Файл: Cherednichenko_I_P__Telnyh_N_V_-Psihologia_up.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2020

Просмотров: 6950

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

2.2. Психологические теории управления

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

4.2. Характер

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

5.2. Восприятие

5.3. Память

5.4. Мышление

5.5.Воображение

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

14.3. Стратегии поведения в конфликте

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

Европа

США

Школа «научного управления».

Школа «человеческих отношений».

Япония

Россия

2.2. Психологические теории управления

Теория психоанализа

Теория научения

Теория стилей управления

Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона

Теория рационального управления

Теория соучаствующего управления

Вероятностная модель управленческой эффективности

Теория ситуационного лидерства

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

1. Теоретический человек

2. Экономический человек

3. Эстетический человек

4. Социальный человек

5. Политический человек

6. Религиозный человек

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

Сангвиник.

Холерик.

Меланхолик.

Флегматик.

4.2. Характер

Оценка характера.

Акцентуации характера.

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

Классификация ощущений.

Свойства ощущений.

5.2. Восприятие

5.3. Память

Виды памяти.

Процессы памяти.

5.4. Мышление

Проблемность мышления.

5.5.Воображение

Воображение и органические процессы.

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

Теория А. Маслоу

Теория К. Алдерфера

Теория Ф. Герцберга

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

Релаксация

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

Монотонность.

Изменение восприятия пространственной структуры

Ограничение информации

Одиночество

Групповая изоляция

Угроза для жизни

Психическая адаптация к экстремальным ситуациям

Этапность адаптации

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

Личность лидера

Личностные черты лидера.

Представления лидера о себе самом.

Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера

Стиль принятия решений в управленческой деятельности

Характеристики последователей

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков

2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности

3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

Восприятие физического облика человека

Восприятие функциональных признаков человека

Мимика.

Жесты.

Физический контакт.

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Рассогласование трудового процесса как причина конфликта

Различия в представлениях о перспективе и миссии организации

Социально-психологические предпосылки конфликта

Индивидуальные особенности личности как причина конфликта

14.3. Стратегии поведения в конфликте

14.4. Способы разрешения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Для реализации индивидуального подхода к работнику, каждому руководителю важно знать определенные взаимосвязи, а именно: взаимосвязь между профессиональной трудоспособностью стареющих людей, их переживаниями и поведением, а также физической способностью выдержать нагрузку, связанную с определенной деятельностью.

По мере биологического старения наблюдается уменьшение функциональной полноценности органов и таким образом ослабление способности к восстановлению сил к следующему рабочему дню. В связи с этим руководитель должен соблюдать некоторые правила в организации работы пожилых людей (СНОСКА: Руководитель. Коллектив. Личность. / Под ред. К. Ладензака. М., 1974. С. 108-111.):

1. Не допускать внезапных высоких нагрузок пожилых людей. Спешка, чрезмерная ответственность, напряженность в результате жесткого рабочего ритма, отсутствие расслабления способствуют возникновению заболеваний сердца. Не поручать пожилым работникам слишком тяжелой физической и однообразной работы.

2. Проводить регулярно профилактические медицинские осмотры. Это даст возможность предупредить возникновение обусловленных работой профессиональных заболеваний.

3. При переводе сотрудника на другое место в связи с понижением производительности труда придавать особое значение тому, чтобы пожилые работники из-за необдуманных мер или объяснений руководителя не почувствовали себя ущемленными.

4. Использовать пожилых людей преимущественно на тех рабочих местах, где возможен спокойный и равномерный темп работы, где каждый сможет сам распределить рабочий процесс, где не требуется чрезмерно большой статической и динамической нагрузки, где обеспечены хорошие условия труда в соответствии с нормами гигиены труда, где не требуется быстрой реакции. При принятии решения о сменной работе пожилых людей следует обязательно учесть общее состояние здоровья. Особое внимание следует уделять охране труда, учитывая при распределении новых заданий, что пожилой человек уже не так подвижен и, не имея длительного опыта работы на данном предприятии или на рабочем месте, более подвержен опасности, чем его молодой коллега в той же ситуации.

5. Необходимо учесть, что в период старения, хотя и происходит ослабление функциональной способности органов, эффективная трудоспособность не снижается. Некоторая функциональная недостаточность компенсируется за счет жизненного и профессионального опыта, добросовестности и рациональных методов работы. Важное значение приобретает оценка собственной значимости. Удовлетворение своей работой, достигнутая степень профессионального совершенства, а также активное участие в общественной работе укрепляют ощущение своей полезности. Быстрота выполнения трудовых операций снижается интенсивнее, чем точность, поэтому для пожилых людей наиболее приемлема работа, при выполнении которой необходимы преимущественна! опыт и установившиеся навыки мышления.


6. Принимать во внимание прогрессирующее ослабление у пожилых людей способности восприятия и запоминания. Это следует учитывать при изменении условий труда и возникновении необходимости приобретения новых навыков, например для обслуживания новых современных установок.

7. Учитывать, что в возрасте после 60 лет затруднительна адаптация к новым условиям работы и к новому коллективу, поэтому переход на другую работу может привести к большим осложнениям. Если этого нельзя избежать, то при поручении новой работы следует обязательно принимать во внимание имеющийся опыт и определенные навыки пожилого сотрудника. Не рекомендуются работы, для выполнения которых необходимы значительная подвижность и повышенное напряжение нескольких органов чувств (например, при управлении и контроле автоматических производственных процессов). Восприятие, а, следовательно, и реакции также изменяются качественно и количественно. Следует своевременно подготавливать сотрудников к изменениям на производстве, и в первую очередь пожилых людей; требовать от лиц, ответственных за повышение квалификации, особого подхода к пожилым сотрудникам. Нужно стремиться к тому, чтобы их профессиональные навыки и умения не оставались на прежнем уровне. Такая опасность возможна преимущественно там, где работники занимаются решением практических задач и у них остается мало времени и сил для дальнейшего повышения квалификации или отсутствует стимул для этого. Руководителю важно знать, что трудоспособность человека сохраняется тем дольше, чем выше его квалификация и чем больше внимания он уделяет ее повышению.

Чтобы заинтересовать пожилого сотрудника новой работой, необходимо установить связь между новой и старой работой, опираясь на взгляды, сравнения и богатый опыт из производственной и общественно-политической жизни пожилых людей и давая понять пожилому сотруднику, что руководитель высоко ценит его чувство долга и профессиональные качества. Это укрепит его уверенность в себе.

С ослаблением физических и психических возможностей у пожилых людей возможно появление склонности к замкнутости и обособленности. Руководитель должен принять меры против такой изоляции. Следует подчеркнуть, что богатый жизненный и производственный опыт пожилого сотрудника оказывает положительное влияние на молодежь.

8. Как следует относиться руководителю к проявляющимся слабостям пожилых людей? Не следует придавать чрезмерное значение обусловленным возрастом изменениям. Это естественный процесс. Однако нужно учитывать, что возможны явления возрастной депрессии, которые могут выражаться также в быстрой смене настроения. Нужно поддерживать пожилого человека, чаще его хвалить.

9. Следует тщательно следить за социально-психологическим климатом в коллективе, где трудятся разновозрастные сотрудники. Необходимо отмечать как тех, так и других за выполнение поставленной перед ними задачи, чтобы никакая возрастная группа не чувствовала себя ущемленной. Важно отмечать перед коллективом успехи пожилого работника в труде и в связи с торжественными датами.


10. Необходимо заранее планировать замену пожилых сотрудников и готовить их к этому. Не допускать возникновения напряженных отношений между предшественником и преемником.

11. Если сотрудник достиг пенсионного возраста, но еще хочет работать, то по его просьбе желательно дать ему возможность быть занятым на предприятии неполный рабочий день, так как труд способствует хорошему самочувствию и снижает отрицательные последствия процесса старения.

12. Необходимо помочь уходящему на пенсию работнику определить новый вид деятельности. Можно порекомендовать ему заняться общественной работой или стать членом клуба ветеранов производства и т. п. Нужно поддерживать связь с пенсионерами (приглашать на культурные мероприятия, производственные празднества, информировать о событиях, происходящих на предприятии, доставлять многотиражку и т. д.).

Политика руководителя в отношении к пожилым сотрудникам придает всему персоналу уверенность в будущем. Если более молодые и агрессивные сотрудники стремятся занять более высокое положение в организации, чему препятствует присутствие более старшего товарища, и стремятся вытеснить конкурента, то более старшее поколение уже задумывается о перспективах своего пребывания в данной организации. И если у них есть четкое видение того, что перспектива более благоприятна, они будут работать с более полной отдачей. Снизится уровень конфликтности, повысится производительность труда, улучшится социально-психологический климат в коллективе.

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Решение проявляется в планировании (процессе поиска и принятия решений, а также определении целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), управлении мотивацией, контроле и пр.

Принятие решения — это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и вы6op средств для реализации данной цели.

К сожалению, зачастую данный процесс протекает стихийно, под влиянием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей. Именно поэтому его реализация протекает столь трудно. Профессор Л. Зайверт, руководитель немецкого Института рационального использования времени, замечает, что многие менеджеры предпочитают:

правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;

решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;

сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;


исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;

снижать издержки вместо того, чтобы повышать прибыль.

Все это — последствия неправильно принятых решений.

Почему же становится возможным неправильное принятие решений? И — как снизить вероятность подобного просчета в управлении? Для того чтобы понять это, нужно обратиться к психологическим особенностям человека, благодаря которым и осуществляется данное действие.

В принятии решений интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. И не одного человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер как способность противостоять людям и обстоятельствам, способность поддерживать реализацию намеченной цели в сложных, изменяющихся условиях. Данный процесс осложняется тем, что в краткий промежуток времени руководителю приходится принимать множество разнонаправленных решений.

Решения принято классифицировать по разным основаниям:

по широте охвата (общие и частные);

по срокам действия и степени воздействия на будущее решение (оперативные, тактические и стратегические);

по функциональному признаку (решения, направленные на совершенствование планирования, организации, мотивации, контроля);

по содержанию (политические, технические, технологические);

по степени новизны (рутинные, стандартные, творческие, уникальные);

по уровню определенности проблем, которые эти решения призваны разрешить (решения, принимаемые в условиях определенности, в условиях риска, т. е. вероятностной определенности, и в условиях неопределенности);

по обращенности к интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере личности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные).

В решениях реализуются интуитивный, прагматический и рациональный подходы.

Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех «за» и «против». Высока доля интуитивного подхода при принятии нового сотрудника на работу: здесь важны не только подготовка, опыт и соответствие требованиям, но и эмоциональная оценка — «нравится или не нравится» — претендента.

Прагматически ориентированное решение, основанное на знаниях и опыте, — это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Прежде всего, такой подход характерен для технологических решений.

Рациональное решение не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически. Такой подход должен быть определяющим в стратегических решениях.

В реальности, в процессе принятия, задействованы все три подхода, один из которых является преобладающим. Причем, в разных ситуациях руководитель действует но-разному. Далеко не всегда имеется полная информация, чтобы провести соответствующий анализ необходимых исходных данных. Мало того, не всегда имеется время, чтобы такой анализ провести. Тогда в ход пускается интуиция, чутье подсказывает правильный ход событий, даже если для этого нет рационального объяснения. Человек чувствует, что «что-то не так», — и не заключает сделку с потенциальным партнером, в чем впоследствии не раскаивается. Причина срыва сделки, казалось бы, пустяковая по сравнению с предлагаемыми выгодами: ощущение неловкости в разговоре, которое свидетельствует о неосознанном восприятии рассогласования в поведении партнера, о том, что, скорее всего, партнер нечестен. В отличие от рассмотренного выше, процесс принятия технологических решений основан, прежде всего, на знаниях и опыте, хотя и здесь есть место для интуитивных озарений. Стратегический выбор требует рационального подхода, который, тем не менее, опирается на мотивацию человека, принимающего данное решение, и его здравый смысл.


В социалистический период развития страны самостоятельные решения приветствовались только в частностях. Переход к хозяйствованию в условиях рынка предполагает переосмысление личных стереотипов, принципов, подходов к принятию решений. Работа по принятию решений включает, по меньшей мере, три основных составляющих:

личностной (соотнесение целей принимающего решение руководителя с целями организации, а также с учетом интересов конкретных групп);

процедурной (определение текущего состояния конкретной проблемы, определение степени последующих изменений, а также разработка мероприятий по преодолению разрыва между ними);

технологической (определение результата и его показателей, прогнозирование последствий риска, поиск ресурсов и т. п.).

При принятии стратегических решений необходимо учитывать также интегративную составляющую, выражающуюся в формулировке миссии проекта для общественности.

Руководитель также может привлекать для поиска оптимального решения коллектив, который либо в рамках открытой дискуссии, либо в процедуре «мозгового штурма» обеспечивает всестороннюю и глубокую проработку предлагаемых вариантов решения. В таком случае эффективность взаимодействия различных звеньев организации значительно возрастает, улучшается социально-психологический климат, усиливается удовлетворенность трудом как следствие самореализации личности в его процессе, а также распределяется ответственность за принятое решение. Многие психологи, в частности, К. Левин, считают процесс группового принятия решений наиболее эффективным.

Решения требует любая проблемная ситуация, которая отражает противоречие между нежелательным настоящим и желательным будущим. Например, высокий уровень конфликтности в рабочей группе, возникший в результате столкновения между лидерами группировок (что характерно, в значительной степени, для женских коллективов), снижает производительность труда примерно на 20 %. Руководителю предстоит определиться: кто виноват и что делать? Каждый из лидеров по-своему прав, и уволить одного из них без риска развалить группу практически невозможно. Оба лидера — знающие специалисты, мнение которых разделяют их последователи. Важно выявить скрытый объект конфликта (а он всегда есть) и ликвидировать его, пока деловой конфликт не перешел в эмоциональный.

К настоящему времени накоплено достаточно большое число методов выработки управленческих решений. Известен ряд классификаций методов, преложенных 3. Янчан, М. Естроном, Г. Добровым, В. Глюминским и другими, в основу которых положены разные признаки. Так, В. Лисичкин выделил три класса методов:

1. Общенаучные (методы логического и эвристического характера — наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция и дедукция, экспертные оценки, коллективная генерация идей);