ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8202
Скачиваний: 64
делают
,
идя навстречу ожиданиям теоретиков
,
состоит в том
,
что они начинают играть по
правилам взрослых
." (Gadpaille, 1975).
Сексуальный опыт детей более старшего возраста может быть неупорядоченным и не
столь существенным
,
как другие события их жизни
,
но может тем не менее вбирать в себя
весь набор возможных сексуальных действий
,
вплоть до попыток полового сношения
,
иногда успешных
.
Дети занимаются мастурбацией в одиночку или в гетеросексуальных и
гомосексуальных парах и группах
,
отмечены сексуальные игры с животными и
предметами
,
а также случаи орального и анального секса
(Gadpaille, 1975; Martinson, 1976,
1980, 1981).
Нет сомнения
,
что к восьми
-
или девятилетнему возрасту дети уже
осведомлены об эротическом элементе таких форм поведения
,
поэтому неправильно
рассматривать их только как
"
игру
".
Половое возбуждение есть нечто большее
,
чем
побочный продукт такого целенаправленного поведения
.
Это не случайное явление
-
дети
настойчиво стремятся достигнуть эротического возбуждения
,
которое может
сопровождаться сексуальными фантазиями или привести к влюбленности
(Gadpaille, 1975;
Tennov, 1979; Money, 1980).
Все это учит детей
,
как строить свои отношения с
окружающими
,
что имеет важные последствия для развития способности к
психосексуальной адаптации в зрелом возрасте
(Broderick, 1968; Gadpaille, 1975;
Martinson, 1976; Money, 1980).
Многие родители не знают
,
что гомосексуальные игры детей
(
так же как и
гетеросексуальные
)
служат нормальным элементом их развития
.
Гомосексуальные игры
отнюдь не всегда приводят к гомосексуальности после взросления
,
что не мешает многим
родителям без всякого основания беспокоиться
,
наблюдая их
.
Секс среди детей одной семьи
Другой распространенной формой сексуального поведения в детском возрасте являются
сексуальные контакты между детьми одной семьи
.
Хотя теоретически такое поведение
можно обозначить термином инцест
,
т.е
.
сексуальные отношения между близкими
родственниками
,
вряд ли следует в такой тяжеловесной
,
уничижительной форме
характеризовать игры пятилетнего мальчика с его шестилетней сестренкой
,
состоящие в
рассматривании наружных гениталий друг друга
.
Тем не менее не всегда легко решить
,
в
каких случаях такие контакты можно рассматривать как способ познания своего тела
,
а в
каких
-
как явление
,
требующее вмешательства родителей
.
Интересные данные по этому вопросу содержатся в работе Гринвальда и Лейтенберга
(Greenwald, Leitenberg, 1989).
Они установили
,
что
17%
из
526
опрошенных студентов
колледжей испытывали в возрасте до
13
лет сексуальный интерес к братьям и/или
сестрам
.
Средний возраст
,
в котором имели место такие контакты
,
составлял
8
лет
,
и
только в
18%
случаев о них знали родители
.
Гринвальд и Лейтенберг не выявили
отрицательного воздействия сексуального опыта в предподростковом возрасте у детей
одной семьи на формирование сексуальности в зрелом возрасте даже в тех случаях
,
когда
имели место генитальные контакты
,
а не просто рассматривание друг у друга наружных
половых органов
.
Кроме того
,
эти авторы зарегистрировали очень низкую частоту
принуждения в случаях сексуальных игр между детьми одной семьи
:
только в
2%
эпизодов применялась сила и только в
6% -
те или иные угрозы
.
В более ранней серии исследований сексуальности у детей одной семьи получены
несколько иные результаты
(Finkelhor, 1980, 1981). 13%
опрошенных учащихся колледжей
по их словам в детстве имели сексуальные контакты с братом или сестрой
(
цифра
,
по
мнению автора
,
занижена
).
Примерно в
3/4
этих случаев имели место гетеросексуальная
связь
(
между братом и сестрой
),
а в остальных
-
гомосексуальные отношения
(
брата с
братом или сестры с сестрой
).
Другие результаты
,
полученные в этом исследовании
,
приведены ниже
:
1.
Сексуальные контакты осуществлялись не только между маленькими детьми
:
в
73%
случаев в них участвовали дети
,
среди которых по крайней мере одному было более
8
лет
.
2.
Самой распространенной формой сексуальной активности между детьми одной семьи
было прикосновение к наружным гениталиям
.
Только в
4%
случаев зарегистрировано
половое сношение
.
Среди детей младшего возраста взаимное рассматривание наружных
половых органов было основной формой сексуальной игры
.
3.
Продолжительность сексуальных контактов значительно отличалась
.
В
1/3
случаев они
были однократными
,
но в
27%
случаев продолжались с перерывами на протяжении по
меньшей мере года
.
4.
В четверти случаев имело место принуждение в той или иной форме
(
чаще его
жертвами становились девочки
).
5.
Примерно в четверти всех случаев сексуальных игр между детьми одной семьи разница
в возрасте между ними составляла
5
лет или больше
.
Эти данные свидетельствуют о необходимости пересмотреть ранее выработанные
представления о сексуальных контактах среди детей одной семьи как к невинной игре
.
Ситуация
,
при которой один из детей гораздо старше
(
на
4
года и более
)
брата или сестры
либо применяется сила
(
что
,
вероятно
,
случается намного чаще
,
нежели считалось ранее
),
почти неизбежно предполагает целенаправленное принуждение и
,
следовательно
,
должна
вызывать обеспокоенность
.
Тем не менее от родителей требуются хорошо обдуманные
шаги к устранению такой ситуации
.
Единичный случай ощупывания
11 -
летней девочкой
гениталий ее не возражающего против этого
7-
летнего братишки
-
отнюдь не то же самое
,
что принудительные сексуальные контакты между детьми в одной семье
.
Следует также
помнить
,
что проявления со стороны родителей тревоги и ужаса при обнаружении
сексуальных контактов между детьми не только неуместны
,
но и вредны
.
Если
установлено
,
что сексуальные отношения имели место по принуждению
,
жертве может
быть полезна консультация психолога
.
В настоящее время известно
,
что принуждение к сексуальным отношениям среди детей
одной семьи может иметь отрицательные психологические последствия для жертвы в
более зрелом возрасте
,
в том числе трудности в сфере половой жизни
.
Поэтому родители
должны принять меры
,
направленные на сведение к минимуму опасности такого развития
событий
.
Например
,
не следует вместе купать детей
,
если разница в возрасте между ними
превышает два года
.
Желательно также
,
чтобы старший ребенок и его значительно
меньшие по возрасту брат или сестра спали в разных комнатах
.
Более подробная
информация
,
касающаяся инцеста
,
в том числе сексуальных отношений между
родителями и детьми
,
приведена в гл
. 18.
Единичные случаи сексуальной активности у детей вряд ли можно считать отклонением
,
если она не связана с агрессивным поведением или принуждением
.
Родители не должны
проявлять излишнее беспокойство или наказывать детей
,
обнаружив
,
что они предаются
сексуальным играм
.
Такие факты следует воспринимать спокойно и использовать их как
повод для полового воспитания в доступной для данного возраста форме
,
оставляя за
собой право устанавливать для детей определенные рамки поведения
.
Указанный подход
скорее всего окажется более эффективным
,
чем угрозы и сцены и даст ребенку
возможность развиваться в здоровой психосексуальной обстановке
.
Половое воспитание
На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание стали еще более
противоречивыми
.
Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное
отношение к половым вопросам
,
однако у каждого свое мнение о том
,
чему следует
обучать
,
где и кто должен этим заниматься
.
В центре этих споров стоит проблема
,
о существовании которой порой забывают многие
участники дискуссии
(Ehrenberg, Ehrenberg, 1988).
"Как бы нам ни хотелось иного
,
дети рождаются сексуально-мотивированными
,
и
родители постоянно дают им уроки полового воспитания
,
сознательно или
бессознательно
.
Стержневой вопрос полового воспитания состоит в том
,
как родители
воспринимают прирожденную сексуальность ребенка и в какой степени дают ей
развернуться
.
Отношение родителей к этой проблеме гораздо важнее для формирования
полового поведения ребенка
,
чем вся информация или дезинформация
,
которую они могут
предоставить по данному вопросу
Указанные авторы
(Ehrenberg, Ehrenberg, 1988)
описали также четыре основные типа
отношения родителей к вопросам пола
,
которые проявляются в семейной жизни
,
назвав их
соответственно репрессивным
,
избегающим
,
навязчивым и экспрессивным
(
авторы
исходили из того
,
что взгляды обоих родителей на эту проблему совпадают
,
хотя это
случается не всегда
).
Репрессивный тип отношения
охватывает случаи
,
когда родители строго внушают
детям
,
что секс
-
это зло и непристойность
.
Обычно в такой семье запрещено произносить
неприличные слова
,
двусмысленные шутки
,
ходить по дому в нижнем белье
.
Половое
воспитание сводится к нескольким фразам
: "
это неприлично
", "
это опасно
"
и
"
подожди
пока выйдешь замуж
".
При избегающем типе
родители проявляют более разумное и терпимое отношение к
сексуальности
.
Они рассматривают это явление скорее как полезное
,
нежели вредное
,
однако совершенно теряются
,
когда речь заходит о конкретных половых вопросах
.
Такие
родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают
такое обсуждение в нудную лекцию
.
Сами того не подозревая
,
они выхолащивают идею
тепла
,
человечности и любви
,
которая неотъемлема от понятия сексуальности
,
однако
дети очень быстро распознают этот пробел
.
При навязчивом типе отношения
к сексуальности родители смотрят на секс как на
полезное и здоровое явление
,
но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной
жизни
.
Они чересчур либеральны во всем
,
что касается сексуальной активности и иногда
столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь
,
что приводят в недоумение и
замешательство собственных детей
. (
Например
,
могут открыто говорить о своих
интимных отношениях или своей коллекции видеокассет с эротическими фильмами
.)
Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызывать у них
чувство подавленности
.
Так
,
например
,
если отец
8-
летнего мальчика будет каждый месяц
показывать сыну
"
Плейбой
",
ребенку станет неприятен сам вид этого журнала
.
Родители
,
чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как
экспрессивное
,
рассматривают секс как нечто естественное
,
при необходимости открыто
обсуждают эту тему
,
но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной
активности детей
(
точно так же
,
как всех других форм поведения
).
Они пытаются внушить
детям
,
что сексуальность
-
это положительное и здоровое явление
,
не заслуживающее
,
однако
,
того
,
чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы
.
Проведенные исследования показали
,
что лишь немногие родители способны правильно
организовать половое воспитание детей
.
Данные опросов американских подростков
свидетельствуют о том
,
что основную долю сведений о сексе они получают не в семье
,
а
от друзей
(Gebhard, 1977; Kirby, Alter, Scales, 1979; Kallen, Stephenson, Doughty, 1983).
До
последнего времени различия во взглядах на половое воспитание делили общество
пополам
:
одни считали необходимым половое воспитание в школе
,
другие
,
напротив
,
были убеждены
,
что говорить об этом с детьми в стенах школы не только необязательно
,
но и нецелесообразно
.
Противники введения нового учебного курса приводили
следующие доводы
: 1)
предоставление детям информации о сексе будет разжигать их
половое любопытство и стимулировать раннее начало половой жизни
, 2)
половое
воспитание настолько тонкая и деликатная материя
,
что должно осуществляться только в
домашних условиях или в церковной среде
, 3)
уровень преподавания и качество учебных
материалов для полового воспитания по меньшей мере неодинаковы в разных школах и в
большинстве случаев очень низки
.
Сегодня оппозиция половому воспитанию в школе еще существует
,
однако его
противники несколько сбавили тон
. 77%
взрослых американцев поддерживают идею
полового воспитания в школе
.
В тех случаях
,
когда вводился курс полового воспитания
,
только
5%
родителей запрещали детям посещать его
(Kirby, Alter, Scales, 1979; Allan
Gattmacher Institute, 1981; Gordon, Gordon, 1983).
В школьные программы все чаще
включаются уроки полового воспитания
(
обычно называемые уроками семейной жизни
).
В настоящее время они внедрены в
23
штатах США и Федеральном округе Колумбия
(de
Mauro, 1989/1990).
В
1986
г
.
Главный медицинский инспектор США К
.
Эверет Куп заявил
о необходимости введения уроков полового воспитания в начальных классах с тем
,
чтобы
как можно раньше предупредить детей об опасности заражения СПИДом
.
Несмотря на явный прогресс
,
в области полового воспитания существуют и нерешенные
проблемы
.
Одна из них связана с тем
,
что в Америке детьми занимаются в основном
матери
;
отцы почти не участвуют в формировании у детей соответствующего полу
поведения
.
Другой требующий внимания вопрос заключается в том
,
что половое
воспитание и в школе
,
и в семье зачастую начинается только после того как ребенок
превратился в подростка
(
если не считать самых элементарных сведений по анатомии и
репродукции
,
которые получают дети младшего возраста
).
Учитывая
,
что самым
маленьким детям уже доступен огромный объем сексуальной информации через
телевидение и кино
,
родители рискуют
,
что ребенок интерпретирует увиденное на экране
как точное воспроизведение реальных сексуальных явлений со всеми вытекающими
отсюда нежелательными последствиями
.
Такой способ воспитания можно назвать
воспитанием путем отказа от него
.
Существует и еще одна проблема
,
вызывающая беспокойство
.
Разъяснительные беседы
,
которые проводят со школьницами в целях профилактики преступлений на почве
педофилии
,
иногда создают у впечатлительных детей представление о непристойности и
опасности секса
.
Этот стереотип может сохраниться до зрелого возраста с
непредсказуемыми психологическими последствиями
.
В связи с этим составители
школьных программ должны проявлять особую чуткость и чувство меры
,
а
преподавателям на уроках полового воспитания не следует представлять сексуальную
активность как источник болезней и оскорблений
.
Половое воспитание должно
охватывать все связанные с сексуальностью явления
:
любовь
,
близкие отношения и
взаимная ответственность
.
Даже в тех случаях
,
когда школа уделяет достаточно внимания половому воспитанию
,
от
родителей требуется активное проведение аналогичной работы в домашних условиях
.
Только совместные усилия школы и семьи позволяют ребенку вырасти в сексуально
образованного и отвечающего за свои поступки подростка
,
а потом и взрослого человека
.
Практические советы
,
которые могут оказаться полезными при проведении этой работы
,
приведены выше
.
Залог успеха в половом воспитании
-
такая обстановка в семье
,
когда
ребенок может свободно задавать интересующие его вопросы родителям
,
не боясь
выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию
.
Мы полагаем
,
что ждать пока ребенок достигнет подросткового возраста
,
чтобы заняться
его половым воспитанием
,
недопустимо
.
Детей надо воспитывать в любом возрасте
,
соответствующими данному возрасту способами
.
Только такой подход позволяет в
будущем избегать затруднений в сфере сексуальных отношений
.
Теория полового развития Фрейда
Фрейд был одним из первых ученых
,
осознающих
,
что сексуальность есть свойство
человека
,
присущее ему на протяжении всей жизни
.
Фрейд считал
,
что половое влечение
,
или либидо
(
инстиктивное стремление к чувственному наслаждению
),
является ключевой
силой
,
мотивирующей поведение
.
Утверждая
,
что либидо существует с младенческого
возраста
,
Фрейд был
,
однако
,
далек от мысли об идентичности сексуальности в
младенчестве и детстве и сексуальности взрослых людей
.
Напротив
,
он полагал
,
что
ранние
,
не направленные на определенный объект сексуальные ощущения претерпевают в
процессе развития ряд прогнозируемых изменений
,
которые необходимы для
формирования личности взрослого человека и его поведения
.
Он подразделил этот
процесс на
5
стадий
.
В первый год жизни
,
названный оральной стадией
,
главным центром концентрации
сексуальной энергии и чувственного удовлетворения служит рот
.
Младенцы не только
получают видимое удовольствие от процесса сосания
,
но используют рот в качестве
инструмента исследований
,
помещая в него предметы
(
любые предметы
),
чтобы понять
,
что они из себя представляют
.
Анальная стадия занимает период от
1
до
3
лет
.
В это время сферой чувственного
удовольствия становится анальная область
.
В процессе обучения отправлению
естественных потребностей ребенок впервые получает возможность ощутить известную
независимость от родительской опеки
.
Намеренно задерживая движения кишечника или
,
наоборот
,
давая им полную свободу
,
ребенок получает физическое и психологическое
удовольствие
,
но постепенно приучается следовать общепринятым правилам гигиены
.
На протяжении фаллической стадии в возрасте от трех до пяти лет эротический интерес
переключается на наружные половые органы
.
На этой стадии Фрейд выделил два разных
пути развития
:
для мальчиков и для девочек
.
При получении эротического наслаждения во
время мастурбации у мальчика появляются фантазии полового сближения с матерью
(
что
вполне естественно
,
поскольку он уже любит мать
,
так же как она его
).
Такие
фантастические желания ведут к развитию эдипова комплекса
(
по имени героя
древнегреческой трагедии
,
который по незнанию убил отца и женился на собственной