ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8195
Скачиваний: 64
повышает вероятность ускоренного физического развития мальчиков и раннего начала
половой активности
.
Мальчики низкого роста с недостаточно развитой мускулатурой и
запаздыванием полового созревания могут страдать от чувства ущербности
.
При
нормально развитых сексуальных переживаниях они могут чувствовать неуверенность в
себе и потому
"
отставать
"
от своих сверстников в формировании полового поведения
.
Аналогичным образом
,
девочки с
"
запаздывающим
"
половым созреванием в меньшей
степени проявляют свойственную подростковому возрасту половую активность по
сравнению с девочками
,
у которых пубертатный период завершается в возрасте
12
или
13
лет
.
Пониженная частота или поздние сроки наступления половой активности могут быть
обусловлены чисто психологическими или социальными факторами
(
в частности
,
физически слабо развитые девушки в сексуальном плане могут страдать повышенной
робостью и застенчивостью
).
Масштабное исследование
,
проведенное в странах с
разными культурными традициями
,
выявило сходную картину
:
девочки с рано
начавшимися менструациями раньше вступают в половые сношения и рожают по
сравнению с девочками с более поздними сроками менархе
(Udry, Cliquet, 1982).
Если в норме имеется связь между половой активностью и сроками полового созревания
,
то в случае пубертатных изменений
,
происходящих до
9-
летнего возраста
(
при так
называемом преждевременном половом созревании
),
сопутствующие изменения полового
поведения обычно отсутствуют
(Kolodny, Mastens, Johnson, 1979).
Это может быть связано
с тем
,
что сама по себе гормональная стимуляция недостаточна для инициирования новых
черт поведения
,
если не приходится на состояние психосексуальной готовности
,
которого
ребенок еще попросту не достиг
.
Наследственность или среда
?
Уже много лет не утихают споры о том
,
что в большей степени влияет на развитие
человека
:
его наследственная природа или воспитание и среда
?
Сложность этой проблемы
можно проиллюстрировать на примере двух неординарных ситуаций
.
Случай
,
описанный Джоном Мани в
1975
г
.,
широко известен
(Money, Ehrhardt 1972;
Money, 1975).
Ошибка хирурга во время обрезания у двух
7-
месячных однояйцовых
близнецов повлекла за собой утрату пениса одним из них
.
После мучительных раздумий и
многочисленных консультаций со специалистами университета Джона Гопкинса было
принято решение воспитывать ребенка как девочку
.
В возрасте
17
месяцев пострадавшему
поменяли имя
,
одежду
,
прическу
,
а спустя еще
4
месяца была проведена первая из серии
хирургических операций с целью пластики наружных гениталий по женскому типу
.
Членам семьи были даны необходимые рекомендации относительно наилучшего способа
действий при такой переделке пола
.
Зная
,
что оба ребенка имеют биологический мужской пол
,
родители приложили немало
усилий
,
чтобы относиться к близнецам как к сыну и дочери
.
В результате
"
дочь
"
действительно стала предпочитать платья брюкам и проявлять другие женские признаки
поведения
,
например склонность к аккуратности
.
Однажды
,
когда близнецам было по
4,5
года
,
мать заметила
: "
Меня поражает
,
что дочь столь женственна
...
Она просто обожает
делать прически
.
Она готова весь день сидеть под сушилкой
,
чтобы иметь красивую
головку
" (Money, 1975).
Близнецы воспитывались в условиях
,
стимулирующих развитие
традиционного игрового поведения
: "
девочке
"
для игр предлагались куклы
,
мальчику
-
машины и инструменты
.
Дети по-разному имитировали поведение родителей
:
сын
подражал отцу
,
а дочь
-
матери
.
Согласно Мани
,
у этих двух детей сформировалась
нормальная
(
и разная
)
половая самоидентификация
,
хотя по набору хромосом
,
анатомическим признакам и характеру гормональной секреции в период пренатального
развития и в течение первых
7
месяцев постнатальной жизни они не отличались
.
Однако впоследствии дело приняло неожиданный оборот
,
и принадлежность
"
девочки
"
к
женскому полу оказалась не столь очевидной
.
В подростковом возрасте ребенок стал мало
походить на девочку как внешне
,
так и по поведению
,
вызывая насмешки одноклассников
(Diamond, 1982).
О дальнейшем психополовом развитии этого ребенка сведений пока нет
.
Трудности
,
с которыми он сталкивался в подростковом возрасте
,
возможно
,
отражают
необходимость более эффективной заместительной эстрогенотерапии
.
Во всяком случае
сейчас трудно использовать этот случай в качестве доказательства преимущественной
роли обучения в формировании половой самоидентификации
.
Проанализируем результаты другого исследования
.
В
1974
г
.
в четырех деревнях
Доминиканской республики были выявлены
38
лиц с мужским псевдогермафродитизмом
.
Несмотря на наличие нормального для мужчин набора половых хромосом
,
наследственная
устойчивость клеток к мужским половым гормонам привела к неправильному
формированию наружных гениталий на фоне нормальной продукции тестостерона в
пренатальном периоде
.
У обследованных были обнаружены совершенно нормальные
семенники
;
при этом неполностью сформировавшаяся мошонка внешне выглядела как
половые губы
,
а очень маленький половой член напоминал клитор
;
частично
сформировалось влагалище
.
По этой причине многие из них воспитывались как женщины
.
В последующем
,
в пубертатном периоде
,
началась нормальная продукция мужских
половых гормонов и появились явно мужские признаки
.
Голос стал ниже
,
мускулатура
развивалась по мужскому типу
, "
клитор
"
превратился в пенис
,
а яички опустились в
мошонку
.
Появилась нормальная эрекция
,
стало возможным половое сношение
.
Среди
18
мальчиков с мужским генотипом
,
которые воспитывались как девочки
, 17
в
конечном счете ощутили себя мужчинами
,
а у
16
из
18
в течение пубертатного периода
или после него произошел сдвиг к мужской форме поведения
(Imperato-McGinley et al.,
1979).
Авторы описанного исследования полагают
,
что полученные ими результаты дают
основание для следующего вывода
:
если половое воспитание не соответствует
биологическому полу
,
последний в конце концов будет играть определяющую роль
,
при
условии что в пубертатном периоде имеет место нормальная продукция соответствующих
гормонов
.
Пока все это звучит достаточно понятно и убедительно
.
Биологические
факторы
,
очевидно
,
более важны
,
чем приобретенный опыт
,
поскольку
"
девочки
"
легко
расстаются с половой ролью
,
которую им навязывали в течение первых
10-12
лет жизни
.
Однако более пристальный анализ причин
,
обусловливающих такую перемену
,
может
привести и к иному выводу
.
Прежде всего
,
в вышеуказанных сельских районах девочки по достижении
7-
летнего
возраста обязаны выполнять домашнюю работу
,
тогда как мальчики
"
имеют полную
свободу
,
чтобы играть и повесничать
".
В
11-12
лет мальчики могут посещать кабачки или
петушиные бои
,
тогда как девочкам это не разрешается
.
Взрослые женщины тоже
практически не выходят из дома
,
ожидая мужей
,
которые вольны развлекаться и
пользоваться услугами проституток
.
Не есте-ственнно ли для подростка
,
имеющего
выбор
,
в условиях таких ограничений стремиться стать свободным
,
ищущим
удовольствий мужчиной
?
Кроме того
,
люди обычно составляют представление о себе на
основании реальных физических особенностей собственного тела
.
Замечая увеличение
полового члена и формирование мошонки
,
а также зная
,
что подобное уже случалось в его
деревне
,
подросток скорее всего выберет для себя роль мужчины
.
Если бы он даже
продолжал довольствоваться положением женщины
,
ему было бы трудно привлечь
внимание мужчины-партнера
.
Таким образом
,
данное исследование не дает весомых
аргументов в споре
"
наследственность или среда
".
Единственный вывод
,
который можно
сделать при рассмотрении описанных ситуаций
,
заключается в том
,
что половое развитие
определяется взаимодействием биологических и социальных факторов
.
Выводы
1.
Половое развитие начинается еще до рождения и продолжается на протяжении всей
жизни
.
Половые хромосомы
(XY
у мужчин
; XX
у женщин
)
обеспечивают генетическое
программирование половой дифференцировки
.
2.
Рост яичек начинается примерно с шестой недели после зачатия
.
Затем яички
продуцируют тестостерон
(
он стимулирует рост вольфовых протоков
)
и вещество
,
ингибирующее развитие мюллеровых протоков и вызывающее атрофию структур
,
которые могли бы развиться в женскую половую систему
.
Для нормальной половой
дифференцировки по мужскому типу необходимо
,
чтобы тестостерон и
детерминирующий фактор яичек присутствовали в нужных количествах на определенном
этапе развития организма
.
3.
Для половой дифференцировки по женскому типу не требуется гормональная
стимуляция
.
Яичники развиваются в течение двенадцатой недели беременности
.
Мюллеровы протоки дают начало матке
,
маточным трубам и верхней трети влагалища
.
4.
Пренатальная половая дифференцировка у обоих полов затрагивает всю
репродуктивную систему и определенные структуры головного мозга
.
5.
К числу нарушений полового развития в пренатальном периоде относятся хромосомные
расстройства
(47, XXY -
синдром Клайнфельтера
, 45, X0 -
синдром Тернера
),
мужской и
женский ложный гермафродитизм
(
в частности адреногенитальный синдром и синдром
тестикулярной феминизации
)
и расстройства
,
обусловленные применением гормональных
средств во время беременности
.
6.
Свойственные мужчинам и женщинам половые рефлексы имеются уже в младенческом
и детском возрасте
,
за исключением эякуляции у мальчиков
.
Уровень половых гормонов в
этом возрасте невысок
.
7.
Во время полового созревания усиливается образование половых гормонов
,
происходит
рывок роста
,
окончательное формирование внутренних половых органов и наружных
гениталий
,
развитие вторичных половых признаков
.
У девочек начинаются менструации
,
рост молочных желез и лобковых волос
.
У мальчиков появляется способность к
эякуляции
,
понижается тембр голоса
,
начинается рост волос на теле и лице
,
происходит
формирование мышечной массы
.
Сроки и продолжительность полового созревания
сильно варьируют
.
Вопросы для размышления
1.
Родители однояйцовых мальчиков-близнецов после квалифицированной консультации
по поводу травмы одного из детей
,
решили изменить его половую принадлежность
.
Они
посчитали более целесообразным воспитывать этого ребенка как девочку
(
осознавая
,
что
ни хирургические операции
,
ни гормональная терапия не сделают ее способной к
деторождению
),
нежели иметь мальчика без полового члена
.
Отвлекаясь от исхода
данного случая
,
согласны ли вы с мотивировкой такого решения
?
Почему да или нет
?
С
какими проблемами пришлось бы столкнуться родителям и ребенку
,
если бы последний
воспитывался как мальчик без полового члена
?
2.
Современное общество в целом с сочувствием относится к детям с врожденными
дефектами
,
однако аномалии половых органов все еще считаются постыдными
.
Согласны
ли вы с таким отношением и
,
если да
,
чем вы его объясняете
?
3.
Дети с врожденным синдромом Доминиканской республики изменяют свою половую
принадлежность с женской на мужскую с началом роста полового члена в период
полового созревания
.
Чем это можно объяснить
,
учитывая
,
что обычно лица с ложным
гермафродитизмом склонны сохранять принадлежность к полу
,
в котором они воспитаны
,
независимо от характера физических изменений в результате полового созревания
?
4.
Если бы вам стало известно
,
что ваша внешне нормальная подруга или любовница
имеет хромосомный набор
XY
и страдает синдромом тестикулярной феминизации
,
изменилось бы ваше отношение к ней
?
5.
Каковы обычные ощущения девочки при первом появлении менструаций
?
Как себя
чувствуют мальчики
,
впервые испытавшие поллюции
?
Как должны реагировать родители
на признаки таких явлений
?
6.
Какие выводы можно сделать из факта влияния половых гормонов на дифференцировку
мозга
?
Почему оно предполагает разное анатомическое строение мозга мужчин и
женщин
?
Глава
8.
Детская сексуальность
.
Попытки понять формирование сексуальности
,
анализируя этот феномен только с
биологических позиций
,
обречены на провал
.
Это все равно что пытаться понять музыку
,
рассматривая ее лишь как набор звуковых волн
:
в обоих случаях вы получаете
достоверную
,
но неполную информацию
.
В качестве пополнения к данным по биологии
пола в настоящей главе рассматриваются психологические и социальные факторы
,
влияющие на сексуальное развитие в детском возрасте
.
Половая самоидентификация
В предыдущей главе мы показали
,
что с биологической точки зрения пол любого человека
определяется набором половых хромосом
,
половыми гормонами
,
анатомическим
строением половых органов
(
наружных и внутренних
)
и вторичными половыми
признаками
.
Эти биологические факторы принадлежности к мужскому или женскому
полу тесно связаны с психологическими и социальными факторами
,
действие которых
начинается сразу после рождения и сохраняется на протяжении остальной жизни
.
Половая
самоидентификация
(
половая принадлежность
) -
это индивидуальное
,
личностное
ощущение себя мужчиной или женщиной
.
Напротив
,
половая роль есть индивидуальное
проявление принадлежности к мужскому или женскому полу в социальной обстановке
.
Более подробному обсуждению половой роли посвящена гл
. 11.
Формирование половой самоидентификации начинается в раннем детском возрасте и
оказывает разностороннее влияние на половое развитие
.
Как указывалось в предыдущей
главе
,
существует известное расхождение во мнениях относительно факторов
,
участвующих в формировании половой самоидентификации
.
Ниже кратко
рассматриваются некоторые из существующих точек зрения
.
Теория обучения
Согласно теории обучения
,
осознание половой принадлежности формируется в процессе
подражания моделям индивидуального поведения и под влиянием культурной среды
,
окружающей ребенка
.
В самом раннем возрасте ребенок наблюдает и пытается
имитировать поведение родителей
.
Он привыкает воспроизводить поведение родителя
одноименного пола
,
поскольку именно такая имитация вознаграждается
.
Кроме того
,
известно
,
что с момента рождения родители по-разному относятся к девочкам и
мальчикам
,
так как по-разному представляют себе их будущее
.
Этот процесс называется
дифференцированной социализацией и
,
как полагают
,
оказывает воздействие на
формирование и половой самоидентификации
,
и половой роли
(Kagan 1976, Petersen
1980).
Теория познания в процессе развития
Согласно этой теории
,
половая самоидентификация формируется параллельно
интеллектуальному развитию ребенка
(Kohlberg, 1966).
Очень маленькие дети имеют
чрезмерно упрощенное представление о поле
,
которое соответствует их упрощенному
взгляду на мир в целом
.
Трехлетний ребенок верит
,
что в телевизоре сидит настоящий
дядя
,
а чтобы мужчине превратиться в женщину достаточно надеть парик или платье
.
Если спросить трехлетнюю девочку
,
кем она хочет стать
,
когда вырастет
,
можно получить
в ответ
: "
папой
".
Лишь в возрасте
5-6
лет
,
когда дети убеждаются в постоянстве половой