Файл: Потребительские свойства товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики каждое предприятие само выбирает свою товарную политику. Работа по формированию ассортимента товаров должна продолжаться непрерывно, с соблюдением определенных принципов, согласно которым осуществляется распределение товаров на предприятиях розничной торговли, введение для отдельных магазинов оптимальной широты и глубины ассортимента, отбор в магазинах товаров по разным ассортиментным признакам.

Ассортиментная политика занимает важное место в товарной политике любого предприятия. Грамотно составленный ассортимент товаров и услуг позволяет привлечь платежеспособного покупателя и достичь главной цели предпринимательской деятельности - получение максимально возможной прибыли. Ассортимент и его разнообразие - важнейший элемент товарной политики любого предприятия. Его величина и качественное удовлетворение потребностей клиентов тесно связаны, поэтому работать над формированием ассортимента нужно каждой компании, независимо от ее размера и предлагаемых товаров или услуг. Поэтому исследования путей и методов оптимизации ассортимента предприятий является актуальным, приобретает особую значимости и практической ценности.

Проблемы определения потребительских и основных свойств товара занимают одно из ключевых мест в общей системе товароведческой деятельности современных предприятий, потребительских и основных свойств товара предполагает меры по повышению конкурентоспособности продукции, продаваемой фирмой, направленные на улучшение ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей.

Для более качественного определения потребительских и основных свойств товара на предприятии создаются специальные организационные подразделения, отвечающие за вопросы анализа качества поступающей продукции. Также эти подразделения отвечают за анализ поступающих от потребителей рекламаций и претензий, разрабатывающие стандарты качества, аккумулирующие и пропагандирующие информацию о качестве продукции и методах ее повышения, изучающие требования к качеству товаров со стороны потребителей и т.д.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что правильное и эффективное определение потребительских и основных свойств товара позволяет предприятию укрепить свои конкурентные преимущества на рынке через ориентацию своей производственно-коммерческой деятельности на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов, в условиях постоянно изменяющейся экономической среды.


Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию определения потребительских и основных свойств товара за счет мероприятий по совершенствованию определения химического состава и свойств товара.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть понятие и классификацию потребительских свойств товара;

- рассмотреть потребительское качество товаров: свойства товара, показатели качества;

- проанализировать теоретические основы товароведения;

- охарактеризовать сущность оценки качества парфюмерно-косметических товаров;

- рассмотреть оценку качества парфюмерно-косметических товаров на примере средств по уходу за кожей.

Объектом исследования представленной курсовой работы является качество товаров.

Предметом исследования данной курсовой работы выступают оценка потребительских свойств и показателей качества товара.

Методы исследования и изучения, используемые при исследовании: всеобщие методы познания (диалектический метод познания), общенаучные средства (структурно-функциональный метод, системный метод, метод формально-логического исследования, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, метод обобщения и т.п.) и частнонаучные средства (метод сравнительного изучения) и т.п.

Теоретической основой представленной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению оценки потребительских качеств и показателей качества товара с современной точки зрения. Это такие авторы как П. Баренбойм, А.Г. Калпин, А.И. Масляев и др.

Законодательной и нормативной основой представленной работы выступают международные правовые акты, федеральные законы Российской Федерации, государственные и международные стандарты, и другие нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения в Российской Федерации.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.

1. Общая характеристика потребительских свойств товара и его качества


1.1 Понятие и классификация потребительских свойств товара

Потребительскими свойствами называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека. Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительной стоимости. Номенклатура потребительских свойств для конкретного товара может включать десятки наименований. В зависимости от функционального назначения товара она может различаться. Выбор номенклатуры этих свойств для конкретных товаров является важной задачей товароведения.[1]

Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими.[2] 

Выделяют позитивные и негативные свойства товара. Например, к позитивным можно отнести теплозащитные свойства зимней одежды, а к негативным - ее загрязняемость, тяжеловесность.[3]

По своей природе потребительские свойства делятся на физические, химические, физико-химические и биологические.[4]

К физическим свойствам относятся механические (прочность, деформация, др.), термические (теплоемкость, теплопроводность, огнестойкость, термостойкость и др.), оптические (цвет, блеск, прозрачность, лучепреломляемость и др.), акустические (тембр, высота звука, звуковое давление и др.), электрические, а также общие физичеческие свойства (масса, плотность, пористость). 

Химические свойства характеризуют отношение товара к действию различных химических веществ и агрессивных сред. Эти свойства зависят от химического состава строения материалов. Наиболее важными из них являются водостойкость, кислотостойкость, щелочестойкость, отношение к действию органических растворителей, света, погодных условии, физико-химические свойства объединяют свойства, проявление которых сопровождается физическими и химическими явлениями одновременно.[5]

Важнейшими физико-химическими свойствами являются сорбционные свойства, т. е. способность поглощать и выделять газы, воду, растворенные в ней вещества, адгезионные свойства, т.е. свойства слипания или склеивания, свойства проницаемости (воздухо-, паро-, водо- и пылепроницаемость).[6] 

Биологические свойства характеризуют устойчивость товаров к действию микроорганизмов (бактерий, плесневых грибков, дрожжей), насекомых (моли, тараканов и пр.) и грызунов (мышей, крыс).[7]


Процессы гниения, плесневения товаров вызываются соответствующими видами микроорганизмов.  Не все свойства товаров являются потребительскими. Потребительские характеризуют ту часть свойств, которая проявляется в процессе потребления или эксплуатации. А общественная значимость потребительских свойств зависит от того, в какой мере они удовлетворяют потребности.  Не являются потребительскими свойства стандартизации и унификации, конструктивные и патентно-правовые, свойства транспортабельности и др. Однако они оказывают влияние на потребительские свойства. Совокупность потребительских свойств составляет качество. Иногда под качеством товаров понимают лишь соответствие товара требованиям нормативных документов и (или) условиям договора поставки. В этом случае имеют в виду техническое качество; оно не отражает всей полноты понятия качества. Качество, как и потребительная стоимость, мерой которой оно является, имеет социально-экономический аспект.  Высокое качество выпускаемой и используемой продукции проявляется в том, в какой мере она позволяет удовлетворять потребности людей. Высокое качество способствует повышению престижа производителя. Низкое качество изделий, наоборот, становится источником немалых трудностей и даже проблем не только в сфере производства, но и при реализации, эксплуатации или потреблении.[8] 

Качество оценивают по определенным признакам продукции.  Признак продукции — это качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции. К качественным признакам относятся цвет материала, форма изделия, наличие на поверхности определенного покрытия (защитного, декоративного и др.), способ скрепления деталей изделия (сварка, склейка, клепка и др.), способ настройки или регулировки технического устройства (ручной, полуавтоматический и др.).[9]

Параметр продукции количественно характеризует ее свойства или состояние, в том числе составляющие качества продукции.[10]

Таким образом, показатель качества — частный случай параметра проʹдукции.  Мʹногие показʹатели качестʹва продукцʹии являютсʹя функциямʹи ее параметроʹв. Например, поʹказатели кʹачества высоʹкомолекулярʹных соединеʹний являютсʹя функцией иʹх коэффициеʹнтов полимерʹизации.  Поʹказатель доʹлговечностʹи сверла зʹависит от шʹирины напрʹавляющей леʹнточки — геоʹметрическоʹго параметрʹа и механичесʹких характерʹистик матерʹиала сверлʹа — структурʹных параметроʹв.  Геометрʹические парʹаметры проʹдукции обесʹпечиваются, кʹак правило, коʹнструктивно, а струʹктурные — коʹнструктивно и теʹхнологичесʹки.  Качестʹвенный призʹнак продукʹции может влиять на вид функциональной зависимости показателей качества продукции от ее параметров.[11]


Классификация потребʹительских сʹвойств и поʹказателей соʹвокупность сʹвойств и поʹказателей, обусʹловливающиʹх удовлетвореʹние реальнʹых или преʹдполагаемыʹх потребностеʹй. По сути, этʹа номенклатурʹа и опредеʹляет качестʹвенные харʹактеристикʹи потребитеʹльских товʹаров.[12]

В пределах ноʹменклатуры потребʹительские сʹвойства и поʹказатели поʹдразделяютсʹя на группʹы: по назнʹачению, наʹдежности, эрʹгономическʹим, эстетичесʹким, эколоʹгическим, по безопасʹности и др.

1.Назначение

Назначение — сʹпособность тоʹваров удовʹлетворять фʹизиологичесʹкие и социʹальные потребʹности, а тʹакже потребʹности в их сʹистематизаʹции.

Назначение отʹносится к оʹдному из оʹпределяющиʹх свойств кʹачества тоʹваров. Еслʹи товар не уʹдовлетворяет потребʹителя по нʹазначению, то остʹальные своʹйства утрачʹивают для неʹго привлекʹательность. Нʹапример, есʹли одежда и обуʹвь недостаточʹно защищают орʹганизм челоʹвека от небʹлагоприятнʹых внешних возʹдействий, то иʹх надежностʹь, эстетичесʹкие и другʹие свойствʹа для больʹшинства потребʹителей не иʹмеют сущестʹвенного знʹачения.[13]

В зависимостʹи от удовлетʹворяемых потребʹностей своʹйства назнʹачения подрʹазделяют нʹа подгруппʹы:

- функционального нʹазначения;

- социального нʹазначения;

- классификационного нʹазначения.;

- универсального нʹазначения

Свойства фуʹнкциональноʹго назначеʹния (функцʹиональные сʹвойства) отрʹажают способʹность товароʹв выполнятʹь их основʹные функциʹи.[14]

Эта подгруʹппа свойстʹв и показатеʹлей чаще всеʹго удовлетʹворяет физʹиологическʹие потребностʹи (пищевые проʹдукты, одеʹжно-обувные и т.ʹп.) или выʹполняют всʹпомогательʹные функциʹи (посуда, среʹдства уходʹа за одеждоʹй, обувью и т.ʹп.). Так, дʹля всех проʹдуктов питʹания опредеʹляющими своʹйствами фуʹнкциональноʹго назначеʹния являютсʹя энергетичесʹкая и биолоʹгическая цеʹнность; длʹя группы оʹдежно-обувʹных товароʹв — это заʹщитные своʹйства (от небʹлагоприятнʹых внешних возʹдействий).[15]