Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8210

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

каких взглядов на эту проблему придерживаются близкие и друзья подростка

 (Jessor,

lessor, 1977; Feather, 1980).

Психосоциальные особенности подросткового возраста

Существуют многочисленные связи между социальными и психологическими реакциями
подростков и биологическими аспектами полового созревания

которые обсуждались в гл

.

7. 

Ниже мы вкратце рассмотрим некоторые из этих психо-социальных проблем

.

Сексуальные фантазии

Сексуальные фантазии и сновидения

 (

подробнее они рассматриваются в гл

. 14) 

у

подростков встречаются чаще и выражены более четко

чем у детей младшего возраста

;

нередко они сопровождают мастурбацию

 (Hass, 1979). 

В одном из исследований было

показано

что только у

 7% 

девочек и

 11% 

мальчиков подросткового возраста

,

практикующих мастурбацию

она не связана с сексуальными фантазиями

тогда как

примерно у половины подростков фантазии сопровождают мастурбацию практически все
время

 (Sorenson, 1973). 

Назначение сексуальных фантазий у подростков многообразно

:

они усиливают удовольствие от сексуальной активности

служат суррогатом реального

(но недоступного

полового опыта

вызывают половое возбуждение или оргазм

,

обеспечивают психическую подготовку к сексуальной активности в более старшем
возрасте

создают возможность для безопасного сексуального экспериментирования в

отсутствие стесняющих факторов

Сексуальные фантазии намечают те направления

по

которым развивается сексуальное воображение у большинства взрослых людей

По этой

причине опыт

приобретаемый подростком в процессе формирования индивидуального

набора фантазий и познания способов их использования

имеет важное значение для его

или ее последующей половой активности и приобретения уверенности в себе

.

Самостоятельность

По мере того как у подростка формируется сознание собственной индивидуальности и
уменьшается степень зависимости от родителей и других оказывающих на него влияние
взрослых

возрастает значение взаимоотношений со сверстниками

Именно в процессе

общения друг с другом подростки получают необходимые им поддержку и руководство

В

этом возрасте чрезвычайно велико желание жить по-своему

исправить ошибки

предыдущего поколения

Лишь с годами приходит осознание собственных целей

,

вырабатываются правила поведения и способы его контроля

Потребность подростков в

свободе обычно сочетается с желанием быть похожим на своих друзей

хотя нередко им

не удается совместить то и другое

.

Отношение к сексу в разных молодежных группах может быть различным

поскольку

отражает этнические и экономические особенности данной группы

В одном случае

правила сексуального поведения могут быть вполне традиционными и возводить
невинность девушки в степень высшей добродетели

тогда почти всякая сексуальная

активность ограничивается рамками

 "

законных

отношений

Если девушка не следует

этим правилам

она приобретает плохую репутацию

которая может испортить ее будущее

и делает ее жертвой мужчин

ищущих

 "

легкой добычи

". 

Если подросток входит в

компанию

в которой на секс смотрят как на символ успеха и делят людей на

"посвященных

и

 "

непосвященных

", 

это может заставить его быть сексуально-активным

только из желания соответствовать принятым в его обществе стандартам

Более того

есть

основания говорить о своего рода тирании сексуальных ценностей

сверстники ожидают


background image

от подростка приобретения сексуального опыта в возможно более раннем возрасте и
считают тех

кого не устраивает такое требование

несовременными

людьми второго

сорта

 (Chilman, 1979; Sarrel, Sarrel, 1979; Burkhart, 1981).

Отношение подростка к сексу

принятие им решений

касающихся сексуальных

отношений

отражает степень индивидуальной психологической зрелости

личную

систему ценностей

моральные соображения

страх перед опасностью нежелательных

последствий и наличие увлечения или любви

Эти личностные характеристики нередко

вступают в противоречие с требованиями

предъявляемыми средой сверстников

и их

ограничивающий эффект в современном обществе

по-видимому

сильнее ощущается

подростками-девочками

нежели мальчиками

Создается впечатление

что подростки

,

начавшие половую жизнь или вплотную приблизившиеся к этому

выше других ценят

личную независимость

больше полагаются на друзей

чем на собственную семью

чаще

употребляют наркотики и алкоголь и в большей степени склонны к участию в
политических выступлениях по сравнению со своими сверстниками

 (lessor, Jessor, 1975;

I.L. Reiss, 1980).

В стремлении освободиться от опеки родителей некоторые подростки используют секс
как доказательство своей независимости и способности самостоятельно принимать
решения

Такая свобода достается им нелегко

ведь подростки получают от старшего

поколения наследство

отягощенное устойчивым двойным стандартом в отношении секса

и глубоким чувством сексуальной вины

И хотя мнение о равенстве полов в настоящее

время распространено очень широко

влияние старых представлений во многих

отношениях ощущается еще достаточно сильно

Мужчина до сих пор рассматривается как

инициатор сексуальных отношений

Если же эту роль берет на себя женщина

ее чаще

всего считают

 "

агрессивной

или

 "

сексуально озабоченной

". 

Подростки еще не в

состоянии разрешить все противоречия

возникающие при сексуальном общении

,

страдают от информации и неосведомленности

Более того

они зачастую склонны

подменять один круг проблем другим

 (Sarrel, Sarrel, 1979; Burkhart, 1981).

Реакция родителей

Хотя в целом взрослые приветствуют стремление подростков к самостоятельности и
порой даже требуют от них взрослого поведения

на сексуальные отношения в

большинстве случаев это требование не распространяется

Очевидно

что многих

родителей пугает сексуальность их подрастающих детей и они пытаются повлиять на нее
самыми нелогичными способами

запрещают сексуальное образование в школах

 ("

нельзя

забивать голову вредными мыслями

"), 

ограничивают получение подростками информации

о противозачаточных средствах

 ("

надо

чтобы девушка страшилась беременности

"),

осуществляют надзор за тем

что читает подросток и какие смотрит фильмы

 ("

в чистых

умах не заводятся дурные мысли

"), 

изобретают школьную форму

 ("

умеренность

подавляет похоть

") 

либо делают вид

что подростковая сексуальность просто напросто не

существует

.

К счастью не все родители придерживаются столь ханжеских взглядов на сексуальность
подростков

некоторые из них относятся к этой проблеме гораздо более либерально

Есть

родители

которые открыто обсуждают с детьми вопросы пола и даже помогают им в

выборе противозачаточных средств

Более того

некоторые буквально толкают детей на

приобретение сексуального опыта

Такое отношение можно объяснить желанием

родителей заново пережить собственную юность

наблюдая за личной жизнью детей

.


background image

Важно сознавать

что половая активность подростков служит источником волнений для их

родителей

Большинство тех

кто имеет дочерей

обеспокоены возможностью их

нежелательной беременности

поскольку нет никакой гарантии

что противозачаточные

средства будут употреблены ими правильно и в нужное время

Беспокоит родителей и

возможность заражения болезнями

которые передаются половым путем

Кроме того

,

многие взрослые оказываются в двойственном положении

они искренне верят в

необходимость соблюдения освященных традицией правил сексуального поведения

,

которые подростку кажутся непонятными

и в то же время не хотят выглядеть в глазах

своих

детей чересчур строгими и старомодными

Интересно

что у некоторых родителей

вызывает беспокойство

если их ребенок-подросток не проявляет интереса к сверстникам

противоположного пола

они рассматривают это как вероятный признак склонности к

гомосексуализму

.

Большинство взрослых

каким бы ни был их собственный стиль половой жизни

,

стараются ограничить половую активность своих детей до женитьбы или замужества

 (I.L.

Reiss, 1967, 1980). 

В результате такого отношения в тех случаях

когда родителям

принадлежит основная роль в половом воспитании

у ребенка формируется более

традиционная система сексуальных ценностей и возрастает вероятность сохранить
девственность в подростковом возрасте

 (Lewis, 1973). 

Кроме того

последние

исследования показали

что у подростка

привязанного к матери

повышается вероятность

формирования взглядов на половые отношения и соответствующего поведения

которые

свойственны матери

 (Weinstein, Thornton, 1989).

Особенности сексуального поведения

Взгляд на особенности сексуального поведения во многом зависит от того

как

интерпретируются данные различных исследований

которые проводились разными

авторами в разное время с использованием различных методов сбора материала

Общее во

всех обзорах

посвященных этой проблеме

, - 

ссылка на результаты

полученные Кинзи и

его сотрудниками

однако читателям следует помнить

что все эти данные сорокалетней

давности

.

Мастурбация

Кинзи с соавторами

 (1953) 

установили выраженные различия частоты мастурбирования у

мальчиков и девочек подросткового возраста

По их данным

, 82% 15-

летних мальчиков

занимаются мастурбацией

завершающейся оргазмом

среди девочек того же возраста эта

цифра составляет

 20%. 

Столь значительное различие сохранялось на протяжении всего

остального периода развития подростков

В более позднем исследовании Соренсон

(Sorenson, 1973) 

показал

что онанизмом занимаются

 39% 

девочек и

 58% 

мальчиков

подросткового возраста

среди

 20-

летних юношей и девушек эти цифры возрастают

соответственно до

 85 

и

 60% (Abramson, 1979; Arafat, Cotton, 1974; Hunt, 1975). 

Совсем

недавно были опубликованы результаты опроса

 580 

женщин в возрасте от

 18 

до

 30 

лет

,

свидетельствующие о том

что более

 3/4 

из них мастурбировали будучи подростками

(Kolodny, 1980). 

Следовательно

за последние десятилетия выявилась тенденция к

увеличению частоты мастурбации у женщин

.

Несмотря на столь широкое распространение этого явления

чувство вины и тревоги не

перестает терзать подростков

занимающихся онанизмом

Согласно Соренсону

 (Sorenson,

1973), 

такие отрицательные эмоции

 "

иногда

или

 "

часто

испытывают

 57% 

девочек и

 45%

мальчиков подросткового возраста

Эти данные подтверждаются другими авторами


background image

(Abramson, Mosher, 1979; Hass, 1979). 

С другой стороны

мастурбация удовлетворяет ряд

существенных потребностей подростков

она ослабляет половое и психическое

напряжение

служит безопасным способом сексуального экспериментирования

повышает

степень уверенности при сексуальном общении

контролирует сексуальные импульсы

,

помогает преодолевать чувство одиночества

снимает общий стресс

 (Sorenson, 1973;

Clifford, 1978; Barbach, 1980; Kolodny, 1980). 

Взаимосвязь между чувствами вины и

наслаждения хорошо отражена в следующих словах

 19-

летней студентки

:

"Я стала мастурбировать примерно с

 14-

летнего возраста

Этому меня научили

одноклассницы из воскресной школы

Сначала ничего

кроме стыда

я не испытывала

;

более того

я начала думать

что зря занимаюсь этим

Но однажды ночью

читая

сексуальный роман

я стала потирать себя и внезапно испытала потрясающий оргазм

Это

было полной неожиданностью

и с тех пор мастурбация стала доставлять мне

удовольствие

Было приятно

что я могу испытывать такие ощущения

моя уверенность в

себе неизмеримо возросла

Теперь у меня совершенно нет чувства вины по поводу того

,

что я мастурбирую

я занимаюсь этим

чтобы расслабиться или просто получить

удовольствие

". (

Из картотеки авторов

)

Ласки

 (

петтинг

)

Кинзи и соавторы понимали под ласками физический контакт между мужчиной и
женщиной с целью достижения эротического возбуждения без полового акта

Многие

специалисты несколько сужают это понятие

не относя к числу ласк поцелуи

Некоторые

определяют ласки

 (

петтинг

как сексуальные прикосновения

 "

ниже талии

", 

а поцелуи и

объятия объединяют понятием

 "

некинг

" (

от англ

, neck - 

шея

).

Согласно данным

полученным группой Кинзи

к

 15-

летнему возрасту

 39% 

девочек и

 57%

мальчиков уже вовлекались в такую форму сексуальной активности

как петтинг

а среди

18-

летних юношей и девушек эта цифра возрастала до

 80%. 

Тем не менее до

 19-

летнего

возраста ласки завершались оргазмом только у

 21% 

мальчиков и

 15% 

девочек

По данным

Соренсона

 (Sorenson, 1973), 

сексуальный опыт у

 22% 

опрошенных подростков не

распространялся дальше поцелуев

а

 17% 

предавались более смелым ласкам в отсутствие

полового сношения

Опросы

проведенные среди

 60 

студентов-первокурсников

нескольких колледжей

показали

что еще в период обучения в школе

 82% 

из них

приобрели опыт взаимной стимуляции наружных половых органов

. 40% 

опрошенных

женщин и половина мужчин подтвердили возникновение оргазма в результате петтинга

(Kolodny, 1980).

Полученные данные следует рассматривать в контексте изменяющихся тенденций
сексуального поведения подростков на протяжении двух последних десятилетий

 (Chilman,

1979; Hass, 1979). 

Современные подростки приобщаются к сексу в той или иной форме в

более раннем возрасте

 (Murstein, 1980). 

В известной мере это обусловлено широким

распространением наркотиков

таких

например

как марихуана

Данные ряда

исследований свидетельствуют о том

что подростки

употребляющие наркотики

имеют

более богатый сексуальный опыт

нежели их сверстники

не употребляющие марихуану

или другие наркотические средства

 (Sorenson, 1973; Jessor, lessor, 1975, 1977; Kolodny,

1981).

Орально-генитальный секс


background image

Отдельные исследования

проведенные в

 70-80 

гг

показали

что орально-генитальный

секс со времен Кинзи стал более популярен среди подростков

 (

табл

. 9.1).

Таблица

 9.1

Частота орального секса у подростков по данным четырех исследований

Мужчины

, %

Женщины

, %

Куннилингус

Kinsey et al. (1953, 1958)

8

14

Hass(1979)

1

31/56

34/59

Young (1980)

51

41

Newcomer, Udry (1985)

50

41

Фелляция

 (

минет

)

Kinsey et al. (1948, 1953)

23

12

Hass(1979)

1

33/54

31/41

Young (1980)

58

31

Newcomer, Udry (1985)

44

32

(1) - 

Данные для

 15-16 

летних

/17-18-

летних подростков

.

Данные

полученные при опросе подростков Среднего Запада

 (

средний возраст

анкетируемых

 16,3 

года

), 

свидетельствуют о том

что орально-генитальный секс

практикуют

 53% 

мальчиков и

 42% 

девочек

 (Newcomer, Udry, 1985). 

Примечательно

что

эта форма половой активности зарегистрирована у четверти мальчиков-девственников и у

16% 

девственниц

Следовательно

по крайней мере в отдельных случаях ее можно

рассматривать как безопасную альтернативу половому акту

 (

она безопасна в том смысле

,

что исключает возникновение беременности

). 

Для некоторых подростков эта форма

половой активности безопасна и в психологическом плане

поскольку позволяет

сохранить девственность и одновременно обеспечивает возможность в высшей степени
интимного полового контакта

.

15-

летняя девочка

:

"Я собиралась поддерживать с Биллом только дружеские отношения

но дело все-таки

дошло до секса

в нас обоих пробудилась чувственность

Однако я была неготова отдаться

ему

Я боялась забеременеть

чувствовала

что смогу не выдержать этого психологически

и вообще не была уверена

что люблю Билла и хочу

чтобы он был моим первым

мужчиной

Поэтому оральный секс представлялся мне хорошим выходом

хотя вначале я

соглашалась на это только для того

чтобы доставить ему удовольствие

". (

Из картотеки

авторов

)

Другие исследования подтверждают

что описанное выше весьма типично

многие

девочки-подростки рассказывают

что прибегают к орально-ге-нитальному сексу только

потому

что этого хочет партнер

хотя и не находят в этом ничего хорошего

 (

а иногда

испытывают даже не совсем приятные ощущения

) (Delamater, MacCorquodale, 1979; Hass,