Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16604

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

для этого недостаточно той информации, которую можно почерп­
нуть в солидных, научно-обоснованных справочниках и учебных по­
собиях? Разве нельзя, в конце концов, обратиться к помощи дипло­
мированных всезнающих экспертов или просто попросить совета у 
достойных и уважаемых вами людей, чья мудрость и богатый жиз­
ненный опыт лично вам достоверно известны? И да, и нет. Все дело 
в заложенном в сами вопросы скрытом противоречии. Противоре­
чии, устранение или разрешение которого равносильно ответу на 
сам вопрос. И поэтому тот ответ, который предлагается в готовом 
виде, - не добывается собственными самоотверженными усилиями 
искателя истины, а приходит откуда-то со стороны (и порой очеви­
ден), - не будет, по всей видимости, воспринят самим страждущим. 

Человеку свойственно заблуждаться - «homo errare est», как 

говорили древние римляне. Пожалуй, в наибольшей мере ему свой­
ственно заблуждаться на свой собственный счет. И хотя он обычно 
думает, что живет рассудком - своими логическими, словесно-офор­
мленными мыслями, на самом же деле живет он образами, генери­
руемыми подсознанием и лежащими в основе устойчивой, глубин­
ной (правополушарной) мотивации. Задача психологической само­
регуляции и личностного самосовершенствования - сделать этот 
процесс максимально осознанным и управляемым. Исходя из это­
го, главная задача телесно-ориентированных (впрочем, как и мно­
гих других) методов личностного роста - решение

 основного вопро­

са

 практической психологии (по аналогии с основным вопросом 

философии):

 что важнее - сознание или подсознание? Как разре­

шить противоречия между ними, преодолеть внутреннюю двой­
ственность, устранить источники внутрипсихического конфликта? 

Иными словами, как научить человека вести осознанный диалог с соб­
ственным подсознанием, чтобы обрести гармонию в себе самом? 

Опыт позволяет утверждать, что при использовании современ­

ных психотехнологий, методов психологической самопомощи это 
реально достижимо - естественно, при условии целенаправленной 
работы человека над собой. Именно тогда человек становится спо­
собен выполнить свою главную задачу. Задачу, которую некогда 
пытался решить еще Диоген, который бродил при свете дня с зажжен­
ным фонарем в руках. На недоуменные вопросы своих сограждан о 
том, что же он ищет «днем с огнем», древнегреческий философ отве­
чал: «Ищу Человека». Эту притчу нередко упоминают современные 
психотерапевты (сошлемся, к примеру, на А.Б. Добровича), умалчи-

Телесноя психология и личностный рост 

17 


background image

вая, однако, о том, где же Человека искать. И ответ на самом деле 
прост: нужно заглянуть в зеркало, ибо по большому счету всю свою 
жизнь человек ищет... самого себя. Найти себя как другого, найти 
свое второе «Я» - значит, найти и научиться поддерживать контакт 
с собственным подсознанием. А это, в свою очередь, означает откры­

тие сознательного доступа к своим глубинным внутренним ресур­
сам и творческим способностям, к интуитивной мудрости и ощуще­
нию смысла жизни. 

В то же время мы считаем нелишним предостеречь читателя 

от односторонности подхода к практической психологии, от чрез­
мерного усердия и неоправданного энтузиазма по отношению к 
технологиям личностного роста. Говоря о естественном желании 
человека улучшить собственную жизнь и начать этот процесс с 

улучшения самого себя, всегда необходимо соблюдать разумный 
скептицизм и умеренный консерватизм. Желательно помнить, как 
учит известный афоризм, о взвешенном отношении к благим на­
мерениям (которые в последнее время становятся все более мод­
ным материалом для дорожного строительства, широко пропаган­
дируемым в популярной психологической и духовно-философс­
кой литературе). Человеку, которого интересуют проблемы 

личностного роста, самоактуализации, нужно в первую очередь 

стремиться оградить себя от проявлений известного в психологии 
феномена «сдвига мотива на цель», являющегося нередким след­
ствием чрезмерной увлеченности, граничащей с фанатизмом, ког­

да деятельность (в данном случае - овладение прикладными пси­

хотехнологиями) становится самоцелью. Иными словами, когда 
человека привлекает деятельность не ради результата, а ради са­
мой деятельности. И самое главное - когда психологическое са­
мосовершенствование начинает служить не лучшему приспособ­

лению к жизни, а напротив, уходу от нее, отгораживанию от по­

вседневной реальности, когда активная жизненная позиция 
сменяется пассивной безропотностью, а разрешение реальных 
жизненных проблем подменяется искусственным девальвировани­
ем их значимости и оправданием собственного бездействия. 

Понятия личностного роста и самоактуализации подразуме­

вают, что идущий по пути самосовершенствования должен стать в 
чем-то другим человеком, свободным от прежних проблем. Сохра­
няя преемственность предшествовавшего жизненного опыта, он 
должен в то же время превратиться в новую личность или, говоря 

18 

Глава 1 


background image

образно, обрести «второе рождение» (П.Д. Успенский). Причем на 
этот раз ему приходится самому стать себе родителем - в духовном 
плане, конечно (вспомним выражение self-made man). (Впрочем, в 
античных мистериях и других древних инициатических психотех­
нических традициях метафора «дваждырожденности» понималась 
буквально, и человек должен был пройти и через символическую 
«смерть», и через «воскресение»). Методы телесной психокоррек­
ции также предусматривают решение этой задачи. Причем не толь­
ко дают идущему по этому тернистому пути возможность в букваль­

ном смысле ПОЧУВСТВОВАТЬ себя другим человеком, но под­
час и действительно ощутимо измениться телесно. 

Материал, используемый для работы в телесно-ориентирован­

ных методах психокоррекции и личностного роста - кинестетичес­
кие ощущения, - представляет собой не что иное, как телесные ком­
поненты эмоций. И так же, как и эмоции в целом, эти ощущения 
несут две главные функции - сигнальную и регуляторную (Лисен-
кова Л.Ф., 1998). Сигнальная функция эмоций в данном случае ис­
пользуется для решения диагностической, или аналитической за­

дачи: телесные ощущения могут рассматриваться как своеобразные 

«сигналы подсознания», осознавание и осмысление которых созда­

ет основу для разрешения внутренних конфликтов. Особая важность 
для психокоррекции телесной модальности связана также с тем, что 
именно здесь подобные «сигналы подсознания» проявляются наи­
более явственно. Сошлемся на слова Л. Бурбо(2001): «Тело  - л у ч ­

ший друг и советчик». 

Регулятивная же функция кинестетических ощущений как те­

лесной части эмоций представляет практический интерес в первую 
очередь в плане саморегуляции, дающей человеку возможность уп­
равлять собственным функциональным состоянием - и тем самым 
способность использовать свои внутренние психофизиологические 
ресурсы. В терминах гештальт-терапии, это дает человеку возмож­
ность при решении разнообразных проблем «найти опору в себе са­
мом», в терминах телесной психотерапии представляет собой так 
называемый ресурсно-ориентированный подход (по Л.С. Белогород-
скому). В сущности, здесь и заложен рецепт телесно-ориентирован­
ных методов личностного роста. Для этого необходимо запомнить 

и научиться вызывать (конечно, с помощью определенных психо­

технических приемов) наборы телесных ощущений, ассоциирован­

ные с теми или иными состояниями сознания. В дальнейшем же 

Телесная психология и личностный рост 

19 


background image

воспроизведение по собственному желанию заданных ощущений 
позволяет по принципу обратной связи воссоздать и требуемые 
функциональные состояния. 

Тем самым человек постепенно создает воображаемую, но в то 

же время реально действующую «панель управления» собственным 
психическим состоянием («control panel» - термин Р. Бэндлера, ис­
пользуемый в методе DHE). А точнее, панель САМОконтроля, от­

дельными «кнопками» которой являются связанные с кинестети­
ческим анализатором условные рефлексы, активно используемые 
как инструменты саморегуляции (разновидность оперантных услов­
ных рефлексов, по Б.Ф. Скиннеру). Набор этих условных рефлек­
сов, сконструированных по принципу «сделай сам» и направлен­
ных человеком на себя же самого, представляет собой расширение 
или дополнение его отправного психологического типа. Подобная 

достройка, позволяющая выйти за узкие рамки исходного типа лич­

ности, преодолеть сковывающие барьеры и ограничения, и представ­

ляет собой в полном смысле слова личностный рост. 

Где же те ориентиры, которые могут быть использованы для 

выбора правильного направления роста? В представлении А. Мас-
лоу, конечная цель личностного роста - самоактуализация - вклю­
чает следующие психологические характеристики. 

А.

 Составляющие личностной зрелости. 

1)

 Автономия, независимость суждений от общественной куль­

туры, микро- и макросоциального окружения.

 Это составляет 

основу самодостаточности человека, его интеллектуальной са­
мостоятельности, объективности, взвешенности и беспристра­
стности его мнения. Отсюда проистекают высокие морально-
этические стандарты личности, а также сопротивление насиль­
ственному приобщению к принятым в обществе стереотипам 
или навязываемым взглядам. Отсюда же гуманизм и широта 
взглядов, когда человек идентифицирует себя не с какой-либо 
узкой социальной группой, а со всем человечеством в целом. 

2)

 Центрированность на проблеме, а не на собственном «Я».

 Спо­

собность человека сосредоточиться на решении проблем, от­
решиться ради достижения важной цели от своих внутренних 
проблем и ограничений - важная составная часть личностно­
го роста, основа целеустремленности личности и социальной 
успешности. 

20 

Глава 1 


background image

3)

 Принятие собственного «Я», других людей и природы.

 Это спо­

собствует поддержанию прочных и глубоких межличностных 
отношений, а также самому главному для человека - удовлет­
воренности собственной жизнью, ее осмысленности, что в свою 
очередь является лучшей, естественной защитой от депрессии. 

По большому счету, это не что иное, как умение человека быть 

счастливым, соблюдая разумный баланс желаемого и действи­
тельного. Умение жить, довольствуясь тем, что есть, в то же 
время не замыкаясь в узких рамках повседневности, не оста­
навливаясь на достигнутом. 

Б.

 Возврат человека к своему природному естеству. 

4)

 Свежесть восприятия и оценок.

 Открытость человека для но­

вого опыта, психологическая гибкость, умение найти неожи­

данное в привычном, а также избавиться от иллюзий и стерео­
типов восприятия, не закрывать глаза на очевидное, даже если 
оно противоречит ожиданиям. 

5)

 Непосредственность (спонтанность), простота и естествен­

ность.

 В сочетании с предыдущей характеристикой это, по мне­

нию А. Маслоу, способствует также формированию «демокра­
тической структуры характера». 

6)

 Креативность.

 Подразумевается творчество во всех его про­

явлениях, от возвышенных общечеловеческих достижений до 
бытовых мелочей и элементов новизны в повседневной жиз­

ни. Творчество продуктивное, направленное на решение конк­
ретных задач. 

7)

 Повышенная частота пиковых переживаний,

 то есть естествен­

ных, спонтанных, адаптивно-творческих измененных состоя­
ний сознания. На наш взгляд, именно это и составляет есте­
ственную психофизиологическую основу вышеперечисленных 
личностных черт, особено таких, как креативность, открытость 
и непосредственность, а также удовлетворенность собственной 
жизнью. Ведь пиковые переживания - не что иное, как откры­
тие человеком нового в том, что его окружает, творческое оза­
рение или просто мгновения счастья. 

В результате самоактуализированной личности, по Маслоу, 

свойственно

 более эффективное и адекватное восприятие реально­

сти

 (а отсюда, добавим, и лучшая адаптация к ней). 

Телесная психология и личностный рост 

21