʹмином «проʹдукция». В чʹастности, в ГОСТ Р 51ʹ303-99 «Торʹговля. Терʹмины и опреʹделения» в терʹмине «товар» отрʹажается тоʹлько правоʹвая функциʹя товара: «Тоʹвар — это лʹюбая вещь, не оʹграниченнаʹя в обороте, сʹвободно отчуʹждаемая и переʹходящая от оʹдного лица друʹгому по доʹговору купʹли-продажи». Это оʹпределение дубʹлирует ст. 1ʹ29 ГК РФ.[65]

Однако в юрʹидическом асʹпекте опреʹделения тоʹвара отсутстʹвует разъясʹнение другоʹго сложного поʹнятия «вещʹь». Поэтому, прʹавильнее бʹыло бы датʹь определеʹние товара через терʹмин «продуʹкция». В тʹаком опредеʹлении отраʹжены многофуʹнкциональностʹь товара кʹак результʹата деятелʹьности по форʹмированию еʹго потребитеʹльских своʹйств.[66]

Товар — это объеʹкт купли-проʹдажи и среʹдство удовʹлетворения потребʹностей потребʹителей.[67]

Товар — слоʹжное понятʹие и не меʹнее сложныʹй материалʹьный объект, обʹладающий оʹпределенныʹми потребитеʹльскими своʹйствами. Поэтоʹму он состʹавляет объеʹкт особой нʹауки и учебʹной дисципʹлины — товʹароведения.

Товароведение — наука и учебʹная дисципʹлина об осʹновополагаʹющих характерʹистиках тоʹваров, опреʹделяющих иʹх потребитеʹльную ценностʹь, и факторʹах обеспечеʹния этих хʹарактеристʹик.[68]

Товароведение бʹазируется нʹа следующиʹх принципаʹх: безопасʹность, эффеʹктивность, взʹаимозаменяеʹмость, систеʹматизация, соотʹветствие и соʹвместимостʹь.


Предметом тоʹвароведениʹя являются потребʹительные цеʹнности товʹаров, а таʹкже методы иʹх познания и обесʹпечения. Тоʹлько потребʹительная цеʹнность делает проʹдукцию товʹаром, так кʹак обладает сʹпособностьʹю удовлетворʹять конкретʹные потребʹности челоʹвека.[69]

Цель товароʹведения — изучение осʹновополагаʹющих характерʹистик товарʹа, составлʹяющих его потребʹительную стоʹимость, а тʹакже их изʹменений на всеʹх этапах тоʹвародвиженʹия.[70]

Задачи товʹароведения:

- четкое опреʹделение осʹновополагаʹющих характерʹистик, состʹавляющих потребʹительную цеʹнность;

- установление прʹинципов и метоʹдов товароʹведения, обусʹлавливающиʹх его научʹные основы;

- систематизация мʹножества тоʹваров путеʹм рационалʹьного примеʹнения метоʹдов классифʹикации и коʹдирования;

- изучение сʹвойств и поʹказателей ассортʹимента для аʹнализа ассортʹиментной поʹлитики проʹмышленной и торʹговой оргаʹнизации;

- определение ноʹменклатуры потребʹительских сʹвойств и поʹказателей тоʹваров;

- выявление грʹадаций качестʹва и дефектоʹв товаров, прʹичин их возʹникновения и мер по преʹдупреждениʹю реализацʹии некачестʹвенных товʹаров;

- информационное обесʹпечение тоʹвародвиженʹия от изготоʹвителя до потребʹителя;

- обеспечение кʹачества и коʹличества тоʹваров на рʹазных этапʹах их техноʹлогического цʹикла путем учетʹа формируюʹщих и регуʹлирования соʹхраняющих фʹакторов;

- установление вʹидов товарʹных потерь, прʹичин их возʹникновения и рʹазработка мер по иʹх предупреʹждению или сʹнижению.[71]

Товароведная деʹятельность кʹак составнʹая часть коʹммерческой нʹаправлена тоʹлько на тоʹвары и сопутстʹвующие им торʹговые услуʹги. При этоʹм в качестʹве объектоʹв могут выстуʹпать товарʹы не только потребʹительские, но и проʹмышленного нʹазначения.[72]