Файл: Методика и технология воспитат деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 2961

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе.

2.Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации.

3.Конкретизируйте задачу, которую следует решить.


Ситуация первая (на уроке).

В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?

1. Выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий, – а вдруг она уважительная?

2. Какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях этих опозданий.

3. Один раз запереть дверь на ключ и не пустить опоздавшего – пусть помается в коридоре!

4. Предложить однажды свою помощь этому ребенку, например, позвонить ему домой в 6 утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям.


Ситуация вторая (на уроке).

Учительница истории рассказывает о пирамидах. Вдруг один из учеников заявляет: «Вы так говорите, потому что сами пирамиды никогда не видели!». «А ты видел?» – спрашивает учительница. «Конечно», - отвечает мальчик. Учительница смущена. Как поступить?

1. Смело парировать: «Я хоть и не видела пирамиды, но знаю о них больше тебя!».

2. Предложить мальчику: «Ну, раз ты видел пирамиды, то расскажи нам о них!».

3. Язвительно заметить: «Видеть-то ты видел, да, видно, ничего не понял. Так сиди и слушай!».

4. Предложить очевидцу к следующему уроку подготовить небольшой рассказ о пирамидах, какими их увидел мальчик.

5. Пошутить: «Бедные пирамиды! Как же они тебя вытерпели?».

6. Спокойно продолжить урок, а в конце его записать выскочке в дневник.


Ситуация третья (на перемене).

Зайдя на перемене в класс, учительница увидела, как дети гоняют по полу булочку. Как на это реагировать?

1. Да никак; булочку уже не спасти, «футболистов», видимо, тоже.

2. На ближайшем классном часе поговорить с ребятами о хлебе, в частности, рассказать им о его культурно-обрядовом и магическом значении, почитании хлеба на Руси.

3. Потребовать немедленно прекратить безобразие, булочку поднять с пола и положить на учительский стол.

4. Всех «футболистов» препроводить к директору, а булочку захватить как вещественное доказательство.


Ситуация четвертая (на перемене).

Проходя мимо группы учащихся, учительница слышит мат. Что делать?

1. Тут же отвести матершинников к директору для «проработки».

2. Ненормативная лексика – общесоциальное зло, в отдельной школе эту проблему не решить, так что уверенно проходите мимо, не обращая на мат внимания.

3. Сурово приструните ребят, сказав все, что думаете.

4. Ненормативная лексика – большая проблема. Нужна кропотливая профилактическая работа, систематическая работа с учащимися над формированием культуры поведения в течение всего периода их обучения в школе.

5. Употребление ненормативной лексики начинается не в школе, а в семье – именно с ней нужна кропотливая работа.



Ситуация пятая (после уроков).

Дежурство в классе всегда проблема: ребята изо всех сил стараются его избежать, как-нибудь увильнуть. Что делать классному руководителю в этой ситуации.

1. Залог порядка в дежурствах – дружелюбие и взаимопомощь в классе, не позволяющие подвести товарищей, классного руководителя, игнорировать свой долг по отношению к ним.

2. Залог порядка в дежурствах – четко составленный график, постоянно висящий у детей перед глазами.

3.Залог порядка в дежурствах – авторитет классного руководителя, подвести которого немыслимо, а ослушаться – небезопасно…


Ситуация шестая (после уроков).

В школе решили поставить спектакль к Новому году. На роль главной героини претендуют две девочки: одна – отличница, ответственная и обязательная, другая – троечница, но внешне очень эффектная и очень способная. Кого из них предпочесть, но так, чтобы ни одну не обидеть?

1. Конечно, отличницу: она никогда и ни в чем не подведет.

2. Предпочесть способную красавицу. Спектакль и учеба – вещи разные, а то, что девочка едва тянет на тройки, для спектакля ничего не значит.

3. Поставить перед троечницей ультиматум: будет лучше учиться, тогда и получит заветную роль.

4. Репетировать с обеими и сыграть спектакль дважды, чтобы каждая из девочек побывала в главной роли.

5. Лучше избежать соперничества и выбрать какую-нибудь третью девочку на эту роль.

6. Устроить публичные пробы, и пусть ребята сами решат, кого взять на эту роль.


Ситуация седьмая (на улице).

Возвращаясь вечером домой, учительница видит в людном месте одну из старшеклассниц: она вульгарно одета, ярко накрашена, ведет себя вызывающе, явно стараясь привлечь к себе внимание. Что делать?

1. Да ничего, поговорить с девочкой завтра в школе.

2. Решительно подойти к девочке и потребовать, чтобы немедленно шла домой.

3. При всех громко пристыдить девочку и с достоинством удалиться.

4. Из ближайшего автомата позвонить родителям девочки и сообщить об увиденном.

5.Такой случай требует анализа на педсовете и крутых мер, чтобы другим было не повадно.

6. Увести девочку из «злачного места» а по дороге поговорить по душам.

Задания для самоконтроля:

I. Укажите основные параметры педагогического взаимодействия, заполнив схему:

5.


1



2

3

4

5


II.Закончите мысль.

Педагогическое общение является формой взаимодействия педагогов и учащихся. Различают следующие виды общения:

1.

2.


III. Укажите, какой из стилей педагогического общения, на ваш взгляд, более продуктивен в работе с подростками:

а) авторитарный стиль -

б) попустительский стиль -

в) стиль сотрудничества-

г) совместное творчество с детьми-


IV.Дайте характеристику стратегиям педагогического взаимодействия:

а) личностно -развивающей -

б) личностно -тормозящей -


V.Соотнесите в соответствии с логикой педагогического взаимодействия стадии коммуникации (слева) и их характеристики (справа).



1. Моделирование

а) чаще называется стадией обратной связи, дает информацию о степени удовлетворенности воспитательными делами, осуществляется с помощью вопросов, экспресс –опросов, анкетирования, социометрии и др.;


2. Организация общения

б) складывается из уточнения условий и структуры общения, поддержания непосредственного общения;


3.Управление общением

в) планирование общения соответственно поставленным задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям детей;

4. Анализ результатов общения

г) инициатива педагога в общении позволяет ему ориентироваться в общении, продумать стиль общения с детьми, мысленно восстановит опыт общения с классом, уточнить особенности общения в новых коммуникативных условиях.



Аудиторная работа: диалог на тему «Педагогическое взаимодействие»


Задачи: Уяснить теоретические основы педагогического взаимодействия, на практике выработать умение определять приемы, средства, методы педагогического взаимодействия.

Вопросы для диалога:


1.Что представляет собой педагогическое взаимодействие с позиций личностно-ориентированной и традиционной педагогики?

2.Назовите и подтвердите примерами основные этапы педагогического взаимодействия.

3.Покажите, как взаимосвязаны между собой методы, приемы и средства педагогического взаимодействия?

4.Докажите целесообразность педагогического закона: «Вне совместной деятельности учащегося и учителя невозможно развитие личности, педагогический процесс отсутствует».

5.Разработайте и защитите проект блиц – игры: «Я - человек общительный», используя книгу «Технология игровой деятельности» (Рязань, 1994).



Тема 6. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Задачи:

1.Уяснить роль классного руководителя в воспитании школьников.

2.Знать систему классного руководства и содержание профессиональной работы классного руководителя.

3.Уметь составлять программу воспитания школьников.


Обязательная литература:


  1. Воронов В. Как составить план работы //Воспитание школьников.-1999.- №4.

  2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. - М.,1999.

  3. Первушина Л.В. План воспитательной работы классного руководителя //Классный руководитель.- 1999.- №3.

  4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. – М.,2002.

  5. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2002.

  6. Созонов В.П. Воспитательная работа в классе. - М., 2000.

  7. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.


Дополнительная литература:


  1. Глассер У. Школы без неудачников. - М., 1991.

  2. Иващенко И.Ф. Психология воспитания школьников. - Минск, 1999.

  3. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. - М., 1983.

  4. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. – Ч.1.- М., 2002.

  5. Планирование воспитательной работы в классе: Метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.

  6. Молонов Г.Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе. - Улан-Удэ, 1997.

  7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 2000.

  8. Щуркова Н.Е., Рогозина Л.Д. Классный руководитель: формирование жизненного опыта у учащихся. – М., 2002.

  9. Калейдоскоп родительских собраний: Метод. разработки. – Вып.1. /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.

  10. Калейдоскоп родительских собраний: Метод. разработки. – Вып.2. /Под ред. Н.А. Алексеевой. – М., 2002.


Задания для работы с литературой:


Задание 1. Определите круг первоочередных задач в работе классного руководителя.

Задание 2. Раскройте специфику индивидуальной работы классного руководителя с детьми.

Задание 3. Поясните необходимость поддерживать связь с семьями учащихся, целенаправленно работать с родителями.


Практические задания:


Задание 1. Проведите анкетирование в средних классах «Классный руководитель глазами воспитанников», результаты оформите в таблицу:



Классы

Итог

1.

С каким настроением ты идешь в школу?

- с радостью;

- с привычным равнодушием;

- с предчувствием неприятностей;

    • скорей бы все это кончилось;

    • нет ответа.



    2.

    Бывают ли у тебя в школе неприятности?

    - часто;

    - редко;

    - никогда.



    3.

    Если бывают, то от кого они исходят?

    - от учителей-предметников;

    - от классного руководителя;

      • от учеников твоего или другого класса;

      • от самого себя;

      • нет ответа.



      4.

      Бывают ли конфликты с классным руководителем?

      - часто;

      - редко;

      - никогда.



      5.

      Какую роль исполняет в классе твой классный руководитель?

      - контролирует успеваемость и дисциплину;

      - вторая мама;

      - организатор досуга;

      - помощник в трудных обстоятельствах;

      - старший товарищ;

      - другое.



      6.

      Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

      - хвалить;

      - подбадривать;

      - делать замечания;

      - ругать;

      - поддерживать;

      - жаловаться родителям;

      - помогать;

        • быть вечно недовольным;

        • советовать;

        - нет ответа;

        - другое.




        Задание 2. Проанализируйте приведенный ниже план воспитательной работы (Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н.Степанова.- М., 2000). Отметьте его основные достоинства и недостатки.


        Раздел 1. Анализ воспитательной работы за прошедший год


        В 8 «б» классе обучается 28 учеников, из них 13 мальчиков, 15 девочек. Для 7 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 12- средний, для 8 – низкий.

        В классе обучается 4 человека с девиантным поведением. Многие подростки имеют ослабленное здоровье: 11 человек – слабое зрение, 4 –сколиоз, 4 – хронические заболевания.

        Работа с детьми второй год строится по программам «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». Что удалось сделать в прошлом году?

        Анализ успеваемости и качества знаний показывает, что в классе 2 ученика учатся на «отлично» (А. Селиховская, К. Егоров), 5 человек успевают на «4» и «5», 3 человека имеют всего две тройки. Слабо учатся Вася Ж., Марина С., Оля Г.

        В классе выделилась группа учащихся (7 чел.) с высокой степенью развития познавательного интереса. А. Селиховская и Т. Игнатович являются членами школьного научного общества. Половина класса посещает факультативы и предметные кружки. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся сформировали общественное мнение в классе: учиться хорошо – это престижно. Вместе с тем нелегко дается учеба целому ряду учеников, а у 8 наблюдается ослабленный интерес к учению.


        Деятельность по программе «Учение» включала в себя совместную работу с учителями-предметниками по координации усилий в обучении слабых и сильных учащихся, по развитию познавательных способностей каждого ученика. Особенно этому помог промежуточный анализ успеваемости учащихся. Он позволил организовать своевременную консультативную помощь по предметам, создать ситуацию успеха для основной массы учащихся. Хорошим помощником классному руководителю в этой работе стал учебный сектор, возглавляемый К. Егоровым. Программа «Учение» включала разнообразную внеклассную деятельность по развитию познавательных интересов учащихся. Особенно удались познавательные игры на конкурсной основе: конкурс любознательных, вечер веселых задач, устный журнал «Что, где, почему?». Запомнились ребятам классные часы в библиотеке, работа в познавательной общешкольной программе «Узнай свой город». Успешной учебе детей помогли консультации для родителей «Как помочь ребенку учиться».

        Наблюдение, анкетирование учащихся, классные часы показали, что у детей низкий уровень самоорганизации учебного труда, навыков самообразования. Поэтому в этом году в рамках программы «Учение» необходимо обратить на это внимание.

        В программе «Общение» велась работа по развитию коммуникативных умений. Особые затруднения проявляются в общении мальчиков и девочек. Поэтому работу нужно вести не только совместно, но и дифференцированно.

        Программа «Досуг» тесно взаимосвязана с программой «Общение». Досуговая деятельность сплачивает коллектив, создает особый психологический климат. Опрос показал, что хорошо чувствуют себя в классе 16 человек, не всегда хорошо – 9, одиноко – 2 человека. В классе стали традиционными дни именинников. Любят дети классные «Огоньки». Особенно удались новогодний спектакль и конкурс «А ну-ка, девочки!». Анкетирование показало, что запомнилась прогулка в лес и однодневный поход. Подготовка досуговых мероприятий позволяет развивать творчество детей, инициативу, формировать организаторские умения. Каждый может выглядеть хорошо в том или ином деле. Досуговая деятельность позволяет втянуть в свое поле трудных детей и тех, кто не может отличиться в учении. Очень важно анализировать каждое классное дело, замечать любой успех ребенка.

        В прошлом году 20 учащихся были включены в кружковую деятельность. Предлагался большой спектр кружков вне школы. В течение года поддерживалась связь с руководителями кружков и секций, анализировались результаты работы, проводились смотры-конкурсы, концерты, творческие отчеты, персональные выставки.

        Работа по программе «Образ жизни» предполагала развитие этической культуры учащихся, формирование нравственных отношений. Классные часы, анализ ситуаций, стиль общения в классе способствовали решению задач. Большая работа была проделана родителями по оформлению кабинета, ремонту и озеленению. Класс занял 3-е место в смотре кабинетов.