Файл: Бюджетные реформы в России: исторический аспект создания.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бюджетной политики в Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной политики
1.2. Бюджетные реформы, как часть бюджетной политики государства
Глава 2. Анализ бюджетных реформ в Российской Федерации за 1991-2018 гг.
2.1. Бюджетные реформы в постсоветский период
2.2. Второй период бюджетных реформ 2004-2014 гг.
Современная бюджетная система предъявляет высокие требования к темпам экономического роста для обеспечения положительного вклада в развитие экономики. В качестве альтернативы росту бюджетных доходов можно было бы предложить изменение структуры их использования, что является мерой, скорее, средне- и долгосрочного характера. При этом должны учитываться не только непосредственно расходы государственного сектора, но и роль бюджетной системы в перераспределении национального дохода. Так, согласно данным институциональных счетов, основными направлениями расходования доходов государственного сектора являются: оплата труда (до 23% общей оплаты труда по экономике), социальные выплаты (до 20% доходов домашних хозяйств) и государственное потребление (до 20% ВВП).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – №237 от 25.12.1993.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (действующая редакция). Правовая база Консультант-Плюс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. № 5179. 12.05.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html (19.03.2014).
- Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 г. Москва «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // Российская газета. № 3490. 01.06.2004. URL: http://www.rg.ru/2004/06/Q1/budzhet-dok.html (19.03.2014).
- Актуальная информация Министерства финансов РФ, раздел «Государственный долг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/
- Афанасьев М. П., Шаш Н. Н., Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации, Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2.
- Болтинова О.В. Бюджетное право. . 2013.
- Бюджет для граждан к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2016 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru
- Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: Монография / под ред. проф. В.К. Сенчагова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с.
- Доклад Михеевой Н.Н. на Ученом совете ИНП РАН, май 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/uchyonyj-sovet/materialy/
- Информационный портал «Сейчас.ру. Бизнес и власть». URL: www.lawmix.ru (19.03.2014).
- Комягин Д. Л. Принцип единства кассы: опыт сравнительно-правового исследования / Административное и финансовое право. 2007. Т. 1
- Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобрена решением Совета директоров Центрального банка РФ 16.07.2010.
- Кудрин А., Соколов И. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. – 2017. – № 9. – С. 5-27.
- Майская Е.С. «Программно-целевое бюджетирование как способ повышения эффективности бюджетных расходов», Электронный научный журнал «Экономика и финансы организаций и государства», Выпуск 4. Том 3 / Июнь 2012/http://www.economy-n-finance- of-organization-n-state.ingnpublishing. com/
- МАОУ СОШ № 32 города Екатеринбурга [Официальный сайт]. URL: www.32.uralschool.ru/ (19.03.2014).
- Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики. // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С. 5-30.
- Нестеренко Т.Г. Предпосылки и основные направления бюджетной реформы в Российской Федерации // Реформы и право. 2007. № 1.
- О преобразовании Государственного контроля и некоторых частей финансовой администрации в России // Морской сборник. 1859. № 12. С. 2.
- Озеров И.Х. Финансовое право: Курс лекций, читанный в Московском университете. – М., 1905.С. 38.
- Отчет о деятельности администрации городского поселения Апрелевка (Московская обл., Наро-Фоминский район) за 2012 год // Городское поселение Апрелевка [Официальный сайт]. URL: www.http://апрелевка.рф/ (19.03.2014).
- Официальная статистика Росстата. Раздел «Предпринимательство. Инвестиции». Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/
- Официальная статистика Росстата. Раздел ««Национальные счета». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/
- Правопреемство Российской Федерации по отношению к СССР подтверждается целым рядом очевидных обстоятельств, среди которых членство в Совете безопасности ООН, принятие на себя внешних долгов СССР, ответственность по многочисленным претензиям к СССР со стороны экс-союзных государств и иных субъектов международного права.
- Принципы финансирования структурных реформ. Отчет Всемирного банка «Финансово-бюджетные последствия структурных реформ в Российской Федерации» // Вопросы экономики. – 2005. – № 6. – С. 4-33.
- Прогноз индикаторов РФ: 2016-2018 гг. Бюлл. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://macroforecast.ru/doc/bulleten_qummir_35.pdf
- Разделение налоговых платежей проведено автором по следующей схеме: налоги на производство – налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы, налог на совокупный доход, налог на имущество, налоги на добычу (кроме нефтегазовых), государственная пошлина; налоги на потребление – НДС, акцизы. Из рас-смотрения исключены нефтегазовые доходы и доходы на внешнюю торговлю (как не зависящие от внутри-экономической динамики).
- Расчетные межотраслевые балансы РФ за 1980-2013 гг. в классификации ОКВЭД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.macroforecast.ru
- Регионы России. Социально-экономические показатели, 2015 г. Стат. сб. М.: Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm
- Синицын Н. А. Бюджетное право дореволюционной России – И=М. 1998. С. 18.
- Субъекты, составляющие Российскую Федерацию, перечислены в ст. 65 Конституции Российской Федерации.
- Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (версия от апреля 2016 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/20160506
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Сравнительная характеристика бюджетных организаций
Параметры сравнения |
Типы бюджетных организаций |
||
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
|
Учредитель |
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование |
||
Самостоятель- |
• Учреждение отвечает |
• Учреждение отвечает по |
• Учреждение отвечает |
ность |
по своим обязательствам |
своим обязательствам всем |
по своим обязательствам |
лишь находящимися в |
имуществом, за |
имуществом, за |
|
его распоряжении |
исключением |
исключением |
|
денежными средствами. |
недвижимого и особо |
недвижимого имущества |
|
• При недостаточности |
ценного движимого |
и особо ценного |
|
денежных средств |
имущества, закрепленного |
движимого имущества, |
|
собственник имущества |
за ним собственником или |
закрепленных за ним |
|
казенного учреждения |
приобретенного |
учредителем или |
|
несет субсидиарную |
учреждением за счет |
приобретенных |
|
ответственность по |
выделенных |
автономным |
|
обязательствам. |
собственником средств. • Учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен. |
учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. |
|
Механизм |
Сметное |
Субсидии для выполнения |
Субсидии для |
финансового |
финансирование |
государственного |
выполнения |
обеспечения |
(муниципального) задания, содержания имущества учреждения и пр. |
государственного (муниципального задания), целевые субсидии на определенные цели и/или ликвидацию стихийных бедствий, разовые целевые субсидии на финансирование мероприятий федеральных (региональных или муниципальных) целевых программ |
|
Предпринима- |
• Могут осуществлять |
• Могут осуществлять |
• Могут осуществлять |
тельская |
предпринимательскую |
предпринимательскую |
предпринимательскую |
деятельность |
деятельность, если такое |
деятельность. |
деятельность. |
право предоставлено |
• Предпринимательская |
• Перечень видов |
|
собственником в |
деятельность |
деятельности подлежит |
|
соответствии с |
осуществляется только |
обязательному |
|
учредительными |
сверх норматива, |
закреплению в уставе |
|
документами. |
установленного |
учреждения. |
|
• Доходы, полученные |
государственным |
• Доходы от |
|
казенными |
(муниципальным) |
предпринимательской |
|
учреждениями от |
заданием. |
деятельности поступают |
|
приносящей доходы |
• Доходы от |
в распоряжение |
|
деятельности, поступают в соответствующий бюджет. |
предпринимательской деятельности поступают в распоряжение учреждений. • Перечень видов |
учреждений. |
|
деятельности подлежит обязательному закреплению в уставе учреждения. |
|||
Право собственности на имущество |
Имущество закреплено на праве оперативного управления. Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества |
Имущество закреплено на праве оперативного управления. Без согласия собственника учреждение не может распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. |
Имущество закреплено на праве оперативного управления. Учреждение не может распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. |
Участие учредителя в деятельности учреждения |
Учреждение заключает крупные сделки только с согласия учредителя. В учреждениях создаются наблюдательные советы, в которые входят представители учредителя |
• В учреждениях создаются наблюдательные советы, в которых представители учредителя составляют не менее половины из числа представителей госорганов и органов местного самоуправления |
|
Открытость деятельности, публичность бюджетных организаций |
• Публикация отчетов о деятельности учреждений не осуществляется. |
Учреждения обязаны проводить тендеры при любых закупках. Публикация отчетов о деятельности учреждений, открытость и доступность ряда документов (устав, план финансовохозяйственной деятельности, годовая отчетность, государственное (муниципальное) задание и пр.) |
• Публикация отчетов о деятельности учреждений, открытость и доступность ряда документов (устав; план финансовохозяйственной деятельности; бухгалтерская отчетность; государственное (муниципальное) задание; отчет о результатах деятельности и пр.) |
-
Афанасьев М. П., Шаш Н. Н., Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации, Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. ↑
-
Афанасьев М. П., Шаш Н. Н., Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации, Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. ↑
-
Майская Е.С. «Программно-целевое бюджетирование как способ повышения эффективности бюджетных расходов», Электронный научный журнал «Экономика и финансы организаций и государства», Выпуск 4. Том 3 / Июнь 2012/http://www.economy-n-finance- of-organization-n-state.ingnpublishing. com/ ↑
-
Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики. // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С. 5-30. ↑
-
Принципы финансирования структурных реформ. Отчет Всемирного банка «Финансово-бюджетные последствия структурных реформ в Российской Федерации» // Вопросы экономики. – 2005. – № 6. – С. 4-33. ↑
-
Принципы финансирования структурных реформ. Отчет Всемирного банка «Финансово-бюджетные последствия структурных реформ в Российской Федерации» // Вопросы экономики. – 2005. – № 6. – С. 4-33. ↑
-
Кудрин А., Соколов И. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. – 2017. – № 9. – С. 5-27. ↑
-
Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: Монография / под ред. проф. В.К. Сенчагова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 384 с. ↑
-
Правопреемство Российской Федерации по отношению к СССР подтверждается целым рядом очевидных обстоятельств, среди которых членство в Совете безопасности ООН, принятие на себя внешних долгов СССР, ответственность по многочисленным претензиям к СССР со стороны экс-союзных государств и иных субъектов международного права. ↑
-
Субъекты, составляющие Российскую Федерацию, перечислены в ст. 65 Конституции Российской Федерации. ↑
-
Первоначально появилось 8 губерний очень большого размера. ↑
-
Синицын Н. А. Бюджетное право дореволюционной России – И=М. 1998. С. 18. ↑
-
Болтинова О. В. Бюджетное право. . 2013. ↑
-
На сегодняшний день Федеральное казначейство является самостоятельной федеральной службы, а на момент создания и до проведения в Российской Федерации административной реформы в 2004 году Главное управление федерального казначейство являлось структурным подразделением Минфина России и возглавляло систему органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, городам и районам в городах. ↑
-
О преобразовании Государственного контроля и некоторых частей финансовой администрации в России // Морской сборник. 1859. № 12. С. 2. ↑
-
См.: Озеров И.Х. Финансовое право: Курс лекций, читанный в Московском университете. – М., 1905.С. 38. ↑
-
См. там же. ↑
-
О единстве кассы в России см. подробнее Комягин Д. Л. Принцип единства кассы: опыт сравнительно-правового исследования / Административное и финансовое право. 2007. Т. 1 ↑
-
Нестеренко Т.Г. Предпосылки и основные направления бюджетной реформы в Российской Федерации // Реформы и право. 2007. № 1. ↑
-
3838 Синицын Н. А. Указ. соч. с. 48. ↑
-
Концепция развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобрена решением Совета директоров Центрального банка РФ 16.07.2010. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 г. Москва «О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов» // Российская газета. № 3490. 01.06.2004. URL:
http://www.rg.ru/2004/06/Q1/budzhet-dok.html (19.03.2014). ↑
-
Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 г. Москва «О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов» // Российская газета. № 3490. 01.06.2004. URL:
http://www.rg.ru/2004/06/Q1/budzhet-dok.html (19.03.2014). ↑
-
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. № 5179. 12.05.2010. URL:
http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html (19.03.2014). ↑
-
МАОУ СОШ № 32 города Екатеринбурга [Официальный сайт]. URL: www.32.uralschool.ru/ (19.03.2014). ↑
-
Информационный портал «Сейчас.ру. Бизнес и власть». URL: www.lawmix.ru (19.03.2014). ↑
-
Отчет о деятельности администрации городского поселения Апрелевка (Московская обл., Наро- Фоминский район) за 2012 год // Городское поселение Апрелевка [Официальный сайт]. URL: www.http://апрелевка.рф/ (19.03.2014). ↑
-
Актуальная информация Министерства финансов РФ, раздел «Государственный долг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/ ↑
-
Бюджет для граждан к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2016 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru ↑
-
Доклад Михеевой Н.Н. на Ученом совете ИНП РАН, май 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/uchyonyj-sovet/materialy/ ↑
-
Доклад Михеевой Н.Н. на Ученом совете ИНП РАН, май 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/uchyonyj-sovet/materialy/ ↑
-
Официальная статистика Росстата. Раздел «.Предпринимательство. Инвестиции». Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/ ↑
-
Регионы России. Социально-экономические показатели, 2015 г. Стат. сб. М.: Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm ↑
-
В данной части статьи используются как отчетные данные Росстата (доступные по 2013 г. включительно), так и оценки автора. Оценки были проведены на основе оперативных данных Федерального казначейства РФ об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов для 2014-2015 гг. В основе методики авторских оценок лежат методические положения Росстата по составлению счетов использования доходов. ↑