Файл: Cherednichenko_I_P__Telnyh_N_V_-Psihologia_up.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2020

Просмотров: 7255

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

2.2. Психологические теории управления

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

4.2. Характер

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

5.2. Восприятие

5.3. Память

5.4. Мышление

5.5.Воображение

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

14.3. Стратегии поведения в конфликте

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

Европа

США

Школа «научного управления».

Школа «человеческих отношений».

Япония

Россия

2.2. Психологические теории управления

Теория психоанализа

Теория научения

Теория стилей управления

Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона

Теория рационального управления

Теория соучаствующего управления

Вероятностная модель управленческой эффективности

Теория ситуационного лидерства

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

1. Теоретический человек

2. Экономический человек

3. Эстетический человек

4. Социальный человек

5. Политический человек

6. Религиозный человек

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

Сангвиник.

Холерик.

Меланхолик.

Флегматик.

4.2. Характер

Оценка характера.

Акцентуации характера.

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

Классификация ощущений.

Свойства ощущений.

5.2. Восприятие

5.3. Память

Виды памяти.

Процессы памяти.

5.4. Мышление

Проблемность мышления.

5.5.Воображение

Воображение и органические процессы.

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

Теория А. Маслоу

Теория К. Алдерфера

Теория Ф. Герцберга

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

Релаксация

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

Монотонность.

Изменение восприятия пространственной структуры

Ограничение информации

Одиночество

Групповая изоляция

Угроза для жизни

Психическая адаптация к экстремальным ситуациям

Этапность адаптации

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

Личность лидера

Личностные черты лидера.

Представления лидера о себе самом.

Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера

Стиль принятия решений в управленческой деятельности

Характеристики последователей

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков

2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности

3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

Восприятие физического облика человека

Восприятие функциональных признаков человека

Мимика.

Жесты.

Физический контакт.

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Рассогласование трудового процесса как причина конфликта

Различия в представлениях о перспективе и миссии организации

Социально-психологические предпосылки конфликта

Индивидуальные особенности личности как причина конфликта

14.3. Стратегии поведения в конфликте

14.4. Способы разрешения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основными чертами психического стресса являются следующие:

1) стресс есть состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

К переживанию стресса близко и переживание фрустрации. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Причем, препятствия, с которыми сталкивается человек, могут быть как объективно непреодолимыми, так и субъективно непреодолимыми. Например, в диалоге «начальник — подчиненный» первый может себе позволить повышенный тон в разговоре, а второй — нет, хотя все физиологические возможности для этого имеет.

Но фрустрация возникает тогда, когда человеку чего-либо очень сильно хочется. Того, чего он не может получить, но страстно желает. Тогда она влечет за собой эмоциональные нарушения, выражающиеся в повышении конфликтности, бессоннице, увеличение тревожности, падение работоспособности, а в особо сложных случаях и невротические отклонения в поведении человека, когда требуется вмешательство психотерапевта.

Стресс по природе его возникновения принято разделять на эмоциональный и информационный. Если эмоциональный стресс связан с физиологическими и эмоциональными нагрузками, то информационный — с невозможностью справиться с лавинообразным потоком информации.

Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но и при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности, а также необходимости перерабатывать ежедневно значительные объемы информации. Люди реагируют на стресс по-разному: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

В проявлении стресса имеют значения индивидуальные особенности людей. Нет двух людей, у которых реакции на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека провоцируются им самим. Еще Г. Селье отмечал, что имеет значение не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете.

Стресс, как ни странно, является необходимым жизненным явлением для человека. Селье утверждал, что полная свобода от стресса есть смерть. Он позволяет встретить возникшие трудности в состоянии «боевой готовности» и приспособиться к новым условиям. При повторении стрессоров человек приспосабливается к стрессу и стрессовые реакции ослабевают. Это значит, что в определенных пределах можно тренировать стрессоустойчивость психики.


В некоторых условиях стресс может оказать положительное влияние на работоспособность человека. Например, в отдельных видах творческой деятельности, а также спорте личность переживает состояние эмоционального стресса, который сопровождает деятельность и вызывает специфические ощущения: от бодрости до восторга.

Человек может даже испытывать чувство эйфории, которая является следствием действия гормона серотонина, активное выделение которого корой надпочечников представляет собой важнейшую психофизиологическую реакцию на стресс. Этот гормон усиливает чувство оптимизма, ощущение, что человеку «море по колено». Опасность состоит в том, что это состояние может породить чувство собственного совершенства, что нередко приводит к просчетам.

Негативными следствиями стресса являются следующие:

1. Фиксация на одной единственной альтернативе. Стресс затрудняет обдумывание нескольких альтернатив, человек демонстрирует жесткость в поведении и мышлении.

2. Упрощение восприятия противника и его возможностей. Стресс усиливает черно-белое восприятие мира, нюансировка невозможна и появляется неадекватное реагирование.

3. Усталость. Если состояние усталости продолжается слишком долго, это ведет к повышению раздражительности, параноидным реакциям, к возрастанию подозрительности, враждебности и усилению оборонительных реакций.

4. Ограничение временной перспективы и игнорирование будущих последствий. Внимание в ситуации стресса часто фокусируется лишь на самой угрожающей ситуации. Будущее не представляет в этот период большого интереса, пока не будет найдено решение насущной проблемы.

5. Спад чувства ответственности за исход решения. Человек приписывает причины плохих результатов своей работы действиям противника или внешней ситуации, что позволяет ему не считать себя виноватым в неправильном решении.

Стресс изменяет поведение человека, прежде всего, речевое. Изменения речи во время стресса могут быть самыми разнообразными. Речь может стать взволнованной с более частым употреблением междометий или оборотов типа «так сказать», «вы знаете». Учащаются повторы слов, фраз и целых предложений, а также появляются изменения и поправки только что произнесенных фраз. Убыстряется темп речи, увеличивается ее скорость и сокращаются паузы между фразами.

Стресс сопровождается изменениями в мимике и пантомимике. В состоянии стресса тело становится напряженным, и одновременно речь сопровождается бесцельными или спонтанными движениями, миганием, жестикуляцией, игрой с ключами, авторучкой, хрустом пальцев. Человек хмурит брови. Голос приобретает более высокие ноты, сменяется его интенсивность. Во время стресса возникает раздраженность, сопровождающаяся возрастанием числа заявлений о дискомфорте, оценочных заявлений, улыбок через силу, а также уменьшения позитивных кивков головой. Значительно повышается бдительность: он внимательно фиксирует других людей взглядом, смотря прямо в глаза, сохраняя при этом очень жесткую позу.


Ганс Селье определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Но стресс далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — характерны для современных видов производства и управленческой деятельности.

В серии исследований М. Фридмана и Р. Розенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими были выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается «выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности». Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

М. Дж. Хоровитц описал стадии развития стресса и сопутствующие им патологические состояния в ответ на экстремальную жизненную ситуацию, которая характеризуется для события исключительностью, при протесте — интенсивностью, при отбрасывании в удовлетворении потребности — продол деятельностью, при вторжении — блокировкой, а при переживании — незавершенностью. Для наглядности Хоровитц предложил следующую схему:

Стресс был бы губителен для человека, если бы он не мог ничего с ним поделать. Выделяются следующие способы реагирования на стресс.

Переоценка стрессора. Если человек не может изменить обстоятельства, то он может изменить отношение к ним, — советует народная мудрость, которой, тем не менее, люди не всегда следуют, потому что это зависит, прежде всего, от состояния нервной системы.

Дистанцирование. Человек старается избегать всего, что вызывает стресс, а в процессе стрессового взаимодействия начинает более часто употреблять жесты, символизирующие отталкивание, и слова, указывающие на дистанцию с объектами и людьми, имеющими отношение к данной ситуации. Отрицание ситуации как таковой сопровождается словами «нет», «никогда», а также увеличением числа отказов.


Борьба с угрожающей ситуацией с целью ее устранения. Здесь человек может пойти по пути агрессивного поведения. У него повышается интенсивность голоса, движений, направленных на других людей. Увеличивается число враждебных заявлений. Борясь с ситуацией, человек может сделать свою позицию более жесткой, увеличив в речи использование слов «все», «всегда», «исключительно», а также начинает применять очень узкий набор слов и выражений, демонстрируя обычно не свойственную ему бедность словаря. У него может появиться «вязкость» мышления, навязчивое повторение одной мысли.

Бездействие.В этом случае человек может проявлять амбивалентное поведение, вроде бы и намереваясь как-то решить проблему, но ничего при этом не делая. Характерными словами являются «возможно», «может быть», а также одновременное употребление позитивных и негативных оценок в отношении одних и тех же объектов, явлений, персонажей. Нередко человек впадает в депрессию. Особенностями поведения являются закрытые позы (со скрещенными руками и ногами, придвигание рук ближе к телу).

К стрессу можно в какой-то мере адаптироваться.

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому живое существо или группа существ, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость жизнедеятельности, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Адаптация — в широком смысле слова — это приспособление к чему-либо, в том числе и к стрессу, путем снижения чувствительности к стрессору.

Психологическую адаптацию определяют как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения требованиям среды.

При любом нарушении сбалансированности «человек — среда» недостаточность психических или физических ресурсов человека для удовлетворения потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога обозначается как ощущение неопределенной угрозы, чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство и представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога, как психологический аналог боли, может играть охранительную и мотивационную роль. С возникновением тревоги человек усиливает свою активности, изменяет характер поведения для избегания потенциальной опасности. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адекватных поведенческих стереотипов, замещению их более соответствующими формами поведения.


В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом решающую роль играет личность человека, его отношение к жизни в целом и к конкретной ситуации в частности. В таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, которая по интенсивности и длительности неадекватна ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению восприятия, памяти, мышления, внимания и дезорганизует поведение человека. Итак, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Г, Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует «фазе истощения» общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжелые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выбирали подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов:

1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит изменение поведенческой активности (изменение ситуации или уход из нее);

2) интрапсихический механизм — обеспечивает снижение тревоги благодаря пересмотру личностью ситуации.

Ф. Б. Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности— не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда — проявляется ощущением неопределенной угрозы; характерным признаком которой является невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Здесь часто происходит неадекватная логическая переработка информации, в результате чего из-за нехватки фактов делается неправильный вывод;

4) страх— это тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у человека создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;