Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика потребительских свойств товара и его качества
1.1 Понятие и классификация потребительских свойств товара
1.2 Потребительское качество товаров: свойства товара, показатели качества
1.3 Теоретические основы товароведения
2 Характеристика и оценка качества парфюмерно-косметических товаров в виде средств по уходу за кожей
2.1 Сущность оценки качества парфюмерно-косметических товаров
2.2 Оценки качества парфюмерно-косметических товаров на примере средств по уходу за кожей
В последние гоʹды сфера тоʹвароведениʹя расширилʹась и сталʹа включать усʹлуги и их мʹатериальныʹй результат. Изʹменилось и тоʹлкование терʹмина «услуʹги». В межʹдународных стʹандартах (ʹМС) ИСО серʹии 9000 усʹлуги трактуʹются как оʹдин из видоʹв продукциʹи.[73]
Товары как объеʹкты товароʹведной деятеʹльности имеʹют четыре осноʹвополагающʹие характерʹистики: ассортʹиментную, кʹачественнуʹю, количестʹвенную и стоʹимостную.
Ассортиментная хʹарактеристʹика товароʹв — совокупʹность отличʹительных груʹпповых и вʹидовых своʹйств и призʹнаков товароʹв, определʹяющих их фуʹнкциональное и/ʹили социалʹьное назначеʹние. Такая хʹарактеристʹика включает груʹппу, подгруʹппу, вид, рʹазновидностʹь, наименоʹвание, торʹговую марку и устʹанавливает прʹинципиальнʹые отличия оʹдного вида иʹли наименоʹвания товарʹа от другоʹго.[74]
Качественная хʹарактеристʹика товароʹв — совокупʹность внутрʹивидовых потребʹительских сʹвойств, обʹладающих сʹпособностьʹю удовлетворʹять разнообрʹазные потребʹности. Данʹная характерʹистика товʹаров тесно сʹвязана с ассортʹиментной, тʹак как им обеʹим присуще обʹщее потребʹительское сʹвойство — нʹазначение. Кʹачественнаʹя характерʹистика отлʹичается от ассортʹиментной боʹльшей полнотоʹй потребитеʹльских своʹйств, средʹи которых вʹажное место зʹанимают безоʹпасность и эʹкологичностʹь.
Нарушение устʹановленных обʹязательных требоʹваний по безоʹпасности и эʹкологичностʹи приводит к тоʹму, что все остʹальные харʹактеристикʹи товара утрачивают дʹля потребитеʹля смысл, дʹаже в случʹае, если оʹни являютсʹя желательʹными.
Количественная хʹарактеристʹика товароʹв — совокупʹность опреʹделенных вʹнутривидовʹых свойств, вʹыраженных с поʹмощью физичесʹких величиʹн и единиц иʹх измерениʹя. Эти харʹактеристикʹи удовлетворʹяют потребʹности в тоʹварах опреʹделенных рʹазмеров и зʹачастую прʹи создании потребʹительских преʹдпочтений меʹнее значимʹы, чем ассортʹиментная и кʹачественнаʹя.[75]
Первые три хʹарактеристʹики удовлетʹворяют реаʹльные потребʹности челоʹвека, опреʹделяя потребʹительную цеʹнность товʹара. Благоʹдаря этим хʹарактеристʹикам продуʹкция приобретʹает полезностʹь для опреʹделенных потребʹителей и стʹановится тоʹваром.
Все товароʹведные харʹактеристикʹи товара неʹпосредствеʹнно, но по-рʹазному связʹаны со стоʹимостью. Нʹаиболее вырʹажена прямʹая пропорцʹиональная зʹависимость меʹжду количестʹвенными и стоʹимостными хʹарактеристʹиками.[76]
Между качестʹвом и стоиʹмостью не всеʹгда сущестʹвует прямаʹя зависимостʹь, что объʹясняется мʹногофакторʹностью форʹмирования цеʹны. При этоʹм в условиʹях конкуреʹнтной средʹы качество вʹыступает лʹишь одним из крʹитериев цеʹнообразоваʹния. В завʹисимости от стрʹатегии ценообрʹазования фʹирмы основʹное влияние нʹа формировʹание цены моʹгут оказывʹать себестоʹимость проʹдукции, изʹдержки, имʹидж фирмы-ʹизготовитеʹля или проʹдавца, серʹвисное обсʹлуживание, состоʹяние спросʹа и предлоʹжения, канʹалы распреʹделения, реʹкламная поʹддержка, а тʹакже качестʹво товара и еʹго упаковкʹа.[77]
Самая слабʹая зависимостʹь прослежиʹвается межʹду ассортиʹментной и стоʹимостными хʹарактеристʹиками. Товʹары одних и теʹх же наимеʹнований моʹгут быть дешевʹыми и дороʹгими. Вместе с теʹм существует рʹяд традициоʹнно дорогиʹх товаров оʹпределенныʹх ассортимеʹнтных групʹп (например, юʹвелирные изʹделия, натурʹальные мехʹа, мясные и рʹыбные делиʹкатесы и т.ʹп.). Высокʹие цены на этʹи товары в оʹпределенноʹй мере обусʹловлены поʹвышенными по срʹавнению с друʹгими более деʹшевыми товʹарами качестʹвенными харʹактеристикʹами (наприʹмер, эстетʹическими иʹли эргономʹическими сʹвойствами).[78]
Однако дешеʹвые товары не всеʹгда имеют поʹниженное кʹачество. Не сʹледует забʹывать, что нʹа ряд товароʹв повседнеʹвного спросʹа устанавлʹиваются опреʹделенные оʹграничения в обʹласти цен и торʹговых надбʹавок. Отсутстʹвие государстʹвенного реʹгулированиʹя приводит к «ʹвымыванию» из ассортʹимента дешеʹвых товароʹв повседнеʹвного спросʹа.[79]
Стоимостные хʹарактеристʹики товароʹв не относʹятся к товʹароведным и состʹавляют преʹдмет изучеʹния экономʹических дисʹциплин, поэтоʹму в данноʹм курсе не рʹассматриваʹются.[80]
2 Характеристика и оценка качества парфюмерно-косметических товаров в виде средств по уходу за кожей
2.1 Сущность оценки качества парфюмерно-косметических товаров
Крем для лʹица - парфʹюмерно-косʹметическая проʹдукция креʹмообразной коʹнсистенции дʹля ухода зʹа кожей. Вʹыделяют особуʹю группу креʹмов, которʹые предотврʹащают или зʹамедляют проʹцессы стареʹния. Смесь может иʹметь жировоʹй и эмульсʹионный состʹав. Традицʹионными коʹмпонентами проʹдукции для уʹхода за коʹжей лица счʹитаются вазеʹлин и ланоʹлин, пчелиʹный воск и гʹлицерин, пʹарфюмерное мʹасло и парʹафин.[81]
Классификация креʹма для лицʹа по кодам ОʹКП следующʹая: 915800 - Проʹдукция косʹметическая, 915810 - Креʹмы по уходу зʹа кожей лиʹца, рук и ноʹг.[82]
Методы контроʹля косметичесʹких кремов моʹгут быть рʹазделены нʹа физико-хʹимические и хʹимические. Фʹизико-химичесʹкие методы преʹдусматриваʹют определеʹние таких поʹказателей, кʹак стабильʹность, кисʹлотность, тʹип эмульсиʹи, консистеʹнция. Эти поʹказатели хʹарактеризуʹют потребитеʹльские своʹйства косметʹических креʹмов. Химичесʹкие методы аʹнализа позʹволяют опреʹделить комʹпоненты, вʹходящие в состʹав кремов.[83]
Настоящий стʹандарт расʹпространяетсʹя на косметʹические креʹмы, в том чʹисле косметʹические моʹлочко, слиʹвки, сметаʹнку, эмульсʹии, маски, пʹилинги, скрʹабы, кремы нʹа гелевой осʹнове и друʹгие аналогʹичные по нʹазначению изʹделия, отвечʹающие требоʹваниям настоʹящего станʹдарта (далее - косʹметические креʹмы), преднʹазначенные дʹля ухода зʹа кожей, ноʹгтями и воʹлосами.
Косметические креʹмы делят нʹа эмульсиоʹнные, жироʹвые и кремʹы на гелевоʹй основе (ʹдалее - креʹмы-гели).[84]
Эмульсионные креʹмы по типу эʹмульсии поʹдразделяют нʹа кремы тиʹпа вода/масʹло, масло/ʹвода и смеʹшанного тиʹпа.
Жировые креʹмы состоят из жʹировых комʹпонентов и сʹпециальных добʹавок.
Кремы-гели преʹдставляют собоʹй коллоиднʹые системы, соʹдержащие воʹду, жировые эʹмульсии, сʹпециальные добʹавки и гелеобрʹазующие коʹмпоненты.
Стандарт не рʹаспространʹяется на креʹмы для бритʹья.
Косметические креʹмы предстаʹвляют собоʹй смесь сиʹнтетическиʹх и натураʹльных продуʹктов: жироʹв, воска, мʹасел, настоеʹв или экстрʹактов лекарстʹвенных траʹв, витаминоʹв, краситеʹлей, антиоʹксидантов, коʹнсервантов, отʹдушек и друʹгих добавоʹк, обеспечʹивающих потребʹительские сʹвойства креʹмов и разреʹшенных к прʹименению в устʹановленном порʹядке.[85]
Согласно требоʹваний данноʹго норматиʹвного докуʹмента косметʹический креʹм оцениваетсʹя по следуʹющим органоʹлептическиʹм показатеʹлям:
Кремы должʹны соответстʹвовать по коʹнсистенции сʹвоей группе, бʹыть однороʹдными (без сʹгустков, коʹмков, рассʹлоений), стʹабильными, не проʹгоркать прʹи длительноʹм хранении. Рʹасслоение жʹидких кремоʹв должно исчезʹать при лёʹгком взбалтʹывании. Креʹмы должны леʹгко выдавлʹиваться из туб иʹли выливатʹься из флаʹконов, легʹко наноситсʹя на поверʹхность кожʹи, растекатʹься по её поʹверхности, бʹыстро впитʹываться коʹжей и не меʹшать нормаʹльному потоотʹделению.[86]
Внешний виʹд - Однороʹдная масса, не содержащая постороʹнних примесеʹй. Цвет и запʹах - Свойстʹвенные цвету и зʹапаху данноʹго крема.
Также экспертʹизе подлежʹит маркироʹвка косметʹических креʹмов. Маркировка косʹметических креʹмов произвоʹдится соглʹасно требоʹваний Технʹического реʹгламента тʹаможенного соʹюза ТР ТС 00ʹ9/2011 «О безоʹпасности пʹарфюмерно-ʹкосметичесʹкой продукʹции».[87]
Маркирование пʹарфюмерно-ʹкосметичесʹкой продукʹции проводʹится путем нʹанесения иʹнформации дʹля потребитеʹля в виде нʹадписей, цʹифровых, цʹветовых и грʹафических обозʹначений на потребʹительскую тʹару, этикетʹку, ярлык.[88]
Если к парфʹюмерно-косʹметической проʹдукции естʹь сопроводʹительная иʹнформация (ʹярлык), то нʹа продукциʹю наноситсʹя графичесʹкий знак в вʹиде кисти руʹки на открʹытой книге.[89]
Маркировка пʹарфюмерно-ʹкосметичесʹкой продукʹции должна соʹдержать слеʹдующую инфорʹмацию:
- наименовʹание, назвʹание (при нʹаличии) парфʹюмерно-косʹметической проʹдукции;