ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8201
Скачиваний: 64
может передаваться состояние дискомфорта
,
тогда как от спокойно реагирующих
родителей ребенок получает как бы сигнал одобрения своей сексуальности
.
Как знает любой наблюдательный родитель
,
маленькие мальчики и девочки начинают
трогать и тереть свои наружные половые органы как только у них развивается
необходимая координация движений
.
Как отмечалось в гл
. 7,
Кинзи и другие авторы
заметили
,
что иногда это приводит к оргазму у детей первого года жизни
.
Возникает
вопрос
:
каков смысл такого поведения
?
Может быть
,
ребенок попросту исследует свое
тело
,
и вероятность дотронуться до той или иной его части
(
локоть
,
живот
,
наружные
гениталии
)
примерно одинакова
?
Или такое поведение содержит элемент сексуальности и
получаемое чувственное удовольствие заставляет ребенка снова и снова прибегать к
самостимуляции
?
Ребенок не может ответить на эти вопросы
,
однако имеются данные в пользу второго
предположения
.
Элен Каплан пишет
,
что маленькие дети
"
выражают радость при
стимуляции их гениталий
" (Kaplan, 1974).
Бэкуин отмечает
,
что
"
дети выказывают
крайнее раздражение при попытке прервать
"
занятие мастурбацией и добавляет
,
что
самостимуляция может повторяться
"
несколько раз в день
" (Bakwin, 1974).
К третьему
или четвертому месяцу жизни самостимуляция наружных половых органов
сопровождается улыбкой и звуками
,
выражающими удовольствие
(Martinson, 1980).
К
концу первого года жизни ребенок начинает рассматривать свои гениталии при купании
или раздевании
.
Игра гениталиями чаще встречается у детей
,
растущих в семьях
,
нежели у
посещающих дошкольные учреждения
(Spitz, 1949).
Это подтверждает
,
что связь ребенка
с родителями играет ведущую роль в последующем развитии сексуальности
.
Родители очень маленьких детей реагируют на описанные проявления полового
поведения по-разному
.
Некоторых это забавляет
,
других удивляет
,
третьих тревожит
,
особенно если они не понимают
,
что все это
-
совершенно нормальные признаки развития
ребенка
.
Секс в раннем детском возрасте
(
от двух до пяти лет
)
К двухлетнему возрасту большинство детей начинают ходить
,
говорить
,
а также ощущать
себя мальчиком или девочкой
.
Они проявляют неуемное любопытство
,
исследуя разные
части собственного тела
,
причем большинство открывают для себя
(
если не сделали это
раньше
),
что стимуляция наружных половых органов приносит приятные ощущения
.
Сначала игра гениталиями является индивидуальным занятием
,
но постепенно она
преобразуется в игру
"
в доктора
"
или
"
покажи мне свое и я покажу
,
что есть у меня
".
Дети
могут потирать пенис или клитор руками
,
а также использовать для этой цели куклу
,
подушку
,
одеяло или другие предметы
.
Беседы с трехлетними девочками и мальчиками показывают
,
что им хорошо известны
чувственные ощущения от прикосновения к наружным половым органам
,
хотя они и не
воспринимают их как эротические или сексуальные
,
поскольку еще не способны к
выработке концептуальных понятий
.
Вот одна из наших записей
,
иллюстрирующих
сказанное
:
Трехлетняя девочка
: "
Когда я тру пипку
,
мне тепло и приятно
.
Иногда щекотно
,
а иногда
просто горячо
". (
Девочка называла
"
пипкой
"
наружные половые органы и особенно
подробно описывала
,
как по нескольку раз в день трет рукой клитор и лобок
.
В возрасте
2,5-3,5
лет она ходила без трусиков и поэтому легко осуществляла свое желание
.)
Трехлетний мальчик
: "
Посмотри на мою колбаску
.
Она может подниматься
.
Я тру ее
,
она
поднимается и мне приятно
.
Иногда я тру ее очень долго
,
и тогда мне становится очень
,
очень хорошо
" (
Мальчик гордится своей
"
колбаской
"
и любит показывать ее
.
По словам
родителей
,
он стимулирует пенис несколько раз в день и безусловно занимается этим
,
оставаясь один
.)
Приблизительно в это же время ребенок начинает понимать
,
что взрослые не одобряют
игру гениталиями и испытывает недоумение
,
если родители рассказывают ему о разных
частях тела
,
но не упоминают о наружных половых органах
.
Конечно
,
взрослые должны
прививать детям навыки социально приемлемого поведения
(
например
,
не показывать и
не трогать гениталии на людях
),
однако не стоит пытаться исключить все проявления
сексуального экспериментирования ребенка
,
говоря
: "
Это нехорошо
"
или
"
Не трогай себя
здесь
"
или попросту отдергивая руку ребенка без всяких словесных замечаний
.
Отрицательные ощущения
,
испытываемые при этом
,
могут послужить самыми ранними
источниками возможных затруднений на сексуальной почве в будущем
(Masters, Johnson,
1970; Calderone, 1978; Money, 1980).
У многих детей возникает убеждение
,
что их половые
органы
- "
грязные
"
части тела
.
Такое представление часто вырабатывается под влиянием
замечаний
,
получаемых в процессе обучения отправлению естественных потребностей
.
Чрезмерная настойчивость в привитии ребенку гигиенических навыков
("
подотрись
получше
", "
вымой руки после того как сходил
")
прививает детям негативное отношение к
функции гениталий
,
хотя родители
,
несомненно
,
действуют из лучших побуждений
,
заботясь об их здоровье
.
Следует помнить
,
как бы это не противоречило вашим инстинктивным чувствам
,
что
,
по
мнению большинства специалистов
,
лучшее что могут сделать родители
,
заметив
,
как их
маленький ребенок занимается сексуальным самоисследованием
,
это попросту не
волноваться
(Feitel, 1990).
Как замечает психолог Сельма Фрайберг
(Fraiberg, 1959):
"Отношение ребенка к самому себе
,
его самооценка тесно связаны с тем
,
как он
воспринимает собственное тело
.
Ребенок
,
заметивший
,
что его сексуальные игры
возбуждают в родителях отвращение
,
может придти к выводу
,
что у него плохое тело и
что сам он как личность тоже плох
".
Поскольку ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса
,
выражению лица и
другим физическим признакам
,
родителям лучше всего спокойно реагировать на
проявления его сексуального любопытства
(Renshaw, 1988).
Это относится не только к
случаям
,
когда они замечают сексуальную игру ребенка
,
но и к другим сексуально
окрашенным ситуациям
.
Например
,
если трехлетний ребенок заходит в ванную комнату
,
когда один из родителей только-что кончил принимать душ
,
нельзя высказывать
чрезмерное раздражение
,
строго выговаривая малышу
("
Убирайся отсюда
!
Разве ты не
видишь
,
что я не одет(а
)?")
или хватая полотенце
,
словно необходимость укрыться
является вопросом жизни и смерти
.
Такая реакция показывает ребенку
,
что мать или отец
стесняются своего тела и скорее всего спровоцирует его на повторное вторжение
.
Другой пример
.
Маленькие дети часто ласкают себя в самые неподходящие для родителей
моменты
.
Надо быть заранее готовыми к таким ситуациям
.
К примеру
,
вы пришли в
магазин
,
а маленькая Сузи задирает платье и начинает тереть себя между ног
.
Вместо
того
,
чтобы восклицать
: "
Не надо
,
не делай этого
",
лучше дайте ей в руку пакет и
попросите нести его
.
Отрывая таким способом ребенка от неприличного по социальным
меркам занятия
,
вы заставите его изменить поведение
,
не акцентируя на нем внимание и
не создавая впечатления
,
что вы недовольны им
.
К четырехлетнему возрасту большинство детей
,
воспитываемых в современном обществе
,
начинает задавать вопросы о том
,
откуда берутся дети и как они рождаются
(Martinson,
1980).
Некоторые родители дают самое естественное объяснение
,
тогда как другие
испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему
.
Дети очень хорошо
улавливают
,
что вызывает беспокойство у матери или отца
,
и перестают задавать вопросы
либо
,
напротив
,
засыпают ими обоих родителей
,
чтобы привести их в еще большее
замешательство
.
Четырехлетки
,
как правило
,
имеют весьма расплывчатое представление о
поле
,
иногда вкладывая в это понятие некий магический смысл
.
Многие верят
,
что
"
детей
приносит аист
"
и не продолжают расспросы
.
Другие же
,
получив более точное объяснение
фактов
,
касающихся репродукции
,
интерпретируют их самым неожиданным образом
.
К
примеру
,
четырехлетние дети обычно представляют себе
,
что материнское яйцо
,
из
которого вырастает ребенок
,
ничем не отличается от тех
,
что десятками продаются в
магазине
.
Когда таким детям говорят
,
что
"
папа сеет семячко в живот мамы
",
пытаясь
объяснить
,
как происходит зачатие и наступает беременность
,
они убеждены
,
что в
животе матери имеется кусочек земли
,
который надо периодически поливать и
пропалывать
,
чтобы росли дети
.
Такой взгляд на половые явления отражает конкретный
,
буквальный образ мыслей четырехлеток относительно окружающего мира в целом
.
Дети
,
посещающие дошкольные учреждения
,
нередко оказываются свидетелями или
участника ми сексуально окрашенных ситуаций
.
Например
,
четырехлетние Билли и Питер
постоянно получают замечания
,
потому что целуются во время игры
.
В той же группе
Джерри забавляется тем
,
что подкрадывается сзади к девочкам и задирает им платья
("
Так
я вижу их трусики
" -
объсняет он
,
хихикая
).
И девочки
,
и мальчики проявляют большой
интерес ко всему
,
что связано с туалетом и соблюдением правил гигиены
.
Кроме того
,
им
нравится использовать
"
грязные
"
слова
,
наблюдая за реакцией воспитателей и родителей
.
В возрасте пяти лет
,
когда большинство детей начинают посещать детский сад
,
необходимость строить отношения со сверстниками в структурированной среде
вырабатывает скромность и приводит к снижению частоты сексуально-окрашенных игр
(Martinson, 1980).
В этом возрасте дети с увлечением узнают названия сексуальных
органов
,
о которых они раньше ничего не слышали
.
Среди них начинают
распространяться шутки о назначении гениталий и на другие половые темы
,
которые они
сначала слышат от старших товарищей
,
а потом повторяют
.
Пятилетка может и не
понимать шутки
,
но громко смеется
(
иногда невпопад
),
чтобы скрыть это
.
По замечанию Мани
(Money, 1980),
если ребенку недоступна простая
,
откровенная
информация о поле
,
основным источником полового образования становятся
соответствующие анекдоты
.
Поскольку даже самый маленький ребенок быстро узнает
разницу между
"
чистой
"
и
"
грязной
"
шуткой
,
это ведет к выработке представления о сексе
как о чем-то
"
непристойном
".
В этом же возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных
отношениях
,
исходя из собственных наблюдений за взрослыми
.
Видя как мать с отцом
обнимаются и целуются
,
ясно получая при этом удовольствие
,
ребенок постепенно
начинает понимать
,
что физическая и эмоциональная близость позволяет получать
приятные ощущения
.
С другой стороны
,
если ребенок постоянно видит как родители
ссорятся между собой или слышит восклицания
"
не трогай меня
",
у него может развиться
совершенно противоположный взгляд на близкие отношения
.
Секс в школьном возрасте
Шести
-
и семилетние дети обычно уже очень хорошо знают о главных анатомических
отличиях людей разного пола и
,
как правило
,
понимают неуместность обнажения тела на
людях
.
Несомненно
,
самосознание ребенка формируется под влиянием родителей и
повседневной практики общения в домашних условиях
,
однако и здесь природное
любопытство детей проявляется в играх
"
в больницу
"
или в
"
дом
",
которые допускают
сексуальное общение
.
Оно может проходить в форме взаимного осмотра наружных
половых органов
,
прикосновения к ним
,
поцелуев или введения посторонних предметов
во влагалище или прямую кишку
.
Сексуальное экспериментирование может иметь место среди детей одного или разных
полов
.
Цель такого поведения
-
приобретение знаний
: "
Как я отличаюсь от других
,
похожих на меня людей
?"
или
"
Чем представители противоположного пола отличаются от
меня
?".
Другая цель
-
испытать запретное и посмотреть
,
что из этого выйдет
:
кто
обнаружит проступок
,
как прореагирует
,
как я выйду из этого положения и т.д
.
Обе цели
взаимно дополняют одна другую
,
поскольку запретное знание обычно кажется более
привлекательным
,
чем легко доступное
.
Участие детей в таких играх является
,
по-видимому
,
универсальным явлением
,
хотя
имеющиеся исследования
(
основанные главным образом на анализе воспоминаний
)
не
подтверждают его столь широкой распространенности
.
Так
,
например
,
Кинзи утверждает
,
что только
45%
взрослых женщин и
57%
мужчин вспоминают об участии в тех или иных
сексуальных играх в примерно двенадцатилетнем возрасте
(Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948;
Kinsey et al., 1953).
Согласно более позднему исследованию
, 61%
опрошенных студентов
колледжей сообщили о наличии того или иного опыта сексуальных отношений с другими
детьми до тринадцатилетнего возраста
(Greenwald, Leitenberg, 1989).
Детские сексуальные игры в обычных условиях психологически не опасны и с точки
зрения развития ребенка могут
,
вероятно
,
считаться полезными для формирования
навыков психо-социального общения
(Jensen, 1979, Money, 1980, Renshaw, 1988).
Психологическую опасность может представлять резкая реакция родителей
.
Ребенок
,
застигнутый во время сексуальной игры в одиночку или в компании с другими детьми
,
легко улавливает отрицательную реакцию родителей
,
но ему трудно понять ее
.
С точки
зрения ребенка игра есть игра
,
тогда как родители
,
обнаружившие
,
что их ребенок
мастурбирует или вовлечен в сексуальную игру с другими детьми
,
видят в этой сцене
только ярко горящее слово СЕКС
,
написанное крупными буквами
.
Родительские угрозы
или зловещие предсказания
,
что такое
"
дурное
"
поведение будет иметь ужасные
последствия
,
пугают ребенка
.
Слова матери или отца о том
,
что
"
это грязно
",
могут быть
истолкованы слишком буквально
,
и в душу ребенка будут брошены семена
,
из которых
вырастет его отрицательное отношение к сексу в будущем
.
Отношение родителей к участию ребенка-школьника в сексуальных играх нередко
строится
,
исходя из двойного стандарта
.
Девочек обычно строго предупреждают о
необходимости воздерживаться от таких игр
,
особенно с мальчиками
.
В то же время
мальчики часто получают от родителей наставления смешанного характера
:
с одной
стороны
,
их предостерегают и даже наказывают за участие в таких играх
,
но
,
с другой
стороны
,
в этих наставлениях проскальзывает снисходительное отношение и чувство
гордости
: "
мальчики должны быть мальчиками
".
Один отец
,
рассказывая о сексуальных
эскападах своего семилетнего сына и его одноклассницы
,
заметил
: "
Слава богу
,
он рано
начал
".
Молчаливое разрешение мальчикам удовлетворять свое сексуальное любопытство
(исключая гомосексуальные ситуации
,
на которые родители всегда реагируют
отрицательно
)
в американском обществе редко распространяется на девочек
.
С
наступлением пубертатного периода двойной стандарт в отношении родителей к
проявлениям сексуального поведения мальчиков и девочек становится еще более
заметным
.
Представление Фрейда о периоде скрытой сексуальности в позднем периоде детства
-
времени
,
когда сексуальные интересы и импульсы сменяются несексуальным поведением
и интересами
-
в настоящее время не разделяется многими сексологами
.
По мнению Мани
(Money, 1980) -
это просто период сексуальной стыдливости и осмотрительности
,
когда
сексуальным играм дети предаются тайком
.
Перекрестные культурологические
исследования однозначно показывают
,
что в обществе
,
допускающем сексуальные
упражнения детей
,
такие игры продолжаются и нередко становятся более частыми именно
в предподростковом возрасте
(Ford, Beach, 1951; Marshall, Suggs, 1971; Currier, 1981).
Данные Кинзи также свидетельствуют о том
,
что в рассматриваемый период сексуальные
игры не только не прекращаются
,
но даже не становятся реже
(Kinsey, Pomeroy, Martin,
1948; Kinsey et al., 1953).
Подробное исследование детской сексуальности
,
включавшее
опросы
800
детей в возрасте
5
лет и старше из Австралии
,
Северной Америки
,
Великобритании и Швеции
,
также не подтвердило наличия в процессе общего развития
ребенка стадии
,
на которой задерживается сексуальное развитие
(Goldman, Goldman,
1982).
Согласно этим авторам
: "
Вопреки фрейдовской теории латентного периода
,
подавляющее большинство имеющихся данных показывает
,
что дети в возрасте от
5
до
15
лет проявляют повышенный интерес к половым вопросам
,
причем этот интерес
прогрессивно усиливается с возрастом
" (Goldman, Goldman, 1982).
Накопленные
наблюдения
,
возможно
,
лучше всего суммированы в следующем фрагменте
:
"Процесс психосексуального развития детей протекает в условиях их полного неведения о
предстоящем периоде скрытой сексуальности
.
Единственная уступка
,
которую они