ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8198
Скачиваний: 64
принадлежности
,
они начинают стойко идентифицировать себя существами того или
иного пола
.
Наблюдая за взрослыми
,
они делают вывод
,
что мужчинам и женщинам
свойствен разный тип поведения
.
Теория познания в процессе развития
,
в отличие от
теории обучения
,
предполагает
,
что ребенок имитирует поведение взрослых не ради
награды
,
а для того
,
чтобы ощутить себя существом того или иного пола
(Kaplan, Sedney,
1980).
Взаимодействие биологических и социальных факторов
Многие исследователи полагают
,
что половая самоидентификация у ребенка представляет
собой результат взаимодействия биологических и психосоциальных факторов
.
Иными
словами
,
на развитие сексуальности в детском и подростковом возрасте влияют и
программирование в пренатальном периоде
,
и психические особенности
,
и принятые
нормы поведения
.
Мнения ученых относительно важности пренатального
программирования для формирования половой самоидентификации расходятся
.
Милтон
Даймонд считает
,
что в пренатальном периоде гормоны обусловливают половые различия
в мозге
,
которые являются важными детерминантами будущего поведения
(Diamond,
1977).
Джон Мани и его сотрудники
,
не отрицая пренатального программирования
половых различий
,
настаивают на том
,
что у большинства людей половая
самоидентификация формируется главным образом в процессе воспитания
(Money,
Ehrhadt, 1972; Money, 1980; Money, Wiedeking, 1980).
Основные факторы
,
влияющие
,
по
мнению этих авторов
,
в разные периоды развития на осознание себя существом того или
иного пола
,
представлены в обобщенном виде на рис
. 8.1.
Сторонники биосоциальной
теории выделяют в процессе полового развития несколько критических периодов
.
Исходя
из наличия критического периода в действии андрогенов во время внутриутробного
развития
(
между
7
и
14
неделями беременности
,
см
.
гл
. 7),
Мани постулирует критический
период для формирования половой принадлежности
.
Вместе со своими сотрудниками он
установил
,
что в большинстве случаев наиболее существенный компонент половой
самоидентификации
-
стойкое ощущение себя мальчиком или девочкой
-
формируется к
третьему году жизни
.
После этого все пути назад отрезаны
,
и любые попытки изменить
половую ориентацию ребенка чреваты серьезными психологическими осложнениями
.
РИС
. 8.1
Формирование половой самоидентификации и половой роли
Диаграмма показывает последовательность и кумулятивное взаимодействие основных
факторов становления половой самоидентификации и половой роли
Мани с соавторами полагают
,
что наиболее существенные аспекты половой
принадлежности формируются скорее в процессе воспитания
,
нежели под действием
регуляторных биологических механизмов
(Money, Ehrhardt, 1972; Money, Oguaro, 1974;
Money, 1980).
Они пришли к такому заключению на основании результатов своих
наблюдений за специально подобранными парами людей с неясным строением наружных
гениталий
(
псевдогермафродитов
).
Эти результаты можно кратко обобщить следующим
образом
.
Если двух младенцев
,
принадлежащих по данным хромосомного анализа и
строению внутренних половых органов к одному и тому же биологическому полу
,
сразу
же после рождения начать воспитывать по-разному
(
одного как мальчика
,
а другого как
девочку
),
почти во всех случаях характер воспитания будет превалировать над
биологическим полом при формировании половой самоидентификации и половой роли
.
Иными словами
,
ребенок женского биологического пола
,
воспитанный как мальчик
,
будет
ощущать себя мальчиком
,
играть соответствующими игрушками
,
предпочитать
мальчишеские забавы и одежду
.
Точно так же ребенок
,
имеющий биологический мужской
пол
,
но воспитывавшийся как девочка
,
будет ощущать себя девочкой и играть
соответствующую половую роль
.
Обширные материалы
,
собранные Мани и его
коллегами
,
свидетельствуют о том
,
что биологическое программирование пренатального
развития и действие генетических сил обычно недостаточны
,
чтобы преодолеть влияние
воспитания и навыков
,
приобретенных в период постнатальной жизни
.
Совсем недавно Мани
(1988)
для объяснения формирования сексуальной ориентации
предложил так называемую теорию любовной карты
.
Любовная карта
-
это некая матрица
,
идеальный образ любовника
,
любви и сексуально-эротических отношений
,
формирующийся в мозге и в сознании человека в ходе развития
.
По мнению Мани
,
любовная карта человека
,
которую можно рассматривать как записанную в мозге
программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей
любовного чувства и эротизма
,
составляется в детстве
,
в возрасте от
5
до
8
лет
(Brody,
1990).
Повреждение любовной карты в таких травмирующих ситуациях
,
как инцест
,
физическое расстройство или крайне отрицательное отношение родителей к полу ребенка
,
может в конце концов привести к аномалиям в половом поведении
(Money, Lamacz, 1990)
(более подробно этот вопрос рассматривается в гл
. 17).
Теория любовной карты
,
предложенная Мани
,
дополняет его более ранние работы
,
посвященные формированию
ключевого компонента сознания половой принадлежности
.
Он по-прежнему остается на
позициях смешанной
,
биосоциальной природы этого явления
,
но подчеркивает
следующую мысль
: "
В целом
,
создается впечатление
,
что наиболее важным периодом для
формирования гомосексуальности
,
бисексуальности и гетеросексуальности является
поздний младенческий и препубертатный возраст
" (Money, 1988).
Интересная серия исследований
,
проведенных Мани
,
не проясняет
,
однако
,
вопроса о том
,
каким образом контролируется развитие сознания половой принадлежности у
нормальных
,
здоровых людей
.
Не исключено
,
что только те лица
,
которые на собственном
опыте познали необычное биологическое состояние ложного гермафродитизма
,
способны
проявить достаточно гибкости
,
чтобы в равной степени принять принадлежность к тому и
другому полу
.
Если все параметры биологического пола имеют единую направленность
,
возможно
,
что приобретаемых знаний недостаточно для успешной переделки программы
половой принадлежности
,
заложенной в период пренатального развития
,
на
противоположную
.
Это предположение подтверждается описанным нами выше случаем
:
один из однояйцовых близнецов-мальчиков
,
которого пытались воспитывать как девочку
,
так и не смог успешно приспособиться к изменению половой принадлежности ни в
личностном
,
ни в социальном плане
.
В наше время никто уже не считает
,
что характер развития зависит или только от
"природы
" (
биологических факторов
),
или только
"
среды
" (
воспитания
).
Биологические
процессы разворачиваются отнюдь не в культурном вакууме
,
а приобретение знаний
невозможно без биологического инструмента
,
каковым служит головной мозг
.
Хотя для
уточнения отдельных аспектов полового развития требуются дополнительные
исследования
,
создается впечатление
,
что теория взаимодействия биологических и
социальных факторов наиболее адекватно объясняет этот процесс
.
Детская сексуальность
Детство
-
неизвестная страница в исследованиях пола
,
поскольку надежные данные
относительно полового поведения на протяжении этого периода по объективным
причинам отсутствуют
(Money, 1976).
Выводы
,
базирующиеся на опросах взрослых
,
недостоверны
,
так как люди могут плохо помнить свои ощущения в детстве или скрывать
какие-то воспоминания из-за желания выглядеть
"
нормальными
".
Попытки устного
опроса или анкетирования детей для получения информации о половых ощущениях и
поведении встречают резкое сопротивление со стороны общественности
,
усматривающей
в таких исследованиях подрыв моральных устоев общества
.
Вот почему
,
разбираясь в этой
сложной проблеме
,
приходится преимущественно полагаться на догадки и умозрительные
заключения
,
а также на немногочисленные данные культурологических исследований
популяций аборигенов
,
в которых допускаются сексуальные игры детей
.
До появления работ Фрейда считалось
,
что сексуальность у детей отсутствует
,
либо
,
признавая ее существование
,
исследователи предпочитали умалчивать об этом феномене
,
расценивая его как греховный и опасный
(Sulloway, 1979).
Эти противоречивые взгляды
сохраняются до сих пор
,
однако по крайней мере некоторые родители рассматривают
развивающуюся сексуальность своих детей как нечто само собой разумеющееся и не
вызывающее отрицательного отношения
.
Часть родителей по-прежнему испытывает
дискомфорт при любых проявлениях сексуального интереса у ребенка
.
Тому есть
несколько причин
.
Во-первых
,
это считается ненормальным
,
во-вторых
,
родители не
знают
,
как вести себя в таких ситуациях
,
наконец
,
у них могут быть собственные
сексуальные проблемы
.
Имея представление об особенностях полового развития в детском возрасте
,
родители
могут лучше помочь детям в условиях формирующейся сексуальности
,
обеспечивая
спокойную обстановку и не прибегая к угрозам
.
Сексуальность в младенчестве
Результаты ультразвукового исследования свидетельствуют о том
,
что рефлекторная
эрекция у плодов мужского пола имеет место за несколько месяцев до рождения
,
т.е
.
в
период внутриутробного развития
(
рис
. 8.2) (Masters, 1980, Calderone, 1983).
У многих
новорожденных мальчиков эрекцию наблюдают в течение первых минут после родов
,
иногда даже до перерезки пупочного канатика
.
Точно так же
,
у новорожденных девочек в
течение первых суток возможны увлажнение влагалища и эрекция клитора
(Langfeldt,
1981).
Таким образом
,
очевидно
,
что половые рефлексы проявляются уже в раннем
младенческом периоде и даже во время внутриутробного развития
.
Рис
. 8.2
Изображение эрекции у плода
,
полученное при ультразвуковом исследовании
В первые месяцы жизни ребенка устанавливается его связь с родителями
-
важная ранняя
форма интимных отношений
.
Важный компонент младенческой сексуальности заложен в чувственной близости ребенка
и родителей
,
которая реализуется
,
когда последние держат ребенка на руках
,
обнимают
его или прижимают к своему телу
(Higham, 1980).
Как уже говорилось в гл
. 5,
такая связь
между ребенком и родителями устанавливается с самого рождения и в последующем
углубляется в процессе кормления
,
купания
,
одевания и других видов физического
взаимодействия между родителями и новорожденным
.
Ребенок
,
лишенный в
младенчестве родительского тепла и других форм связи с отцом и матерью
,
впоследствии
может испытывать трудности при вступлении в интимные отношения с другими людьми
,
или
,
как полагают
,
не получать удовлетворения от собственной сексуальности
(Ainsworth,
1962; Hanlow, Harlow, 1962, Trouse, Kennel, Klaus, 1977; Money, 1980).
Совсем маленькие дети совершенно естественно реагируют на разнообразные источники
физических ощущений теми или иными формами полового возбуждения
.
Например
,
при
кормлении ребенка матери нередко замечают сильно выраженную эрекцию
,
что вызывает
у некоторых из них тревогу как ненормальное явление
.
На самом же деле
,
ощущение
тепла и мягкости материнского тела
,
к которому его прижимают
,
вместе с интенсивной
нервной стимуляцией
,
источником которой служит сосание
(
в губах очень много
чувствительных нервных окончаний
),
вызывает поток сигналов
,
направленных в мозг
,
где
они интерпретируются как приятные и активируют половые рефлексы
.
Столь же обычны
эрекция клитора и увлажнение влагалища во время кормления новорожденных девочек
.
Таким образом
,
данное явление не свойственно какому-то одному полу
,
хотя эрекция
полового члена выражена гораздо сильнее и
,
следовательно
,
лучше заметна
.
Сходные
проявления рефлекторной половой активности наблюдаются при купании
,
припудривании
,
пеленании или игривом подбрасывании ребенка
.
Важно
,
однако
,
подчеркнуть вслед за Мартинсоном
,
что
"
ребенок еще слишком мал
,
чтобы осознавать
происходящее
,
в связи с чем нельзя говорить о пробуждении у него каких бы то ни было
социально и сексуально обусловленных эротических переживаний
" (Martinson, 1981).
Реакция родителей
,
наблюдающих все эти половые рефлексы
,
служит важным
компонентом самого раннего сексуального опыта ребенка
.
От матери или отца
,
выказывающих излишнее беспокойство или неодобрение по поводу виденного
,
ребенку