Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8201

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

может передаваться состояние дискомфорта

тогда как от спокойно реагирующих

родителей ребенок получает как бы сигнал одобрения своей сексуальности

.

Как знает любой наблюдательный родитель

маленькие мальчики и девочки начинают

трогать и тереть свои наружные половые органы как только у них развивается
необходимая координация движений

Как отмечалось в гл

. 7, 

Кинзи и другие авторы

заметили

что иногда это приводит к оргазму у детей первого года жизни

Возникает

вопрос

каков смысл такого поведения

Может быть

ребенок попросту исследует свое

тело

и вероятность дотронуться до той или иной его части

 (

локоть

живот

наружные

гениталии

примерно одинакова

Или такое поведение содержит элемент сексуальности и

получаемое чувственное удовольствие заставляет ребенка снова и снова прибегать к
самостимуляции

?

Ребенок не может ответить на эти вопросы

однако имеются данные в пользу второго

предположения

Элен Каплан пишет

что маленькие дети

 "

выражают радость при

стимуляции их гениталий

" (Kaplan, 1974). 

Бэкуин отмечает

что

 "

дети выказывают

крайнее раздражение при попытке прервать

занятие мастурбацией и добавляет

что

самостимуляция может повторяться

 "

несколько раз в день

" (Bakwin, 1974). 

К третьему

или четвертому месяцу жизни самостимуляция наружных половых органов
сопровождается улыбкой и звуками

выражающими удовольствие

 (Martinson, 1980). 

К

концу первого года жизни ребенок начинает рассматривать свои гениталии при купании
или раздевании

Игра гениталиями чаще встречается у детей

растущих в семьях

нежели у

посещающих дошкольные учреждения

 (Spitz, 1949). 

Это подтверждает

что связь ребенка

с родителями играет ведущую роль в последующем развитии сексуальности

.

Родители очень маленьких детей реагируют на описанные проявления полового
поведения по-разному

Некоторых это забавляет

других удивляет

третьих тревожит

,

особенно если они не понимают

что все это

 - 

совершенно нормальные признаки развития

ребенка

.

Секс в раннем детском возрасте

 (

от двух до пяти лет

)

К двухлетнему возрасту большинство детей начинают ходить

говорить

а также ощущать

себя мальчиком или девочкой

Они проявляют неуемное любопытство

исследуя разные

части собственного тела

причем большинство открывают для себя

 (

если не сделали это


background image

раньше

), 

что стимуляция наружных половых органов приносит приятные ощущения

.

Сначала игра гениталиями является индивидуальным занятием

но постепенно она

преобразуется в игру

 "

в доктора

или

 "

покажи мне свое и я покажу

что есть у меня

". 

Дети

могут потирать пенис или клитор руками

а также использовать для этой цели куклу

,

подушку

одеяло или другие предметы

.

Беседы с трехлетними девочками и мальчиками показывают

что им хорошо известны

чувственные ощущения от прикосновения к наружным половым органам

хотя они и не

воспринимают их как эротические или сексуальные

поскольку еще не способны к

выработке концептуальных понятий

Вот одна из наших записей

иллюстрирующих

сказанное

:

Трехлетняя девочка

: "

Когда я тру пипку

мне тепло и приятно

Иногда щекотно

а иногда

просто горячо

". (

Девочка называла

 "

пипкой

наружные половые органы и особенно

подробно описывала

как по нескольку раз в день трет рукой клитор и лобок

В возрасте

2,5-3,5 

лет она ходила без трусиков и поэтому легко осуществляла свое желание

.)

Трехлетний мальчик

: "

Посмотри на мою колбаску

Она может подниматься

Я тру ее

она

поднимается и мне приятно

Иногда я тру ее очень долго

и тогда мне становится очень

,

очень хорошо

" (

Мальчик гордится своей

 "

колбаской

и любит показывать ее

По словам

родителей

он стимулирует пенис несколько раз в день и безусловно занимается этим

,

оставаясь один

.)

Приблизительно в это же время ребенок начинает понимать

что взрослые не одобряют

игру гениталиями и испытывает недоумение

если родители рассказывают ему о разных

частях тела

но не упоминают о наружных половых органах

Конечно

взрослые должны

прививать детям навыки социально приемлемого поведения

 (

например

не показывать и

не трогать гениталии на людях

), 

однако не стоит пытаться исключить все проявления

сексуального экспериментирования ребенка

говоря

: "

Это нехорошо

или

 "

Не трогай себя

здесь

или попросту отдергивая руку ребенка без всяких словесных замечаний

.

Отрицательные ощущения

испытываемые при этом

могут послужить самыми ранними

источниками возможных затруднений на сексуальной почве в будущем

 (Masters, Johnson,

1970; Calderone, 1978; Money, 1980). 

У многих детей возникает убеждение

что их половые

органы

 - "

грязные

части тела

Такое представление часто вырабатывается под влиянием

замечаний

получаемых в процессе обучения отправлению естественных потребностей

.

Чрезмерная настойчивость в привитии ребенку гигиенических навыков

 ("

подотрись

получше

", "

вымой руки после того как сходил

") 

прививает детям негативное отношение к

функции гениталий

хотя родители

несомненно

действуют из лучших побуждений

,

заботясь об их здоровье

.

Следует помнить

как бы это не противоречило вашим инстинктивным чувствам

что

по

мнению большинства специалистов

лучшее что могут сделать родители

заметив

как их


background image

маленький ребенок занимается сексуальным самоисследованием

это попросту не

волноваться

 (Feitel, 1990). 

Как замечает психолог Сельма Фрайберг

 (Fraiberg, 1959):

"Отношение ребенка к самому себе

его самооценка тесно связаны с тем

как он

воспринимает собственное тело

Ребенок

заметивший

что его сексуальные игры

возбуждают в родителях отвращение

может придти к выводу

что у него плохое тело и

что сам он как личность тоже плох

".

Поскольку ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса

выражению лица и

другим физическим признакам

родителям лучше всего спокойно реагировать на

проявления его сексуального любопытства

 (Renshaw, 1988). 

Это относится не только к

случаям

когда они замечают сексуальную игру ребенка

но и к другим сексуально

окрашенным ситуациям

Например

если трехлетний ребенок заходит в ванную комнату

,

когда один из родителей только-что кончил принимать душ

нельзя высказывать

чрезмерное раздражение

строго выговаривая малышу

 ("

Убирайся отсюда

Разве ты не

видишь

что я не одет(а

)?") 

или хватая полотенце

словно необходимость укрыться

является вопросом жизни и смерти

Такая реакция показывает ребенку

что мать или отец

стесняются своего тела и скорее всего спровоцирует его на повторное вторжение

.

Другой пример

Маленькие дети часто ласкают себя в самые неподходящие для родителей

моменты

Надо быть заранее готовыми к таким ситуациям

К примеру

вы пришли в

магазин

а маленькая Сузи задирает платье и начинает тереть себя между ног

Вместо

того

чтобы восклицать

: "

Не надо

не делай этого

", 

лучше дайте ей в руку пакет и

попросите нести его

Отрывая таким способом ребенка от неприличного по социальным

меркам занятия

вы заставите его изменить поведение

не акцентируя на нем внимание и

не создавая впечатления

что вы недовольны им

.

К четырехлетнему возрасту большинство детей

воспитываемых в современном обществе

,

начинает задавать вопросы о том

откуда берутся дети и как они рождаются

 (Martinson,

1980). 

Некоторые родители дают самое естественное объяснение

тогда как другие

испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему

Дети очень хорошо

улавливают

что вызывает беспокойство у матери или отца

и перестают задавать вопросы

либо

напротив

засыпают ими обоих родителей

чтобы привести их в еще большее

замешательство

Четырехлетки

как правило

имеют весьма расплывчатое представление о

поле

иногда вкладывая в это понятие некий магический смысл

Многие верят

что

 "

детей

приносит аист

и не продолжают расспросы

Другие же

получив более точное объяснение

фактов

касающихся репродукции

интерпретируют их самым неожиданным образом

К

примеру

четырехлетние дети обычно представляют себе

что материнское яйцо

из

которого вырастает ребенок

ничем не отличается от тех

что десятками продаются в

магазине

Когда таким детям говорят

что

 "

папа сеет семячко в живот мамы

", 

пытаясь

объяснить

как происходит зачатие и наступает беременность

они убеждены

что в

животе матери имеется кусочек земли

который надо периодически поливать и

пропалывать

чтобы росли дети

Такой взгляд на половые явления отражает конкретный

,

буквальный образ мыслей четырехлеток относительно окружающего мира в целом

.

Дети

посещающие дошкольные учреждения

нередко оказываются свидетелями или

участника ми сексуально окрашенных ситуаций

Например

четырехлетние Билли и Питер

постоянно получают замечания

потому что целуются во время игры

В той же группе

Джерри забавляется тем

что подкрадывается сзади к девочкам и задирает им платья

 ("

Так

я вижу их трусики

" - 

объсняет он

хихикая

). 

И девочки

и мальчики проявляют большой

интерес ко всему

что связано с туалетом и соблюдением правил гигиены

Кроме того

им

нравится использовать

 "

грязные

слова

наблюдая за реакцией воспитателей и родителей

.


background image

В возрасте пяти лет

когда большинство детей начинают посещать детский сад

,

необходимость строить отношения со сверстниками в структурированной среде
вырабатывает скромность и приводит к снижению частоты сексуально-окрашенных игр

(Martinson, 1980). 

В этом возрасте дети с увлечением узнают названия сексуальных

органов

о которых они раньше ничего не слышали

Среди них начинают

распространяться шутки о назначении гениталий и на другие половые темы

которые они

сначала слышат от старших товарищей

а потом повторяют

Пятилетка может и не

понимать шутки

но громко смеется

 (

иногда невпопад

), 

чтобы скрыть это

.

По замечанию Мани

 (Money, 1980), 

если ребенку недоступна простая

откровенная

информация о поле

основным источником полового образования становятся

соответствующие анекдоты

Поскольку даже самый маленький ребенок быстро узнает

разницу между

 "

чистой

и

 "

грязной

шуткой

это ведет к выработке представления о сексе

как о чем-то

 "

непристойном

".

В этом же возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных
отношениях

исходя из собственных наблюдений за взрослыми

Видя как мать с отцом

обнимаются и целуются

ясно получая при этом удовольствие

ребенок постепенно

начинает понимать

что физическая и эмоциональная близость позволяет получать

приятные ощущения

С другой стороны

если ребенок постоянно видит как родители

ссорятся между собой или слышит восклицания

 "

не трогай меня

", 

у него может развиться

совершенно противоположный взгляд на близкие отношения

.

Секс в школьном возрасте

Шести

и семилетние дети обычно уже очень хорошо знают о главных анатомических

отличиях людей разного пола и

как правило

понимают неуместность обнажения тела на

людях

Несомненно

самосознание ребенка формируется под влиянием родителей и

повседневной практики общения в домашних условиях

однако и здесь природное

любопытство детей проявляется в играх

 "

в больницу

или в

 "

дом

", 

которые допускают

сексуальное общение

Оно может проходить в форме взаимного осмотра наружных

половых органов

прикосновения к ним

поцелуев или введения посторонних предметов

во влагалище или прямую кишку

.

Сексуальное экспериментирование может иметь место среди детей одного или разных
полов

Цель такого поведения

 - 

приобретение знаний

: "

Как я отличаюсь от других

,

похожих на меня людей

?" 

или

 "

Чем представители противоположного пола отличаются от

меня

?". 

Другая цель

 - 

испытать запретное и посмотреть

что из этого выйдет

кто

обнаружит проступок

как прореагирует

как я выйду из этого положения и т.д

Обе цели

взаимно дополняют одна другую

поскольку запретное знание обычно кажется более

привлекательным

чем легко доступное

.

Участие детей в таких играх является

по-видимому

универсальным явлением

хотя

имеющиеся исследования

 (

основанные главным образом на анализе воспоминаний

не

подтверждают его столь широкой распространенности

Так

например

Кинзи утверждает

,

что только

 45% 

взрослых женщин и

 57% 

мужчин вспоминают об участии в тех или иных

сексуальных играх в примерно двенадцатилетнем возрасте

 (Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948;

Kinsey et al., 1953). 

Согласно более позднему исследованию

, 61% 

опрошенных студентов

колледжей сообщили о наличии того или иного опыта сексуальных отношений с другими
детьми до тринадцатилетнего возраста

 (Greenwald, Leitenberg, 1989).


background image

Детские сексуальные игры в обычных условиях психологически не опасны и с точки
зрения развития ребенка могут

вероятно

считаться полезными для формирования

навыков психо-социального общения

 (Jensen, 1979, Money, 1980, Renshaw, 1988).

Психологическую опасность может представлять резкая реакция родителей

Ребенок

,

застигнутый во время сексуальной игры в одиночку или в компании с другими детьми

,

легко улавливает отрицательную реакцию родителей

но ему трудно понять ее

С точки

зрения ребенка игра есть игра

тогда как родители

обнаружившие

что их ребенок

мастурбирует или вовлечен в сексуальную игру с другими детьми

видят в этой сцене

только ярко горящее слово СЕКС

написанное крупными буквами

Родительские угрозы

или зловещие предсказания

что такое

 "

дурное

поведение будет иметь ужасные

последствия

пугают ребенка

Слова матери или отца о том

что

 "

это грязно

", 

могут быть

истолкованы слишком буквально

и в душу ребенка будут брошены семена

из которых

вырастет его отрицательное отношение к сексу в будущем

.

Отношение родителей к участию ребенка-школьника в сексуальных играх нередко
строится

исходя из двойного стандарта

Девочек обычно строго предупреждают о

необходимости воздерживаться от таких игр

особенно с мальчиками

В то же время

мальчики часто получают от родителей наставления смешанного характера

с одной

стороны

их предостерегают и даже наказывают за участие в таких играх

но

с другой

стороны

в этих наставлениях проскальзывает снисходительное отношение и чувство

гордости

: "

мальчики должны быть мальчиками

". 

Один отец

рассказывая о сексуальных

эскападах своего семилетнего сына и его одноклассницы

заметил

: "

Слава богу

он рано

начал

". 

Молчаливое разрешение мальчикам удовлетворять свое сексуальное любопытство

(исключая гомосексуальные ситуации

на которые родители всегда реагируют

отрицательно

в американском обществе редко распространяется на девочек

С

наступлением пубертатного периода двойной стандарт в отношении родителей к
проявлениям сексуального поведения мальчиков и девочек становится еще более
заметным

.

Представление Фрейда о периоде скрытой сексуальности в позднем периоде детства

 -

времени

когда сексуальные интересы и импульсы сменяются несексуальным поведением

и интересами

 - 

в настоящее время не разделяется многими сексологами

По мнению Мани

(Money, 1980) - 

это просто период сексуальной стыдливости и осмотрительности

когда

сексуальным играм дети предаются тайком

Перекрестные культурологические

исследования однозначно показывают

что в обществе

допускающем сексуальные

упражнения детей

такие игры продолжаются и нередко становятся более частыми именно

в предподростковом возрасте

 (Ford, Beach, 1951; Marshall, Suggs, 1971; Currier, 1981).

Данные Кинзи также свидетельствуют о том

что в рассматриваемый период сексуальные

игры не только не прекращаются

но даже не становятся реже

 (Kinsey, Pomeroy, Martin,

1948; Kinsey et al., 1953). 

Подробное исследование детской сексуальности

включавшее

опросы

 800 

детей в возрасте

 5 

лет и старше из Австралии

Северной Америки

,

Великобритании и Швеции

также не подтвердило наличия в процессе общего развития

ребенка стадии

на которой задерживается сексуальное развитие

 (Goldman, Goldman,

1982). 

Согласно этим авторам

: "

Вопреки фрейдовской теории латентного периода

,

подавляющее большинство имеющихся данных показывает

что дети в возрасте от

 5 

до

 15

лет проявляют повышенный интерес к половым вопросам

причем этот интерес

прогрессивно усиливается с возрастом

" (Goldman, Goldman, 1982). 

Накопленные

наблюдения

возможно

лучше всего суммированы в следующем фрагменте

:

"Процесс психосексуального развития детей протекает в условиях их полного неведения о
предстоящем периоде скрытой сексуальности

Единственная уступка

которую они