Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16607
Скачиваний: 272
И здесь необходимо подчеркнуть, что в современном пред
ставлении важный аспект личностного роста, о котором в приве
денном выше описании не упоминалось, - его направленность на
конкретный результат. (Видимо, изначально у практичных амери
канцев это подразумевалось само собой, «по умолчанию», а порой
самоактуализация воспринималась даже как противопоставление
излишнему прагматизму. Российскому же менталитету свойствен
на другая крайность - порой ему явно недостает «приземленнос-
ти». У «нашего» человека душа легче отправляется в полет, но впос
ледствии труднее находит себе посадочную площадку на земле.)
Именно подобный целевой, в чем-то даже утилитарный подход от
личает действительный личностный рост от суррогатных психотех
нологий, от бесцельных исканий «сермяжной правды жизни»
(вплоть до пресловутых «богостроительства» и «богоискатель
ства»), служащих на самом деле всего лишь средством временного
ухода от душевной сумятицы и внутренней неустроенности. Не слу
чайно, когда у известного психотерапевта А. Лоуэна спрашивали о
его отношении к проблемам личностного роста, в частности, к дви
жению по развитию «человеческого потенциала» (Human Potential
Movement), он в первую очередь обращал внимание, на что же этот
рост и личностный потенциал в конечном счете направлены
(Goodrich-Dunn В., Greene E., 2002), так как беспредметный лично
стный рост просто-напросто таковым не является.
Действительно, приведенный набор психологических качеств -
обобщенный портрет человека, успешного во всех областях жизни.
Но это все же модель теоретическая, тот высокий идеал, к которому
следует стремиться, но который в обыденной жизни остается труд
нодостижимым. А что же могут сделать технологии психокоррек
ции/личностного роста в реальности? Что они способны принести
в практическом плане для улучшения психологической адаптации
человека и соответственно совершенствования его жизненных уме
ний и повышения успешности?
Во-первых, это контроль эмоций - как текущего душевного
состояния, так и облегчение прошлого эмоционального «багажа».
Это и устранение или по крайней мере сглаживание эмоциональ
ных «всплесков», перепадов настроения, и предотвращение «выго
рания» при интенсивной, эмоционально насыщенной деятельнос
ти, эмоциональных дефолтов (выражение А.В. Курпатова). При этом
в основе сознательного управления эмоциями лежит в первую оче-
22
Глава 1
педь отказ от неосознаваемого и негативного влияния на них, от
привычного генерирования отрицательных эмоций. Именно подоб
ный механизм «самонакручивания» является наиболее распростра
ненной причиной эмоционального дискомфорта. А. Эллис (2002)
сформулировал его принцип следующим образом: люди в действи
тельности не расстраиваются, а расстраивают себя сами. (Итог это
го процесса П. Вацлавик (1993) кратко и емко подытожил как «стать
несчастным без посторонней помощи».) С другой стороны, рецепт
по-настоящему действенного эмоционального самоконтроля нераз
рывно связан с навыком эмоциональной разрядки, высвобождения
«замороженных» эмоциональных проявлений. Иными словами, тре
бует от человека не подавления чувств, а доверия к ним, открытого
и естественного выражения эмоций.
Во-вторых, технологии психологической саморегуляции, лич
ностного роста помогают в усилении или целенаправленном созда
нии мотивации тех или иных жизненных достижений. Это форми
рование позитивного и личностно значимого образа будущего (нуж
но подчеркнуть именно
образный,
правополушарный компонент его
представления), «опредмечивание» жизненного смысла использу
ется как в различных методах психокоррекции (так называемый «хо
рошо сформированный результат» в НЛП, «проход в будущее» по
М. Эриксону, мотивационный этап решения психологической про
блемы в поведенческих методах психокоррекции), так и в педагоги
ке - создание наряду с «зоной ближайшего развития» по Л.С. Вы
готскому еще и «дальней перспективы» (по А.С. Макаренко).
В-третьих, психотехники личностного роста способствуют воз
растанию роли интуиции в повседневной жизни, усилению внима
ния к ее «подсказкам» (К. Роджерс называл это повышением дове
рия к «организмическому оценочному процессу»). Формирование
навыка осознавания интуитивных «сигналов тела» позволяет тем
самым превратить интуитивно-подсознательные правополушарные
механизмы психики в практичный рабочий инструмент для приня
тия решений. Здесь и поиск нестандартных решений в ситуации не
определенности («выход из тупика» или «прыжок выше головы») или
в более широком смысле - научный поиск, инновации, творчество.
Наконец, это и личностный рост в узком смысле слова, сфоку
сированный на уровне идентичности: повышение самооценки, пе
рестройка и гармонизация образа себя (по К. Роджерсу, сближение
«Я»-реального и «Я»-идеального).
Телесная психология и личностный рост
23
Все вышеназванное может быть направлено на улучшение от
ношений с окружающими, особенно с близкими людьми. Это и со
вершенствование навыков общения, и способность к построению
устойчивых, долговременных, эмоционально комфортных взаимо
отношений. Еще одна точка приложения «взращенных» личност
ных способностей - создание и поддержание оптимального функ
ционального состояния, или «рабочего» состояния для целенаправ
ленной деятельности, составляющего ее надежный фундамент.
Еще одна точка зрения на личностный рост - это в первую оче
редь обеспечение человеку доступа к необходимым для его успеш
ной деятельности психологическим ресурсам (Л.С. Белогородский).
Нельзя не согласиться с утверждением М.Н. Гордеева и Е.Г. Горде-
евой (2002) о том, что «все необходимые ресурсы имеются у чело
века в любой момент времени. Однако нужны определенные спосо
бы, чтобы их пробудить». Необходимо внести только одно допол
нение: когда мы говорим о технологиях личностного роста, не
должно создаваться впечатления, что искомые ресурсы личности
представляют собой нечто, отдельное от нашего сознательного «Я»,
живущее самостоятельной жизнью. Нужно уйти от «лечебной» па
радигмы, от представлений о том, что эти ресурсы спят беспробуд
ным сном, а после чудесного пробуждения по мановению волшеб
ной палочки (которая, конечно, находится в руках психотерапевта)
они начинают действовать самостоятельно и тем самым автомати
чески решают все жизненные проблемы пациента. Необходимые
ресурсы не только есть (на подсознательном уровне), но и всегда
готовы к употреблению - просто нужно научить человека ОСОЗ
НАННО ими пользоваться.
В современной утилитарной интерпретации для людей соци
ально активных, творческих и особенно деловых личностный рост
обычно описывается как «менеджмент личности» (Осгуд Д., 1992),
как «тренинг успешности», способствующий превращению в «вы
сокоэффективного человека» (Кови С, 1996). В последнее же вре
мя представления бизнес-психологии о самосовершенствовании
личности трансформируются в концепцию коучинга (coaching), со
ставляющими которой являются (Уитмор Д., 2001):
1) психологическая адаптация к динамично меняющимся жизнен
ным условиям, помогающая в достижении социальной успеш
ности;
24
Глава 1
2) развитие творческих способностей и активности;
3) совершенствование навыков общения, социального взаимодей
ствия и влияния на людей (коммуникативной компетентно
сти);
4) принятия решений и их практической реализации по модели
психологического роста: РОСТ = цели + реальность + выбор +
воля (GROW - Goals + Reality + Opinions + Will);
5) более глубокого осознавания собственной личности - своих
потребностей, ценностей, позиций, умения фокусироваться на
них.
Глубинной основой реализации перечисленных задач являет
ся самостоятельное создание человеком мотивации достижения, или
самомотивации (Райе Э., Траут Д., 2001). Переход от внешней
(extrinsic) мотивации к внутренней (intrinsic motivation) - одна из
важнейших задач личностного роста.
Все это вместе взятое в конечном счете дает человеку полно
ценное самовыражение и самореализацию (самоактуализацию, в
психологических терминах). И задача нашего изложения - описать
способы достижения этих целей с помощью телесно-ориентирован
ных и интегративных психотехник.
Глава 2
Телесная психология:
Механизмы формирования
психологических проблем
и психосоматических расстройств
Рассмотрение основ телесной психокоррекции и личностного рос
та целесообразно начать с краткого обзора общих взглядов на меха
низмы формирования психологических (и телесно-психологичес
ких) проблем и психосоматических расстройств. С учетом того, что
телесно-ориентированный подход к психокоррекции по сравнению
с другими психотерапевтическими направлениями является в наи
большей степени физиологически ориентированным, в первую оче
редь необходимо упомянуть психофизиологические и клинико-пси-
хологические представления, а затем уже описать традиционные
психотерапевтические модели. Учитывая то, что в клинической ли
тературе наряду с термином «телесная психотерапия» нередко упот
ребляется термин «психосоматическая психотерапия» (Антропов
Ю.Ф., Шевченко Ю.С., 2002), постараемся сосредоточить особое
внимание на описании механизмов психосоматических расстройств.
1. Телесно-психологические проблемы
как нарушения психологической адаптации
Наиболее общим подходом к описанию телесно-психологичес
ких проблем, служащих точкой приложения телесной психокоррек
ции, служит представление о нарушении психологической адапта
ции как механизме их формирования. По сути, психологическая
адаптированность является синонимом душевного (и в значитель
ной мере телесного) здоровья. В этом плане показательным, на наш
взгляд, является определение X. Хартманна (2002): «Мы называем
26
Глава 2