ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8209
Скачиваний: 64
летним девушкам
.
Больше того
, 13-
летние подростки тоже разные
.
Отличаясь по степени
физической зрелости
,
они точно так же отличаются по степени эмоционального развития
.
Подростки
,
принадлежащие к разным социальным слоям
(
или даже к одному слою
,
но
живущие в разных городах
),
зачастую подвержены влиянию совершенно разных
культурных традиций и представлений
.
В сочетании с другими факторами
(
социально
-
экономическими и религиозными
),
а также той или иной моделью половой роли
,
это
обусловливает специфический характер проявления и выражения формирующейся
сексуальности
.
Подростки младшего возраста любят собираться группами
,
тогда как в более старшем
возрасте отдается предпочтение более романтичному времяпрепровождению вдвоем
.
1.
Связь между половым развитием и представлением о собственном телесном и
духовном облике
Детям подросткового возраста хочется выглядеть привлекательными
.
Это желание имеет
самое непосредственное отношение к тому
,
как они воспринимают собственное тело
,
какой его образ они сами для себя создали
.
Хорошо это или плохо
,
но мы живем в
обществе
,
для которого ценность личности нередко измеряется степенью внешней
привлекательности
.
Подростки
,
находящиеся под сильным влиянием средств массовой
информации
,
очень быстро начинают это осознавать
.
Кем бы вы ни были
:
мужчиной или женщиной
,
вы вероятно вспомните
,
обращаясь
мыслями к отроческим годам
,
как стояли перед зеркалом и рассматривали свое лицо
,
боясь заметить на нем прыщик
,
искали изъяны в своей фигуре
,
как вас волновали ваши
рост
,
вес и телосложение
.
Весьма печально
,
но даже многие взрослые чересчур заняты
собственной внешностью
. "
Не слишком ли мал мой рост
?
Не слишком ли я толстая(ый
)?
неуклюжая(ый
)?
некрасивая(ый
)?"
В подростковом возрасте озабоченность внешним
видом переходит все доступные рамки
.
Пятнадцатилетний мальчик
,
у которого еще не
начался подростковый рывок роста
,
может быть на
15
см ниже средней девочки из своего
класса
,
а
14-
летняя девочка может весить
65
кг при росте
165
см
.
Страдания от сознания
собственной неполноценности делают их робкими и застенчивыми
. "
Как я выгляжу
?" -
обычно для подростка более серьезный вопрос
,
чем для взрослого человека
.
Как замечает
Зигель
(Siegel, 1982,
стр
. 538):
"В этом возрасте практически любая и все вместе взятые физические особенности
становятся предметом самого пристального внимания и изучения
.
Это время
,
когда подросток любой ценой стремится избежать непохожести на других и
когда нежелательное физическое отклонение от стандарта угрожает насмешками
,
поддразниванием и отторжением общества сверстников
".
Одна из причин такой концентрации внимания на собственной внешности состоит в том
,
что подросток еще до конца не ощутил себя личностью
,
поэтому для него вопросы
: "
Как я
выгляжу
?", "
Каким другие видят меня
?"
тождественны вопросу
: "
Что я из себя
представляю
?"
Другая причина в том
,
что большинство подростков еще не выработали
достаточно широкой концепции самооценки на основании собственных достоинств
,
личностных особенностей и характера взаимоотношений с окружающими
,
которая могла
бы служить противовесом мнению о собственной непривлекальности
.
Озабоченность подростка по поводу своей внешности усугубляется тем
,
что в процессе
полового созревания происходит непрерывный рост тела
,
почти необъяснимым образом
изменяются его размеры
,
форма
,
очертания
.
Девочки-подростки остро ощущают развитие
молочных желез
,
не только наблюдая за их увеличением у.себя
,
но и сравнивая
собственные параметры с тем
,
что они видят у подруг и знакомых
. (
Мальчики тоже
замечают рост молочных желез у девочек-сверстниц и иногда сравнивают их размеры у
одноклассниц
;
отчасти по этой причине чрезмерное развитие бюста вызывает у девочек
такое же чувство неловкости
,
как и его малые размеры
.)
Внимание мальчиков-подростков
на развитии собственных половых органов не столь заострено
,
поскольку последние не
столь заметны
.
Однако они сами и их товарищи оценивают степень мужской зрелости по
росту
,
развитости мускулатуры
,
наличию волос на лице и понижению тембра голоса
.
Подросткам
,
которые медленно развиваются физически
,
слишком хорошо знакомо
чувство страха перед раздевалкой для мальчиков
,
где им приходится обнажать и
выставлять тело на обозрение сверстников
,
подвергаясь насмешкам из-за отсутствия волос
на лобке или недостаточно развитых мышц
.
Связанная со всеми этими явлениями
озабоченность по мере психического и физического развития в большинстве случаев
постепенно исчезает
,
однако в раннем периоде отрочества описанные проблемы по
понятным причинам имеют первостепенное значение
(Simmons, Rosenberg, 1975).
В конце
концов
,
переживания в связи с представлениями о собственном теле вполне логичны
,
коль
скоро существует прямая связь между физической привлекательностью и социальным
статусом в сообществах подростков
(Kleck, Richardson, Ronald, 1974; Daniel, 1982;
Chernin, 1985).
2.
Познание собственного тела
,
его чувственных и половых потребностей и реакций
Подростки озабочены не только своей внешностью
,
но и изучением собственного тела
.
Это не так просто
,
как может показаться
,
поскольку взрослые не всегда берут на себя труд
разъяснить им все аспекты полового созревания
,
а недостаток знаний порождает вполне
объяснимую тревогу
.
В частности
,
многие девочки-подростки не знают
,
что повышение
концентрации эстрогенов в крови сопровождается нормальными выделениями из
влагалища и нередко приходят в замешательство или испытывают беспокойство
,
замечая
пятна на нижнем белье
.
Мальчики могут сходным образом реагировать на эякуляцию в
ночное время
,
если никто не объяснит им
,
что это
-
следствие нормального развития
организма
.
Неожиданная эрекция
,
зачастую возникающая в самые неподходящие
моменты
(
когда мальчика вызывают к доске решать задачу по алгебре
,
во время купания в
компании приятелей или даже во время церковной проповеди
),
тоже почти всегда
приводит подростка в смущение
,
вызывает у него растерянность или беспокойство
.
Вот
как описывает один студент университета такой обескураживающий случай
:
"На первом курсе я выиграл соревнование по плаванию
,
что было большим успехом
.
Все
члены команды на тренировки и соревнования надевали короткие
,
плотно облегающие
тело трусы
,
чтобы уменьшить сопротивление воде
.
И вот
,
когда во время торжественной
церемонии я поднялся на пьедестал почета
,
чтобы получить медаль
,
случилась эрекция
.
Я
стоял по стойке смирно
,
слушая победный гимн в свою честь
,
а мой член выпирал из
плавок
,
как будто в них засунули переросший огурец
". (
Из картотеки авторов
)
Один из основных способов познания собственного тела для подростков
-
разглядывание
и ощупывание
.
Некоторые из них могут часами рассматривать мельчайшие подробности
строения наружных половых органов
,
иногда пользуясь ручным зеркалом
,
а также
линейкой или сантиметром
(
это особенно касается мальчиков
),
чтобы знать их размеры
.
Так же тщательно некоторые девочки-подростки рассматривают груди
,
обращая внимание
на разницу их размеров
,
наличие или отсутствие волос вокруг околососковых кружков
,
величину сосков
,
размеры и форму этих органов
.
Наружный осмотр обычно переходит в
ощупывание
,
во время которого подростки того и другого пола
,
экспериментируя
,
пытаются понять
,
какие ощущения приносит то или иное прикосновение и какие вызывает
реакции
.
Одна
18-
летняя девушка описывает это следующим образом
:
"Когда мне было
13
или
14
лет
,
я часто смазывала половые органы детским кремом или
кремом для рук
,
чтобы узнать
,
что я при этом буду чувствовать
.
Я терла свои органы
рукой
,
дотрагивалась до них разными предметами
,
в частности пером или пушистым
мехом чучела какого-то зверька
.
Я не думала
,
что мастурбирую и не стремилась к оргазму
.
В то время я и не знала
,
что такое оргазм
.
Но я хорошо помню
,
как играла сосками
,
то
прикасаясь
,
то сдавливая их
,
брызгала на грудь теплой водой
,
иногда трогала клитор и в
то же время терла сосок
.
Впечатление такое
,
что я пыталась найти какой-то рецепт
,
только
не знала для чего
". (
Из картотеки авторов
)
Такой способ знакомства с собственным телом постепенно переходит в осознанные
попытки добиться полового возбуждения
.
Подросткам интересно
,
каким путем можно себя возбудить
,
как быстро это случится
,
как
увязать фантазии с их физическими следствиями
,
как долго может сохраняться
возбуждение
,
как скоро оно возобновится
,
если ослабить его на время
,
что ощущаешь при
оргазме и как себя чувствуешь
,
возбудившись
,
в отсутствие оргазма
.
Все это представляет
собой как бы репетицию будущей сексуальной активности и отчасти
-
форму
самоисследования
,
узнавания собственного тела и его реакций
.
Поскольку
,
вообще говоря
,
мы чувствуем себя увереннее в окружении знакомых вещей
,
такое повторяющееся
самоисследование в конце концов приводит к лучшему пониманию себя и более
комфортному состоянию
.
Процесс познания собственного тела у каждого подростка проходит по-разному
,
но
,
вероятно
,
найдется немного мальчиков
,
которые
,
уединившись в своей комнате
,
не
пробовали бы надеть кондом
-
просто посмотреть
, "
что же это такое
".
Точно так же
большинство девочек-подростов пробуют ввести тот или иной предмет во влагалище
,
чтобы посмотреть
,
что из этого выйдет
.
Любопытство или желание
"
делать как взрослые
"
-
это нормальные компоненты развития ребенка в подростковом возрасте
.
Познание тела происходит не только наедине с самим собой
-
оно имеет место при
взаимных прикосновениях
,
поцелуях
,
обнажениях друг перед другом
.
В раннем
подростковом возрасте выраженные сексуальные действия обычно отсутствуют
.
Подростки ограничиваются тем
,
что подолгу держат друг друга за руки или прижимаются
друг к другу
(
причем мальчик кладет руку на плечи девушки и только постепенно
,
иногда
через несколько недель
,
его рука опускается ниже
,
чтобы впервые
"
случайно
"
коснуться
ее груди
).
В последующем правила игры существенно меняются
:
некоторые
17-18-
летние
подростки уже на первом свидании прибегают к оральному сексу
.
3.
Формирование половой самоидентификации
Известный психолог Эрик Эриксон
(1968, 1985)
полагал
,
что обретение чувства половой
принадлежности и преодоление сопутствующей этому процессу неуверенности занимают
центральное место в развитии подростка
.
Задача найти себя осложняется для подростка
разнообразными потенциальными препятствиями
,
в том числе устойчивостью
представлений о роли того или другого пола
(
культурными стереотипами признаков или
поведения
,
присущих мужчинам и женщинам
)
и связанной с ней половой ориентацией
.
Этот период легче переносится подростками
,
у которых быстрее складывается образ
"силача и заводилы
",
предполагающий атлетическое сложение
,
самообладание и
готовность идти на риск
(
у мальчиков
)
и внешнюю привлекательность
,
плаксивость и
способность идти на жертвы
(
у девочек
).
Труднее протекает формирование половой
самоидентификации у подростков
,
которым сложно усвоить задаваемые стереотипом роли
мужчины и женщины
.
Мальчик-подросток
,
больше интересующийся балетом
,
нежели
бейсболом
,
или девочка
,
способная далеко толкнуть ядро
,
могут безо всяких оснований
получить неприятную кличку
,
если он или она не в состоянии представить неоспоримые
доказательства своей мужественности или женственности другими способами
.
В начале или середине периода подросткового развития половое поведение в
значительной мере мотивировано не истинным половым влечением
,
а представлением
подростка о том
,
как следует себя вести и его желанием быть адекватно воспринятым
окружающими
(Miller, Simon, 1980; Gagnon, 1989).
Подростки отчасти
"
доказывают
"
свою
принадлежность к мужскому или женскому полу
,
демонстрируя требуемое
установившимися стандартами гетеросексуальное поведение или рассуждая о сексе с
видом искушенного человека
.
Так
,
сверстники с подозрением относятся к
16-
летнему
подростку
,
если у того никогда не было подружки
,
если он не прижимается к партнершам
во время танцев или не высказывается по поводу фотографии на развороте последнего
номера
"
Плейбоя
".
Точно так же
16-
летняя девушка
,
которая не ходит на свидания
,
может
подвергнуться насмешкам как
"
никому ненужная
".
Такое отрицательное отношение
может быть выражено в еще более резкой форме
,
если она одевается не так
,
как
"положено
"
девочкам в данной школе
,
или чрезмерно подчеркивает свое несексуальное
поведение
.
4.
Познание сексуальных и любовных отношений между людьми
Ребенок начинает познавать сексуальные и любовные отношения между людьми в раннем
подростковом возрасте
,
когда у мальчиков и девочек формируются необходимые навыки
социального общения в процессе групповой деятельности
,
от выходов на прогулки до
танцев
,
участия в вечеринках или совместных походах в кино
.
Для большинства
подростков все это служит подготовкой к установлению более
"
серьезных
"
взаимоотношений
,
которые в последующем принимают форму гетеросексуального
общения пар
(
поведение подростков с гомосексуальной ориентацией будет обсуждаться в
этом же разделе несколько ниже
).
Вообще говоря
,
степень эмоциональной близости и
сексуальной интимности в процессе таких взаимоотношений усиливается по мере
взросления подростков и приобретения ими соответствующего опыта
.
Большинство из
них проходит через целую серию такого рода романтических отношений на протяжении
рассматриваемого периода
(Gagnon, 1989).
Они могут быть весьма разнообразными по
форме
:
в некоторых случаях наступает самая настоящая влюбленность
,
приводящая к
половой близости уже в
13-
и
14-
летнем возрасте
,
хотя чаще сексуальное
экспериментирование завершается половым актом лишь в позднем подростковом возрасте
(Sorenson, 1973; Chilman, 1979; Furstenberg et al., 1987).
Известны
,
однако
,
примеры
половой активности подростков в отсутствие любовного чувства
.
Хотя в настоящее время
лишь немногие мальчики-подростки получают первый сексуальный опыт от проституток
(в отличие от относительно высокой частоты такого пути потери невинности в
1940-
х
годах
,
выявленной Кинзи
),
довольно часто это происходит
"
от нечего делать
",
без всякой
романтической подоплеки или еще хуже
-
в состоянии наркотического опьянения
.
Несмотря на то
,
что на протяжении последних
25
лет сильно изменились старые строгие
"правила
",
устанавливавшие общепризнанные
(
и разные
)
нормы полового поведения для
мужчин и женщин
(Hass, 1979; Sarrel, Sarrel, 1979),
секс в большинстве случаев
продолжает оставаться для мальчиков-подростков способом самоутверждения и
демонстрации превосходства
,
тогда как для их сверстниц наибольшее значение имеет
возможность привлечь внимание
,
стать объектом ухаживания
,
наладить интимные
отношения
(Carrol, Volk, Hyde, 1985; De Lamater, 1987).
Самое примечательное состоит
,
однако
,
в том
,
что большинство подростков в наше время отбросило устаревший
"
двойной
стандарт
",
приветствовавший сексуальное экспериментирование мужчинами
,
но
настаивавший на необходимости сохранения девственности молодыми девушками
.
Теперь популярнее более эгалитарный стандарт
.
Другие аспекты данной темы и проблема
специализации половой роли у подростков в целом более подробно рассматриваются в гл
.
11.
Важной стороной развития в середине и конце подросткового периода служит изучение
правил и приобретение навыков сексуального общения
,
будь то любовная связь или
другая форма социальных взаимоотношений
.
При этом подростки узнают пределы
дозволенного
,
учатся выражать сексуальные переживания словами и иными способами
,
избегать недоразумений
(
не создавать впечатление кокетки для девушек и не выглядеть
слишком агрессивным или нечутким для мальчиков
),
показывать партнеру
,
что тебе
нравится и что не нравится
.
Опыт и уверенность
,
которые приобретаются подростками в
процессе такого сексуального общения
,
чрезвычайно важны во взрослой жизни
.
Так
,
девушка
,
которая будучи подростком
,
научилась говорить
"
нет
"
слишком настойчивому
ухажеру или тактично освобождаться от парня
, "
распускающего руки
"
на вечеринке
,
когда она не хочет этого
,
повзрослев
,
будет чувствовать себя увереннее в более серьезных
ситуациях
.
Подростки
,
пережившие неудачу при сексуальном общении
,
в будущем станут
с осторожностью вступать в близкие отношения
,
что лишит их непосредственности и
беззаботности
.
5.
Формирование индивидуальной системы сексуальных ценностей
Формирование индивидуальной системы сексуальных ценностей происходит параллельно
с поисками самого себя и представляет собой важный аспект развития подростка
.
Отвечая
на вопрос
: "
Что я из себя представляю
?",
подросток одновременно ищет ответы и на такие
вопросы
: "
Каковы мои взгляды
?", "
Во что я верю
?", "
Кого я должен избрать в качестве
образца для подражания
?"
Подросток может
,
например
,
избрать в качестве общей линии
поведения честность или
,
напротив
,
решить
,
что обман позволителен
,
если помогает
добиться того
,
чего хочется
.
Точно так же
,
подросток может оказаться перед выбором
считать секс способом выражения симпатии
,
удобной возможностью удовлетворить
сексуальное желание или чем-то
,
что лучше отложить до прихода любви
.
Выбор
приходится делать отнюдь не в вакууме
,
моральном или интеллектуальном
.
В конечном
счете
,
он несомненно зависит от семейных и религиозных ценностей
,
а также от того
,