Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8209

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

летним девушкам

Больше того

, 13-

летние подростки тоже разные

Отличаясь по степени

физической зрелости

они точно так же отличаются по степени эмоционального развития

.

Подростки

принадлежащие к разным социальным слоям

 (

или даже к одному слою

но

живущие в разных городах

), 

зачастую подвержены влиянию совершенно разных

культурных традиций и представлений

В сочетании с другими факторами

 (

социально

-

экономическими и религиозными

), 

а также той или иной моделью половой роли

это

обусловливает специфический характер проявления и выражения формирующейся
сексуальности

.

Подростки младшего возраста любят собираться группами

тогда как в более старшем

возрасте отдается предпочтение более романтичному времяпрепровождению вдвоем

.

1. 

Связь между половым развитием и представлением о собственном телесном и

духовном облике

Детям подросткового возраста хочется выглядеть привлекательными

Это желание имеет

самое непосредственное отношение к тому

как они воспринимают собственное тело

,

какой его образ они сами для себя создали

Хорошо это или плохо

но мы живем в

обществе

для которого ценность личности нередко измеряется степенью внешней

привлекательности

Подростки

находящиеся под сильным влиянием средств массовой

информации

очень быстро начинают это осознавать

.

Кем бы вы ни были

мужчиной или женщиной

вы вероятно вспомните

обращаясь

мыслями к отроческим годам

как стояли перед зеркалом и рассматривали свое лицо

,

боясь заметить на нем прыщик

искали изъяны в своей фигуре

как вас волновали ваши

рост

вес и телосложение

Весьма печально

но даже многие взрослые чересчур заняты

собственной внешностью

. "

Не слишком ли мал мой рост

Не слишком ли я толстая(ый

)?

неуклюжая(ый

)? 

некрасивая(ый

)?" 

В подростковом возрасте озабоченность внешним

видом переходит все доступные рамки

Пятнадцатилетний мальчик

у которого еще не

начался подростковый рывок роста

может быть на

 15 

см ниже средней девочки из своего

класса

а

 14-

летняя девочка может весить

 65 

кг при росте

 165 

см

Страдания от сознания

собственной неполноценности делают их робкими и застенчивыми

. "

Как я выгляжу

?" -

обычно для подростка более серьезный вопрос

чем для взрослого человека

Как замечает

Зигель

 (Siegel, 1982, 

стр

. 538):

"В этом возрасте практически любая и все вместе взятые физические особенности
становятся предметом самого пристального внимания и изучения

.


background image

Это время

когда подросток любой ценой стремится избежать непохожести на других и

когда нежелательное физическое отклонение от стандарта угрожает насмешками

,

поддразниванием и отторжением общества сверстников

".

Одна из причин такой концентрации внимания на собственной внешности состоит в том

,

что подросток еще до конца не ощутил себя личностью

поэтому для него вопросы

: "

Как я

выгляжу

?", "

Каким другие видят меня

?" 

тождественны вопросу

: "

Что я из себя

представляю

?" 

Другая причина в том

что большинство подростков еще не выработали

достаточно широкой концепции самооценки на основании собственных достоинств

,

личностных особенностей и характера взаимоотношений с окружающими

которая могла

бы служить противовесом мнению о собственной непривлекальности

.

Озабоченность подростка по поводу своей внешности усугубляется тем

что в процессе

полового созревания происходит непрерывный рост тела

почти необъяснимым образом

изменяются его размеры

форма

очертания

Девочки-подростки остро ощущают развитие

молочных желез

не только наблюдая за их увеличением у.себя

но и сравнивая

собственные параметры с тем

что они видят у подруг и знакомых

. (

Мальчики тоже

замечают рост молочных желез у девочек-сверстниц и иногда сравнивают их размеры у
одноклассниц

отчасти по этой причине чрезмерное развитие бюста вызывает у девочек

такое же чувство неловкости

как и его малые размеры

.) 

Внимание мальчиков-подростков

на развитии собственных половых органов не столь заострено

поскольку последние не

столь заметны

Однако они сами и их товарищи оценивают степень мужской зрелости по

росту

развитости мускулатуры

наличию волос на лице и понижению тембра голоса

.

Подросткам

которые медленно развиваются физически

слишком хорошо знакомо

чувство страха перед раздевалкой для мальчиков

где им приходится обнажать и

выставлять тело на обозрение сверстников

подвергаясь насмешкам из-за отсутствия волос

на лобке или недостаточно развитых мышц

Связанная со всеми этими явлениями

озабоченность по мере психического и физического развития в большинстве случаев
постепенно исчезает

однако в раннем периоде отрочества описанные проблемы по

понятным причинам имеют первостепенное значение

 (Simmons, Rosenberg, 1975). 

В конце

концов

переживания в связи с представлениями о собственном теле вполне логичны

коль

скоро существует прямая связь между физической привлекательностью и социальным
статусом в сообществах подростков

 (Kleck, Richardson, Ronald, 1974; Daniel, 1982;

Chernin, 1985).

2. 

Познание собственного тела

его чувственных и половых потребностей и реакций

Подростки озабочены не только своей внешностью

но и изучением собственного тела

.

Это не так просто

как может показаться

поскольку взрослые не всегда берут на себя труд

разъяснить им все аспекты полового созревания

а недостаток знаний порождает вполне

объяснимую тревогу

В частности

многие девочки-подростки не знают

что повышение

концентрации эстрогенов в крови сопровождается нормальными выделениями из
влагалища и нередко приходят в замешательство или испытывают беспокойство

замечая

пятна на нижнем белье

Мальчики могут сходным образом реагировать на эякуляцию в

ночное время

если никто не объяснит им

что это

 - 

следствие нормального развития

организма

Неожиданная эрекция

зачастую возникающая в самые неподходящие

моменты

 (

когда мальчика вызывают к доске решать задачу по алгебре

во время купания в

компании приятелей или даже во время церковной проповеди

), 

тоже почти всегда

приводит подростка в смущение

вызывает у него растерянность или беспокойство

Вот

как описывает один студент университета такой обескураживающий случай

:


background image

"На первом курсе я выиграл соревнование по плаванию

что было большим успехом

Все

члены команды на тренировки и соревнования надевали короткие

плотно облегающие

тело трусы

чтобы уменьшить сопротивление воде

И вот

когда во время торжественной

церемонии я поднялся на пьедестал почета

чтобы получить медаль

случилась эрекция

Я

стоял по стойке смирно

слушая победный гимн в свою честь

а мой член выпирал из

плавок

как будто в них засунули переросший огурец

". (

Из картотеки авторов

)

Один из основных способов познания собственного тела для подростков

 - 

разглядывание

и ощупывание

Некоторые из них могут часами рассматривать мельчайшие подробности

строения наружных половых органов

иногда пользуясь ручным зеркалом

а также

линейкой или сантиметром

 (

это особенно касается мальчиков

), 

чтобы знать их размеры

.

Так же тщательно некоторые девочки-подростки рассматривают груди

обращая внимание

на разницу их размеров

наличие или отсутствие волос вокруг околососковых кружков

,

величину сосков

размеры и форму этих органов

Наружный осмотр обычно переходит в

ощупывание

во время которого подростки того и другого пола

экспериментируя

,

пытаются понять

какие ощущения приносит то или иное прикосновение и какие вызывает

реакции

Одна

 18-

летняя девушка описывает это следующим образом

:

"Когда мне было

 13 

или

 14 

лет

я часто смазывала половые органы детским кремом или

кремом для рук

чтобы узнать

что я при этом буду чувствовать

Я терла свои органы

рукой

дотрагивалась до них разными предметами

в частности пером или пушистым

мехом чучела какого-то зверька

Я не думала

что мастурбирую и не стремилась к оргазму

.

В то время я и не знала

что такое оргазм

Но я хорошо помню

как играла сосками

то

прикасаясь

то сдавливая их

брызгала на грудь теплой водой

иногда трогала клитор и в

то же время терла сосок

Впечатление такое

что я пыталась найти какой-то рецепт

только

не знала для чего

". (

Из картотеки авторов

)

Такой способ знакомства с собственным телом постепенно переходит в осознанные
попытки добиться полового возбуждения

.

Подросткам интересно

каким путем можно себя возбудить

как быстро это случится

как

увязать фантазии с их физическими следствиями

как долго может сохраняться

возбуждение

как скоро оно возобновится

если ослабить его на время

что ощущаешь при

оргазме и как себя чувствуешь

возбудившись

в отсутствие оргазма

Все это представляет

собой как бы репетицию будущей сексуальной активности и отчасти

 - 

форму

самоисследования

узнавания собственного тела и его реакций

Поскольку

вообще говоря

,

мы чувствуем себя увереннее в окружении знакомых вещей

такое повторяющееся

самоисследование в конце концов приводит к лучшему пониманию себя и более
комфортному состоянию

.

Процесс познания собственного тела у каждого подростка проходит по-разному

но

,

вероятно

найдется немного мальчиков

которые

уединившись в своей комнате

не

пробовали бы надеть кондом

 - 

просто посмотреть

, "

что же это такое

". 

Точно так же

большинство девочек-подростов пробуют ввести тот или иной предмет во влагалище

,

чтобы посмотреть

что из этого выйдет

Любопытство или желание

 "

делать как взрослые

"

это нормальные компоненты развития ребенка в подростковом возрасте

.

Познание тела происходит не только наедине с самим собой

 - 

оно имеет место при

взаимных прикосновениях

поцелуях

обнажениях друг перед другом

В раннем

подростковом возрасте выраженные сексуальные действия обычно отсутствуют

.

Подростки ограничиваются тем

что подолгу держат друг друга за руки или прижимаются

друг к другу

 (

причем мальчик кладет руку на плечи девушки и только постепенно

иногда


background image

через несколько недель

его рука опускается ниже

чтобы впервые

 "

случайно

коснуться

ее груди

). 

В последующем правила игры существенно меняются

некоторые

 17-18-

летние

подростки уже на первом свидании прибегают к оральному сексу

.

3. 

Формирование половой самоидентификации

Известный психолог Эрик Эриксон

 (1968, 1985) 

полагал

что обретение чувства половой

принадлежности и преодоление сопутствующей этому процессу неуверенности занимают
центральное место в развитии подростка

Задача найти себя осложняется для подростка

разнообразными потенциальными препятствиями

в том числе устойчивостью

представлений о роли того или другого пола

 (

культурными стереотипами признаков или

поведения

присущих мужчинам и женщинам

и связанной с ней половой ориентацией

.

Этот период легче переносится подростками

у которых быстрее складывается образ

"силача и заводилы

", 

предполагающий атлетическое сложение

самообладание и

готовность идти на риск

 (

у мальчиков

и внешнюю привлекательность

плаксивость и

способность идти на жертвы

 (

у девочек

). 

Труднее протекает формирование половой

самоидентификации у подростков

которым сложно усвоить задаваемые стереотипом роли

мужчины и женщины

Мальчик-подросток

больше интересующийся балетом

нежели

бейсболом

или девочка

способная далеко толкнуть ядро

могут безо всяких оснований

получить неприятную кличку

если он или она не в состоянии представить неоспоримые

доказательства своей мужественности или женственности другими способами

.

В начале или середине периода подросткового развития половое поведение в
значительной мере мотивировано не истинным половым влечением

а представлением

подростка о том

как следует себя вести и его желанием быть адекватно воспринятым

окружающими

 (Miller, Simon, 1980; Gagnon, 1989). 

Подростки отчасти

 "

доказывают

свою

принадлежность к мужскому или женскому полу

демонстрируя требуемое

установившимися стандартами гетеросексуальное поведение или рассуждая о сексе с
видом искушенного человека

Так

сверстники с подозрением относятся к

 16-

летнему

подростку

если у того никогда не было подружки

если он не прижимается к партнершам

во время танцев или не высказывается по поводу фотографии на развороте последнего
номера

 "

Плейбоя

". 

Точно так же

 16-

летняя девушка

которая не ходит на свидания

может

подвергнуться насмешкам как

 "

никому ненужная

". 

Такое отрицательное отношение

может быть выражено в еще более резкой форме

если она одевается не так

как

"положено

девочкам в данной школе

или чрезмерно подчеркивает свое несексуальное

поведение

.

4. 

Познание сексуальных и любовных отношений между людьми

Ребенок начинает познавать сексуальные и любовные отношения между людьми в раннем
подростковом возрасте

когда у мальчиков и девочек формируются необходимые навыки

социального общения в процессе групповой деятельности

от выходов на прогулки до

танцев

участия в вечеринках или совместных походах в кино

Для большинства

подростков все это служит подготовкой к установлению более

 "

серьезных

"

взаимоотношений

которые в последующем принимают форму гетеросексуального

общения пар

 (

поведение подростков с гомосексуальной ориентацией будет обсуждаться в

этом же разделе несколько ниже

). 

Вообще говоря

степень эмоциональной близости и

сексуальной интимности в процессе таких взаимоотношений усиливается по мере
взросления подростков и приобретения ими соответствующего опыта

Большинство из

них проходит через целую серию такого рода романтических отношений на протяжении
рассматриваемого периода

 (Gagnon, 1989). 

Они могут быть весьма разнообразными по

форме

в некоторых случаях наступает самая настоящая влюбленность

приводящая к


background image

половой близости уже в

 13- 

и

 14-

летнем возрасте

хотя чаще сексуальное

экспериментирование завершается половым актом лишь в позднем подростковом возрасте

(Sorenson, 1973; Chilman, 1979; Furstenberg et al., 1987). 

Известны

однако

примеры

половой активности подростков в отсутствие любовного чувства

Хотя в настоящее время

лишь немногие мальчики-подростки получают первый сексуальный опыт от проституток
(в отличие от относительно высокой частоты такого пути потери невинности в

 1940-

х

годах

выявленной Кинзи

), 

довольно часто это происходит

 "

от нечего делать

", 

без всякой

романтической подоплеки или еще хуже

 - 

в состоянии наркотического опьянения

.

Несмотря на то

что на протяжении последних

 25 

лет сильно изменились старые строгие

"правила

", 

устанавливавшие общепризнанные

 (

и разные

нормы полового поведения для

мужчин и женщин

 (Hass, 1979; Sarrel, Sarrel, 1979), 

секс в большинстве случаев

продолжает оставаться для мальчиков-подростков способом самоутверждения и
демонстрации превосходства

тогда как для их сверстниц наибольшее значение имеет

возможность привлечь внимание

стать объектом ухаживания

наладить интимные

отношения

 (Carrol, Volk, Hyde, 1985; De Lamater, 1987). 

Самое примечательное состоит

,

однако

в том

что большинство подростков в наше время отбросило устаревший

 "

двойной

стандарт

", 

приветствовавший сексуальное экспериментирование мужчинами

но

настаивавший на необходимости сохранения девственности молодыми девушками

.

Теперь популярнее более эгалитарный стандарт

Другие аспекты данной темы и проблема

специализации половой роли у подростков в целом более подробно рассматриваются в гл

.

11.

Важной стороной развития в середине и конце подросткового периода служит изучение
правил и приобретение навыков сексуального общения

будь то любовная связь или

другая форма социальных взаимоотношений

При этом подростки узнают пределы

дозволенного

учатся выражать сексуальные переживания словами и иными способами

,

избегать недоразумений

 (

не создавать впечатление кокетки для девушек и не выглядеть

слишком агрессивным или нечутким для мальчиков

), 

показывать партнеру

что тебе

нравится и что не нравится

Опыт и уверенность

которые приобретаются подростками в

процессе такого сексуального общения

чрезвычайно важны во взрослой жизни

Так

,

девушка

которая будучи подростком

научилась говорить

 "

нет

слишком настойчивому

ухажеру или тактично освобождаться от парня

, "

распускающего руки

на вечеринке

,

когда она не хочет этого

повзрослев

будет чувствовать себя увереннее в более серьезных

ситуациях

Подростки

пережившие неудачу при сексуальном общении

в будущем станут

с осторожностью вступать в близкие отношения

что лишит их непосредственности и

беззаботности

.

5. 

Формирование индивидуальной системы сексуальных ценностей

Формирование индивидуальной системы сексуальных ценностей происходит параллельно
с поисками самого себя и представляет собой важный аспект развития подростка

Отвечая

на вопрос

: "

Что я из себя представляю

?", 

подросток одновременно ищет ответы и на такие

вопросы

: "

Каковы мои взгляды

?", "

Во что я верю

?", "

Кого я должен избрать в качестве

образца для подражания

?" 

Подросток может

например

избрать в качестве общей линии

поведения честность или

напротив

решить

что обман позволителен

если помогает

добиться того

чего хочется

Точно так же

подросток может оказаться перед выбором

считать секс способом выражения симпатии

удобной возможностью удовлетворить

сексуальное желание или чем-то

что лучше отложить до прихода любви

Выбор

приходится делать отнюдь не в вакууме

моральном или интеллектуальном

В конечном

счете

он несомненно зависит от семейных и религиозных ценностей

а также от того

,