Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8207

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Беседа с ребенком о СПИДе

Многих родителей пугает разговор о СПИДе

так как они не знают

что следует говорить

ребенку и как построить беседу с учетом его возраста

Ниже приводятся советы

,

почерпнутые из брошюры

опубликованной специальной комиссией по половому

воспитанию

 - 

одним из наиболее авторитетных учреждений страны по данной проблеме

.

Беседа с детьми

 3-4 

лет

В этом возрасте дети приобретают знания о своем теле и основных жизненных фактах

.

Они начинают спрашивать

откуда берутся дети

и способны понять простые ответы

но не

разбираются в отвлеченных понятиях или сексуальных проблемах взрослых

Они уже

справляются с выполнением элементарных правил гигиены

т.е

умываются

чистят зубы

,

самостоятельно едят и засыпают

Они начинают понимать необходимость уединения

.

Лучшее

что могут сделать родители

имеющие детей этого возраста

, - 

создать атмосферу

,

в которой ребенок не стесняясь задает вопросы о разных частях тела

здоровье и

сексуальности

При этом ребенок привыкает к мысли

что секс

 - 

это то

о чем можно

свободно говорить дома

.

Беседа с детьми

 5-7 

лет

Дети этого возраста понимают более сложные стороны таких явлений

как здоровье

,

болезнь и сексуальность

.

Они интересуются такими вещами

как рождение

брак или смерть

Возможно

они что-то

уже слышали о СПИДе от сверстников

взрослых или из телевизионных программ

.

Поэтому они могут испытывать страх перед этой болезнью

Им необходима уверенность в

том

что ни с ними

ни с их родителями ничего такого не случится

Дети понимают ответы

на свои вопросы

если они иллюстрируются конкретными примерами из повседневной

жизни

Если

скажем

ваш ребенок до крови порезал палец

самое время объяснить ему

,

что микробы

вызывающие болезнь

могут попадать в организм через ранку

Ребенок в

этом возрасте должен понимать

что нельзя принимать лекарства без разрешения

родителей

Если среди его одноклассников есть ВИЧ-инфицированный

ваши сын или

дочь должны знать

что сидя рядом

играя или разговаривая с ним

они не могут заболеть

СПИДом

.

Беседа с детьми

 9-12 

лет

В организме детей этого возраста уже происходят изменения

присущие пубертатному

периоду

Подростков чрезвычайно интересует собственное тело

внешний вид

что

следует считать нормой

Для некоторых из них

 - 

это время начала менструаций

первых

сексуальных контактов и употребления наркотиков

В этом возрасте ребенок начинает

ощущать сильное давление социальных факторов

Поэтому не откладывайте беседу о

СПИДе

Необходимо сделать все возможное

чтобы ребенок знал

как уберечься от

СПИДа

В период полового созревания дети проявляют повышенный интерес ко всему

,

что связано с сексуальной жизнью человека и им необходимо предоставить полную и
точную информацию

Они должны знать

что такое половое сношение

гомосексуализм

,

оральный и анальный секс

Им следует объяснить

что результатом сексуального контакта

может быть беременность или заражение ВИЧ

Необходимо объяснить также

почему

половое сношение между детьми может повредить здоровью и что лучше отложить
начало половой жизни на более позднее время

Дети должны также знать

как передается

ВИЧ

в каких случаях передача невозможна и как вообще избежать инфицирования


background image

(включая использование презервативов

). 

На первый взгляд кажется

что объяснить все это

ребенку

 - 

очень трудная задача

однако выполнить ее

 - 

родительский долг

а полученные

знания помогут вашему сыну или дочери в дальнейшей жизни

Ребенку необходимо

внушить уверенность в том

что именно от вас он может получить ответ на любой

интересующий его вопрос о СПИДе или сексе

.

Выводы

1. 

Половая самоидентификация обычно формируется в процессе взаимодействия

биологических и психосоциальных факторов в течение первых лет жизни

.

2. 

Эрекция возникает уже на последних месяцах развития плода

Этот факт

свидетельствует о врожденной природе сексуальности

которая проявляется с самого

начала жизни

Уже на первом году жизни дети могут дотрагиваться до наружных половых

органов

реагируя на такую самостимуляцию звуками и улыбками

выражающими

удовольствие

.

3. 

Большинство детей проявляют большой интерес ко всему

что связано с

сексуальностью

и рано или поздно вовлекаются в сексуальные игры с другими детьми

 (

к

числу таких игр относятся контакты между детьми одного пола и сексуальные контакты
между детьми в одной семье

). 

Многих родителей это пугает

однако такие игры вряд ли

могут принести вред детям

если не содержат элемента принуждения

.

4. 

Многие сексологи отвергают концепцию Фрейда о наличии стадии латентной

сексуальности в позднем периоде детства

Их точка зрения основана на данных

культурологических исследований

которые показали

что частота сексуальных игр

возрастает по мере превращения ребенка в подростка

.

5. 

Хотя многие родители полагают

что половое воспитание

 - 

это доведение до ребенка

определенной информации в виде лекций

оно на самом деле представляет собой

непрерывный процесс

который во многом определяется примером родителей

их

реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и

конечно

характером

получаемой информации

Половое воспитание в семье

 - 

важный инструмент

с помощью

которого родители могут направить развитие детей в определенное русло

заложив тем

самым основы сознательного полового поведения подростков

.

Вопросы для размышления

1. 

Фрейд утверждал

что у маленького ребенка есть ощущение сексуального обладания

родителем противоположного пола

и он испытывает чувство соперничества по

отношению к родителю одного с ним пола

Согласны ли вы с этим

Приходилось ли вам

наблюдать детей

ведущих себя подобным образом

Фрейд считал также

что девочки

испытывают чувство зависти и неполноценности

когда узнают

что у мальчиков есть

половой член

Что вы думаете по этому поводу

?

2. 

Как должны вести себя родители

узнав

что их дети играют в

 "

доктора

или участвуют

в сексуальных контактах со сверстниками

Как вы рассматриваете ситуацию

когда

партнерами по таким

 "

сомнительным

играм являются братья и/или сестры

Должна ли в

этом случае меняться реакция родителей

?


background image

3. 

Эрик Берне

создатель

 "Transactional Analysis", 

следующим образом высказался по

поводу обучения детей правилам туалета

: "

Ангел в ванной становится дьяволом в

спальне

". 

Что он имел в виду

Какие ошибки делают родители

стараясь этого избежать

?

4. 

Ребенок испытывает сексуальное удовольствие и даже может мастурбировать до

наступления оргазма

Что по вашему мнению означает этот факт

Как должны

реагировать родители

если ребенок выражает крайнее раздражение при попытках

прервать мастурбацию или если такая самостимуляция имеет место по нескольку раз в
день

.

5. 

Многие родители пытаются воспитывать дочь или сына как будто не существует лиц

другого пола

Можно ли и надо ли это делать

Иными словами

идет ли на пользу ребенку

,

если родители отвращают его или ее от исполнения половой роли

предписываемой

культурной традицией

?

6. 

Можно ли рассказывать ребенку лишнее о сексе в ответ на его вопросы

Следует ли

отвечать на все вопросы или есть вещи

о которых детям не следует знать

пока они не

вырастут

?


background image

глава

Сексуальность подростков

Подростковым считается возраст от

 12 

до

 19 

лет

Это время быстрых перемен и трудных

исканий

Физические изменения

 - 

лишь часть процесса взросления

Одновременно

подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами

они

становятся независимыми от родителей

учатся правильно строить свои отношения со

сверстниками

вырабатывают для себя комплекс этических принципов

развиваются

интеллектуально

приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности

.

И это далеко не полный перечень перемен в их жизни

Вживаясь в эту новую для него

сложную обстановку

подросток должен в то же время решать вопросы

связанные с

формирующейся сексуальностью

а именно

приспосабливаться к новым половым

ощущениям

включаться в разные формы сексуальной активности

распознавать

возникающее чувство любви

предотвращать нежелательную беременность

.

Неудивительно

что многие подростки испытывают в этот период дискомфорт и

неуверенность в себе

.

С другой стороны

подростковый возраст

 - 

это время открытий и откровений

время

когда

физическое развитие в сочетании с большей интеллектуальной и эмоциональной
зрелостью создает ощущение приподнятости и свободы

Подростковый возраст

 - 

это не

только период страхов и опасений

как думали раньше

это одновременно приятное и

счастливое время бурного

беспокойного перехода из детства в зрелое состояние

 (Offer,

Offer, 1975). 

Парадоксальная природа подросткового возраста особенно ярко проявляется

в сексуальной сфере

.

Обзор

Рассказ о сексуальности подростков мы хотим предварить коротким анекдотом

который

довольно точно отражает суть проблемы

.

Отец

: "

Мне кажется пришло время поговорить о сексе

"

Сын

: "

Конечно

папа

Что бы ты хотел узнать

?"


background image

Заметим

однако

что эта шутка не совсем верна

на самом деле подростки не знают всего

,

что им нужно знать о сексе

хотя многие из них ведут себя так

словно знают все

Более

того

располагая неполной

недостоверной и неправильно понятой информацией

многие

подростки чувствуют себя неловко

когда дело доходит до секса

Четырнадцатилетний

подросток может переживать от того

что не умеет целоваться взасос

шестнадцатилетних

подростков беспокоит вопрос

как приступить к половому акту

почти всех волнует

мысль

: "

Нормальна ли моя половая жизнь

?" 

Под рассчитанной на окружающих позой

искушенного в сексе человека подросток нередко скрывает собственную тревогу и
неуверенность

.

В процессе формирования сексуальности подросток задумывается над множеством
вопросов и решает вполне конкретные проблемы

:

1) 

он хочет знать

как меняется его внешность по мере взросления

как он выглядит в

глазах окружающих и каков он на самом деле

;

2) 

он познает собственное тело

его половые потребности и реакции

;

3) 

у него формируется представление о самом себе как о существе определенного пола

он

начинает играть свою половую роль

приобретает уверенность в правильности

собственной половой ориентации

;

4) 

он учится любить и вступать в интимные отношения

;

5) 

у него формируется собственная система сексуальных ценностей

.

При обсуждении всех этих проблем следует помнить

что нет одинаковых подростков

.

Выводы из наблюдений за сексуальностью

 13-

летней девочки неприменимы к

 17- 

или

 18-