Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16320
Скачиваний: 267
ный на многостороннюю перестройку личности, начиная с ее
основ. Подобная личностная реконструкция более трудоемка,
требует, как правило, длительного времени и рассматривает
ся в психотерапии как ее долгосрочный, «стратегический» ва
риант.
В то же время отдельные шаги в этом направлении могут пред
приниматься и самостоятельно, преимущественно осуществлять
ся за счет внутренних ресурсов. И здесь среди различных методов
психокоррекции пальма первенства также принадлежит техникам
телесным - ввиду их доступности для самостоятельного примене
ния (естественно, после предварительного обучения необходимым
практическим навыкам). Это и инсайты, достигаемые во время за
нятий дыхательно-медитативной практикой или телесным само
анализом (известные методы сенсорного осознавания, система
Фельденкрайза), и самопрограммирование (метод Александера),
и телесно-психологическая мобилизация подсознательных резер
вов (метод Ретри).
Отдельно необходимо сказать о таком важнейшем для практи
ки направлении психокоррекции, как психологическая самопомощь.
В условиях продолжающегося (и ускоряющегося!) роста распрост
раненности стрессовых расстройств именно данное направление, на
наш взгляд, представляется наиболее перспективным, наиболее
массовым, наименее затратным как для пациентов (и соответствен
но, доступным), так и для специалистов (в плане затрат труда и вре
мени на отдельно взятого пациента и тем самым потенциальной воз
можности оказать помощь большему числу людей).
Данный подход исключительно важен с практической точки
зрения еще и тем, что, осваивая методы самопомощи, человек пе
рестает перекладывать ответственность за решение своих проблем
на чужие плечи (за выздоровление - на врача, за избавление от
житейских неурядиц - на психолога). Задача же специалиста сво
дится к тому, чтобы научить пациента брать ответственность на
себя и дать в его руки технологию, пригодную для самостоятель
ных занятий. В этом русле работают многие современные методы
психотерапии, предлагающие самые разные подходы к решению
обыденных психологических проблем. Несмотря на многообразие
конкретных технических приемов, смысл всех их сводится к сле
дующему.
12
Введение
На диагностическом этапе проводится поиск стереотипно по
вторяющегося эмоционального дискомфорта, проявления которо
го - на когнитивном, эмоциональном, телесном и поведенческом
уровне - анализируются и описываются максимально подробно и
тщательно, во всех деталях. Естественно, этот дискомфорт нераз
рывно связан с некоторой актуальной для человека психологичес
кой проблемой (будь то конкретные страхи или неопределенная,
плавающая тревожность, трудности в общении или дефицит само
утверждения) либо определенной жизненной ситуацией (например,
затяжным конфликтом, затрагивающим семейные или деловые от
ношения).
Следующий, терапевтический этап состоит в том, чтобы на
учить человека прослеживать эти проявления и в момент возник
новения негативных состояний предпринимать активные дей
ствия, направленные на устранение дискомфорта. Это могут быть
приемы сознательного самоконтроля на рациональном уровне -
энергичное дискутирование с негативными мыслями (метод раци-
онально-эмотивной поведенческой психотерапии по А. Эллису),
работа со зрительными образами (например, метод «взмаха» или
«замены слайда» в НЛП), повтор привычных действий до угаше-
ния их эмоционального сопровождения (в поведенческой психо
терапии). И в этом отношении телесно-ориентированные техни
ки, опирающиеся на работу с телесными ощущениями, представ
ляются наиболее удобными для самостоятельного применения
пациентом.
Большую часть описываемых в книге методов в международ
ном психотерапевтическом сообществе принято относить к телесной
психотерапии. Именно так именуют их специалисты, объединяю
щиеся в профессиональные Ассоциации
телесной
психотерапии (см.
в интернете www.eabp.org - European Association of Body Psycho
therapy или www.usabp.org - United States Association of Body
Psychotherapy). В отечественной же традиции в том варианте, как
эти методы прижились и пустили корни на российской почве, все
гда было принято рассматривать их шире - как
телесно-ориенти
рованные,
включая в перечень «смежные» направления - от меди
тативных практик и трансперсональных дыхательных технологий
до пластических техник актерского мастерства.
Учитывая же основную тенденцию современной психотерапии
к интеграции различных методов (что осуществимо в первую оче-
Современный взгляд на психосоматику
13
редь на естественнонаучной основе), телесный подход в психокор
рекции правильнее было бы называть
телесно-интегративным.
Во-первых, в отечественной практике большинство классичес
ких телесных психотехник применяется не в чистом виде, не изоли
рованно, а в сочетании с другими - в составе комплексных, интег-
ративных методов. Во-вторых, это тем более справедливо, что и со
временное понимание сути телесно-психокоррекционного подхода
стало более совершенным и физиологичным, чем первоначальное.
Главное содержание, квинтэссенцию телесной психокоррекции со
ставляет не только и не столько прямой контакт психотерапевта с
телом пациента (то, благодаря чему она исторически отделилась от
психоанализа), сколько работа с телесными ощущениями - как с
элементарными, так и со сложными кинестетическими образами. В
этом состоит ее сильная сторона, ее преимущество по сравнению с
теми методами психокоррекции, которые абстрагируются от теле
сной реальности, забывая о том, что душа и тело неотделимы друг
от друга. И именно на этой основе происходит интеграция телесной
психокоррекции с другими психотерапевтическими методами.
Именно подобная интеграция различных психокоррекционых под
ходов на основе объективных, психолого-физиологических законо
мерностей, а также их приложение к технологиям психологической
самопомощи и личностного роста составляет основную задачу на
шего изложения.
Принято считать, что первым психотерапевтом, предложив
шим посмотреть на психологическую помощь как на ОБУЧЕНИЕ
и тем самым заложившим основы самостоятельного направления -
обучения психологической самопомощи (psychoeducation), был
А. Адлер (обучавший своих пациентов «науке жизни»). Из числа
современных психокоррекционных подходов, находящих примене
ние в форме психологической самопомощи, необходимо упомянуть
как рационально-когнитивные методы (А. Эллис, А. Бек), так и те
лесно-ориентированные (М. Фельденкрайз, А. Лоуэн, Ф.М. Алек-
сандер, Ш. Селвер и Ч. Брукс), каждый из которых имеет опреде
ленные сильные стороны и практически эффективные технические
приемы. До последнего времени все эти разнородные методы раз
вивались изолированно, параллельно друг другу. И как это часто
бывает в психокоррекции, где конкуренция разных школ нередко
приводит к взаимному отрицанию и неведению относительно дос
тижений друг друга, каждый новый шаг, новая техника не только
14
Введение
становились очередным новаторским вариантом «изобретения ве
лосипеда», но порой и еще более «триумфальной» попыткой повтор
ного изобретения колеса.
Соответственно, актуальной задачей сегодняшнего дня, по на
шему мнению, является взгляд на эти методы с различных точек
зрения, позволяющий избежать «цеховой» разобщенности (а порой
и догматизма) и объединение их в рамках целостного, телесно-ин-
тегративного подхода. Подхода, дающего возможность привести
разнородные психотерапевтические методы к «общему знаменате
лю», имея в виду как синтез их теоретических моделей, так и вы
членение наиболее эффективных психокоррекционных приемов на
общей методологической основе, не оставляющей места для двоя
ких толкований или разногласий. На объективной, физиологичес
кой основе.
При этом для психологов и врачей-психотерапевтов могут
представлять интерес различные стороны интегративного подхода
к психокоррекции, дополняющие то, что им уже известно. Так, для
психологов могут быть полезны сведения о физиологических меха
низмах психологической помощи, в то время как для медиков - пси
хологические аспекты клинико-физиологических представлений.
Соответственно в дальнейшем изложении будут сочетаться обе точ
ки зрения на психотерапию - и клиническая, и психологическая.
Глава 1
Телесная психология и личностный рост
Личностный рост, или самоактуализация (по К. Гольдштейну) -
исключительно емкое понятие, в общем смысле вбирающее в себя
и стремление человека к выявлению и развитию возможностей
собственной личности, и сам процесс его «работы над собой» для
достижения этих целей, а в конечном счете - еще и результат его
движения по пути самосовершенствования («пробуждение», по
Г.И. Гурджиеву). Личностный рост - это и самопознание, поиск че
ловеком своего настоящего «Я», движение к достижению подлин
ности, аутентичности, расширению множества личностных смыс
лов и обретению «самости» (индивидуация, по К.Г. Юнгу). Это еще
и психологическое взросление, стремление к повышению так назы
ваемого адаптационного потенциала личности, к самоутверждению,
самодостаточности и независимости как от чужого мнения, так и в
определенной степени от давления жизненных обстоятельств.
Личностный рост жизненно необходим для каждого челове
ка, вне зависимости от того, отдает он себе в этом отчет или нет.
Необходим для того, чтобы удовлетворить глубинную потребность
в самоактуализации, занимающую, по А. Маслоу, наиболее высо
кое место в иерархии потребностей. Необходим для достижения
гармонии в отношениях с самим собой и окружающим миром. По
большому счету, необходим для поиска своего места в жизни, осо-
знавания индивидуального жизненного смысла и предназначения,
без понимания которых невозможно обретение счастья и полноты
жизни.
Зачем же нужен столь сложный и тернистый путь поиска «сер
мяжной правды жизни» и разгадывания сокровенного смысла соб
ственного существования? Неужели не существует ответов на эти
главные в жизни вопросы - ответов, которые можно было бы найти
в готовом виде и принять как руководство к действию? Неужели
16
Глава 1