ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2020
Просмотров: 7261
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предмет и методы психологии управления
1.1. Управление как наука и искусство
1.2. Предмет психологии управления
1.3. Основные методы психологии управления
1.4. Психологические законы управления
Глава 2. Психологические теории управления
2.1. Теории и практика менеджмента
2.2. Психологические теории управления
Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления
3.1. Понятие личности в психологии
3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности
3.3. Типология личности в трудовой деятельности
3.4. Способности в структуре личности
Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности
4.1. Темперамент в системе управления
Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности
Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
6.2. Стресс в процессе управления
6.3. Воля в процессе управления
7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности
7.2. Теории мотивации, их характеристика
Глава 8. Психофизиологические основы управление
8.1. Функциональные состояния человека
8.2. Требования к поддержанию работоспособности
8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях
8.4. Возрастные изменения работоспособности
Глава 9. Психология принятия решений
9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности
9.2. Влияние подсознания на принятие решения
9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
Глава 10. Руководство и лидерство
10.1. Влияние и власть в организациях
10.2. Специфика феномена лидерства
10.4. Стили лидерства и руководства
Глава 11. Психология управления трудовым коллективом
11.1. Трудовой коллектив и его структура
11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»
11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление
11.4. Развитие трудового коллектива
14.3. Стратегии поведения в конфликте
Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе
12.1. Понятие социально-психологического климата
12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива
12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат
12.4. Пути регуляции социально-психологического климата
Глава 13. Межличностное общение в управлении
13.2. Восприятие человека человеком
13.3. Управленческое общение как коммуникации
Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями
14.2. Причины возникновения конфликта
Словарь основных психологических понятий
Глава 1. Предмет и методы психологии управления
1.1. Управление как наука и искусство
1.2. Предмет психологии управления
1.3. Основные методы психологии управления
1.4. Психологические законы управления
Глава 2. Психологические теории управления
2.1. Теории и практика менеджмента
Школа «человеческих отношений».
2.2. Психологические теории управления
Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона
Теория рационального управления
Теория соучаствующего управления
Вероятностная модель управленческой эффективности
Теория ситуационного лидерства
Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления
3.1. Понятие личности в психологии
3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности
3.3. Типология личности в трудовой деятельности
3.4. Способности в структуре личности
Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности
4.1. Темперамент в системе управления
Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности
Воображение и органические процессы.
Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
6.2. Стресс в процессе управления
6.3. Воля в процессе управления
7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности
7.2. Теории мотивации, их характеристика
Глава 8. Психофизиологические основы управление
8.1. Функциональные состояния человека
8.2. Требования к поддержанию работоспособности
8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях
Изменение восприятия пространственной структуры
Психическая адаптация к экстремальным ситуациям
8.4. Возрастные изменения работоспособности
Глава 9. Психология принятия решений
9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности
9.2. Влияние подсознания на принятие решения
9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений
Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции
Глава 10. Руководство и лидерство
10.1. Влияние и власть в организациях
10.2. Специфика феномена лидерства
Представления лидера о себе самом.
Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера
Стиль принятия решений в управленческой деятельности
10.4. Стили лидерства и руководства
Глава 11. Психология управления трудовым коллективом
11.1. Трудовой коллектив и его структура
11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»
11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление
11.4. Развитие трудового коллектива
1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков
2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности
3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива
Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе
12.1. Понятие социально-психологического климата
12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива
12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат
12.4. Пути регуляции социально-психологического климата
Глава 13. Межличностное общение в управлении
13.2. Восприятие человека человеком
Восприятие физического облика человека
Восприятие функциональных признаков человека
13.3. Управленческое общение как коммуникации
Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями
14.2. Причины возникновения конфликта
Рассогласование трудового процесса как причина конфликта
Различия в представлениях о перспективе и миссии организации
Социально-психологические предпосылки конфликта
Индивидуальные особенности личности как причина конфликта
14.3. Стратегии поведения в конфликте
14.4. Способы разрешения конфликта
Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности
4.1. Темперамент в системе управления
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н. э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет тип поведения человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И. П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека.
Этими особенностями являются:
1) сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т. е. вырабатывать условные связи;
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой;
3) подвижность — способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И. П. Павлов пришел к выводу, что в основе каждого из четырех видов темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности.
Темперамент — психическое свойство, особенности которого зависят от условий жизни и деятельности конкретного человека. Поэтому характеристика не исчерпывается простым указанием на тип ВНД свойственного для данного темперамента.
Однако один из виднейших учеников Павлова, Б. М. Теплов предупреждал, что не может быть простой однозначной зависимости между типом как сочетанием свойств нервной системы и типом как характерной «картиной» поведения, т. е. темпераментом. Но это не значит, конечно, что между ними нет никакой зависимости. Свойства нервной системы не предопределяют никаких определенных форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие.
От Павлова ведут свое начало две мысли, получившие очень широкую известность: положение о трех основных свойствах нервной системы (сила нервной системы, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов) и положение о четырех основных типах нервной системы.
Учение о четырех типах ни в коей мере не вытекает из павловского положения о трех основных свойствах нервной системы. Сначала Павлов строил классификацию типов на принципе уравновешенности процессов возбуждения и торможения, затем он положил в основу классификации принцип силы нервной системы, отодвинув принцип уравновешенности на второе место, в последнем варианте классификации он сознательно использовал последнее из намеченных им свойств нервной системы — подвижность нервных процессов. Но как бы не менялся принцип классификации (т. е. понимание основных свойств нервной системы), неизменным осталось число «четыре» в перечне основных типов (по-видимому, известную роль играло здесь идущее от античных времен учение о четырех темпераментах). Важно подчеркнуть, что оно не вытекало из учения об основных свойствах нервной системы. В последней и самой подробной статье Павлова, посвященной этой проблеме, он сам указывал, что возможных комбинаций основных свойств нервной системы может быть, по крайней мере, двадцать четыре, но не отказался все же от идеи «четырех типов».
Нет никаких ни теоретических, ни экспериментальных оснований считать, что число основных типов нервной системы равно четырем. В последнее время авторы, свободные от гнета предрассудка о четырех типах, но стремившиеся построить классификации типов, получали совсем другое число типов.
Проявления каждого из основных свойств нервной системы образуют некоторый «синдром», т. е. комплекс связанных друг с другом, коррелирующих друг с другом показателей. При этом один из показателей является основным, или референтным: он наиболее непосредственно характеризует данное свойство, выявляет признак, определяющий его.
Первое и наиболее подробно изученное свойство — сила нервной системы по отношению к возбуждению. Основной, определяющий признак этого свойства — способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяемое возбуждение.
Работы Теплова показали, что с этим основным показателем силы нервной системы по отношению к возбуждению коррелирует следующая группа показателей:
1. Сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей.
2. Некоторые особенности концентрации (или, наоборот, иррадиации) процесса возбуждения.
3. Характер проявления закона силы.
4. Величина абсолютных порогов зрения и слуха: чем больше сила нервной системы, тем больше пороги, или, иначе говоря, тем меньше чувствительность нервной системы. Слабая нервная система — это нервная система высокой чувствительности.
Последний пункт заслуживает особенного внимания. Это положение, противоречащее ранее распространенному мнению, опровергает мысль о том, что некоторые типы нервной системы следует расценивать как «хорошие», другие — как «плохие». Слабую нервную систему, т. е. нервную систему маловыносливую, но высокочувствительную, нельзя считать во всех случаях «худшей», чем сильную нервную систему — выносливую, но малочувствительную. Для одних видов деятельности предпочтительнее одна из них, для других — Другая. Следует вообще отказаться от оценочного подхода к таким свойствам, как сила или слабость, подвижность или инертность, возбудимость или тормозимость нервной системы.
Вторым свойством нервной системы следует, по-видимому, считать силу ее по отношению к торможению. Основной признак этого свойства — способность нервной системы выдерживать длительное или часто повторяемое действие тормозного раздражителя. Имеющийся в нашем распоряжении, пока еще небольшой, экспериментальный материал говорит о том, что экспериментальным испытанием этого свойства может быть удлинение или многократное повторение через короткие интервалы дифференцировонного раздражителя.
«Динамичная» по отношению к возбуждению нервная система быстро образует положительные условные связи, «динамичная» по отношению к торможению быстро образует тормозные связи. Сравнительная легкость образования тех и других связей характеризует баланс, или уравновешенность, по динамичности. Имеются основания думать, что то, что обычно называют уравновешенностью нервной системы, относится скорее к уравновешенности по динамичности, чем к уравновешенности по силе.
Следовательно, более целесообразно сохранить термин «подвижность» за свойством, характеризующимся скоростью переделки знаков раздражителей.
Показатели скорости возникновения и прекращения процесса возбуждения не коррелируют со скоростью переделки, хорошо коррелируют друг с другом. Свойство нервной системы, которое они характеризуют, Б. М. Теплов предлагает назвать «лабильностью».
Свойства темперамента определяют прежде всего динамику психической жизни человека. О темпераменте можно судить по нескольким основным его свойствам.
Сензитивность (чувствительность) — о ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает. Реактивность — это свойство проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Активность — об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и т. д.
Пластичность и противоположное качество — ригидность. Они проявляются в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.
К свойствам темперамента также можно отнести темп психических реакций, эмоциональную возбудимость, соотношение реактивности и активности и другие. К. Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и явления, если одни обращены, так сказать, вовне, то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько интересуют внешнее события, сколько собственные переживания и собственная личность. Первых он назвал экстравертированными, а вторых — интровертированными. Исследования других психологов показали, что интрои экстраверсия очень ярко проявляются, прежде всего, в процессе общения. Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов в зависимости от сочетания таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность, практический интерес представляют шесть его разновидностей:
— сильный сангвиник (уравновешенность, сила, подвижность);
— подвижный холерик (сила, подвижность, неуравновешенность);
— неуравновешенный холерик (подвижность, неуравновешенность, слабость);
— слабый меланхолик (неуравновешенность, слабость, инертность);
— инертный меланхолик (слабость, инертность, уравновешенность);
— уравновешенный флегматик (инертность, уравновешенность, сила).
Для анализа служебной деятельности представляют интерес обобщенные характеристики данных типов темпераментов. Темперамент не определяет уровень общих или специальных (профессиональных) способностей. Люди одного и того же типа темперамента могут быть высокои малоспособны, а люди различного темперамента могут успешно работать в одной области. Но те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха, в других при той же деятельности мешать ему, потребуют больших усилий человека для ее выполнения.
Есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам темперамента очень высокие требования, например, к выдержке, к самообладанию или быстроте реакции. Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с тем типом темперамента, который пригоден для данной профессии. Психологи проанализировали, как типы темперамента проявляются в поведении людей, в отношении к трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.
Сангвиник.
Надежен в любой работе, кроме монотонной, однообразной и медлительной. Ему по душе живая, подвижная работа-, требующая смекалки и находчивости. Сангвинический темперамент характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Целеустремлен и поэтому настойчиво и терпеливо добивается своей цели. Врабатывается сравнительно быстро, работает ритмично. Неудачи и ошибки его не расстраивают. Предпочитает самостоятельность и свободу действий. В отношениях с сангвиником нельзя злоупотреблять длительными поучениями и тщательным объяснением задач. Наиболее эффективно — спокойное и корректное к нему отношение.
Сангвиники общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события. Эмоции преимущественно положительные, быстро возникают и быстро сменяют одна другую. В трудовой деятельности сангвиники, как правило, проявляют себя как достаточно цельные и высокоактивные люди. Поведение и деятельность сангвиника обычно хорошо организованы, продуманы и легко контролируются. Высокий рационализм, организованность в работе, четкость в постановке задач, систематичность в исполнении свойственны большинству людей этого темперамента.
Для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству. Их способность действовать целенаправленно, подчинять работе всего себя, не ставить работу в зависимость от своего настроения создают необходимые предпосылки для выполнения организаторской деятельности.
Сангвиники обычно обладают значительными творческими возможностями и большой работоспособностью. Они легко привыкают к новым требованиям и обстановке, усваивают нормы и стандарты поведения, принятые в данной социальной группе, включаются в групповую деятельность. Для них также характерны быстрое переключение с одного вида работы на другой, освоение и перестройка навыков, гибкость ума.
У них развито чувство собственного достоинства, собственной значимости и уверенности в своем влиянии. Самооценка сангвиника или адекватна, или несколько завышена, она формируется на основе адекватного отражения своих возможностей, умений и навыков. Положительная самооценка в сочетании со склонностью к лидерству дает сангвинику возможность добровольно, самостоятельно принимать на себя ответственность за решение групповых задач и проблем. Отражая достаточно точно умения, возможности, навыки, способности, самооценка сангвиника пластична, она меняется в зависимости от объективного содержания получаемого им опыта и может повышаться или понижаться в зависимости от успеха или неудач.
В отношениях с другими людьми сангвиники характеризуются высокой общительностью, обилием знакомств, различных контактов с людьми. Высокая общительность способствует получению самой обширной и разнообразной информации в группе, что дает возможность широкого влияния на поведение людей. Указанные свойства и качества достаточно выразительно выступают в собственном поведении человека сангвинического типа темперамента, что дает возможность окружающим достаточно точно и правильно его оценить, хорошо понимать его, строить четкую линию отношений с ним.
Менеджеру с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания, высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию.