Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15570

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ный на многостороннюю перестройку личности, начиная с ее 
основ. Подобная личностная реконструкция более трудоемка, 
требует, как правило, длительного времени и рассматривает­
ся в психотерапии как ее долгосрочный, «стратегический» ва­
риант. 

В то же время отдельные шаги в этом направлении могут пред­

приниматься и самостоятельно, преимущественно осуществлять­
ся за счет внутренних ресурсов. И здесь среди различных методов 
психокоррекции пальма первенства также принадлежит техникам 
телесным - ввиду их доступности для самостоятельного примене­
ния (естественно, после предварительного обучения необходимым 
практическим навыкам). Это и инсайты, достигаемые во время за­
нятий дыхательно-медитативной практикой или телесным само­
анализом (известные методы сенсорного осознавания, система 
Фельденкрайза), и самопрограммирование (метод Александера), 
и телесно-психологическая мобилизация подсознательных резер­
вов (метод Ретри). 

Отдельно необходимо сказать о таком важнейшем для практи­

ки направлении психокоррекции, как психологическая самопомощь. 
В условиях продолжающегося (и ускоряющегося!) роста распрост­
раненности стрессовых расстройств именно данное направление, на 
наш взгляд, представляется наиболее перспективным, наиболее 
массовым, наименее затратным как для пациентов (и соответствен­
но, доступным), так и для специалистов (в плане затрат труда и вре­
мени на отдельно взятого пациента и тем самым потенциальной воз­
можности оказать помощь большему числу людей). 

Данный подход исключительно важен с практической точки 

зрения еще и тем, что, осваивая методы самопомощи, человек пе­
рестает перекладывать ответственность за решение своих проблем 
на чужие плечи (за выздоровление - на врача, за избавление от 
житейских неурядиц - на психолога). Задача же специалиста сво­
дится к тому, чтобы научить пациента брать ответственность на 
себя и дать в его руки технологию, пригодную для самостоятель­

ных занятий. В этом русле работают многие современные методы 
психотерапии, предлагающие самые разные подходы к решению 
обыденных психологических проблем. Несмотря на многообразие 
конкретных технических приемов, смысл всех их сводится к сле­
дующему. 

12 

Введение 


background image

На диагностическом этапе проводится поиск стереотипно по­

вторяющегося эмоционального дискомфорта, проявления которо­
го - на когнитивном, эмоциональном, телесном и поведенческом 
уровне - анализируются и описываются максимально подробно и 
тщательно, во всех деталях. Естественно, этот дискомфорт нераз­
рывно связан с некоторой актуальной для человека психологичес­
кой проблемой (будь то конкретные страхи или неопределенная, 
плавающая тревожность, трудности в общении или дефицит само­

утверждения) либо определенной жизненной ситуацией (например, 
затяжным конфликтом, затрагивающим семейные или деловые от­
ношения). 

Следующий, терапевтический этап состоит в том, чтобы на­

учить человека прослеживать эти проявления и в момент возник­
новения негативных состояний предпринимать активные дей­
ствия, направленные на устранение дискомфорта. Это могут быть 
приемы сознательного самоконтроля на рациональном уровне -
энергичное дискутирование с негативными мыслями (метод раци-
онально-эмотивной поведенческой психотерапии по А. Эллису), 
работа со зрительными образами (например, метод «взмаха» или 
«замены слайда» в НЛП), повтор привычных действий до угаше-
ния их эмоционального сопровождения (в поведенческой психо­
терапии). И в этом отношении телесно-ориентированные техни­
ки, опирающиеся на работу с телесными ощущениями, представ­
ляются наиболее удобными для самостоятельного применения 
пациентом. 

Большую часть описываемых в книге методов в международ­

ном психотерапевтическом сообществе принято относить к телесной 
психотерапии. Именно так именуют их специалисты, объединяю­
щиеся в профессиональные Ассоциации

 телесной

 психотерапии (см. 

в интернете www.eabp.org - European Association of Body Psycho­
therapy или www.usabp.org - United States Association of Body 
Psychotherapy). В отечественной же традиции в том варианте, как 
эти методы прижились и пустили корни на российской почве, все­
гда было принято рассматривать их шире - как

 телесно-ориенти­

рованные,

 включая в перечень «смежные» направления - от меди­

тативных практик и трансперсональных дыхательных технологий 
до пластических техник актерского мастерства. 

Учитывая же основную тенденцию современной психотерапии 

к интеграции различных методов (что осуществимо в первую оче-

Современный взгляд на психосоматику 

13 


background image

редь на естественнонаучной основе), телесный подход в психокор­
рекции правильнее было бы называть

 телесно-интегративным. 

Во-первых, в отечественной практике большинство классичес­

ких телесных психотехник применяется не в чистом виде, не изоли­

рованно, а в сочетании с другими - в составе комплексных, интег-
ративных методов. Во-вторых, это тем более справедливо, что и со­

временное понимание сути телесно-психокоррекционного подхода 
стало более совершенным и физиологичным, чем первоначальное. 
Главное содержание, квинтэссенцию телесной психокоррекции со­

ставляет не только и не столько прямой контакт психотерапевта с 
телом пациента (то, благодаря чему она исторически отделилась от 
психоанализа), сколько работа с телесными ощущениями - как с 
элементарными, так и со сложными кинестетическими образами. В 
этом состоит ее сильная сторона, ее преимущество по сравнению с 
теми методами психокоррекции, которые абстрагируются от теле­
сной реальности, забывая о том, что душа и тело неотделимы друг 
от друга. И именно на этой основе происходит интеграция телесной 
психокоррекции с другими психотерапевтическими методами. 
Именно подобная интеграция различных психокоррекционых под­
ходов на основе объективных, психолого-физиологических законо­
мерностей, а также их приложение к технологиям психологической 
самопомощи и личностного роста составляет основную задачу на­
шего изложения. 

Принято считать, что первым психотерапевтом, предложив­

шим посмотреть на психологическую помощь как на ОБУЧЕНИЕ 
и тем самым заложившим основы самостоятельного направления -
обучения психологической самопомощи (psychoeducation), был 
А. Адлер (обучавший своих пациентов «науке жизни»). Из числа 
современных психокоррекционных подходов, находящих примене­
ние в форме психологической самопомощи, необходимо упомянуть 
как рационально-когнитивные методы (А. Эллис, А. Бек), так и те­
лесно-ориентированные (М. Фельденкрайз, А. Лоуэн, Ф.М. Алек-
сандер, Ш. Селвер и Ч. Брукс), каждый из которых имеет опреде­
ленные сильные стороны и практически эффективные технические 
приемы. До последнего времени все эти разнородные методы раз­
вивались изолированно, параллельно друг другу. И как это часто 
бывает в психокоррекции, где конкуренция разных школ нередко 
приводит к взаимному отрицанию и неведению относительно дос­
тижений друг друга, каждый новый шаг, новая техника не только 

14 

Введение 


background image

становились очередным новаторским вариантом «изобретения ве­
лосипеда», но порой и еще более «триумфальной» попыткой повтор­
ного изобретения колеса. 

Соответственно, актуальной задачей сегодняшнего дня, по на­

шему мнению, является взгляд на эти методы с различных точек 
зрения, позволяющий избежать «цеховой» разобщенности (а порой 
и догматизма) и объединение их в рамках целостного, телесно-ин-
тегративного подхода. Подхода, дающего возможность привести 
разнородные психотерапевтические методы к «общему знаменате­
лю», имея в виду как синтез их теоретических моделей, так и вы­
членение наиболее эффективных психокоррекционных приемов на 
общей методологической основе, не оставляющей места для двоя­
ких толкований или разногласий. На объективной, физиологичес­
кой основе. 

При этом для психологов и врачей-психотерапевтов могут 

представлять интерес различные стороны интегративного подхода 
к психокоррекции, дополняющие то, что им уже известно. Так, для 
психологов могут быть полезны сведения о физиологических меха­
низмах психологической помощи, в то время как для медиков - пси­
хологические аспекты клинико-физиологических представлений. 
Соответственно в дальнейшем изложении будут сочетаться обе точ­
ки зрения на психотерапию - и клиническая, и психологическая. 


background image

Глава 1 

Телесная психология и личностный рост 

Личностный рост, или самоактуализация (по К. Гольдштейну) -
исключительно емкое понятие, в общем смысле вбирающее в себя 
и стремление человека к выявлению и развитию возможностей 
собственной личности, и сам процесс его «работы над собой» для 

достижения этих целей, а в конечном счете - еще и результат его 
движения по пути самосовершенствования («пробуждение», по 

Г.И. Гурджиеву). Личностный рост - это и самопознание, поиск че­

ловеком своего настоящего «Я», движение к достижению подлин­

ности, аутентичности, расширению множества личностных смыс­

лов и обретению «самости» (индивидуация, по К.Г. Юнгу). Это еще 

и психологическое взросление, стремление к повышению так назы­
ваемого адаптационного потенциала личности, к самоутверждению, 
самодостаточности и независимости как от чужого мнения, так и в 
определенной степени от давления жизненных обстоятельств. 

Личностный рост жизненно необходим для каждого челове­

ка, вне зависимости от того, отдает он себе в этом отчет или нет. 
Необходим для того, чтобы удовлетворить глубинную потребность 
в самоактуализации, занимающую, по А. Маслоу, наиболее высо­
кое место в иерархии потребностей. Необходим для достижения 
гармонии в отношениях с самим собой и окружающим миром. По 
большому счету, необходим для поиска своего места в жизни, осо-
знавания индивидуального жизненного смысла и предназначения, 
без понимания которых невозможно обретение счастья и полноты 
жизни. 

Зачем же нужен столь сложный и тернистый путь поиска «сер­

мяжной правды жизни» и разгадывания сокровенного смысла соб­
ственного существования? Неужели не существует ответов на эти 
главные в жизни вопросы - ответов, которые можно было бы найти 
в готовом виде и принять как руководство к действию? Неужели 

16 

Глава 1