ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8210
Скачиваний: 64
каких взглядов на эту проблему придерживаются близкие и друзья подростка
(Jessor,
lessor, 1977; Feather, 1980).
Психосоциальные особенности подросткового возраста
Существуют многочисленные связи между социальными и психологическими реакциями
подростков и биологическими аспектами полового созревания
,
которые обсуждались в гл
.
7.
Ниже мы вкратце рассмотрим некоторые из этих психо-социальных проблем
.
Сексуальные фантазии
Сексуальные фантазии и сновидения
(
подробнее они рассматриваются в гл
. 14)
у
подростков встречаются чаще и выражены более четко
,
чем у детей младшего возраста
;
нередко они сопровождают мастурбацию
(Hass, 1979).
В одном из исследований было
показано
,
что только у
7%
девочек и
11%
мальчиков подросткового возраста
,
практикующих мастурбацию
,
она не связана с сексуальными фантазиями
,
тогда как
примерно у половины подростков фантазии сопровождают мастурбацию практически все
время
(Sorenson, 1973).
Назначение сексуальных фантазий у подростков многообразно
:
они усиливают удовольствие от сексуальной активности
,
служат суррогатом реального
(но недоступного
)
полового опыта
,
вызывают половое возбуждение или оргазм
,
обеспечивают психическую подготовку к сексуальной активности в более старшем
возрасте
,
создают возможность для безопасного сексуального экспериментирования в
отсутствие стесняющих факторов
.
Сексуальные фантазии намечают те направления
,
по
которым развивается сексуальное воображение у большинства взрослых людей
.
По этой
причине опыт
,
приобретаемый подростком в процессе формирования индивидуального
набора фантазий и познания способов их использования
,
имеет важное значение для его
или ее последующей половой активности и приобретения уверенности в себе
.
Самостоятельность
По мере того как у подростка формируется сознание собственной индивидуальности и
уменьшается степень зависимости от родителей и других оказывающих на него влияние
взрослых
,
возрастает значение взаимоотношений со сверстниками
.
Именно в процессе
общения друг с другом подростки получают необходимые им поддержку и руководство
.
В
этом возрасте чрезвычайно велико желание жить по-своему
,
исправить ошибки
предыдущего поколения
.
Лишь с годами приходит осознание собственных целей
,
вырабатываются правила поведения и способы его контроля
.
Потребность подростков в
свободе обычно сочетается с желанием быть похожим на своих друзей
,
хотя нередко им
не удается совместить то и другое
.
Отношение к сексу в разных молодежных группах может быть различным
,
поскольку
отражает этнические и экономические особенности данной группы
.
В одном случае
правила сексуального поведения могут быть вполне традиционными и возводить
невинность девушки в степень высшей добродетели
;
тогда почти всякая сексуальная
активность ограничивается рамками
"
законных
"
отношений
.
Если девушка не следует
этим правилам
,
она приобретает плохую репутацию
,
которая может испортить ее будущее
и делает ее жертвой мужчин
,
ищущих
"
легкой добычи
".
Если подросток входит в
компанию
,
в которой на секс смотрят как на символ успеха и делят людей на
"посвященных
"
и
"
непосвященных
",
это может заставить его быть сексуально-активным
только из желания соответствовать принятым в его обществе стандартам
.
Более того
,
есть
основания говорить о своего рода тирании сексуальных ценностей
:
сверстники ожидают
от подростка приобретения сексуального опыта в возможно более раннем возрасте и
считают тех
,
кого не устраивает такое требование
,
несовременными
,
людьми второго
сорта
(Chilman, 1979; Sarrel, Sarrel, 1979; Burkhart, 1981).
Отношение подростка к сексу
,
принятие им решений
,
касающихся сексуальных
отношений
,
отражает степень индивидуальной психологической зрелости
,
личную
систему ценностей
,
моральные соображения
,
страх перед опасностью нежелательных
последствий и наличие увлечения или любви
.
Эти личностные характеристики нередко
вступают в противоречие с требованиями
,
предъявляемыми средой сверстников
,
и их
ограничивающий эффект в современном обществе
,
по-видимому
,
сильнее ощущается
подростками-девочками
,
нежели мальчиками
.
Создается впечатление
,
что подростки
,
начавшие половую жизнь или вплотную приблизившиеся к этому
,
выше других ценят
личную независимость
,
больше полагаются на друзей
,
чем на собственную семью
,
чаще
употребляют наркотики и алкоголь и в большей степени склонны к участию в
политических выступлениях по сравнению со своими сверстниками
(lessor, Jessor, 1975;
I.L. Reiss, 1980).
В стремлении освободиться от опеки родителей некоторые подростки используют секс
как доказательство своей независимости и способности самостоятельно принимать
решения
.
Такая свобода достается им нелегко
:
ведь подростки получают от старшего
поколения наследство
,
отягощенное устойчивым двойным стандартом в отношении секса
и глубоким чувством сексуальной вины
.
И хотя мнение о равенстве полов в настоящее
время распространено очень широко
,
влияние старых представлений во многих
отношениях ощущается еще достаточно сильно
.
Мужчина до сих пор рассматривается как
инициатор сексуальных отношений
.
Если же эту роль берет на себя женщина
,
ее чаще
всего считают
"
агрессивной
"
или
"
сексуально озабоченной
".
Подростки еще не в
состоянии разрешить все противоречия
,
возникающие при сексуальном общении
,
страдают от информации и неосведомленности
.
Более того
,
они зачастую склонны
подменять один круг проблем другим
(Sarrel, Sarrel, 1979; Burkhart, 1981).
Реакция родителей
Хотя в целом взрослые приветствуют стремление подростков к самостоятельности и
порой даже требуют от них взрослого поведения
,
на сексуальные отношения в
большинстве случаев это требование не распространяется
.
Очевидно
,
что многих
родителей пугает сексуальность их подрастающих детей и они пытаются повлиять на нее
самыми нелогичными способами
:
запрещают сексуальное образование в школах
("
нельзя
забивать голову вредными мыслями
"),
ограничивают получение подростками информации
о противозачаточных средствах
("
надо
,
чтобы девушка страшилась беременности
"),
осуществляют надзор за тем
,
что читает подросток и какие смотрит фильмы
("
в чистых
умах не заводятся дурные мысли
"),
изобретают школьную форму
("
умеренность
подавляет похоть
")
либо делают вид
,
что подростковая сексуальность просто напросто не
существует
.
К счастью не все родители придерживаются столь ханжеских взглядов на сексуальность
подростков
,
некоторые из них относятся к этой проблеме гораздо более либерально
.
Есть
родители
,
которые открыто обсуждают с детьми вопросы пола и даже помогают им в
выборе противозачаточных средств
.
Более того
,
некоторые буквально толкают детей на
приобретение сексуального опыта
.
Такое отношение можно объяснить желанием
родителей заново пережить собственную юность
,
наблюдая за личной жизнью детей
.
Важно сознавать
,
что половая активность подростков служит источником волнений для их
родителей
.
Большинство тех
,
кто имеет дочерей
,
обеспокоены возможностью их
нежелательной беременности
,
поскольку нет никакой гарантии
,
что противозачаточные
средства будут употреблены ими правильно и в нужное время
.
Беспокоит родителей и
возможность заражения болезнями
,
которые передаются половым путем
.
Кроме того
,
многие взрослые оказываются в двойственном положении
:
они искренне верят в
необходимость соблюдения освященных традицией правил сексуального поведения
,
которые подростку кажутся непонятными
,
и в то же время не хотят выглядеть в глазах
своих
,
детей чересчур строгими и старомодными
.
Интересно
,
что у некоторых родителей
вызывает беспокойство
,
если их ребенок-подросток не проявляет интереса к сверстникам
противоположного пола
;
они рассматривают это как вероятный признак склонности к
гомосексуализму
.
Большинство взрослых
,
каким бы ни был их собственный стиль половой жизни
,
стараются ограничить половую активность своих детей до женитьбы или замужества
(I.L.
Reiss, 1967, 1980).
В результате такого отношения в тех случаях
,
когда родителям
принадлежит основная роль в половом воспитании
,
у ребенка формируется более
традиционная система сексуальных ценностей и возрастает вероятность сохранить
девственность в подростковом возрасте
(Lewis, 1973).
Кроме того
,
последние
исследования показали
,
что у подростка
,
привязанного к матери
,
повышается вероятность
формирования взглядов на половые отношения и соответствующего поведения
,
которые
свойственны матери
(Weinstein, Thornton, 1989).
Особенности сексуального поведения
Взгляд на особенности сексуального поведения во многом зависит от того
,
как
интерпретируются данные различных исследований
,
которые проводились разными
авторами в разное время с использованием различных методов сбора материала
.
Общее во
всех обзорах
,
посвященных этой проблеме
, -
ссылка на результаты
,
полученные Кинзи и
его сотрудниками
,
однако читателям следует помнить
,
что все эти данные сорокалетней
давности
.
Мастурбация
Кинзи с соавторами
(1953)
установили выраженные различия частоты мастурбирования у
мальчиков и девочек подросткового возраста
.
По их данным
, 82% 15-
летних мальчиков
занимаются мастурбацией
,
завершающейся оргазмом
;
среди девочек того же возраста эта
цифра составляет
20%.
Столь значительное различие сохранялось на протяжении всего
остального периода развития подростков
.
В более позднем исследовании Соренсон
(Sorenson, 1973)
показал
,
что онанизмом занимаются
39%
девочек и
58%
мальчиков
подросткового возраста
;
среди
20-
летних юношей и девушек эти цифры возрастают
соответственно до
85
и
60% (Abramson, 1979; Arafat, Cotton, 1974; Hunt, 1975).
Совсем
недавно были опубликованы результаты опроса
580
женщин в возрасте от
18
до
30
лет
,
свидетельствующие о том
,
что более
3/4
из них мастурбировали будучи подростками
(Kolodny, 1980).
Следовательно
,
за последние десятилетия выявилась тенденция к
увеличению частоты мастурбации у женщин
.
Несмотря на столь широкое распространение этого явления
,
чувство вины и тревоги не
перестает терзать подростков
,
занимающихся онанизмом
.
Согласно Соренсону
(Sorenson,
1973),
такие отрицательные эмоции
"
иногда
"
или
"
часто
"
испытывают
57%
девочек и
45%
мальчиков подросткового возраста
.
Эти данные подтверждаются другими авторами
(Abramson, Mosher, 1979; Hass, 1979).
С другой стороны
,
мастурбация удовлетворяет ряд
существенных потребностей подростков
:
она ослабляет половое и психическое
напряжение
,
служит безопасным способом сексуального экспериментирования
,
повышает
степень уверенности при сексуальном общении
,
контролирует сексуальные импульсы
,
помогает преодолевать чувство одиночества
,
снимает общий стресс
(Sorenson, 1973;
Clifford, 1978; Barbach, 1980; Kolodny, 1980).
Взаимосвязь между чувствами вины и
наслаждения хорошо отражена в следующих словах
19-
летней студентки
:
"Я стала мастурбировать примерно с
14-
летнего возраста
.
Этому меня научили
одноклассницы из воскресной школы
.
Сначала ничего
,
кроме стыда
,
я не испытывала
;
более того
,
я начала думать
,
что зря занимаюсь этим
.
Но однажды ночью
,
читая
сексуальный роман
,
я стала потирать себя и внезапно испытала потрясающий оргазм
.
Это
было полной неожиданностью
,
и с тех пор мастурбация стала доставлять мне
удовольствие
.
Было приятно
,
что я могу испытывать такие ощущения
,
моя уверенность в
себе неизмеримо возросла
.
Теперь у меня совершенно нет чувства вины по поводу того
,
что я мастурбирую
,
я занимаюсь этим
,
чтобы расслабиться или просто получить
удовольствие
". (
Из картотеки авторов
)
Ласки
(
петтинг
)
Кинзи и соавторы понимали под ласками физический контакт между мужчиной и
женщиной с целью достижения эротического возбуждения без полового акта
.
Многие
специалисты несколько сужают это понятие
,
не относя к числу ласк поцелуи
.
Некоторые
определяют ласки
(
петтинг
)
как сексуальные прикосновения
"
ниже талии
",
а поцелуи и
объятия объединяют понятием
"
некинг
" (
от англ
, neck -
шея
).
Согласно данным
,
полученным группой Кинзи
,
к
15-
летнему возрасту
39%
девочек и
57%
мальчиков уже вовлекались в такую форму сексуальной активности
,
как петтинг
,
а среди
18-
летних юношей и девушек эта цифра возрастала до
80%.
Тем не менее до
19-
летнего
возраста ласки завершались оргазмом только у
21%
мальчиков и
15%
девочек
.
По данным
Соренсона
(Sorenson, 1973),
сексуальный опыт у
22%
опрошенных подростков не
распространялся дальше поцелуев
,
а
17%
предавались более смелым ласкам в отсутствие
полового сношения
.
Опросы
,
проведенные среди
60
студентов-первокурсников
нескольких колледжей
,
показали
,
что еще в период обучения в школе
82%
из них
приобрели опыт взаимной стимуляции наружных половых органов
. 40%
опрошенных
женщин и половина мужчин подтвердили возникновение оргазма в результате петтинга
(Kolodny, 1980).
Полученные данные следует рассматривать в контексте изменяющихся тенденций
сексуального поведения подростков на протяжении двух последних десятилетий
(Chilman,
1979; Hass, 1979).
Современные подростки приобщаются к сексу в той или иной форме в
более раннем возрасте
(Murstein, 1980).
В известной мере это обусловлено широким
распространением наркотиков
,
таких
,
например
,
как марихуана
.
Данные ряда
исследований свидетельствуют о том
,
что подростки
,
употребляющие наркотики
,
имеют
более богатый сексуальный опыт
,
нежели их сверстники
,
не употребляющие марихуану
или другие наркотические средства
(Sorenson, 1973; Jessor, lessor, 1975, 1977; Kolodny,
1981).
Орально-генитальный секс
Отдельные исследования
,
проведенные в
70-80
гг
.
показали
,
что орально-генитальный
секс со времен Кинзи стал более популярен среди подростков
(
табл
. 9.1).
Таблица
9.1
Частота орального секса у подростков по данным четырех исследований
Мужчины
, %
Женщины
, %
Куннилингус
Kinsey et al. (1953, 1958)
8
14
Hass(1979)
1
31/56
34/59
Young (1980)
51
41
Newcomer, Udry (1985)
50
41
Фелляция
(
минет
)
Kinsey et al. (1948, 1953)
23
12
Hass(1979)
1
33/54
31/41
Young (1980)
58
31
Newcomer, Udry (1985)
44
32
(1) -
Данные для
15-16
летних
/17-18-
летних подростков
.
Данные
,
полученные при опросе подростков Среднего Запада
(
средний возраст
анкетируемых
16,3
года
),
свидетельствуют о том
,
что орально-генитальный секс
практикуют
53%
мальчиков и
42%
девочек
(Newcomer, Udry, 1985).
Примечательно
,
что
эта форма половой активности зарегистрирована у четверти мальчиков-девственников и у
16%
девственниц
.
Следовательно
,
по крайней мере в отдельных случаях ее можно
рассматривать как безопасную альтернативу половому акту
(
она безопасна в том смысле
,
что исключает возникновение беременности
).
Для некоторых подростков эта форма
половой активности безопасна и в психологическом плане
,
поскольку позволяет
сохранить девственность и одновременно обеспечивает возможность в высшей степени
интимного полового контакта
.
15-
летняя девочка
:
"Я собиралась поддерживать с Биллом только дружеские отношения
,
но дело все-таки
дошло до секса
:
в нас обоих пробудилась чувственность
.
Однако я была неготова отдаться
ему
.
Я боялась забеременеть
,
чувствовала
,
что смогу не выдержать этого психологически
и вообще не была уверена
,
что люблю Билла и хочу
,
чтобы он был моим первым
мужчиной
.
Поэтому оральный секс представлялся мне хорошим выходом
,
хотя вначале я
соглашалась на это только для того
,
чтобы доставить ему удовольствие
". (
Из картотеки
авторов
)
Другие исследования подтверждают
,
что описанное выше весьма типично
:
многие
девочки-подростки рассказывают
,
что прибегают к орально-ге-нитальному сексу только
потому
,
что этого хочет партнер
,
хотя и не находят в этом ничего хорошего
(
а иногда
испытывают даже не совсем приятные ощущения
) (Delamater, MacCorquodale, 1979; Hass,