Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16607

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

И здесь необходимо подчеркнуть, что в современном пред­

ставлении важный аспект личностного роста, о котором в приве­

денном выше описании не упоминалось, - его направленность на 
конкретный результат. (Видимо, изначально у практичных амери­
канцев это подразумевалось само собой, «по умолчанию», а порой 
самоактуализация воспринималась даже как противопоставление 
излишнему прагматизму. Российскому же менталитету свойствен­
на другая крайность - порой ему явно недостает «приземленнос-
ти». У «нашего» человека душа легче отправляется в полет, но впос­
ледствии труднее находит себе посадочную площадку на земле.) 
Именно подобный целевой, в чем-то даже утилитарный подход от­
личает действительный личностный рост от суррогатных психотех­
нологий, от бесцельных исканий «сермяжной правды жизни» 
(вплоть до пресловутых «богостроительства» и «богоискатель­
ства»), служащих на самом деле всего лишь средством временного 
ухода от душевной сумятицы и внутренней неустроенности. Не слу­
чайно, когда у известного психотерапевта А. Лоуэна спрашивали о 
его отношении к проблемам личностного роста, в частности, к дви­
жению по развитию «человеческого потенциала» (Human Potential 
Movement), он в первую очередь обращал внимание, на что же этот 

рост и личностный потенциал в конечном счете направлены 

(Goodrich-Dunn В., Greene E., 2002), так как беспредметный лично­
стный рост просто-напросто таковым не является. 

Действительно, приведенный набор психологических качеств -

обобщенный портрет человека, успешного во всех областях жизни. 

Но это все же модель теоретическая, тот высокий идеал, к которому 
следует стремиться, но который в обыденной жизни остается труд­
нодостижимым. А что же могут сделать технологии психокоррек­
ции/личностного роста в реальности? Что они способны принести 
в практическом плане для улучшения психологической адаптации 
человека и соответственно совершенствования его жизненных уме­
ний и повышения успешности? 

Во-первых, это контроль эмоций - как текущего душевного 

состояния, так и облегчение прошлого эмоционального «багажа». 

Это и устранение или по крайней мере сглаживание эмоциональ­
ных «всплесков», перепадов настроения, и предотвращение «выго­
рания» при интенсивной, эмоционально насыщенной деятельнос­
ти, эмоциональных дефолтов (выражение А.В. Курпатова). При этом 
в основе сознательного управления эмоциями лежит в первую оче-

22 

Глава 1 


background image

педь отказ от неосознаваемого и негативного влияния на них, от 
привычного генерирования отрицательных эмоций. Именно подоб­
ный механизм «самонакручивания» является наиболее распростра­
ненной причиной эмоционального дискомфорта. А. Эллис (2002) 
сформулировал его принцип следующим образом: люди в действи­

тельности не расстраиваются, а расстраивают себя сами. (Итог это­
го процесса П. Вацлавик (1993) кратко и емко подытожил как «стать 
несчастным без посторонней помощи».) С другой стороны, рецепт 
по-настоящему действенного эмоционального самоконтроля нераз­
рывно связан с навыком эмоциональной разрядки, высвобождения 
«замороженных» эмоциональных проявлений. Иными словами, тре­
бует от человека не подавления чувств, а доверия к ним, открытого 
и естественного выражения эмоций. 

Во-вторых, технологии психологической саморегуляции, лич­

ностного роста помогают в усилении или целенаправленном созда­
нии мотивации тех или иных жизненных достижений. Это форми­
рование позитивного и личностно значимого образа будущего (нуж­
но подчеркнуть именно

 образный,

 правополушарный компонент его 

представления), «опредмечивание» жизненного смысла использу­
ется как в различных методах психокоррекции (так называемый «хо­
рошо сформированный результат» в НЛП, «проход в будущее» по 

М. Эриксону, мотивационный этап решения психологической про­

блемы в поведенческих методах психокоррекции), так и в педагоги­
ке - создание наряду с «зоной ближайшего развития» по Л.С. Вы­
готскому еще и «дальней перспективы» (по А.С. Макаренко). 

В-третьих, психотехники личностного роста способствуют воз­

растанию роли интуиции в повседневной жизни, усилению внима­
ния к ее «подсказкам» (К. Роджерс называл это повышением дове­
рия к «организмическому оценочному процессу»). Формирование 
навыка осознавания интуитивных «сигналов тела» позволяет тем 
самым превратить интуитивно-подсознательные правополушарные 
механизмы психики в практичный рабочий инструмент для приня­
тия решений. Здесь и поиск нестандартных решений в ситуации не­
определенности («выход из тупика» или «прыжок выше головы») или 
в более широком смысле - научный поиск, инновации, творчество. 

Наконец, это и личностный рост в узком смысле слова, сфоку­

сированный на уровне идентичности: повышение самооценки, пе­
рестройка и гармонизация образа себя (по К. Роджерсу, сближение 

«Я»-реального и «Я»-идеального). 

Телесная психология и личностный рост 

23 


background image

Все вышеназванное может быть направлено на улучшение от­

ношений с окружающими, особенно с близкими людьми. Это и со­
вершенствование навыков общения, и способность к построению 
устойчивых, долговременных, эмоционально комфортных взаимо­
отношений. Еще одна точка приложения «взращенных» личност­
ных способностей - создание и поддержание оптимального функ­
ционального состояния, или «рабочего» состояния для целенаправ­
ленной деятельности, составляющего ее надежный фундамент. 

Еще одна точка зрения на личностный рост - это в первую оче­

редь обеспечение человеку доступа к необходимым для его успеш­
ной деятельности психологическим ресурсам (Л.С. Белогородский). 
Нельзя не согласиться с утверждением М.Н. Гордеева и Е.Г. Горде-
евой (2002) о том, что «все необходимые ресурсы имеются у чело­
века в любой момент времени. Однако нужны определенные спосо­
бы, чтобы их пробудить». Необходимо внести только одно допол­
нение: когда мы говорим о технологиях личностного роста, не 

должно создаваться впечатления, что искомые ресурсы личности 

представляют собой нечто, отдельное от нашего сознательного «Я», 

живущее самостоятельной жизнью. Нужно уйти от «лечебной» па­
радигмы, от представлений о том, что эти ресурсы спят беспробуд­
ным сном, а после чудесного пробуждения по мановению волшеб­
ной палочки (которая, конечно, находится в руках психотерапевта) 
они начинают действовать самостоятельно и тем самым автомати­
чески решают все жизненные проблемы пациента. Необходимые 
ресурсы не только есть (на подсознательном уровне), но и всегда 
готовы к употреблению - просто нужно научить человека ОСОЗ­

НАННО ими пользоваться. 

В современной утилитарной интерпретации для людей соци­

ально активных, творческих и особенно деловых личностный рост 
обычно описывается как «менеджмент личности» (Осгуд Д., 1992), 
как «тренинг успешности», способствующий превращению в «вы­
сокоэффективного человека» (Кови С, 1996). В последнее же вре­
мя представления бизнес-психологии о самосовершенствовании 
личности трансформируются в концепцию коучинга (coaching), со­
ставляющими которой являются (Уитмор Д., 2001): 

1) психологическая адаптация к динамично меняющимся жизнен­

ным условиям, помогающая в достижении социальной успеш­
ности; 

24 

Глава 1 


background image

2) развитие творческих способностей и активности; 
3) совершенствование навыков общения, социального взаимодей­

ствия и влияния на людей (коммуникативной компетентно­
сти); 

4) принятия решений и их практической реализации по модели 

психологического роста: РОСТ = цели + реальность + выбор + 
воля (GROW - Goals + Reality + Opinions + Will); 

5) более глубокого осознавания собственной личности - своих 

потребностей, ценностей, позиций, умения фокусироваться на 
них. 

Глубинной основой реализации перечисленных задач являет­

ся самостоятельное создание человеком мотивации достижения, или 
самомотивации (Райе Э., Траут Д., 2001). Переход от внешней 
(extrinsic) мотивации к внутренней (intrinsic motivation) - одна из 
важнейших задач личностного роста. 

Все это вместе взятое в конечном счете дает человеку полно­

ценное самовыражение и самореализацию (самоактуализацию, в 
психологических терминах). И задача нашего изложения - описать 
способы достижения этих целей с помощью телесно-ориентирован­
ных и интегративных психотехник. 


background image

Глава 2 

Телесная психология: 

Механизмы формирования 
психологических проблем 
и психосоматических расстройств 

Рассмотрение основ телесной психокоррекции и личностного рос­

та целесообразно начать с краткого обзора общих взглядов на меха­
низмы формирования психологических (и телесно-психологичес­
ких) проблем и психосоматических расстройств. С учетом того, что 
телесно-ориентированный подход к психокоррекции по сравнению 
с другими психотерапевтическими направлениями является в наи­
большей степени физиологически ориентированным, в первую оче­
редь необходимо упомянуть психофизиологические и клинико-пси-
хологические представления, а затем уже описать традиционные 
психотерапевтические модели. Учитывая то, что в клинической ли­
тературе наряду с термином «телесная психотерапия» нередко упот­
ребляется термин «психосоматическая психотерапия» (Антропов 

Ю.Ф., Шевченко Ю.С., 2002), постараемся сосредоточить особое 

внимание на описании механизмов психосоматических расстройств. 

1. Телесно-психологические проблемы 

как нарушения психологической адаптации 

Наиболее общим подходом к описанию телесно-психологичес­

ких проблем, служащих точкой приложения телесной психокоррек­
ции, служит представление о нарушении психологической адапта­
ции как механизме их формирования. По сути, психологическая 
адаптированность является синонимом душевного (и в значитель­
ной мере телесного) здоровья. В этом плане показательным, на наш 
взгляд, является определение X. Хартманна (2002): «Мы называем 

26 

Глава 2