Файл: Cherednichenko_I_P__Telnyh_N_V_-Psihologia_up.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2020

Просмотров: 7274

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

2.2. Психологические теории управления

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

4.2. Характер

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

5.2. Восприятие

5.3. Память

5.4. Мышление

5.5.Воображение

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

14.3. Стратегии поведения в конфликте

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Введение

Глава 1. Предмет и методы психологии управления

1.1. Управление как наука и искусство

1.2. Предмет психологии управления

1.3. Основные методы психологии управления

1.4. Психологические законы управления

Глава 2. Психологические теории управления

2.1. Теории и практика менеджмента

Европа

США

Школа «научного управления».

Школа «человеческих отношений».

Япония

Россия

2.2. Психологические теории управления

Теория психоанализа

Теория научения

Теория стилей управления

Управленческая теория Р. Блейко и Д. Мутона

Теория рационального управления

Теория соучаствующего управления

Вероятностная модель управленческой эффективности

Теория ситуационного лидерства

Глава 3. Личность и ее потенциал в системе управления

3.1. Понятие личности в психологии

3.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности

3.3. Типология личности в трудовой деятельности

1. Теоретический человек

2. Экономический человек

3. Эстетический человек

4. Социальный человек

5. Политический человек

6. Религиозный человек

3.4. Способности в структуре личности

Глава 4. Темперамент и характер в трудовой деятельности

4.1. Темперамент в системе управления

Сангвиник.

Холерик.

Меланхолик.

Флегматик.

4.2. Характер

Оценка характера.

Акцентуации характера.

Глава 5. Познавательные процессы и внимание в трудовой деятельности

5.1. Ощущение

Классификация ощущений.

Свойства ощущений.

5.2. Восприятие

5.3. Память

Виды памяти.

Процессы памяти.

5.4. Мышление

Проблемность мышления.

5.5.Воображение

Воображение и органические процессы.

5.6. Внимание

Глава 6 Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

6.2. Стресс в процессе управления

6.3. Воля в процессе управления

Глава 7. Мотивация труда

7.1. Мотивация как система побуждений человека к деятельности

7.2. Теории мотивации, их характеристика

Теория А. Маслоу

Теория К. Алдерфера

Теория Ф. Герцберга

7.3. Виды, типы и уровни

Глава 8. Психофизиологические основы управление

8.1. Функциональные состояния человека

8.2. Требования к поддержанию работоспособности

Релаксация

8.3. Специфика трудов экстремальных ситуациях

Монотонность.

Изменение восприятия пространственной структуры

Ограничение информации

Одиночество

Групповая изоляция

Угроза для жизни

Психическая адаптация к экстремальным ситуациям

Этапность адаптации

8.4. Возрастные изменения работоспособности

Глава 9. Психология принятия решений

9.1. Принятие решений как важнейшая составляющая управленческой деятельности

9.2. Влияние подсознания на принятие решения

9.3. Влияние людей друг на друга в процессе принятия решений

Механизмы специфических и неспецифических защит от манипуляции

Глава 10. Руководство и лидерство

10.1. Влияние и власть в организациях

10.2. Специфика феномена лидерства

Личность лидера

Личностные черты лидера.

Представления лидера о себе самом.

Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера

Стиль принятия решений в управленческой деятельности

Характеристики последователей

10.3. Лидерство и руководство

10.4. Стили лидерства и руководства

Глава 11. Психология управления трудовым коллективом

11.1. Трудовой коллектив и его структура

11.2. Отношения в системе «руководитель — подчиненный»

11.3. Трудности е управлении трудовым коллективом и их преодоление

11.4. Развитие трудового коллектива

1. Мероприятия по профессиональной и социальной адаптации новичков

2. Мероприятия по стимулированию самореализации личности

3. Мероприятия по усилению сплоченности трудового коллектива

Глава 12. Управление и социально-психологический климат в коллективе

12.1. Понятие социально-психологического климата

12.2. Диагностика социально-психологического климата коллектива

12.3. Факторы, влияющие на морально-психологический климат

12.4. Пути регуляции социально-психологического климата

Глава 13. Межличностное общение в управлении

13.1. Общение и управление

13.2. Восприятие человека человеком

Восприятие физического облика человека

Восприятие функциональных признаков человека

Мимика.

Жесты.

Физический контакт.

13.3. Управленческое общение как коммуникации

Глава 14. Психологические основы управления конфликтными ситуациями

14.1. Понятие конфликта

14.2. Причины возникновения конфликта

Рассогласование трудового процесса как причина конфликта

Различия в представлениях о перспективе и миссии организации

Социально-психологические предпосылки конфликта

Индивидуальные особенности личности как причина конфликта

14.3. Стратегии поведения в конфликте

14.4. Способы разрешения конфликта

Словарь основных психологических понятий

Литература

Ошибка отношения к воспринимающему. Люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласия с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали.

Данные ошибки очень живучи, потому что задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Однако стереотипизация вызывает оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем, когда результаты первого впечатления некоторое время продолжают действовать.

Общение как взаимное восприятие было описано еще в конце XIX века Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что реально в этой ситуации наличествует не два, а восемь субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри: четыре позиции Джона и четыре позиции Генри:

1. Джон, каков он есть сам по себе.

2. Джон, каким он сам себя видит.

3. Джон, каким его видит Генри.

4. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Соответственно, у Генри тоже четыре позиции.

Таким образом, в восприятии физического облика человека важна не внешность сама по себе, а ее знаковость в отношении к воспринимающему объекту и системе его потребностей.

Восприятие функциональных признаков человека

Если восприятие физического облика человека имеет, прежде всего, отношение к его личности, то восприятие функциональных признаков, скорее, происходит в системе определения его намерений. К функциональным признакам относят голос, направление взгляда, мимику, пантомимику, проксемику.

Голос является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голосу каждого человека присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность. Эти свойства, а также высота и тембр, делают голос каждого человека индивидуально своеобразным и влияют на то впечатление, которое складывается о владельце голоса у воспринимающего его индивида.

Восприятие голоса дает человеку знание не только о состоянии владельца, но и о его возрасте, причем возраст по голосу может быть назван с точностью до десяти лет. Устанавливается, экстравертированный или интровертированныи тип личности характерен для его владельца.


В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет и его речь. Как известно, и устной, и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей. К ним относятся характерная для данного человека скорость речи, длина фраз, типичные для него конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом объекте.

Особенно важно человеку следить за своим голосом, когда он говорит по телефону. Здесь отсутствуют невербальные средства общения, поэтому люди манипулируют как содержанием информации, так и называемыми паралингвистическими составляющими речи: паузами, вздохами, междометиями и др. Паузу, как правило, нарушает тот человек, который соглашается с доводами собеседника.

В отличие от бесед по телефону, личные контакты более информативны: в них можно выявить не только информацию, но и сделать вывод о состоянии партнера по общению. То, как человек сидит, как двигается, как смотрит, может очень многое сказать о его характере, отношении к разговору, переживаниях и т. д.

Замечено, что люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях — вверх, вниз, в сторону, в зависимости от того, какой тип модальности (зрительный, слуховой и пр.) у них активизирован. Такие движения глаз называют «глазными сигналами доступа». Представление о том, что честный человек отвечает на вопросы, не отводя взгляда от спрашивающего, не более чем заблуждение. Если вопрос обдумывают, то сосредоточиваются на нем, а не на человеке, его задавшем. Взгляд обязательно отводится, причем, для каждого человека индивидуально в определенную сторону в зависимости от того, к какой модальности и к какому времени этот вопрос относится. Однако здесь существуют и типичные способы реагирования, которые чаще всего соотносят с активизацией того или иного органа или их системы.

У большинства людей направление взгляда связано с определенными типами обработки информации. Для небольшого процента людей характерно обратное: они перемещают глаза в соответствии с зеркальным отражением такой схемы (именно поэтому так важно понаблюдать за человеком, прежде чем делать вывод о его размышлениях).

1. Направление взгляда направо и вверх — зрительное воспоминание. Это значит, что человек мысленно представляет образы предметов и ситуаций, которые он уже когда-либо видел и сохранил в своей памяти. Предполагают, что при таком представлении активизируется правое полушарие больших полушарий головного мозга, отвечающее за образную память. Человек как бы адресует вопрос к данным мозговым структурам. Стандартный вопрос, вызывающий такой тип обработки информации:


«Какого цвета глаза у вашей матери?» Иногда сосредоточивают внимание на том глазе, который лучше видит. В последнем случае возможно направление и налево вверх, если левый глаз видит лучше правого.

2. Направление взгляда вверх — зрительная конструкция. Человек мысленно представляет образы тех вещей и явлений, которые никогда раньше не видел, или представляет их не такими, какими видел. Вопрос, вызывающий такой тип обработки информации: «Как будет выглядеть оранжевый гиппопотам в малиновых пятнах?» В разговоре человек с преобладающей зрительной модальностью чаще всего употребляет такие выражения и слова: «Видишь, я был прав», «Посмотрим, что ты на это скажешь» и т. д. Данное направление взгляда связывают с активизацией теменной части больших полушарий головного мозга, которая отвечает за интеллект (СНОСКА: См.: А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. М., 1982.).

3. Направление взгляда налево в сторону — слуховое воспоминание. Человек мысленно воспроизводит звуки, уже слышанные им раньше. Вопросы, вызывающие такой тип обработки информации: «Что я только что сказал?», «Как звенит ваш будильник?» и т. д. Иногда взгляд направлен в противоположную сторону, когда человек мысленно обращается к тому уху, которое лучше слышит. Обычно при заинтересованном слушании именно это ухо при наклоне головы оказывается выше другого.

4. Направление взгляда налево в сторону — слуховая конструкция. Человек старается мысленно услышать звуки, которые ему до этого не приходилось слышать. Вопрос, который может вызвать такой тип обработки информации: «Как бы прозвучало ваше имя, если произнести его наоборот?» и т. д. Это направление взгляда связывают с тем, что человек обращается к центру переработки речевой информации, который в основном сосредоточен в левой височной доле больших полушарий головного мозга.

5. Направление взгляда налево вниз — слуховое замкнутое представление. Это разговор с собой, внутренний диалог. Вопрос, который может вызвать такой тип обработки информации: «Скажите себе что-нибудь такое, что вы обычно говорите наедине с собой» и т. д. Ключевыми словами, часто употребляемыми в разговоре человеком с преобладающей слуховой модальностью могут быть следующие: «Послушайте, неужели это так трудно?» и т. д.

6. Направление взгляда направо вниз — кинестетическое представление. Это мысленное воспроизведение эмоций, чувств прикосновения, движения мышц, прыжка, падения, полета и т. д. Вопросы, вызывающие такой тип обработки информации: «Как вы себя чувствуете, когда испытываете радость?», «Что вы чувствуете, когда бежите?», «Какое ощущение вы испытываете, когда прикасаетесь к сосновой шишке?» Люди с развитой кинестетической модальностью часто в разговоре употребляют выражения типа «Ты чувствуешь, как она поет?» и т. д. В зависимости от преобладания правой или левой руки направления могут меняться.


7. Направление взгляда вниз — «потупленный взгляд» — кинестетическое воспоминание. Человек неосознанно обращается к своему телу, вспоминая, где оно было и чем занималось. На вопрос: «Что ты там делал?» — человек припоминает о действиях в прошлом.

Наблюдая за направлением взгляда человека, можно понять, думает ли он о прошлом, будущем или настоящем. И даже распознать, когда он лжет. Например, на вопрос: «Были ли вы вчера у К. в 7 часов вечера?» — человек отвечает: «Нет», но при этом смотрит направо вверх, то есть, согласно описанной схеме, вспоминает реально происходившую ситуацию. Если бы его там не было, то взгляд был бы направлен вверх (если он визуалист), направо вниз (если он кинестетик), налево вверх (если он аудиа-лист). Следовательно, он лжет.

В. А. Лабунская приводит следующие мимические особенности взгляда человека, которые свидетельствуют о состоянии человека.

Вытаращенные глаза, которые раскрыты сверх нормы. Глаз представляет собой, подобно носу, рту и ушам, орган чувств. Широта его раскрытия говорит таким образом о том, что хотят воспринять больше, чем обычно, информации. Нередко наряду с вытаращенными глазами отмечается и раскрытый рот. Эта поза выдает стремление ничего не упустить, когда все органы чувств приведены в оптимальную готовность к восприятию.

Полностью раскрытые глаза говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью и готовностью к духовному, интеллектуальному восприятию, а также об общем интересе. Полностью раскрытые глаза также свидетельствуют об интеллектуальной продуктивности (глаз «воспринимает» творческие идеи), о представлениях, являющихся результатом воображения (например, у мечтательных детей), о невинности (многие мошенники используют до предела раскрытые глаза, чтобы вызвать доверие к себе).

Открытые глаза свидетельствуют об оптимистичном восприятии. Открытые глаза говорят о состоянии нормального интереса вплоть до оптимистической заинтересованности внешним миром.

Потупленные глаза. Если верхнее веко почти без напряжения прикрыто и закрывает верхнюю часть глаза, то в таком случае говорят о том, что взгляд потуплен. В качестве мимической формы потупленные глаза свидетельствуют о равнодушии, апатии, вялости, эмоциональной ослабленности, а иногда наоборот, об отчаянии или надменности. Человек с большим самомнением как бы говорит таким положением век, что для него не представляет никакого интереса смотреть на мир нормально раскрытыми глазами. Именно при данном выражении глаз важно учитывать и прочие сигналы поз. Если одновременно опущены уголки губ, то можно предположить высокомерное или пренебрежительное поведение.

Приоткрытые глаза. Это происходит, когда глазная щель заужена. На шкале выражений это позиция между потупленными и прищуренными глазами. Иногда прищуренные глаза означают концентрацию умственных процессов, например осмысление какой-либо идеи. Если это выражение глаз сочетается с их поворотом в сторону, то тогда оно выражает состояние нетерпеливого ожидания и лукавства.


Прищуренные глаза. Такое положение глаз выражает подчеркнуто вынужденную меру защиты и вызывается в большинстве случаев воздействием болезненных или обременительных раздражений, например ярким светом, едким дымом или при попадании в глаза инородного тела или вещества (например, мыльной пены). Кроме того, прищуренные глаза служат выражением общего дискомфорта, например физической боли, неприятных мыслей, следствия какого-то неприятного чувства. Иногда прищуренный взгляд служит для недоверчивого контроля, говорит о навязчивости и выражает агрессивность. Подоплека его может крыться в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Собственный взгляд при этом прямолинейно испытующ, а приоткрытое веко затрудняет партнеру получить желаемую информацию. Прибегая к такому взгляду, хотят выяснить намерения других и в то же время скрыть свои. Такой взгляд производит неприятное, колючее, холодное впечатление.

Прищуривание одного глаза. Используют в основном для тайного изъяснения с кем-либо. Когда прищуривание происходит с меньшим напряжением, это воспринимается как кокетство, в особенности если при этом голова склоняется набок и на губах появляется соответствующая улыбка. «Подмигивание», одна из форм прищуривания одного глаза, служит для установления тайного взаимопонимания.

Глаза, закрытые без напряжения. Во время сна или при желании не воспринимать больше никаких впечатлений глаза закрываются без особого напряжения. Тем самым выражается самоизоляция от внешних впечатлений и уход в себя. Тот, кто закрыл глаза, не хочет, чтобы его беспокоили. Причиной этого могут быть: раздумья и желание получить наслаждение (например, на концерте). Непринужденное закрывание глаз может быть использовано для подачи сигнала. Закрытые глаза выражают, что в дальнейшей ориентации нет необходимости, что все понятно.

Движение веками. Выразительная шкала движений век весьма обширна. У мужчин имеется в распоряжении более многочисленный набор сигналов, передаваемых с помощью глаз, чем у женщин. Это объясняется тем, что глаза являются ярко выраженным средством привлечения внимания, а роль чего-то активно добивающегося человека больше все же подходит мужчине, чем женщине.

Мигание — это подчеркнуто вынужденная реакция на воспрепятствование, что может быть обусловлено физически каким-либо инородным телом, но также и негативной причастностью к чему-либо, неуверенностью, смущенностью, нечистой совестью и нервозностью и т. д.

Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое расстояние говорит о том, что перед вами задумчивый человек, погруженный в мир собственных представлений, который лишь смутно воспринимает то, что происходит вокруг него (такой взгляд наблюдается и у людей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения). При случайных встречах с другими людьми он словно не замечает их. Преднамеренно этот взгляд используют в тех случаях, когда кому-то хотят продемонстрировать, что он для вас пустое место.