Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8202

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

делают

идя навстречу ожиданиям теоретиков

состоит в том

что они начинают играть по

правилам взрослых

." (Gadpaille, 1975).

Сексуальный опыт детей более старшего возраста может быть неупорядоченным и не
столь существенным

как другие события их жизни

но может тем не менее вбирать в себя

весь набор возможных сексуальных действий

вплоть до попыток полового сношения

,

иногда успешных

Дети занимаются мастурбацией в одиночку или в гетеросексуальных и

гомосексуальных парах и группах

отмечены сексуальные игры с животными и

предметами

а также случаи орального и анального секса

 (Gadpaille, 1975; Martinson, 1976,

1980, 1981). 

Нет сомнения

что к восьми

или девятилетнему возрасту дети уже

осведомлены об эротическом элементе таких форм поведения

поэтому неправильно

рассматривать их только как

 "

игру

". 

Половое возбуждение есть нечто большее

чем

побочный продукт такого целенаправленного поведения

Это не случайное явление

 - 

дети

настойчиво стремятся достигнуть эротического возбуждения

которое может

сопровождаться сексуальными фантазиями или привести к влюбленности

 (Gadpaille, 1975;

Tennov, 1979; Money, 1980). 

Все это учит детей

как строить свои отношения с

окружающими

что имеет важные последствия для развития способности к

психосексуальной адаптации в зрелом возрасте

 (Broderick, 1968; Gadpaille, 1975;

Martinson, 1976; Money, 1980).

Многие родители не знают

что гомосексуальные игры детей

 (

так же как и

гетеросексуальные

служат нормальным элементом их развития

Гомосексуальные игры

отнюдь не всегда приводят к гомосексуальности после взросления

что не мешает многим

родителям без всякого основания беспокоиться

наблюдая их

.

Секс среди детей одной семьи

Другой распространенной формой сексуального поведения в детском возрасте являются
сексуальные контакты между детьми одной семьи

Хотя теоретически такое поведение

можно обозначить термином инцест

т.е

сексуальные отношения между близкими

родственниками

вряд ли следует в такой тяжеловесной

уничижительной форме

характеризовать игры пятилетнего мальчика с его шестилетней сестренкой

состоящие в

рассматривании наружных гениталий друг друга

Тем не менее не всегда легко решить

в

каких случаях такие контакты можно рассматривать как способ познания своего тела

а в

каких

 - 

как явление

требующее вмешательства родителей

.

Интересные данные по этому вопросу содержатся в работе Гринвальда и Лейтенберга

(Greenwald, Leitenberg, 1989). 

Они установили

что

 17% 

из

 526 

опрошенных студентов

колледжей испытывали в возрасте до

 13 

лет сексуальный интерес к братьям и/или

сестрам

Средний возраст

в котором имели место такие контакты

составлял

 8 

лет

и

только в

 18% 

случаев о них знали родители

Гринвальд и Лейтенберг не выявили

отрицательного воздействия сексуального опыта в предподростковом возрасте у детей
одной семьи на формирование сексуальности в зрелом возрасте даже в тех случаях

когда

имели место генитальные контакты

а не просто рассматривание друг у друга наружных

половых органов

Кроме того

эти авторы зарегистрировали очень низкую частоту

принуждения в случаях сексуальных игр между детьми одной семьи

только в

 2%

эпизодов применялась сила и только в

 6% - 

те или иные угрозы

.

В более ранней серии исследований сексуальности у детей одной семьи получены
несколько иные результаты

 (Finkelhor, 1980, 1981). 13% 

опрошенных учащихся колледжей

по их словам в детстве имели сексуальные контакты с братом или сестрой

 (

цифра

по

мнению автора

занижена

). 

Примерно в

 3/4 

этих случаев имели место гетеросексуальная


background image

связь

 (

между братом и сестрой

), 

а в остальных

 - 

гомосексуальные отношения

 (

брата с

братом или сестры с сестрой

). 

Другие результаты

полученные в этом исследовании

,

приведены ниже

:

1. 

Сексуальные контакты осуществлялись не только между маленькими детьми

в

 73%

случаев в них участвовали дети

среди которых по крайней мере одному было более

 8 

лет

.

2. 

Самой распространенной формой сексуальной активности между детьми одной семьи

было прикосновение к наружным гениталиям

Только в

 4% 

случаев зарегистрировано

половое сношение

Среди детей младшего возраста взаимное рассматривание наружных

половых органов было основной формой сексуальной игры

.

3. 

Продолжительность сексуальных контактов значительно отличалась

В

 1/3 

случаев они

были однократными

но в

 27% 

случаев продолжались с перерывами на протяжении по

меньшей мере года

.

4. 

В четверти случаев имело место принуждение в той или иной форме

 (

чаще его

жертвами становились девочки

).

5. 

Примерно в четверти всех случаев сексуальных игр между детьми одной семьи разница

в возрасте между ними составляла

 5 

лет или больше

.

Эти данные свидетельствуют о необходимости пересмотреть ранее выработанные
представления о сексуальных контактах среди детей одной семьи как к невинной игре

.

Ситуация

при которой один из детей гораздо старше

 (

на

 4 

года и более

брата или сестры

либо применяется сила

 (

что

вероятно

случается намного чаще

нежели считалось ранее

),

почти неизбежно предполагает целенаправленное принуждение и

следовательно

должна

вызывать обеспокоенность

Тем не менее от родителей требуются хорошо обдуманные

шаги к устранению такой ситуации

Единичный случай ощупывания

 11 -

летней девочкой

гениталий ее не возражающего против этого

 7-

летнего братишки

 - 

отнюдь не то же самое

,

что принудительные сексуальные контакты между детьми в одной семье

Следует также

помнить

что проявления со стороны родителей тревоги и ужаса при обнаружении

сексуальных контактов между детьми не только неуместны

но и вредны

Если

установлено

что сексуальные отношения имели место по принуждению

жертве может

быть полезна консультация психолога

.

В настоящее время известно

что принуждение к сексуальным отношениям среди детей

одной семьи может иметь отрицательные психологические последствия для жертвы в
более зрелом возрасте

в том числе трудности в сфере половой жизни

Поэтому родители

должны принять меры

направленные на сведение к минимуму опасности такого развития

событий

Например

не следует вместе купать детей

если разница в возрасте между ними

превышает два года

Желательно также

чтобы старший ребенок и его значительно

меньшие по возрасту брат или сестра спали в разных комнатах

Более подробная

информация

касающаяся инцеста

в том числе сексуальных отношений между

родителями и детьми

приведена в гл

. 18.

Единичные случаи сексуальной активности у детей вряд ли можно считать отклонением

,

если она не связана с агрессивным поведением или принуждением

Родители не должны

проявлять излишнее беспокойство или наказывать детей

обнаружив

что они предаются

сексуальным играм

Такие факты следует воспринимать спокойно и использовать их как

повод для полового воспитания в доступной для данного возраста форме

оставляя за

собой право устанавливать для детей определенные рамки поведения

Указанный подход


background image

скорее всего окажется более эффективным

чем угрозы и сцены и даст ребенку

возможность развиваться в здоровой психосексуальной обстановке

.

Половое воспитание

На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание стали еще более
противоречивыми

Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное

отношение к половым вопросам

однако у каждого свое мнение о том

чему следует

обучать

где и кто должен этим заниматься

.

В центре этих споров стоит проблема

о существовании которой порой забывают многие

участники дискуссии

 (Ehrenberg, Ehrenberg, 1988).

"Как бы нам ни хотелось иного

дети рождаются сексуально-мотивированными

и

родители постоянно дают им уроки полового воспитания

сознательно или

бессознательно

Стержневой вопрос полового воспитания состоит в том

как родители

воспринимают прирожденную сексуальность ребенка и в какой степени дают ей
развернуться

Отношение родителей к этой проблеме гораздо важнее для формирования

полового поведения ребенка

чем вся информация или дезинформация

которую они могут

предоставить по данному вопросу

Указанные авторы

 (Ehrenberg, Ehrenberg, 1988) 

описали также четыре основные типа

отношения родителей к вопросам пола

которые проявляются в семейной жизни

назвав их

соответственно репрессивным

избегающим

навязчивым и экспрессивным

 (

авторы

исходили из того

что взгляды обоих родителей на эту проблему совпадают

хотя это

случается не всегда

).

Репрессивный тип отношения

 охватывает случаи

когда родители строго внушают

детям

что секс

 - 

это зло и непристойность

Обычно в такой семье запрещено произносить

неприличные слова

двусмысленные шутки

ходить по дому в нижнем белье

Половое

воспитание сводится к нескольким фразам

: "

это неприлично

", "

это опасно

и

 "

подожди

пока выйдешь замуж

".

При избегающем типе

 родители проявляют более разумное и терпимое отношение к

сексуальности

Они рассматривают это явление скорее как полезное

нежели вредное

,

однако совершенно теряются

когда речь заходит о конкретных половых вопросах

Такие

родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают
такое обсуждение в нудную лекцию

Сами того не подозревая

они выхолащивают идею

тепла

человечности и любви

которая неотъемлема от понятия сексуальности

однако

дети очень быстро распознают этот пробел

.

При навязчивом типе отношения

 к сексуальности родители смотрят на секс как на

полезное и здоровое явление

но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной

жизни

Они чересчур либеральны во всем

что касается сексуальной активности и иногда

столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь

что приводят в недоумение и

замешательство собственных детей

. (

Например

могут открыто говорить о своих

интимных отношениях или своей коллекции видеокассет с эротическими фильмами

.)

Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызывать у них
чувство подавленности

Так

например

если отец

 8-

летнего мальчика будет каждый месяц

показывать сыну

 "

Плейбой

", 

ребенку станет неприятен сам вид этого журнала

.


background image

Родители

чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как

экспрессивное

рассматривают секс как нечто естественное

при необходимости открыто

обсуждают эту тему

но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной

активности детей

 (

точно так же

как всех других форм поведения

). 

Они пытаются внушить

детям

что сексуальность

 - 

это положительное и здоровое явление

не заслуживающее

,

однако

того

чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы

.

Проведенные исследования показали

что лишь немногие родители способны правильно

организовать половое воспитание детей

Данные опросов американских подростков

свидетельствуют о том

что основную долю сведений о сексе они получают не в семье

а

от друзей

 (Gebhard, 1977; Kirby, Alter, Scales, 1979; Kallen, Stephenson, Doughty, 1983). 

До

последнего времени различия во взглядах на половое воспитание делили общество
пополам

одни считали необходимым половое воспитание в школе

другие

напротив

,

были убеждены

что говорить об этом с детьми в стенах школы не только необязательно

,

но и нецелесообразно

Противники введения нового учебного курса приводили

следующие доводы

: 1) 

предоставление детям информации о сексе будет разжигать их

половое любопытство и стимулировать раннее начало половой жизни

, 2) 

половое

воспитание настолько тонкая и деликатная материя

что должно осуществляться только в

домашних условиях или в церковной среде

, 3) 

уровень преподавания и качество учебных

материалов для полового воспитания по меньшей мере неодинаковы в разных школах и в
большинстве случаев очень низки

.

Сегодня оппозиция половому воспитанию в школе еще существует

однако его

противники несколько сбавили тон

. 77% 

взрослых американцев поддерживают идею

полового воспитания в школе

В тех случаях

когда вводился курс полового воспитания

,

только

 5% 

родителей запрещали детям посещать его

 (Kirby, Alter, Scales, 1979; Allan

Gattmacher Institute, 1981; Gordon, Gordon, 1983). 

В школьные программы все чаще

включаются уроки полового воспитания

 (

обычно называемые уроками семейной жизни

).

В настоящее время они внедрены в

 23 

штатах США и Федеральном округе Колумбия

 (de

Mauro, 1989/1990). 

В

 1986 

г

Главный медицинский инспектор США К

Эверет Куп заявил

о необходимости введения уроков полового воспитания в начальных классах с тем

чтобы

как можно раньше предупредить детей об опасности заражения СПИДом

.

Несмотря на явный прогресс

в области полового воспитания существуют и нерешенные

проблемы

Одна из них связана с тем

что в Америке детьми занимаются в основном

матери

отцы почти не участвуют в формировании у детей соответствующего полу

поведения

Другой требующий внимания вопрос заключается в том

что половое

воспитание и в школе

и в семье зачастую начинается только после того как ребенок

превратился в подростка

 (

если не считать самых элементарных сведений по анатомии и

репродукции

которые получают дети младшего возраста

). 

Учитывая

что самым

маленьким детям уже доступен огромный объем сексуальной информации через
телевидение и кино

родители рискуют

что ребенок интерпретирует увиденное на экране

как точное воспроизведение реальных сексуальных явлений со всеми вытекающими
отсюда нежелательными последствиями

Такой способ воспитания можно назвать

воспитанием путем отказа от него

.

Существует и еще одна проблема

вызывающая беспокойство

Разъяснительные беседы

,

которые проводят со школьницами в целях профилактики преступлений на почве
педофилии

иногда создают у впечатлительных детей представление о непристойности и

опасности секса

Этот стереотип может сохраниться до зрелого возраста с

непредсказуемыми психологическими последствиями

В связи с этим составители

школьных программ должны проявлять особую чуткость и чувство меры

а


background image

преподавателям на уроках полового воспитания не следует представлять сексуальную
активность как источник болезней и оскорблений

Половое воспитание должно

охватывать все связанные с сексуальностью явления

любовь

близкие отношения и

взаимная ответственность

.

Даже в тех случаях

когда школа уделяет достаточно внимания половому воспитанию

от

родителей требуется активное проведение аналогичной работы в домашних условиях

.

Только совместные усилия школы и семьи позволяют ребенку вырасти в сексуально
образованного и отвечающего за свои поступки подростка

а потом и взрослого человека

.

Практические советы

которые могут оказаться полезными при проведении этой работы

,

приведены выше

Залог успеха в половом воспитании

 - 

такая обстановка в семье

когда

ребенок может свободно задавать интересующие его вопросы родителям

не боясь

выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию

.

Мы полагаем

что ждать пока ребенок достигнет подросткового возраста

чтобы заняться

его половым воспитанием

недопустимо

Детей надо воспитывать в любом возрасте

,

соответствующими данному возрасту способами

Только такой подход позволяет в

будущем избегать затруднений в сфере сексуальных отношений

.

Теория полового развития Фрейда

Фрейд был одним из первых ученых

осознающих

что сексуальность есть свойство

человека

присущее ему на протяжении всей жизни

Фрейд считал

что половое влечение

,

или либидо

 (

инстиктивное стремление к чувственному наслаждению

), 

является ключевой

силой

мотивирующей поведение

Утверждая

что либидо существует с младенческого

возраста

Фрейд был

однако

далек от мысли об идентичности сексуальности в

младенчестве и детстве и сексуальности взрослых людей

Напротив

он полагал

что

ранние

не направленные на определенный объект сексуальные ощущения претерпевают в

процессе развития ряд прогнозируемых изменений

которые необходимы для

формирования личности взрослого человека и его поведения

Он подразделил этот

процесс на

 5 

стадий

.

В первый год жизни

названный оральной стадией

главным центром концентрации

сексуальной энергии и чувственного удовлетворения служит рот

Младенцы не только

получают видимое удовольствие от процесса сосания

но используют рот в качестве

инструмента исследований

помещая в него предметы

 (

любые предметы

), 

чтобы понять

,

что они из себя представляют

.

Анальная стадия занимает период от

 1 

до

 3 

лет

В это время сферой чувственного

удовольствия становится анальная область

В процессе обучения отправлению

естественных потребностей ребенок впервые получает возможность ощутить известную
независимость от родительской опеки

Намеренно задерживая движения кишечника или

,

наоборот

давая им полную свободу

ребенок получает физическое и психологическое

удовольствие

но постепенно приучается следовать общепринятым правилам гигиены

.

На протяжении фаллической стадии в возрасте от трех до пяти лет эротический интерес
переключается на наружные половые органы

На этой стадии Фрейд выделил два разных

пути развития

для мальчиков и для девочек

При получении эротического наслаждения во

время мастурбации у мальчика появляются фантазии полового сближения с матерью

 (

что

вполне естественно

поскольку он уже любит мать

так же как она его

). 

Такие

фантастические желания ведут к развитию эдипова комплекса

 (

по имени героя

древнегреческой трагедии

который по незнанию убил отца и женился на собственной