Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 7848

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

принадлежности

они начинают стойко идентифицировать себя существами того или

иного пола

Наблюдая за взрослыми

они делают вывод

что мужчинам и женщинам

свойствен разный тип поведения

Теория познания в процессе развития

в отличие от

теории обучения

предполагает

что ребенок имитирует поведение взрослых не ради

награды

а для того

чтобы ощутить себя существом того или иного пола

 (Kaplan, Sedney,

1980).

Взаимодействие биологических и социальных факторов

Многие исследователи полагают

что половая самоидентификация у ребенка представляет

собой результат взаимодействия биологических и психосоциальных факторов

Иными

словами

на развитие сексуальности в детском и подростковом возрасте влияют и

программирование в пренатальном периоде

и психические особенности

и принятые

нормы поведения

Мнения ученых относительно важности пренатального

программирования для формирования половой самоидентификации расходятся

Милтон

Даймонд считает

что в пренатальном периоде гормоны обусловливают половые различия

в мозге

которые являются важными детерминантами будущего поведения

 (Diamond,

1977). 

Джон Мани и его сотрудники

не отрицая пренатального программирования

половых различий

настаивают на том

что у большинства людей половая

самоидентификация формируется главным образом в процессе воспитания

 (Money,

Ehrhadt, 1972; Money, 1980; Money, Wiedeking, 1980). 

Основные факторы

влияющие

по

мнению этих авторов

в разные периоды развития на осознание себя существом того или

иного пола

представлены в обобщенном виде на рис

. 8.1. 

Сторонники биосоциальной

теории выделяют в процессе полового развития несколько критических периодов

Исходя

из наличия критического периода в действии андрогенов во время внутриутробного
развития

 (

между

 7 

и

 14 

неделями беременности

см

гл

. 7), 

Мани постулирует критический

период для формирования половой принадлежности

Вместе со своими сотрудниками он

установил

что в большинстве случаев наиболее существенный компонент половой

самоидентификации

 - 

стойкое ощущение себя мальчиком или девочкой

 - 

формируется к

третьему году жизни

После этого все пути назад отрезаны

и любые попытки изменить

половую ориентацию ребенка чреваты серьезными психологическими осложнениями

.


background image

РИС

. 8.1

Формирование половой самоидентификации и половой роли

Диаграмма показывает последовательность и кумулятивное взаимодействие основных
факторов становления половой самоидентификации и половой роли

Мани с соавторами полагают

что наиболее существенные аспекты половой

принадлежности формируются скорее в процессе воспитания

нежели под действием

регуляторных биологических механизмов

 (Money, Ehrhardt, 1972; Money, Oguaro, 1974;

Money, 1980). 

Они пришли к такому заключению на основании результатов своих

наблюдений за специально подобранными парами людей с неясным строением наружных
гениталий

 (

псевдогермафродитов

). 

Эти результаты можно кратко обобщить следующим

образом

Если двух младенцев

принадлежащих по данным хромосомного анализа и

строению внутренних половых органов к одному и тому же биологическому полу

сразу

же после рождения начать воспитывать по-разному

 (

одного как мальчика

а другого как

девочку

), 

почти во всех случаях характер воспитания будет превалировать над

биологическим полом при формировании половой самоидентификации и половой роли

.

Иными словами

ребенок женского биологического пола

воспитанный как мальчик

будет

ощущать себя мальчиком

играть соответствующими игрушками

предпочитать

мальчишеские забавы и одежду

Точно так же ребенок

имеющий биологический мужской

пол

но воспитывавшийся как девочка

будет ощущать себя девочкой и играть

соответствующую половую роль

Обширные материалы

собранные Мани и его


background image

коллегами

свидетельствуют о том

что биологическое программирование пренатального

развития и действие генетических сил обычно недостаточны

чтобы преодолеть влияние

воспитания и навыков

приобретенных в период постнатальной жизни

.

Совсем недавно Мани

 (1988) 

для объяснения формирования сексуальной ориентации

предложил так называемую теорию любовной карты

Любовная карта

 - 

это некая матрица

,

идеальный образ любовника

любви и сексуально-эротических отношений

,

формирующийся в мозге и в сознании человека в ходе развития

По мнению Мани

,

любовная карта человека

которую можно рассматривать как записанную в мозге

программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей
любовного чувства и эротизма

составляется в детстве

в возрасте от

 5 

до

 8 

лет

 (Brody,

1990). 

Повреждение любовной карты в таких травмирующих ситуациях

как инцест

,

физическое расстройство или крайне отрицательное отношение родителей к полу ребенка

,

может в конце концов привести к аномалиям в половом поведении

 (Money, Lamacz, 1990)

(более подробно этот вопрос рассматривается в гл

. 17). 

Теория любовной карты

,

предложенная Мани

дополняет его более ранние работы

посвященные формированию

ключевого компонента сознания половой принадлежности

Он по-прежнему остается на

позициях смешанной

биосоциальной природы этого явления

но подчеркивает

следующую мысль

: "

В целом

создается впечатление

что наиболее важным периодом для

формирования гомосексуальности

бисексуальности и гетеросексуальности является

поздний младенческий и препубертатный возраст

" (Money, 1988).

Интересная серия исследований

проведенных Мани

не проясняет

однако

вопроса о том

,

каким образом контролируется развитие сознания половой принадлежности у
нормальных

здоровых людей

Не исключено

что только те лица

которые на собственном

опыте познали необычное биологическое состояние ложного гермафродитизма

способны

проявить достаточно гибкости

чтобы в равной степени принять принадлежность к тому и

другому полу

Если все параметры биологического пола имеют единую направленность

,

возможно

что приобретаемых знаний недостаточно для успешной переделки программы

половой принадлежности

заложенной в период пренатального развития

на

противоположную

Это предположение подтверждается описанным нами выше случаем

:

один из однояйцовых близнецов-мальчиков

которого пытались воспитывать как девочку

,

так и не смог успешно приспособиться к изменению половой принадлежности ни в
личностном

ни в социальном плане

.

В наше время никто уже не считает

что характер развития зависит или только от

"природы

" (

биологических факторов

), 

или только

 "

среды

" (

воспитания

). 

Биологические

процессы разворачиваются отнюдь не в культурном вакууме

а приобретение знаний

невозможно без биологического инструмента

каковым служит головной мозг

Хотя для

уточнения отдельных аспектов полового развития требуются дополнительные
исследования

создается впечатление

что теория взаимодействия биологических и

социальных факторов наиболее адекватно объясняет этот процесс

.

Детская сексуальность

Детство

 - 

неизвестная страница в исследованиях пола

поскольку надежные данные

относительно полового поведения на протяжении этого периода по объективным
причинам отсутствуют

 (Money, 1976). 

Выводы

базирующиеся на опросах взрослых

,

недостоверны

так как люди могут плохо помнить свои ощущения в детстве или скрывать

какие-то воспоминания из-за желания выглядеть

 "

нормальными

". 

Попытки устного

опроса или анкетирования детей для получения информации о половых ощущениях и
поведении встречают резкое сопротивление со стороны общественности

усматривающей


background image

в таких исследованиях подрыв моральных устоев общества

Вот почему

разбираясь в этой

сложной проблеме

приходится преимущественно полагаться на догадки и умозрительные

заключения

а также на немногочисленные данные культурологических исследований

популяций аборигенов

в которых допускаются сексуальные игры детей

.

До появления работ Фрейда считалось

что сексуальность у детей отсутствует

либо

,

признавая ее существование

исследователи предпочитали умалчивать об этом феномене

,

расценивая его как греховный и опасный

 (Sulloway, 1979). 

Эти противоречивые взгляды

сохраняются до сих пор

однако по крайней мере некоторые родители рассматривают

развивающуюся сексуальность своих детей как нечто само собой разумеющееся и не
вызывающее отрицательного отношения

Часть родителей по-прежнему испытывает

дискомфорт при любых проявлениях сексуального интереса у ребенка

Тому есть

несколько причин

Во-первых

это считается ненормальным

во-вторых

родители не

знают

как вести себя в таких ситуациях

наконец

у них могут быть собственные

сексуальные проблемы

.

Имея представление об особенностях полового развития в детском возрасте

родители

могут лучше помочь детям в условиях формирующейся сексуальности

обеспечивая

спокойную обстановку и не прибегая к угрозам

.

Сексуальность в младенчестве

Результаты ультразвукового исследования свидетельствуют о том

что рефлекторная

эрекция у плодов мужского пола имеет место за несколько месяцев до рождения

т.е

в

период внутриутробного развития

 (

рис

. 8.2) (Masters, 1980, Calderone, 1983). 

У многих

новорожденных мальчиков эрекцию наблюдают в течение первых минут после родов

,

иногда даже до перерезки пупочного канатика

Точно так же

у новорожденных девочек в

течение первых суток возможны увлажнение влагалища и эрекция клитора

 (Langfeldt,

1981). 

Таким образом

очевидно

что половые рефлексы проявляются уже в раннем

младенческом периоде и даже во время внутриутробного развития

.

Рис

. 8.2


background image

Изображение эрекции у плода

полученное при ультразвуковом исследовании

В первые месяцы жизни ребенка устанавливается его связь с родителями

 - 

важная ранняя

форма интимных отношений

.

Важный компонент младенческой сексуальности заложен в чувственной близости ребенка
и родителей

которая реализуется

когда последние держат ребенка на руках

обнимают

его или прижимают к своему телу

 (Higham, 1980). 

Как уже говорилось в гл

. 5, 

такая связь

между ребенком и родителями устанавливается с самого рождения и в последующем
углубляется в процессе кормления

купания

одевания и других видов физического

взаимодействия между родителями и новорожденным

Ребенок

лишенный в

младенчестве родительского тепла и других форм связи с отцом и матерью

впоследствии

может испытывать трудности при вступлении в интимные отношения с другими людьми

,

или

как полагают

не получать удовлетворения от собственной сексуальности

 (Ainsworth,

1962; Hanlow, Harlow, 1962, Trouse, Kennel, Klaus, 1977; Money, 1980).

Совсем маленькие дети совершенно естественно реагируют на разнообразные источники
физических ощущений теми или иными формами полового возбуждения

Например

при

кормлении ребенка матери нередко замечают сильно выраженную эрекцию

что вызывает

у некоторых из них тревогу как ненормальное явление

На самом же деле

ощущение

тепла и мягкости материнского тела

к которому его прижимают

вместе с интенсивной

нервной стимуляцией

источником которой служит сосание

 (

в губах очень много

чувствительных нервных окончаний

), 

вызывает поток сигналов

направленных в мозг

где

они интерпретируются как приятные и активируют половые рефлексы

Столь же обычны

эрекция клитора и увлажнение влагалища во время кормления новорожденных девочек

.

Таким образом

данное явление не свойственно какому-то одному полу

хотя эрекция

полового члена выражена гораздо сильнее и

следовательно

лучше заметна

Сходные

проявления рефлекторной половой активности наблюдаются при купании

,

припудривании

пеленании или игривом подбрасывании ребенка

Важно

однако

,

подчеркнуть вслед за Мартинсоном

что

 "

ребенок еще слишком мал

чтобы осознавать

происходящее

в связи с чем нельзя говорить о пробуждении у него каких бы то ни было

социально и сексуально обусловленных эротических переживаний

" (Martinson, 1981).

Реакция родителей

наблюдающих все эти половые рефлексы

служит важным

компонентом самого раннего сексуального опыта ребенка

От матери или отца

,

выказывающих излишнее беспокойство или неодобрение по поводу виденного

ребенку