ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8207
Скачиваний: 64
Беседа с ребенком о СПИДе
Многих родителей пугает разговор о СПИДе
,
так как они не знают
,
что следует говорить
ребенку и как построить беседу с учетом его возраста
.
Ниже приводятся советы
,
почерпнутые из брошюры
,
опубликованной специальной комиссией по половому
воспитанию
-
одним из наиболее авторитетных учреждений страны по данной проблеме
.
Беседа с детьми
3-4
лет
В этом возрасте дети приобретают знания о своем теле и основных жизненных фактах
.
Они начинают спрашивать
,
откуда берутся дети
,
и способны понять простые ответы
,
но не
разбираются в отвлеченных понятиях или сексуальных проблемах взрослых
.
Они уже
справляются с выполнением элементарных правил гигиены
,
т.е
.
умываются
,
чистят зубы
,
самостоятельно едят и засыпают
.
Они начинают понимать необходимость уединения
.
Лучшее
,
что могут сделать родители
,
имеющие детей этого возраста
, -
создать атмосферу
,
в которой ребенок не стесняясь задает вопросы о разных частях тела
,
здоровье и
сексуальности
.
При этом ребенок привыкает к мысли
,
что секс
-
это то
,
о чем можно
свободно говорить дома
.
Беседа с детьми
5-7
лет
Дети этого возраста понимают более сложные стороны таких явлений
,
как здоровье
,
болезнь и сексуальность
.
Они интересуются такими вещами
,
как рождение
,
брак или смерть
.
Возможно
,
они что-то
уже слышали о СПИДе от сверстников
,
взрослых или из телевизионных программ
.
Поэтому они могут испытывать страх перед этой болезнью
.
Им необходима уверенность в
том
,
что ни с ними
,
ни с их родителями ничего такого не случится
.
Дети понимают ответы
на свои вопросы
,
если они иллюстрируются конкретными примерами из повседневной
жизни
.
Если
,
скажем
,
ваш ребенок до крови порезал палец
,
самое время объяснить ему
,
что микробы
,
вызывающие болезнь
,
могут попадать в организм через ранку
.
Ребенок в
этом возрасте должен понимать
,
что нельзя принимать лекарства без разрешения
родителей
.
Если среди его одноклассников есть ВИЧ-инфицированный
,
ваши сын или
дочь должны знать
,
что сидя рядом
,
играя или разговаривая с ним
,
они не могут заболеть
СПИДом
.
Беседа с детьми
9-12
лет
В организме детей этого возраста уже происходят изменения
,
присущие пубертатному
периоду
.
Подростков чрезвычайно интересует собственное тело
,
внешний вид
,
что
следует считать нормой
.
Для некоторых из них
-
это время начала менструаций
,
первых
сексуальных контактов и употребления наркотиков
.
В этом возрасте ребенок начинает
ощущать сильное давление социальных факторов
.
Поэтому не откладывайте беседу о
СПИДе
.
Необходимо сделать все возможное
,
чтобы ребенок знал
,
как уберечься от
СПИДа
.
В период полового созревания дети проявляют повышенный интерес ко всему
,
что связано с сексуальной жизнью человека и им необходимо предоставить полную и
точную информацию
.
Они должны знать
,
что такое половое сношение
,
гомосексуализм
,
оральный и анальный секс
.
Им следует объяснить
,
что результатом сексуального контакта
может быть беременность или заражение ВИЧ
.
Необходимо объяснить также
,
почему
половое сношение между детьми может повредить здоровью и что лучше отложить
начало половой жизни на более позднее время
.
Дети должны также знать
,
как передается
ВИЧ
,
в каких случаях передача невозможна и как вообще избежать инфицирования
(включая использование презервативов
).
На первый взгляд кажется
,
что объяснить все это
ребенку
-
очень трудная задача
,
однако выполнить ее
-
родительский долг
,
а полученные
знания помогут вашему сыну или дочери в дальнейшей жизни
.
Ребенку необходимо
внушить уверенность в том
,
что именно от вас он может получить ответ на любой
интересующий его вопрос о СПИДе или сексе
.
Выводы
1.
Половая самоидентификация обычно формируется в процессе взаимодействия
биологических и психосоциальных факторов в течение первых лет жизни
.
2.
Эрекция возникает уже на последних месяцах развития плода
.
Этот факт
свидетельствует о врожденной природе сексуальности
,
которая проявляется с самого
начала жизни
.
Уже на первом году жизни дети могут дотрагиваться до наружных половых
органов
,
реагируя на такую самостимуляцию звуками и улыбками
,
выражающими
удовольствие
.
3.
Большинство детей проявляют большой интерес ко всему
,
что связано с
сексуальностью
,
и рано или поздно вовлекаются в сексуальные игры с другими детьми
(
к
числу таких игр относятся контакты между детьми одного пола и сексуальные контакты
между детьми в одной семье
).
Многих родителей это пугает
,
однако такие игры вряд ли
могут принести вред детям
,
если не содержат элемента принуждения
.
4.
Многие сексологи отвергают концепцию Фрейда о наличии стадии латентной
сексуальности в позднем периоде детства
.
Их точка зрения основана на данных
культурологических исследований
,
которые показали
,
что частота сексуальных игр
возрастает по мере превращения ребенка в подростка
.
5.
Хотя многие родители полагают
,
что половое воспитание
-
это доведение до ребенка
определенной информации в виде лекций
,
оно на самом деле представляет собой
непрерывный процесс
,
который во многом определяется примером родителей
,
их
реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и
,
конечно
,
характером
получаемой информации
.
Половое воспитание в семье
-
важный инструмент
,
с помощью
которого родители могут направить развитие детей в определенное русло
,
заложив тем
самым основы сознательного полового поведения подростков
.
Вопросы для размышления
1.
Фрейд утверждал
,
что у маленького ребенка есть ощущение сексуального обладания
родителем противоположного пола
,
и он испытывает чувство соперничества по
отношению к родителю одного с ним пола
.
Согласны ли вы с этим
?
Приходилось ли вам
наблюдать детей
,
ведущих себя подобным образом
?
Фрейд считал также
,
что девочки
испытывают чувство зависти и неполноценности
,
когда узнают
,
что у мальчиков есть
половой член
.
Что вы думаете по этому поводу
?
2.
Как должны вести себя родители
,
узнав
,
что их дети играют в
"
доктора
"
или участвуют
в сексуальных контактах со сверстниками
?
Как вы рассматриваете ситуацию
,
когда
партнерами по таким
"
сомнительным
"
играм являются братья и/или сестры
?
Должна ли в
этом случае меняться реакция родителей
?
3.
Эрик Берне
,
создатель
"Transactional Analysis",
следующим образом высказался по
поводу обучения детей правилам туалета
: "
Ангел в ванной становится дьяволом в
спальне
".
Что он имел в виду
?
Какие ошибки делают родители
,
стараясь этого избежать
?
4.
Ребенок испытывает сексуальное удовольствие и даже может мастурбировать до
наступления оргазма
.
Что по вашему мнению означает этот факт
?
Как должны
реагировать родители
,
если ребенок выражает крайнее раздражение при попытках
прервать мастурбацию или если такая самостимуляция имеет место по нескольку раз в
день
.
5.
Многие родители пытаются воспитывать дочь или сына как будто не существует лиц
другого пола
.
Можно ли и надо ли это делать
?
Иными словами
,
идет ли на пользу ребенку
,
если родители отвращают его или ее от исполнения половой роли
,
предписываемой
культурной традицией
?
6.
Можно ли рассказывать ребенку лишнее о сексе в ответ на его вопросы
?
Следует ли
отвечать на все вопросы или есть вещи
,
о которых детям не следует знать
,
пока они не
вырастут
?
9
глава
.
Сексуальность подростков
Подростковым считается возраст от
12
до
19
лет
.
Это время быстрых перемен и трудных
исканий
.
Физические изменения
-
лишь часть процесса взросления
.
Одновременно
подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами
:
они
становятся независимыми от родителей
,
учатся правильно строить свои отношения со
сверстниками
,
вырабатывают для себя комплекс этических принципов
,
развиваются
интеллектуально
,
приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности
.
И это далеко не полный перечень перемен в их жизни
.
Вживаясь в эту новую для него
сложную обстановку
,
подросток должен в то же время решать вопросы
,
связанные с
формирующейся сексуальностью
,
а именно
:
приспосабливаться к новым половым
ощущениям
,
включаться в разные формы сексуальной активности
,
распознавать
возникающее чувство любви
,
предотвращать нежелательную беременность
.
Неудивительно
,
что многие подростки испытывают в этот период дискомфорт и
неуверенность в себе
.
С другой стороны
,
подростковый возраст
-
это время открытий и откровений
,
время
,
когда
физическое развитие в сочетании с большей интеллектуальной и эмоциональной
зрелостью создает ощущение приподнятости и свободы
.
Подростковый возраст
-
это не
только период страхов и опасений
,
как думали раньше
,
это одновременно приятное и
счастливое время бурного
,
беспокойного перехода из детства в зрелое состояние
(Offer,
Offer, 1975).
Парадоксальная природа подросткового возраста особенно ярко проявляется
в сексуальной сфере
.
Обзор
Рассказ о сексуальности подростков мы хотим предварить коротким анекдотом
,
который
довольно точно отражает суть проблемы
.
Отец
: "
Мне кажется пришло время поговорить о сексе
"
Сын
: "
Конечно
,
папа
.
Что бы ты хотел узнать
?"
Заметим
,
однако
,
что эта шутка не совсем верна
:
на самом деле подростки не знают всего
,
что им нужно знать о сексе
,
хотя многие из них ведут себя так
,
словно знают все
.
Более
того
,
располагая неполной
,
недостоверной и неправильно понятой информацией
,
многие
подростки чувствуют себя неловко
,
когда дело доходит до секса
.
Четырнадцатилетний
подросток может переживать от того
,
что не умеет целоваться взасос
,
шестнадцатилетних
подростков беспокоит вопрос
,
как приступить к половому акту
,
почти всех волнует
мысль
: "
Нормальна ли моя половая жизнь
?"
Под рассчитанной на окружающих позой
искушенного в сексе человека подросток нередко скрывает собственную тревогу и
неуверенность
.
В процессе формирования сексуальности подросток задумывается над множеством
вопросов и решает вполне конкретные проблемы
:
1)
он хочет знать
,
как меняется его внешность по мере взросления
,
как он выглядит в
глазах окружающих и каков он на самом деле
;
2)
он познает собственное тело
,
его половые потребности и реакции
;
3)
у него формируется представление о самом себе как о существе определенного пола
,
он
начинает играть свою половую роль
,
приобретает уверенность в правильности
собственной половой ориентации
;
4)
он учится любить и вступать в интимные отношения
;
5)
у него формируется собственная система сексуальных ценностей
.
При обсуждении всех этих проблем следует помнить
,
что нет одинаковых подростков
.
Выводы из наблюдений за сексуальностью
13-
летней девочки неприменимы к
17-
или
18-