Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект создания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современная бюджетная система предъявляет высокие требова­ния к темпам экономического роста для обеспечения положительного вклада в раз­витие экономики. В качестве альтернативы росту бюджетных доходов можно было бы предложить изменение структуры их использования, что является мерой, ско­рее, средне- и долгосрочного характера. При этом должны учитываться не только непосредственно расходы государственного сектора, но и роль бюджетной систе­мы в перераспределении национального дохода. Так, согласно данным институ­циональных счетов, основными направлениями расходования доходов госу­дарственного сектора являются: оплата труда (до 23% общей оплаты труда по эко­номике), социальные выплаты (до 20% доходов домашних хозяйств) и государст­венное потребление (до 20% ВВП).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – №237 от 25.12.1993.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (действующая редакция). Правовая база Консультант-Плюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. № 5179. 12.05.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html (19.03.2014).
  4. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 г. Москва «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // Российская газета. № 3490. 01.06.2004. URL: http://www.rg.ru/2004/06/Q1/budzhet-dok.html (19.03.2014).
  5. Актуальная информация Министерства финансов РФ, раздел «Государственный долг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/
  6. Афанасьев М. П., Шаш Н. Н., Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации, Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2.
  7. Болтинова О.В. Бюджетное право. . 2013.
  8. Бюджет для граждан к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2016 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru
  9. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: Монография / под ред. проф. В.К. Сенчагова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с.
  10. Доклад Михеевой Н.Н. на Ученом совете ИНП РАН, май 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/uchyonyj-sovet/materialy/
  11. Информационный портал «Сейчас.ру. Бизнес и власть». URL: www.lawmix.ru (19.03.2014).
  12. Комягин Д. Л. Принцип единства кассы: опыт сравнительно-правового исследования / Административное и финансовое право. 2007. Т. 1
  13. Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобрена решением Совета директоров Центрального банка РФ 16.07.2010.
  14. Кудрин А., Соколов И. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. – 2017. – № 9. – С. 5-27.
  15. Майская Е.С. «Программно-целевое бюджетирование как способ повышения эффективности бюджетных расходов», Электронный научный журнал «Экономика и финансы организаций и государства», Выпуск 4. Том 3 / Июнь 2012/http://www.economy-n-finance- of-organization-n-state.ingnpublishing. com/
  16. МАОУ СОШ № 32 города Екатеринбурга [Официальный сайт]. URL: www.32.uralschool.ru/ (19.03.2014).
  17. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики. // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С. 5-30.
  18. Нестеренко Т.Г. Предпосылки и основные направления бюджетной реформы в Российской Федерации // Реформы и право. 2007. № 1.
  19. О преобразовании Государственного контроля и некоторых частей финансовой администрации в России // Морской сборник. 1859. № 12. С. 2.
  20. Озеров И.Х. Финансовое право: Курс лекций, читанный в Московском университете. – М., 1905.С. 38.
  21. Отчет о деятельности администрации городского поселения Апрелевка (Московская обл., Наро-Фоминский район) за 2012 год // Городское поселение Апрелевка [Официальный сайт]. URL: www.http://апрелевка.рф/ (19.03.2014).
  22. Официальная статистика Росстата. Раздел «Предпринимательство. Инвестиции». Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/
  23. Официальная статистика Росстата. Раздел ««Национальные счета». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/
  24. Правопреемство Российской Федерации по отношению к СССР подтверждается целым рядом очевидных обстоятельств, среди которых членство в Совете безопасности ООН, принятие на себя внешних долгов СССР, ответственность по многочисленным претензиям к СССР со стороны экс-союзных государств и иных субъектов международного права.
  25. Принципы финансирования структурных реформ. Отчет Всемирного банка «Финансово-бюджетные последствия структурных реформ в Российской Федерации» // Вопросы экономики. – 2005. – № 6. – С. 4-33.
  26. Прогноз индикаторов РФ: 2016-2018 гг. Бюлл. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://macroforecast.ru/doc/bulleten_qummir_35.pdf
  27. Разделение налоговых платежей проведено автором по следующей схеме: налоги на производство – налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы, налог на совокупный доход, налог на имущество, налоги на добычу (кроме нефтегазовых), государственная пошлина; налоги на потребление – НДС, акцизы. Из рас-смотрения исключены нефтегазовые доходы и доходы на внешнюю торговлю (как не зависящие от внутри-экономической динамики).
  28. Расчетные межотраслевые балансы РФ за 1980-2013 гг. в классификации ОКВЭД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.macroforecast.ru
  29. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2015 г. Стат. сб. М.: Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm
  30. Синицын Н. А. Бюджетное право дореволюционной России – И=М. 1998. С. 18.
  31. Субъекты, составляющие Российскую Федерацию, перечислены в ст. 65 Конституции Российской Федерации.
  32. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (версия от апреля 2016 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/20160506

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Сравнительная характеристика бюджетных организаций

Параметры

сравнения

Типы бюджетных организаций

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное

учреждение

Учредитель

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное

образование

Самостоятель-

• Учреждение отвечает

• Учреждение отвечает по

• Учреждение отвечает

ность

по своим обязательствам

своим обязательствам всем

по своим обязательствам

лишь находящимися в

имуществом, за

имуществом, за

его распоряжении

исключением

исключением

денежными средствами.

недвижимого и особо

недвижимого имущества

• При недостаточности

ценного движимого

и особо ценного

денежных средств

имущества, закрепленного

движимого имущества,

собственник имущества

за ним собственником или

закрепленных за ним

казенного учреждения

приобретенного

учредителем или

несет субсидиарную

учреждением за счет

приобретенных

ответственность по

выделенных

автономным

обязательствам.

собственником средств.

• Учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.

учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Механизм

Сметное

Субсидии для выполнения

Субсидии для

финансового

финансирование

государственного

выполнения

обеспечения

(муниципального) задания, содержания имущества учреждения и пр.

государственного (муниципального задания), целевые субсидии на

определенные цели и/или ликвидацию стихийных бедствий, разовые целевые субсидии на финансирование мероприятий федеральных (региональных или муниципальных) целевых программ

Предпринима-

• Могут осуществлять

• Могут осуществлять

• Могут осуществлять

тельская

предпринимательскую

предпринимательскую

предпринимательскую

деятельность

деятельность, если такое

деятельность.

деятельность.

право предоставлено

• Предпринимательская

• Перечень видов

собственником в

деятельность

деятельности подлежит

соответствии с

осуществляется только

обязательному

учредительными

сверх норматива,

закреплению в уставе

документами.

установленного

учреждения.

• Доходы, полученные

государственным

• Доходы от

казенными

(муниципальным)

предпринимательской

учреждениями от

заданием.

деятельности поступают

приносящей доходы

• Доходы от

в распоряжение

деятельности, поступают в соответствующий бюджет.

предпринимательской деятельности поступают в распоряжение учреждений.

• Перечень видов

учреждений.

деятельности подлежит обязательному закреплению в уставе учреждения.

Право

собственности на имущество

Имущество закреплено на праве оперативного управления.

Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества

Имущество закреплено на праве оперативного управления.

Без согласия собственника учреждение не может распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.

Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Имущество закреплено на праве оперативного управления.

Учреждение не может распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.

Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Участие учредителя в деятельности учреждения

Учреждение заключает крупные сделки только с согласия учредителя.

В учреждениях создаются

наблюдательные советы, в которые входят представители учредителя

• В учреждениях создаются

наблюдательные советы, в которых представители учредителя составляют не менее половины из числа представителей госорганов и органов местного самоуправления

Открытость

деятельности,

публичность

бюджетных

организаций

• Публикация отчетов о деятельности учреждений не осуществляется.

Учреждения обязаны проводить тендеры при любых закупках.

Публикация отчетов о деятельности учреждений, открытость и доступность ряда документов (устав, план финансово­хозяйственной деятельности, годовая отчетность, государственное (муниципальное) задание и пр.)

• Публикация отчетов о деятельности учреждений, открытость и доступность ряда документов (устав; план финансово­хозяйственной деятельности; бухгалтерская отчетность; государственное (муниципальное) задание; отчет о результатах деятельности и пр.)


  1. Афанасьев М. П., Шаш Н. Н., Россий­ские бюджетные реформы: от про­грамм социально-экономического раз­вития до государственных программ Российской Федерации, Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2.

  2. Афанасьев М. П., Шаш Н. Н., Россий­ские бюджетные реформы: от про­грамм социально-экономического раз­вития до государственных программ Российской Федерации, Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2.

  3. Майская Е.С. «Программно-целевое бюджетирование как способ повыше­ния эффективности бюджетных рас­ходов», Электронный научный журнал «Экономика и финансы организаций и государства», Выпуск 4. Том 3 / Июнь 2012/http://www.economy-n-finance- of-organization-n-state.ingnpublishing. com/

  4. Медведев Д.А. Социально-­экономическое развитие России: обретение новой динамики. // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С. 5-30.

  5. Принципы финансирования струк­турных реформ. Отчет Всемирного банка «Финансово-бюджетные последствия структурных реформ в Российской Феде­рации» // Вопросы экономики. – 2005. – № 6. – С. 4-33.

  6. Принципы финансирования струк­турных реформ. Отчет Всемирного банка «Финансово-бюджетные последствия структурных реформ в Российской Феде­рации» // Вопросы экономики. – 2005. – № 6. – С. 4-33.

  7. Кудрин А., Соколов И. Бюджет­ный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы эконо­мики. – 2017. – № 9. – С. 5-27.

  8. Бюджет России: развитие и обес­печение экономической безопасности: Монография / под ред. проф. В.К. Сенчагова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с.

  9. Правопреемство Российской Федерации по отношению к СССР подтверждается целым рядом очевидных обстоятельств, среди которых членство в Совете безопасности ООН, принятие на себя внешних долгов СССР, ответственность по многочисленным претензиям к СССР со стороны экс-союзных государств и иных субъектов международного права.

  10. Субъекты, составляющие Российскую Федерацию, перечислены в ст. 65 Конституции Российской Федерации.

  11. Первоначально появилось 8 губерний очень большого размера.

  12. Синицын Н. А. Бюджетное право дореволюционной России – И=М. 1998. С. 18.

  13. Болтинова О. В. Бюджетное право. . 2013.

  14. На сегодняшний день Федеральное казначейство является самостоятельной федеральной службы, а на момент создания и до проведения в Российской Федерации административной реформы в 2004 году Главное управление федерального казначейство являлось структурным подразделением Минфина России и возглавляло систему органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, городам и районам в городах.

  15. О преобразовании Государственного контроля и некоторых частей финансовой администрации в России // Морской сборник. 1859. № 12. С. 2.

  16. См.: Озеров И.Х. Финансовое право: Курс лекций, читанный в Московском университете. – М., 1905.С. 38.

  17. См. там же.

  18. О единстве кассы в России см. подробнее Комягин Д. Л. Принцип единства кассы: опыт сравнительно-правового исследования / Административное и финансовое право. 2007. Т. 1

  19. Нестеренко Т.Г. Предпосылки и основные направления бюджетной реформы в Российской Федерации // Реформы и право. 2007. № 1.

  20. 3838 Синицын Н. А. Указ. соч. с. 48.

  21. Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобрена решением Совета директоров Центрального банка РФ 16.07.2010.

  22. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 г. Москва «О мерах по повышению

    результативности бюджетных расходов» // Российская газета. № 3490. 01.06.2004. URL:

    http://www.rg.ru/2004/06/Q1/budzhet-dok.html (19.03.2014).

  23. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 г. Москва «О мерах по повышению

    результативности бюджетных расходов» // Российская газета. № 3490. 01.06.2004. URL:

    http://www.rg.ru/2004/06/Q1/budzhet-dok.html (19.03.2014).

  24. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. № 5179. 12.05.2010. URL:

    http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html (19.03.2014).

  25. МАОУ СОШ № 32 города Екатеринбурга [Официальный сайт]. URL: www.32.uralschool.ru/ (19.03.2014).

  26. Информационный портал «Сейчас.ру. Бизнес и власть». URL: www.lawmix.ru (19.03.2014).

  27. Отчет о деятельности администрации городского поселения Апрелевка (Московская обл., Наро- Фоминский район) за 2012 год // Городское поселение Апрелевка [Официальный сайт]. URL: www.http://апрелевка.рф/ (19.03.2014).

  28. Актуальная информация Министерства финансов РФ, раздел «Государственный долг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/

  29. Бюджет для граждан к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2016 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru

  30. Доклад Михеевой Н.Н. на Ученом совете ИНП РАН, май 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/uchyonyj-sovet/materialy/

  31. Доклад Михеевой Н.Н. на Ученом совете ИНП РАН, май 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/uchyonyj-sovet/materialy/

  32. Официальная статистика Росстата. Раздел «.Предпринимательство. Инвестиции». Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/

  33. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2015 г. Стат. сб. М.: Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm

  34. В данной части статьи используются как отчетные данные Росстата (доступные по 2013 г. включительно), так и оценки автора. Оценки были проведены на основе оперативных данных Федерального казначейства РФ об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов для 2014-2015 гг. В основе методики авторских оценок лежат методические положения Росстата по составлению счетов использования доходов.