Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16604
Скачиваний: 272
для этого недостаточно той информации, которую можно почерп
нуть в солидных, научно-обоснованных справочниках и учебных по
собиях? Разве нельзя, в конце концов, обратиться к помощи дипло
мированных всезнающих экспертов или просто попросить совета у
достойных и уважаемых вами людей, чья мудрость и богатый жиз
ненный опыт лично вам достоверно известны? И да, и нет. Все дело
в заложенном в сами вопросы скрытом противоречии. Противоре
чии, устранение или разрешение которого равносильно ответу на
сам вопрос. И поэтому тот ответ, который предлагается в готовом
виде, - не добывается собственными самоотверженными усилиями
искателя истины, а приходит откуда-то со стороны (и порой очеви
ден), - не будет, по всей видимости, воспринят самим страждущим.
Человеку свойственно заблуждаться - «homo errare est», как
говорили древние римляне. Пожалуй, в наибольшей мере ему свой
ственно заблуждаться на свой собственный счет. И хотя он обычно
думает, что живет рассудком - своими логическими, словесно-офор
мленными мыслями, на самом же деле живет он образами, генери
руемыми подсознанием и лежащими в основе устойчивой, глубин
ной (правополушарной) мотивации. Задача психологической само
регуляции и личностного самосовершенствования - сделать этот
процесс максимально осознанным и управляемым. Исходя из это
го, главная задача телесно-ориентированных (впрочем, как и мно
гих других) методов личностного роста - решение
основного вопро
са
практической психологии (по аналогии с основным вопросом
философии):
что важнее - сознание или подсознание? Как разре
шить противоречия между ними, преодолеть внутреннюю двой
ственность, устранить источники внутрипсихического конфликта?
Иными словами, как научить человека вести осознанный диалог с соб
ственным подсознанием, чтобы обрести гармонию в себе самом?
Опыт позволяет утверждать, что при использовании современ
ных психотехнологий, методов психологической самопомощи это
реально достижимо - естественно, при условии целенаправленной
работы человека над собой. Именно тогда человек становится спо
собен выполнить свою главную задачу. Задачу, которую некогда
пытался решить еще Диоген, который бродил при свете дня с зажжен
ным фонарем в руках. На недоуменные вопросы своих сограждан о
том, что же он ищет «днем с огнем», древнегреческий философ отве
чал: «Ищу Человека». Эту притчу нередко упоминают современные
психотерапевты (сошлемся, к примеру, на А.Б. Добровича), умалчи-
Телесноя психология и личностный рост
17
вая, однако, о том, где же Человека искать. И ответ на самом деле
прост: нужно заглянуть в зеркало, ибо по большому счету всю свою
жизнь человек ищет... самого себя. Найти себя как другого, найти
свое второе «Я» - значит, найти и научиться поддерживать контакт
с собственным подсознанием. А это, в свою очередь, означает откры
тие сознательного доступа к своим глубинным внутренним ресур
сам и творческим способностям, к интуитивной мудрости и ощуще
нию смысла жизни.
В то же время мы считаем нелишним предостеречь читателя
от односторонности подхода к практической психологии, от чрез
мерного усердия и неоправданного энтузиазма по отношению к
технологиям личностного роста. Говоря о естественном желании
человека улучшить собственную жизнь и начать этот процесс с
улучшения самого себя, всегда необходимо соблюдать разумный
скептицизм и умеренный консерватизм. Желательно помнить, как
учит известный афоризм, о взвешенном отношении к благим на
мерениям (которые в последнее время становятся все более мод
ным материалом для дорожного строительства, широко пропаган
дируемым в популярной психологической и духовно-философс
кой литературе). Человеку, которого интересуют проблемы
личностного роста, самоактуализации, нужно в первую очередь
стремиться оградить себя от проявлений известного в психологии
феномена «сдвига мотива на цель», являющегося нередким след
ствием чрезмерной увлеченности, граничащей с фанатизмом, ког
да деятельность (в данном случае - овладение прикладными пси
хотехнологиями) становится самоцелью. Иными словами, когда
человека привлекает деятельность не ради результата, а ради са
мой деятельности. И самое главное - когда психологическое са
мосовершенствование начинает служить не лучшему приспособ
лению к жизни, а напротив, уходу от нее, отгораживанию от по
вседневной реальности, когда активная жизненная позиция
сменяется пассивной безропотностью, а разрешение реальных
жизненных проблем подменяется искусственным девальвировани
ем их значимости и оправданием собственного бездействия.
Понятия личностного роста и самоактуализации подразуме
вают, что идущий по пути самосовершенствования должен стать в
чем-то другим человеком, свободным от прежних проблем. Сохра
няя преемственность предшествовавшего жизненного опыта, он
должен в то же время превратиться в новую личность или, говоря
18
Глава 1
образно, обрести «второе рождение» (П.Д. Успенский). Причем на
этот раз ему приходится самому стать себе родителем - в духовном
плане, конечно (вспомним выражение self-made man). (Впрочем, в
античных мистериях и других древних инициатических психотех
нических традициях метафора «дваждырожденности» понималась
буквально, и человек должен был пройти и через символическую
«смерть», и через «воскресение»). Методы телесной психокоррек
ции также предусматривают решение этой задачи. Причем не толь
ко дают идущему по этому тернистому пути возможность в букваль
ном смысле ПОЧУВСТВОВАТЬ себя другим человеком, но под
час и действительно ощутимо измениться телесно.
Материал, используемый для работы в телесно-ориентирован
ных методах психокоррекции и личностного роста - кинестетичес
кие ощущения, - представляет собой не что иное, как телесные ком
поненты эмоций. И так же, как и эмоции в целом, эти ощущения
несут две главные функции - сигнальную и регуляторную (Лисен-
кова Л.Ф., 1998). Сигнальная функция эмоций в данном случае ис
пользуется для решения диагностической, или аналитической за
дачи: телесные ощущения могут рассматриваться как своеобразные
«сигналы подсознания», осознавание и осмысление которых созда
ет основу для разрешения внутренних конфликтов. Особая важность
для психокоррекции телесной модальности связана также с тем, что
именно здесь подобные «сигналы подсознания» проявляются наи
более явственно. Сошлемся на слова Л. Бурбо(2001): «Тело - л у ч
ший друг и советчик».
Регулятивная же функция кинестетических ощущений как те
лесной части эмоций представляет практический интерес в первую
очередь в плане саморегуляции, дающей человеку возможность уп
равлять собственным функциональным состоянием - и тем самым
способность использовать свои внутренние психофизиологические
ресурсы. В терминах гештальт-терапии, это дает человеку возмож
ность при решении разнообразных проблем «найти опору в себе са
мом», в терминах телесной психотерапии представляет собой так
называемый ресурсно-ориентированный подход (по Л.С. Белогород-
скому). В сущности, здесь и заложен рецепт телесно-ориентирован
ных методов личностного роста. Для этого необходимо запомнить
и научиться вызывать (конечно, с помощью определенных психо
технических приемов) наборы телесных ощущений, ассоциирован
ные с теми или иными состояниями сознания. В дальнейшем же
Телесная психология и личностный рост
19
воспроизведение по собственному желанию заданных ощущений
позволяет по принципу обратной связи воссоздать и требуемые
функциональные состояния.
Тем самым человек постепенно создает воображаемую, но в то
же время реально действующую «панель управления» собственным
психическим состоянием («control panel» - термин Р. Бэндлера, ис
пользуемый в методе DHE). А точнее, панель САМОконтроля, от
дельными «кнопками» которой являются связанные с кинестети
ческим анализатором условные рефлексы, активно используемые
как инструменты саморегуляции (разновидность оперантных услов
ных рефлексов, по Б.Ф. Скиннеру). Набор этих условных рефлек
сов, сконструированных по принципу «сделай сам» и направлен
ных человеком на себя же самого, представляет собой расширение
или дополнение его отправного психологического типа. Подобная
достройка, позволяющая выйти за узкие рамки исходного типа лич
ности, преодолеть сковывающие барьеры и ограничения, и представ
ляет собой в полном смысле слова личностный рост.
Где же те ориентиры, которые могут быть использованы для
выбора правильного направления роста? В представлении А. Мас-
лоу, конечная цель личностного роста - самоактуализация - вклю
чает следующие психологические характеристики.
А.
Составляющие личностной зрелости.
1)
Автономия, независимость суждений от общественной куль
туры, микро- и макросоциального окружения.
Это составляет
основу самодостаточности человека, его интеллектуальной са
мостоятельности, объективности, взвешенности и беспристра
стности его мнения. Отсюда проистекают высокие морально-
этические стандарты личности, а также сопротивление насиль
ственному приобщению к принятым в обществе стереотипам
или навязываемым взглядам. Отсюда же гуманизм и широта
взглядов, когда человек идентифицирует себя не с какой-либо
узкой социальной группой, а со всем человечеством в целом.
2)
Центрированность на проблеме, а не на собственном «Я».
Спо
собность человека сосредоточиться на решении проблем, от
решиться ради достижения важной цели от своих внутренних
проблем и ограничений - важная составная часть личностно
го роста, основа целеустремленности личности и социальной
успешности.
20
Глава 1
3)
Принятие собственного «Я», других людей и природы.
Это спо
собствует поддержанию прочных и глубоких межличностных
отношений, а также самому главному для человека - удовлет
воренности собственной жизнью, ее осмысленности, что в свою
очередь является лучшей, естественной защитой от депрессии.
По большому счету, это не что иное, как умение человека быть
счастливым, соблюдая разумный баланс желаемого и действи
тельного. Умение жить, довольствуясь тем, что есть, в то же
время не замыкаясь в узких рамках повседневности, не оста
навливаясь на достигнутом.
Б.
Возврат человека к своему природному естеству.
4)
Свежесть восприятия и оценок.
Открытость человека для но
вого опыта, психологическая гибкость, умение найти неожи
данное в привычном, а также избавиться от иллюзий и стерео
типов восприятия, не закрывать глаза на очевидное, даже если
оно противоречит ожиданиям.
5)
Непосредственность (спонтанность), простота и естествен
ность.
В сочетании с предыдущей характеристикой это, по мне
нию А. Маслоу, способствует также формированию «демокра
тической структуры характера».
6)
Креативность.
Подразумевается творчество во всех его про
явлениях, от возвышенных общечеловеческих достижений до
бытовых мелочей и элементов новизны в повседневной жиз
ни. Творчество продуктивное, направленное на решение конк
ретных задач.
7)
Повышенная частота пиковых переживаний,
то есть естествен
ных, спонтанных, адаптивно-творческих измененных состоя
ний сознания. На наш взгляд, именно это и составляет есте
ственную психофизиологическую основу вышеперечисленных
личностных черт, особено таких, как креативность, открытость
и непосредственность, а также удовлетворенность собственной
жизнью. Ведь пиковые переживания - не что иное, как откры
тие человеком нового в том, что его окружает, творческое оза
рение или просто мгновения счастья.
В результате самоактуализированной личности, по Маслоу,
свойственно
более эффективное и адекватное восприятие реально
сти
(а отсюда, добавим, и лучшая адаптация к ней).
Телесная психология и личностный рост
21