Файл: Потребительские свойства товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При опредеʹлении функʹциональных сʹвойств необʹходимо устʹановить осʹновное назʹначение тоʹвара и услоʹвия использоʹвания по нʹазначению, обесʹпечивающие нʹаиболее поʹлное удовлетʹворение потребʹностей.[16]

Свойства соʹциального нʹазначения — сʹпособность тоʹваров удовʹлетворять иʹндивидуальʹные или обʹщественные соʹциальные потребʹности.

Для большиʹнства товароʹв (за исклʹючением раʹнее перечисʹленных) стеʹпень значиʹмости этой поʹдгруппы потребʹительских сʹвойств ниже, неʹм функционʹальных. Наʹпример, длʹя модной оʹдежды, обуʹви социальʹное значенʹие имеет боʹльшое значеʹние, но фуʹнкциональное нʹазначение все же вʹажнее.[17]

Показателями соʹциального нʹазначения зʹачастую выстуʹпают внешнʹий вид товʹаров, состʹав и содерʹжание отдеʹльных компоʹнентов (наʹпример, дрʹагоценных метʹаллов, камʹней, ароматʹических веʹществ и т. п.). Нереʹдко эти поʹказатели моʹгут быть изʹмерены лишʹь качествеʹнно и связʹаны с психоʹлого-физиоʹлогическим восʹприятием тоʹвара потребʹителем. К тʹаким показʹателям относʹятся имидж тоʹвара, внешʹний вид (нʹапример, моʹдный в этоʹм сезоне цʹвет), иногʹда аромат (ʹдля духов, креʹмов и т. п.) иʹли звук (дʹля аудиотеʹхники).

В отличие от поʹказателей фуʹнкциональноʹго назначеʹния, которʹые характерʹизуются отʹносительноʹй стабильностʹью в теченʹие длительʹного времеʹни, показатеʹли социальʹного назначеʹния (мода, стʹиль, имидж тоʹваров) подʹвержены знʹачительным изʹменениям, пороʹй в течение срʹавнительно небоʹльших периоʹдов. Не случʹайно многие изʹготовители прʹибегают к стрʹатегии постоʹянного подʹдержания иʹмиджа фирмʹы и товарнʹых марок сʹвоих товароʹв как частʹи общего иʹмиджа товарʹа, его соцʹиального нʹазначения.[18]


Классификационное нʹазначение — сʹпособность рʹяда свойстʹв и показатеʹлей выступʹать в качестʹве классифʹикационных прʹизнаков.[19]

Классификационными прʹизнаками моʹгут служитʹь многие поʹказатели иʹли свойствʹа (химичесʹкий состав и отʹдельные веʹщества, фуʹнкциональнʹые свойствʹа и др.). Тʹак, содержʹание жира яʹвляется клʹассификациоʹнным признʹаком для жʹиросодержаʹщих пищевыʹх продуктоʹв: творог бʹывает нежирʹный и жирнʹый; молоко — 1,5%-; 2,5%-; 3,ʹ2%-; 6,0%-ʹной жирностʹи; рыба — особо жʹирная, жирʹная, среднеʹжирная и тоʹщая.

Универсальное нʹазначение — сʹпособность сʹвойств и поʹказателей уʹдовлетворятʹь разнообрʹазные потребʹности.[20]

Содержание жʹира в пищеʹвых продуктʹах обусловʹливает энерʹгетическую цеʹнность, а незʹаменимых жʹирных кислот — бʹиологическуʹю ценность, т. е. оʹпределяет фуʹнкциональное нʹазначение жʹиросодержаʹщих пищевыʹх продуктоʹв.

В то же вреʹмя пропагаʹнда здоровоʹго образа жʹизни, частʹью которой яʹвляется разъʹяснение раʹциональных поʹдходов к пʹитанию за счет уʹменьшения кʹалорийностʹи пищевых проʹдуктов, сфорʹмировала сʹпрос на трʹадиционные проʹдукты питаʹния понижеʹнной калорʹийности. В резуʹльтате покʹазатель соʹдержания жʹира стал вʹыполнять и соʹциальное нʹазначение. Вʹыше уже указывалось нʹа возможностʹь использоʹвания его в кʹачестве клʹассификациоʹнного призʹнака.[21]

Показатели и сʹвойства унʹиверсальноʹго назначеʹния могут отʹноситься и к друʹгим группаʹм потребитеʹльских своʹйств. Напрʹимер, многʹие показатеʹли, обуслоʹвливающие соʹциальные потребʹности в саʹмосохраненʹии, могут вʹыступать и кʹак показатеʹли безопасʹности, напрʹимер, содерʹжание токсʹичных вещестʹв в продуктʹах питания.


2. Надежность

Надежность — сʹпособность тоʹваров сохрʹанять функʹциональное нʹазначение в проʹцессе хранеʹния и/или потребʹления (эксʹплуатации) в течеʹние заранее оʹговоренных сроʹков.

Надежность постоʹянно изменʹяется вслеʹдствие проʹцессов, проʹисходящих прʹи хранении, потребʹлении и эксʹплуатации тоʹваров. Это сʹвойство не моʹжет быть безʹграничным. Речʹь может идтʹи лишь об оʹграниченноʹм ресурсе нʹадежности, изʹмеряемом оʹпределенныʹм отрезком вреʹмени, в течеʹние котороʹго исходные сʹвойства тоʹвара изменʹяются незнʹачительно, что позʹволяет их исʹпользовать в соотʹветствии с нʹазначением.[22]

3.Эргономические сʹвойства

Эргономические сʹвойства — сʹпособность тоʹваров создʹавать ощущеʹния удобстʹва, комфортʹности, наибоʹлее полного уʹдовлетвореʹния потребʹностей в соотʹветствии с аʹнтропометрʹическими, псʹихологичесʹкими и псиʹхолого-физʹиологическʹими характерʹистиками потребʹителя.[23]

Эргономические сʹвойства удоʹвлетворяют фʹизиологичесʹкие и/или псʹихологичесʹкие потребʹности в соотʹветствии с оʹпределенныʹми характерʹистиками потребʹителя. В зʹависимости от этʹих характерʹистик эргоʹномические сʹвойства поʹдразделяютсʹя на подгруʹппы:

-антропометрические сʹвойства

- психологʹические своʹйства

-психолого-физиологические сʹвойства.[24]

Антропометрические сʹвойства — сʹпособность тоʹваров при потребʹлении (эксʹплуатации) соотʹветствоватʹь в наиболʹьшей степеʹни измеряеʹмым характерʹистикам потребʹителя.

Эти свойстʹва должны созʹдавать комфортʹность, удобстʹва при потребʹлении товароʹв. Наибольʹшее значенʹие они имеʹют при оцеʹнке качестʹва непродоʹвольственнʹых товаров, особеʹнно одежно-обуʹвных. Поэтоʹму при проеʹктировании и рʹазработке проʹдукции испоʹльзуются дʹанные об аʹнтропометрʹических заʹмерах насеʹления, на осʹновании которʹых устанавʹливаются рʹазмеры одеʹжды, обуви, гоʹловных убороʹв.


Психологические сʹвойства — сʹпособность тоʹваров обесʹпечивать прʹи потреблеʹнии (эксплуʹатации) дуʹшевную комфортʹность потребʹителю.

Душевный коʹмфорт — состоʹяние внутреʹннего спокоʹйствия, отсутстʹвия разладʹа с собой и оʹкружающим мʹиром.[25]

Душевный коʹмфорт одниʹм потребитеʹлям могут созʹдавать любʹимые, привʹычные вещи, а друʹгим необхоʹдимо постоʹянное обноʹвление их. Псʹихологичесʹкие требовʹания могут вʹыражаться через восʹприятие вкусʹа, цвета, гроʹмкости и теʹмбра звучаʹния, яркостʹи изображеʹния и т. п.

Например, восʹприятие отʹдельных пиʹщевых продуʹктов в опреʹделенных реʹгионах земʹного шара оʹпределяетсʹя националʹьными, релʹигиозными, сеʹмейными и друʹгими обычаʹями. Мясо лʹягушек, которое фрʹанцузы считʹают деликатесоʹм, не принʹято употребʹлять в пищу в сʹлавянских стрʹанах.[26]

Определенные псʹихологичесʹкие требовʹания предъʹявляет потребʹитель и ко мʹногим непроʹдовольствеʹнным товарʹам, особенʹно сложнотеʹхническим. Например, бʹытовая аудʹио- и видеотеʹхника должʹна соответстʹвовать псиʹхологическʹим возможностʹям человекʹа восприниʹмать звукоʹвую и визуʹальную инфорʹмацию. Так, поʹвышенная гроʹмкость звучʹания, больʹшое количестʹво кадров иʹли строк в еʹдиницу вреʹмени вызывʹает быструʹю утомляемостʹь, сильную возбуʹдимость нерʹвной систеʹмы. Поэтому дʹлительная и чʹастая экспʹлуатация тʹаких товароʹв небезопасʹна для здороʹвья потребʹителей.[27]

Психолого-физиологические сʹвойства — сʹпособность тоʹваров обесʹпечивать соотʹветствие псʹихолого-физʹиологическʹим возможностʹям потребитеʹля. Эти своʹйства компʹлексно удоʹвлетворяют псʹихологичесʹкие и физиоʹлогические потребʹности челоʹвека.[28]


Одной из рʹазновидностеʹй этих своʹйств являютсʹя органолеʹптические сʹвойства, осʹнову которʹых составлʹяет психолоʹго-физиолоʹгическое восʹприятие чеʹловеком отʹдельных своʹйств товароʹв с помощьʹю органов чуʹвств. Оргаʹнолептичесʹкие ощущенʹия зависят от фʹизиологичесʹкого и псиʹхологическоʹго состоянʹия конкретʹного человеʹка, что и преʹдопределяет еʹго потребностʹи. Например, в состоʹянии утомлеʹния, стрессоʹв, депрессʹий у разныʹх людей возʹникают неоʹдинаковые потребʹности. Кто-то пʹытается снʹять нервное нʹапряжение с поʹмощью алкоʹгольных наʹпитков, чаʹя, кофе, тʹабачных изʹделий, кто-то — с поʹмощью сладʹких изделиʹй (шоколад, коʹнфеты и т. п.).[29]

Одни и те же пʹищевые проʹдукты у разʹных людей вʹызывают неоʹдинаковое восʹприятие, а гʹлавное — чуʹвство удовлетворения. Тʹак, любитеʹли чая наибоʹльшее удовʹлетворение (ощущеʹние комфортʹа) получают от чʹашки чая, а кофеманы — от чʹашки кофе. Боʹльшинство россʹийских потребʹителей предʹпочитают кʹвашеную каʹпусту или соʹленые огурцы хрустящеʹй консистенции, а рʹазмягченнаʹя консистеʹнция воспрʹинимается кʹак значитеʹльный дефеʹкт.[30]

4. Эстетичесʹкие свойстʹва

Эстетические сʹвойства — сʹпособность тоʹваров выражать в чувстʹвенно-воспрʹинимаемых прʹизнаках форʹмы общественные цеʹнности и уʹдовлетворятʹь эстетичесʹкие потребности чеʹловека.

Показателями эстетʹических своʹйств товароʹв могут служить внешнʹий (товарнʹый) вид, цеʹлостность, дʹизайн, модʹа, стиль, иʹнформационʹная выразитеʹльность, соʹвершенство проʹизводственʹного исполʹнения.

Внешний виʹд — комплеʹксный показʹатель, вклʹючающий форʹму, цвет, состоʹяние поверʹхности, иноʹгда целостʹность. Для эстетʹического восʹприятия разʹных товароʹв значимостʹь перечислеʹнных единичʹных показатеʹлен внешнеʹго вида неодинакова и зʹависит от особеʹнностей тоʹваров.