Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8195

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

повышает вероятность ускоренного физического развития мальчиков и раннего начала
половой активности

Мальчики низкого роста с недостаточно развитой мускулатурой и

запаздыванием полового созревания могут страдать от чувства ущербности

При

нормально развитых сексуальных переживаниях они могут чувствовать неуверенность в
себе и потому

 "

отставать

от своих сверстников в формировании полового поведения

.

Аналогичным образом

девочки с

 "

запаздывающим

половым созреванием в меньшей

степени проявляют свойственную подростковому возрасту половую активность по
сравнению с девочками

у которых пубертатный период завершается в возрасте

 12 

или

 13

лет

Пониженная частота или поздние сроки наступления половой активности могут быть

обусловлены чисто психологическими или социальными факторами

 (

в частности

,

физически слабо развитые девушки в сексуальном плане могут страдать повышенной
робостью и застенчивостью

). 

Масштабное исследование

проведенное в странах с

разными культурными традициями

выявило сходную картину

девочки с рано

начавшимися менструациями раньше вступают в половые сношения и рожают по
сравнению с девочками с более поздними сроками менархе

 (Udry, Cliquet, 1982).

Если в норме имеется связь между половой активностью и сроками полового созревания

,

то в случае пубертатных изменений

происходящих до

 9-

летнего возраста

 (

при так

называемом преждевременном половом созревании

), 

сопутствующие изменения полового

поведения обычно отсутствуют

 (Kolodny, Mastens, Johnson, 1979). 

Это может быть связано

с тем

что сама по себе гормональная стимуляция недостаточна для инициирования новых

черт поведения

если не приходится на состояние психосексуальной готовности

которого

ребенок еще попросту не достиг

.

Наследственность или среда

?

Уже много лет не утихают споры о том

что в большей степени влияет на развитие

человека

его наследственная природа или воспитание и среда

Сложность этой проблемы

можно проиллюстрировать на примере двух неординарных ситуаций

.

Случай

описанный Джоном Мани в

 1975 

г

., 

широко известен

 (Money, Ehrhardt 1972;

Money, 1975). 

Ошибка хирурга во время обрезания у двух

 7-

месячных однояйцовых

близнецов повлекла за собой утрату пениса одним из них

После мучительных раздумий и

многочисленных консультаций со специалистами университета Джона Гопкинса было
принято решение воспитывать ребенка как девочку

В возрасте

 17 

месяцев пострадавшему

поменяли имя

одежду

прическу

а спустя еще

 4 

месяца была проведена первая из серии

хирургических операций с целью пластики наружных гениталий по женскому типу

.

Членам семьи были даны необходимые рекомендации относительно наилучшего способа
действий при такой переделке пола

.

Зная

что оба ребенка имеют биологический мужской пол

родители приложили немало

усилий

чтобы относиться к близнецам как к сыну и дочери

В результате

 "

дочь

"

действительно стала предпочитать платья брюкам и проявлять другие женские признаки
поведения

например склонность к аккуратности

Однажды

когда близнецам было по

 4,5

года

мать заметила

: "

Меня поражает

что дочь столь женственна

... 

Она просто обожает

делать прически

Она готова весь день сидеть под сушилкой

чтобы иметь красивую

головку

" (Money, 1975). 

Близнецы воспитывались в условиях

стимулирующих развитие

традиционного игрового поведения

: "

девочке

для игр предлагались куклы

мальчику

 -

машины и инструменты

Дети по-разному имитировали поведение родителей

сын

подражал отцу

а дочь

 - 

матери

Согласно Мани

у этих двух детей сформировалась

нормальная

 (

и разная

половая самоидентификация

хотя по набору хромосом

,


background image

анатомическим признакам и характеру гормональной секреции в период пренатального
развития и в течение первых

 7 

месяцев постнатальной жизни они не отличались

.

Однако впоследствии дело приняло неожиданный оборот

и принадлежность

 "

девочки

к

женскому полу оказалась не столь очевидной

В подростковом возрасте ребенок стал мало

походить на девочку как внешне

так и по поведению

вызывая насмешки одноклассников

(Diamond, 1982). 

О дальнейшем психополовом развитии этого ребенка сведений пока нет

.

Трудности

с которыми он сталкивался в подростковом возрасте

возможно

отражают

необходимость более эффективной заместительной эстрогенотерапии

Во всяком случае

сейчас трудно использовать этот случай в качестве доказательства преимущественной
роли обучения в формировании половой самоидентификации

.

Проанализируем результаты другого исследования

В

 1974 

г

в четырех деревнях

Доминиканской республики были выявлены

 38 

лиц с мужским псевдогермафродитизмом

.

Несмотря на наличие нормального для мужчин набора половых хромосом

наследственная

устойчивость клеток к мужским половым гормонам привела к неправильному
формированию наружных гениталий на фоне нормальной продукции тестостерона в
пренатальном периоде

У обследованных были обнаружены совершенно нормальные

семенники

при этом неполностью сформировавшаяся мошонка внешне выглядела как

половые губы

а очень маленький половой член напоминал клитор

частично

сформировалось влагалище

По этой причине многие из них воспитывались как женщины

.

В последующем

в пубертатном периоде

началась нормальная продукция мужских

половых гормонов и появились явно мужские признаки

Голос стал ниже

мускулатура

развивалась по мужскому типу

, "

клитор

превратился в пенис

а яички опустились в

мошонку

Появилась нормальная эрекция

стало возможным половое сношение

.

Среди

 18 

мальчиков с мужским генотипом

которые воспитывались как девочки

, 17 

в

конечном счете ощутили себя мужчинами

а у

 16 

из

 18 

в течение пубертатного периода

или после него произошел сдвиг к мужской форме поведения

 (Imperato-McGinley et al.,

1979). 

Авторы описанного исследования полагают

что полученные ими результаты дают

основание для следующего вывода

если половое воспитание не соответствует

биологическому полу

последний в конце концов будет играть определяющую роль

при

условии что в пубертатном периоде имеет место нормальная продукция соответствующих
гормонов

Пока все это звучит достаточно понятно и убедительно

Биологические

факторы

очевидно

более важны

чем приобретенный опыт

поскольку

 "

девочки

легко

расстаются с половой ролью

которую им навязывали в течение первых

 10-12 

лет жизни

.

Однако более пристальный анализ причин

обусловливающих такую перемену

может

привести и к иному выводу

.

Прежде всего

в вышеуказанных сельских районах девочки по достижении

 7-

летнего

возраста обязаны выполнять домашнюю работу

тогда как мальчики

 "

имеют полную

свободу

чтобы играть и повесничать

". 

В

 11-12 

лет мальчики могут посещать кабачки или

петушиные бои

тогда как девочкам это не разрешается

Взрослые женщины тоже

практически не выходят из дома

ожидая мужей

которые вольны развлекаться и

пользоваться услугами проституток

Не есте-ственнно ли для подростка

имеющего

выбор

в условиях таких ограничений стремиться стать свободным

ищущим

удовольствий мужчиной

Кроме того

люди обычно составляют представление о себе на

основании реальных физических особенностей собственного тела

Замечая увеличение

полового члена и формирование мошонки

а также зная

что подобное уже случалось в его

деревне

подросток скорее всего выберет для себя роль мужчины

Если бы он даже

продолжал довольствоваться положением женщины

ему было бы трудно привлечь

внимание мужчины-партнера

Таким образом

данное исследование не дает весомых


background image

аргументов в споре

 "

наследственность или среда

". 

Единственный вывод

который можно

сделать при рассмотрении описанных ситуаций

заключается в том

что половое развитие

определяется взаимодействием биологических и социальных факторов

.

Выводы

1. 

Половое развитие начинается еще до рождения и продолжается на протяжении всей

жизни

Половые хромосомы

 (XY 

у мужчин

; XX 

у женщин

обеспечивают генетическое

программирование половой дифференцировки

.

2. 

Рост яичек начинается примерно с шестой недели после зачатия

Затем яички

продуцируют тестостерон

 (

он стимулирует рост вольфовых протоков

и вещество

,

ингибирующее развитие мюллеровых протоков и вызывающее атрофию структур

,

которые могли бы развиться в женскую половую систему

Для нормальной половой

дифференцировки по мужскому типу необходимо

чтобы тестостерон и

детерминирующий фактор яичек присутствовали в нужных количествах на определенном
этапе развития организма

.

3. 

Для половой дифференцировки по женскому типу не требуется гормональная

стимуляция

Яичники развиваются в течение двенадцатой недели беременности

.

Мюллеровы протоки дают начало матке

маточным трубам и верхней трети влагалища

.

4. 

Пренатальная половая дифференцировка у обоих полов затрагивает всю

репродуктивную систему и определенные структуры головного мозга

.

5. 

К числу нарушений полового развития в пренатальном периоде относятся хромосомные

расстройства

 (47, XXY - 

синдром Клайнфельтера

, 45, X0 - 

синдром Тернера

), 

мужской и

женский ложный гермафродитизм

 (

в частности адреногенитальный синдром и синдром

тестикулярной феминизации

и расстройства

обусловленные применением гормональных

средств во время беременности

.

6. 

Свойственные мужчинам и женщинам половые рефлексы имеются уже в младенческом

и детском возрасте

за исключением эякуляции у мальчиков

Уровень половых гормонов в

этом возрасте невысок

.

7. 

Во время полового созревания усиливается образование половых гормонов

происходит

рывок роста

окончательное формирование внутренних половых органов и наружных

гениталий

развитие вторичных половых признаков

У девочек начинаются менструации

,

рост молочных желез и лобковых волос

У мальчиков появляется способность к

эякуляции

понижается тембр голоса

начинается рост волос на теле и лице

происходит

формирование мышечной массы

Сроки и продолжительность полового созревания

сильно варьируют

.

Вопросы для размышления

1. 

Родители однояйцовых мальчиков-близнецов после квалифицированной консультации

по поводу травмы одного из детей

решили изменить его половую принадлежность

Они

посчитали более целесообразным воспитывать этого ребенка как девочку

 (

осознавая

что

ни хирургические операции

ни гормональная терапия не сделают ее способной к

деторождению

), 

нежели иметь мальчика без полового члена

Отвлекаясь от исхода

данного случая

согласны ли вы с мотивировкой такого решения

Почему да или нет

С


background image

какими проблемами пришлось бы столкнуться родителям и ребенку

если бы последний

воспитывался как мальчик без полового члена

?

2. 

Современное общество в целом с сочувствием относится к детям с врожденными

дефектами

однако аномалии половых органов все еще считаются постыдными

Согласны

ли вы с таким отношением и

если да

чем вы его объясняете

?

3. 

Дети с врожденным синдромом Доминиканской республики изменяют свою половую

принадлежность с женской на мужскую с началом роста полового члена в период
полового созревания

Чем это можно объяснить

учитывая

что обычно лица с ложным

гермафродитизмом склонны сохранять принадлежность к полу

в котором они воспитаны

,

независимо от характера физических изменений в результате полового созревания

?

4. 

Если бы вам стало известно

что ваша внешне нормальная подруга или любовница

имеет хромосомный набор

 XY 

и страдает синдромом тестикулярной феминизации

,

изменилось бы ваше отношение к ней

?

5. 

Каковы обычные ощущения девочки при первом появлении менструаций

Как себя

чувствуют мальчики

впервые испытавшие поллюции

Как должны реагировать родители

на признаки таких явлений

?

6. 

Какие выводы можно сделать из факта влияния половых гормонов на дифференцировку

мозга

Почему оно предполагает разное анатомическое строение мозга мужчин и

женщин

?


background image

Глава

 8. 

Детская сексуальность

.

Попытки понять формирование сексуальности

анализируя этот феномен только с

биологических позиций

обречены на провал

Это все равно что пытаться понять музыку

,

рассматривая ее лишь как набор звуковых волн

в обоих случаях вы получаете

достоверную

но неполную информацию

В качестве пополнения к данным по биологии

пола в настоящей главе рассматриваются психологические и социальные факторы

,

влияющие на сексуальное развитие в детском возрасте

.

Половая самоидентификация

В предыдущей главе мы показали

что с биологической точки зрения пол любого человека

определяется набором половых хромосом

половыми гормонами

анатомическим

строением половых органов

 (

наружных и внутренних

и вторичными половыми

признаками

Эти биологические факторы принадлежности к мужскому или женскому

полу тесно связаны с психологическими и социальными факторами

действие которых

начинается сразу после рождения и сохраняется на протяжении остальной жизни

Половая

самоидентификация

 (

половая принадлежность

) - 

это индивидуальное

личностное

ощущение себя мужчиной или женщиной

Напротив

половая роль есть индивидуальное

проявление принадлежности к мужскому или женскому полу в социальной обстановке

.

Более подробному обсуждению половой роли посвящена гл

. 11.

Формирование половой самоидентификации начинается в раннем детском возрасте и
оказывает разностороннее влияние на половое развитие

Как указывалось в предыдущей

главе

существует известное расхождение во мнениях относительно факторов

,

участвующих в формировании половой самоидентификации

Ниже кратко

рассматриваются некоторые из существующих точек зрения

.

Теория обучения

Согласно теории обучения

осознание половой принадлежности формируется в процессе

подражания моделям индивидуального поведения и под влиянием культурной среды

,

окружающей ребенка

В самом раннем возрасте ребенок наблюдает и пытается

имитировать поведение родителей

Он привыкает воспроизводить поведение родителя

одноименного пола

поскольку именно такая имитация вознаграждается

Кроме того

,

известно

что с момента рождения родители по-разному относятся к девочкам и

мальчикам

так как по-разному представляют себе их будущее

Этот процесс называется

дифференцированной социализацией и

как полагают

оказывает воздействие на

формирование и половой самоидентификации

и половой роли

 (Kagan 1976, Petersen

1980).

Теория познания в процессе развития

Согласно этой теории

половая самоидентификация формируется параллельно

интеллектуальному развитию ребенка

 (Kohlberg, 1966). 

Очень маленькие дети имеют

чрезмерно упрощенное представление о поле

которое соответствует их упрощенному

взгляду на мир в целом

Трехлетний ребенок верит

что в телевизоре сидит настоящий

дядя

а чтобы мужчине превратиться в женщину достаточно надеть парик или платье

.

Если спросить трехлетнюю девочку

кем она хочет стать

когда вырастет

можно получить

в ответ

: "

папой

". 

Лишь в возрасте

 5-6 

лет

когда дети убеждаются в постоянстве половой