ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 2030
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ
И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕИНЖИНИРИНГА
1.2. Основные понятия и определения реинжиниринга бизнес-процессов
Различия между усовершенствованием и реинжинирингом бизнеса
1.3. Условия успешного реинжиниринга за рубежом и в России
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Рис. 4.2. Система целей предприятий-учредителей ЗАО «Строительный концерн – Алтайпромстрой»
То, чего удалось достичь IBM Credit,– 90-процентного сокращения времени прохождения сделки и роста производительности в 100 раз – полностью соответствует данному определению реинжиниринга.
В 90-е годы компании Германии оказались перед необходимостью проведения широкомасштабной модернизации и реинжиниринга, аналогичных тем, которые с середины 80-х годов осуществляют крупнейшие компании США.
Крупнейшие компании Германии, такие как «Сименс», «Маннесман», «Феба», «Хёст», «Пройссаг», «Фольксваген», «БМВ», «РВЕ» и другие осуществляли перестройку своей деятельности по следующим направлениям[40]:
-
повышение глобальной конкурентоспособности, концентрация бизнеса в перспективных отраслях, где компания, ее продукты и услуги имеют шанс быть в числе лидеров;
-
обеспечение производства и сбыта путем организации сети производственных подразделений на важнейших мировых рынках;
-
переход к плоским организационным структурам;
-
изменение подходов к мотивации высшего менеджмента;
-
ускорение инновационного процесса и увеличение расходов на НИОКР.
Во многих странах Европы (особенно в Великобритании и Швеции) к реинжинирингу обратились 60-70% крупных компаний, а также ряд некоммерческих организаций [40, с. 94-97].
Наибольший интерес РБП вызвал в Бразилии, Корее, странах Латинской Америки и Восточной Азии [72, с. 39].
К масштабной реформации реинжинирингового типа уже приступили некоторые крупные российские коммерческие структуры (Коммерсантъ-Daily, 1995, 6 июня) и есть основания ожидать, что их примеру последуют другие отечественные финансовые, производственные, торговые и иные компании, для большинства которых проблема постановки регулярного внутреннего менеджмента, отвечающего современным требованиям, сегодня весьма остра. Показательно использование авторами пионерской серии статей в журнале «Эксперт» [46, с. 33-41] о российском менеджменте идей и терминологии концепции реинжиниринга.
Увы, практика проведения радикальных преобразований в России не внушает оптимизма, более половины проектов заканчивается провалом. Последствия неудачных попыток реинжиниринга – впустую потраченные деньги и время, упущенные возможности и разрушенная структура организации.
Основными причинами непоправимых сбоев при проведении радикальных изменений – плохая предварительная проработка проекта:
-
В качестве объектов преобразований выбираются те бизнес-процессы, которые в принципе не могут дать ощутимого экономического эффекта после их реинжиниринга.
-
Назначается такой «хозяин процесса», который не в состоянии последовательно и жестко выдерживать план-график работ.
-
Рабочая команда недостаточно мотивирована конечным результатом работы.
-
Не согласованы реальные требования клиентов и возможности поставщиков процесса.
-
Ошибочно спроектирована технология нового бизнес процесса.
-
Выделены недостаточные ресурсы для проведения изменений или, что еще хуже, бюджет урезан на полпути.
-
Нововведения просто непонятны рядовым сотрудникам.
-
Эффект реинжиниринга неправильно измеряется или недостаточно ярко презентуется руководству и персоналу компании.
-
Компания оказывается не в состоянии самостоятельно разработать необходимые методики и инструментальные средства на должном уровне.
Чаще всего, компании, затеявшие у себя революцию, привлекают для поддержки изменений консалтинговые компании, которые уже имеют опыт проведения подобных проектов и могут реально помочь избежать грубых ошибок.
Типичные функции, которые отводятся консультантам:
-
методическая поддержка;
-
координация работ с использованием предыдущего опыта;
-
организация и проведение семинаров с высшим руководством;
-
тренинг и становление команд, способных самостоятельно решать проблемы;
-
объективная оценка ситуации;
-
«третья сторона» в контактах, как с внешними клиентами, так и внутри компании.
Многие компании имеют прекрасные замыслы преобразований, но побеждают те из них, кто умеет воплощать идеи на практике и не боится трудностей. Организация, руководители которой действительно понимают и принимают процессный подход, имеет очень высокую вероятность успеха.
Применительно к специфике российской экономики рекомендуется начинать с пробного проекта в той сфере деятельности, в которой он может принести должный успех. Руководство фирмы сможет оценить при этом возможные результаты применения методологии на других сферах деятельности организации. Реализация проектов реорганизации процесса бизнеса приводит к существенным изменениям в его методах в организации. Поэтому первостепенное значение приобретает управление процессом изменений. Здесь недопустимы излишняя поспешность, недостаточное финансирование или неспособность учесть внутреннее сопротивление переменам.
Основными составляющими процесса управления изменениями являются оценка готовности к ним организации и разработки плана их внедрения. Должны быть четко определены роли сотрудников, участвующих в процессе изменений. Инициаторы преобразований обязаны иметь полномочия для принятия решений об изменениях и претворять их в жизнь. Весьма важна и роль людей, которые не имеют формальной власти в организации, но могут использовать свое влияние в коллективе для инициирования процесса изменений. Консультанты предлагают для России следующую методику использования потенциала реинжиниринга:
-
Определение направления развития бизнеса. На этом отрезке организация уточняет цели и принципы своей деятельности, решает ряд важных вопросов, например, определение ключевых рынков, групп покупателей и их основные потребности. При этом можно ориентироваться на результаты работы конкурентов или опыт других компаний.
-
Определение масштаба и конечных целей проекта для чего используются средства анализа и моделирования, например, диаграммы потоков данных и методики сравнения текущих результатов деятельности с планируемыми на период завершения проекта.
-
Планирование процесса, осуществляемое специалистами, которые работают над проектированием отдельных процессов. При этом ставятся такие цели, как сокращение длительности производственного цикла, оптимизация функций контроля и т.д. Определяется система оценки процесса и контроля за его эффективностью.
-
Определение структуры организации и кадровой политики. Необходимо конкретизировать инфраструктуру для обеспечения эффективного функционирования новых процессов. Нужно проанализировать и определить организационные и кадровые последствия предлагаемого решения. Важно установить, какие принципы корпоративной культуры следует заложить в основу новой организационной модели. Это поможет определить различные структурные единицы, рабочие взаимоотношения, распределение полномочий, позволит спрогнозировать количество и виды должностей, необходимый уровень квалификации сотрудников и потребность в их обучении. Полезно также создать модель кадрового планирования.
-
Технологическая поддержка, когда формулируются требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам новых технологий и оценивается их воздействие на работу организации. На основании этого производится выбор технологий, эффективных для данной организации.
-
Определение физической инфраструктуры, когда выявляются характеристики помещения, оборудования (состав, расположение, назначение, функциональные особенности и др.), согласуются планы и проекты помещений и необходимых систем жизнеобеспечения (энергетическая система, системы водоснабжения, вентиляции и т.д.).
-
Осуществление внутренней политики предприятия и оценка влияния действующего законодательства. Определяются сферы, где для реализации выбранных решений необходимы изменения во внутренней политике. Как правило, необходимость в таких изменениях выявляется на более ранних этапах проекта и нужно как можно раньше решить, возможно ли изменение политики или же следует строить новые процессы на основе уже существующих.
-
Мобилизация ресурсов для осуществления проекта, когда обеспечивается планирование новых процессов для получения максимально быстрой и эффективной отдачи. Составляется окончательный бюджет затрат (в том числе капитальных и затрат на реализацию), оцениваются преимущества и риски, связанные с каждым бизнес-решением. Внедряется стратегия управления процессом изменений для обеспечения успешной реализации проекта. План работы призван фиксировать цели, сроки, проблемы, ресурсы и ответственных по каждому направлению. Необходимо использовать автоматизированные средства планирования для оптимизации плана работ и контроля за ходом их выполнения.
-
Внедрение. В процессе реинжиниринга появляется возможность достижения быстрого успеха при минимальном привлечении ресурсов. Важно ее ускоренными темпами реализовать. Для проверки действенности выработанных подходов и рекомендаций к разработке новых бизнес-процессов, как уже убедила практика, обычно требуется осуществление пробных (пилотных) проектов, призванных продемонстрировать их жизнеспособность и эффективность. Тем не менее, основу внедрения составляют действия, описанные в плане внедрения.
Осуществление подобных проектов требует немалых усилий. Необходимо создать команду специалистов, в которую должны входить: один из руководителей организации, группы по проектированию каждого процесса, подвергающегося реинжинирингу, группы внедрения, которые могут пересекаться с группами проектирования, а также наблюдательный комитет, необходимый для координации проекта и состоящий из авторитетных представителей организации и внешних консультантов.
В российских условиях стратегическая задача предприятия – посредством осуществления комплексной программы реинжиниринга, включающей качественное совершенствование основных бизнес-процессов с одновременным внедрением новых информационных технологий, добиться модернизации и существенного повышения эффективности бизнеса.
В современной России законотворческая активность настолько велика, что за месяц принимается до 1000 документов, которые суммарно вносят еще несколько тысяч изменений. Чтобы не оказаться в плену устаревшей информации, не совершить дорогостоящих ошибок, каждое предприятие обязано иметь надежный инструмент для решения правовых вопросов. Эти вопросы возникают каждый раз, когда предстоит заключить очередной договор с партнером или разработать новый вид услуг. В больших организациях эти процессы обязательно контролируются специальными подразделениями – юридическими службами. В ходе подготовки контрактов часто участвуют специалисты и других подразделений, которые также должны быть в курсе последних изменений законодательства. Рациональным решением этой задачи с точки зрения реорганизации данного бизнес-процесса представляется использование централизованной правовой информационной службы, к которой имеют доступ все заинтересованные структурные подразделения. Таким инструментом для многих тысяч специалистов в России и за рубежом стала справочная правовая система Консультант, которая активно используется в ряде российских банков.
Эффективное включение российских компаний в мировую управленческую революцию, суть которой изложена в данной монографии, потребует от руководителей осознание того, что реинжиниринг – это не единовременный проект. Реинжиниринг должен стать их «стилем жизни». Нынешнее поколение отечественных менеджеров вынуждено, к сожалению, учиться подобным вещам, как правило, на собственном опыте, подрастающее же поколение «капитанов российского бизнеса» имеет шанс быть воспитанными в традициях нового управленческого мировоззрения, подчеркивающего приоритетную роль организационных резервов эффективности.
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Понятие и сущность бизнес-процессов
Хотя люди, вовлеченные в процесс производства, мыслили в терминах производственных процессов в течении многих десятилетий, теория бизнес-процессов впервые появилась меньше двадцати лет назад.
Выделение бизнес-процессов, их анализ и последующее совершенствование – колоссальный резерв для повышения конкурентоспособности компании и эффективности ее работы. Среди основных преимуществ такого подхода можно выделить простоту проведения оптимизации как самих процессов, с точки зрения их организации, синхронизации, взаимосогласованности, так и ресурсов, потребляемых процессами, особенно это касается человеческих ресурсов. Кроме того, становится очевидность управления, нацеленного на конечный результат, который оценивается потребителем – клиентом процесса.
Идея структуризации процессов получила интенсивное развитие за последние несколько десятков лет. Повсеместно массовое использование описания процессов инициировало создание международных стандартов по их описанию.
В частности, описание процессов можно найти в стандартах качества ISO – 9000, принимаемых более чем в ста странах мира, в том числе и в России.
Существует множество определений или интерпретаций базовой категории РБП – понятие «бизнес-процессов»» (БП).
М. Робсон и Ф. Уллах дают следующее определение: «Бизнес-процесс – это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших процессов, вероятно, от одного отдела к другому. Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченный конец» [87, с. 27].
Далее авторы отмечают, что процессы – это потоки работы, и у них есть свои границы, другими словами, начало и конец. Для любого отдельно взятого процесса эти границы установлены различными типами входов и выходов (рис. 2.1) [87, с. 28-29].
Внутренний
Внешний
Рис. 2.1. Входы и выходы процесса.
М. Хаммер и Д. Чампи дают следующее определение: «Мы определяем бизнес-процесс как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя» [106, с. 65].
На схеме 2.1. представлена слегка упрощенная схема укрупненных процессов, отражающая полупроводниковый бизнес компании «Тексас Инструментс» (ТИ) [106, с. 174-175].
Схема 2.1.
Схема процессов полупроводникового бизнеса компании
«ТЕКСАС ИНСТРУМЕНТС»
К числу основных процессов в отделении полупроводников компании «ТИ» относятся следующие: выработка стратегии, разработка продукта, планирование и поддержка клиентов, развитие производственных возможностей, связи с клиентами и исполнение заказов. Каждый их этих процессов преобразует «входные ресурсы» в «выпуск».
Как отмечает Т. Давенпорт: «Процесс это специфическая упорядоченная совокупность работ, заданий (activities) во времени и в пространстве, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов» [118, с. 8].
Международные стандарты семейства ISO 9000 основываются на понимании того, что процесс представляет собой набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, который трансформирует то, что на входе, в результат на выходе (схема 2.2) [57, с.9].
Каждый процесс имеет вход. Выход является результатом процесса. Процесс сам по себе является (или должен быть) преобразующим, добавляющим ценность.
ISO 9001:2000 требует от организаций управления всеми процессами, так как это помогает обеспечить мягкий переход на стыках процессов и помогает отдельным сотрудникам понять как их работа отражается на работе других сотрудников.
Схема 2.2.
Представление процесса в стандарте ISO 9001:2000
А. Шеер отмечает, что бизнес-процесс описывается при помощи подлежащих выполнению функций, с указанием их последовательности. Главная роль здесь отводится не субъектам ответственности, как это было на статичной диаграмме взаимодействия, а динамичной последовательности функций. Функциональные потоки представляют собой последовательности выполнения функций для создания выхода, и таким образом, они могут характеризовать бизнес-процесс (рис. 2.2) [108, с. 9-12].
В работах А. Шеера представлены систематизированные знания по теоретическим основам бизнес-процессов и бизнес-информатики. Дается базовая модель бизнес-процесса, описываются субъекты процесса и все виды потоков, проистекающих в рамках бизнес-процессов.
Эта базовая модель имеет определяющее значение при дальнейшем изложении двух концепций – Архитектуры Интегрированных Информационных Систем (АРИС) и Архитектуры Бизнес-Инжиниринга (АБИ).
Концепция АРИС – это методология информационных систем, концепция АБИ – представляет собой четко сформированную методологию проведения всего цикла работ по реформированию (совершенствованию) бизнеса: от формирования стратегических целей компаний до подробнейшей спецификации проекта информационной системы [108; 109].
Е Ойхман и Э. Попов дают следующее определение: «Бизнес-процесс – это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного или более входов, и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту товар и услугу, т.е. продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, долговечности, сервису и качеству. Термин клиент следует понимать в широком смысле. Это может быть действительно просто клиент, а может быть и другой процесс, протекающий во внешнем окружении компании, например, у партнеров или субподрядчиков» [72, с. 16].
Авторы книги «Семь нот менеджмента» отмечают, что бизнес-процессы характеризуют в деталях порядок исполнения функций компаний. К бизнес-процессам привязывают большое число различных характеристик – сроки, логические переменные, затраты, стоимость, эффективность и др.