Файл: Мастерc У. - Основы сексологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8205

Скачиваний: 64

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

матери

). 

Мальчик ревнует мать к отцу

считая последнего соперником в борьбе за ее

любовь

В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается

,

что тот накажет его

лишив пениса

Страх перед возможной кастрацией поддерживается в

уме мальчика двумя логическими соображениями

: 1) 

он считает

что пенис будет

"наказан

как источник удовольствия и вины

, 2) 

он уже знает

что у девочек не бывает

пениса и

следовательно

его можно отнять

Проблема решается достижением

продуктивного компромисса

Мальчик отказывается от сексуальных желаний в

отношении матери и враждебного отношения к отцу

взамен идентифицируя себя с

последним

Таким способом он пытается как можно больше походить на отца

чтобы

однажды стать столь же могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои
сексуальные устремления

.

У женщин аналогом эдипова комплекса служит комплекс Электры

названный так по

имени персонажа древнегреческой легенды о принцессе

содействовавшей убийству

собственной матери

Комплекс Электры сложнее эдипова комплекса

Он основан на том

,

что девочка чувствует себя обманутой и завидует мальчикам

когда обнаруживает

что у

тех есть пенис

Эта так называемая зависть к обладателям пениса приводит к развитию у

девочки желания быть с отцом и избавиться от матери

которую она считает виновницей

вставшей перед ней дилеммы

По мнению Фрейда

эта ситуация решается не столь

адекватно как случаи эдипова комплекса

поскольку девочка не столь сильно

мотивирована страхом

в конце концов

она все равно уже

 "

потеряла свой пенис

". 

Фрейд

считал

что это менее успешное разрешение конфликта в детском возрасте является

причиной того

что степень психологической зрелости женщин меньше

чем у мужчин

,

поскольку зависть к обладателям пениса сохраняется на протяжении всей жизни

.

После исчезновения эдипова комплекса или комплекса Электры

 (

обычно к шести годам

)

начинается латентная стадия

на протяжении которой сексуальные позывы

по-видимому

,

теряют свою актуальность

У ребенка пробуждаются иные интересы

появляются

интеллектуальные и социальные цели

Эта стадия завершается к пубертатному периоду

,

когда внутренние биологические силы обусловливают наступление генитальной стадии

.

Подростки постепенно привыкают концентрировать свои интересы на гетеросексуальных
отношениях в целом и половых контактах в частности

Стадия завершается

формированием сексуальности

свойственной взрослым людям

Краткий очерк

фрейдовской теории полового развития не отражает всего ее богатства и сложности
постулатов

Достаточно сказать

что учение Фрейда лежит в основе современной

сексологии

Однако в контексте данной публикации уместно высказать несколько

критических замечаний в отношении этой теории

Прежде всего

следует признать

что

Фрейд недооценивал влияние культурной среды на половое развитие

В частности

,

высказано предположение

что анальная стадия на самом деле обусловлена не столько

стремлением к получению эротического удовлетворения

сколько выработанными в ходе

развития культуры навыками контроля за деятельностью кишечника

 (Marmor, 1971).

Точно так же

культурно-антропологические исследования показали

что эдипов комплекс

не является универсальным явлением

а латентная фаза служит прежде всего отражением

жизни в обществе

накладывающем ограничения на проявления сексуальности

а не

определяется исключительно действием внутренних психических сил

Кроме того

многие

критики считают

что Фрейд имел искаженные представления о женской сексуальности

(Millet, 1970; Sherfey, 1972; Tennov, 1975; Frieze et al., 1978). 

Наконец

сам Фрейд

признавал неполноту многих своих выводов и отмечал необходимость их пересмотра по
мере появления новых данных

.

Теория обучения и половое развитие


background image

В противовес воззрениям Фрейда

полагавшего

что ключевой силой

мотивирующей

поведение человека

является половое влечение

исследователи более позднего времени

стали придавать большое значение обучению и накоплению опыта

которые происходят в

процессе взаимодействия человека с окружающей его средой

.

Начало современной теории обучения было положено на рубеже нынешнего века

когда

русский физиолог Иван Павлов

 (1849-1936) 

выяснил механизм условного рефлекса

.

Изучая пищевые реакции собак

Павлов обнаружил

что условные рефлексы

 (

например

,

выделение слюны в ответ на предъявление пищи

можно вызвать не связанными с ними

раздражителями

например звуковым сигналом

при условии

что данный сигнал

регулярно повторяется перед кормлением

После того как между двумя этими событиями

устанавливается связь

собака привыкает воспринимать звук как сигнал кормления

и уже

один этот сигнал

 (

условный раздражитель

может вызывать слюноотделение

 (

условный

ответ

), 

даже без предъявления корма

.

Павловская модель классического условного рефлекса непосредственно не объясняет
половое поведение человека

У человека можно выработать

 "

условный рефлекс

в

павловском смысле слова

так чтобы он реагировал половым возбуждением на запах

духов или лосьона для бритья

которым пользуется его(ее

половой партнер

или на звуки

музыки

которую они обычно включают во время полового акта

Однако такая связь

между раздражителем и реакцией на него в большинстве случаев недостаточно сильна

,

чтобы нейтрализовать другие воздействия на половое поведение

настроение

,

озабоченность и т.д

Усилиями ряда американских физиологов

в том числе Э

Торндайка

,

Дж

Уотсона и Б

Скиннера

рамки теории обучения были значительно расширены

Эти

исследователи показали важность положительного или отрицательного опыта в
формировании последующего поведения

Согласно принципу формирования оперантных

условных рефлексов

поведение

сопровождающееся поощрением

приятным ощущением

или устранением неприятного раздражителя

будет повторяться

тогда как поведение

,

сопровождающееся неприятными последствиями или прекращением вознаграждения

,

скорее всего станет менее частым

.

Положительное подкрепление оказывает хорошо выраженное непосредственное
воздействие на характер полового поведения

Так

например

ребенок

узнавший что

потирание наружных гениталий сопровождается приятным ощущением

по всей

вероятности

будет прибегать к нему снова и снова

Наказание также влияет на половое

поведение

Возьмем

например

человека

испытывающего боль при половом акте

Если

такое ощущение повторяется достаточно часто

человек устанавливает зависимость между

коитусом и болезненным чувством

что заставляет его избегать половых контактов или

сократить их частоту

Наказание используют для лечения лиц

совершающих

преступления на почве полового влечения к детям

Процесс лечения

называемый

аверсионной терапией

включает демонстрацию таким лицам фотографии детей и

воздействие электрическим током

если при этом у них возникает половое возбуждение

(Barlow, 1973). 

Лечение проводится в несколько сеансов

до полного исчезновения

нежелательной реакции

 (

полового возбуждения при виде ребенка

).

Отрицательные факторы обычно оказывают меньшее влияние на половое поведение

чем

положительные

Наказание иногда не столько устраняет нежелательное поведение

,

сколько приводит к попыткам скрыть его

Это случается особенно часто в ситуациях

,

когда имеет место одновременное воздействие положительных и отрицательных
подкрепляющих факторов

 (

конфликты типа приближение-избегание

). 

В некоторых

случаях угроза наказания только усиливает наслаждение

запретное волнует и возбуждает

,

а угроза становится элементом положительного подкрепления

.


background image

Еще в более широком контексте теорию обучения использовал Альберт Бандура

 (

родился

в

 1925 

г

.), 

который предложил модель

названную социальной теорией обучения

По

мнению этого исследователя

люди моделируют свое социальное поведение

наблюдая за

поведением окружающих

Характер усваиваемой информации частично зависит от

авторитетности человека

избранного в качестве примера для подражания

Так

,

пятилетний ребенок скорее будет имитировать поведение семилетнего брата или сестры

,

чем младших по возрасту членов семьи

Люди вообще склонны идентифицировать себя с

теми

кого они уважают и кем восхищаются

Поэтому телевизионные и

кинематографические герои часто служат объектами для подражания

Социальный опыт

приобретается в общении с друзьями

учителями

родителями

.

Теория обучения имеет самое непосредственное отношение к процессу психополового
развития

Сексуальность у детей формируется не только под воздействием того

что

говорят об этом их родители

но и под влиянием тех элементов поведения последних

,

которые они сами подмечают

Отношение к другим людям и характер поведения во

многом определяются примером одноклассников

старших приятелей и других лиц за

пределами семейного круга

Зрелище разжигающих сцен обольщения на киноэкране

представляет собой одну из форм обучения в процессе наблюдения

Таким способом не

имеющий сексуального опыта подросток

 "

узнает

", 

как ведут себя взрослые в подобных

ситуациях

Обучение в реальных социальных ситуациях несомненно столь же важно для

формирования полового сознания и половой роли

.

Реакция ребенка на наготу родителей и сон в их постели

Многие специалисты высказывали предположения о возможных негативных последствиях
обнажения родителей в присутствии ребенка и/или его сна в одной с ними постели

,

однако до последнего времени эти предположения основывались главным образом не на
фактах

а на умозаключениях

Новейшие исследования

направленные на выяснение роли

такого опыта в формировании сексуальности взрослого человека

проливают свет на этот

вопрос

.

В

 1988 

г

Льюис и Джанда

 (Lewis, Janda, 1988) 

провели письменный опрос

касающийся

проявлений детской сексуальности среди

 77 

мужчин и

 133 

женщин

 - 

студентов

психологических факультетов

В результате была получена информация

: 1) 

о частоте сна

вместе с родителями в возрасте от

 0 

до

 5 

лет и между

 6 

и

 11 

годами

, 2) 

о случаях

наблюдения обнаженных родителей или других взрослых в возрасте от О до

 5 

лет и от

 6

до

 11 

лет

, 3) 

об отношении родителей к проявлениям сексуальности детей

, 4) 

о том

,

насколько свободно опрашиваемые чувствовали себя при разговорах о сексе с
родителями

, 5) 

их мнение о степени дискомфорта родителей при обсуждении с ними

половых вопросов

Опрашиваемые должны были также ответить на вопросы

относительно их текущих сексуальных отношений и поведения

.

Исследование не выявило фактов

свидетельствующих об отрицательном влиянии вида

наготы родителей на формирование сексуальности их детей

Напротив

мальчики

,

видевшие своих родителей обнаженными

легче устанавливали физические контакты и

привязанности

когда становились молодыми людьми

Если такой опыт имел место в

возрасте от

 6 

до

 11 

лет

единственным последствием была склонность к вступлению в

случайные половые отношения

.

Маленькие девочки

наблюдавшие своих родителей обнаженными

становясь взрослыми

,

характеризовались повышенной сексуальностью по сравнению со сверстницами

какие

-

либо трудности при сексуальном общении у них не возникали

Если девочки видели


background image

наготу родителей в возрасте

 6-11 

лет

то

как и у мальчиков этого возраста

единственным

следствием была склонность к ранним половым связям

хотя достоверность этих данных

вызывает сомнение

.

Мальчики

которые спали в одной постели с родителями в возрасте до

 5 

лет

,

характеризовались по достижении взрослого возраста повышенной самооценкой

чаще

вступали в сексуальные отношения и имели повышенную склонность к сексуальным
контактам по сравнению с другими мужчинами

Женщины

которые в раннем детстве

спали с родителями

испытывали меньший дискомфорт при физических контактах или

установлении близких отношений по сравнению с другими женщинами

Ни у мужчин

ни

у женщин не отмечено отдаленных отрицательных последствий сна в постели с
родителями в детском возрасте

Таким образом

лица

утверждающие

что совместный сон

детей с родителями может иметь нежелательные последствия

бьют тревогу совершенно

необоснованно

.

Выводы из исследования Льюиса и Джанды нельзя считать окончательными

тем более

,

что данные

полученные при опросах студентов

могут оказаться неприменимыми к более

обширным популяциям

Однако это исследование открывает возможности для будущего

систематического изучения детской сексуальности

которое так и не проводится до

настоящего времени

.

Практические указания по половому воспитанию
вашего ребенка

Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания

,

однако в действительности они не могут помешать ребенку получать сексуальную
информацию

 - 

проблема лишь в том

влияют они сами или нет на формирование

соответствующих представлений

Осознавая это и желая создать возможно более

благоприятные условия для полового воспитания

многие родители приступают к

выполнению этой задачи с большими опасениями

не зная

с чего начать

что говорить и

как не напугать ребенка сообщением каких-нибудь неуместных подробностей

.

На самом же деле научить детей разбираться в вопросах пола не труднее

чем научить их

множеству других вещей

К примеру

чтобы показывать ребенку

как надо работать на

огороде

совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству

.

Бессмысленно ждать

что ребенок начнет расспрашивать вас о буквах

если вы не

покажете ему букварь

Точно так же

не следует ждать

когда он заговорит о сексе

 -

возьмите на себя инициативу обсуждения этой темы

.

Ниже приводятся простые правила

которыми следует руководствоваться

обсуждая

вопросы пола с детьми

.

1. 

Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере

как при обсуждении любой

другой темы

.

2. 

Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам

Вам может

потребоваться четверть часа

чтобы изложить все

что вы считаете нужным

Однако

ребенок не может оставаться внимательным так долго

 - 

ему хочется задавать вопросы и

получать конкретные короткие ответы

.


background image

3. 

Позаботьтесь

чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами

 -

ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении

переживаниях и решениях

.

4. 

Не бойтесь сказать ребенку о сексе

 "

слишком много

". 

Из его памяти почти наверняка

выветрится все

что он не понял

.

5. 

Если ваш ребенок употребляет непристойные слова

спокойно объясните ему их

значение

а потом скажите

почему вы не хотите

чтобы он делал это

Можно

например

,

сказать

: "

Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова

или

 "

Не думаю

,

что это лучший способ рассказать о том

что ты чувствуешь

". 

Помните

что злость или

шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его
повторять их

.

6. 

Старайтесь правильно называть половые органы

избегая для их обозначения таких

слов

как

 "

пипка

или

 "

пиписька

".

7. 

Даже дети дошкольного возраста должны знать

как защитить себя от сексуального

насилия

Это значит

что вы должны научить ребенка говорить

 "

нет

взрослым

Вот

пример беседы на эту тему с четырех

или пятилетним ребенком

: "

Ты знаешь

что

взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей

Поэтому они знакомятся с

детьми

В этом нет ничего плохого

Но если они просят делать такие вещи

о которых

взрослые не должны просить детей

 (

например

залезть руками в брюки

), 

ты должен(на

)

ответить

 "

нет

и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне

 (Sanford, 1982).

8. 

Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде

чем ребенок

достигнет подросткового возраста

Физические изменения

 (

в том числе развитие

молочных желез

менструации и поллюции

могут появиться и раньше десяти лет

.

9. 

Мальчикам надо рассказать о менструациях

а девочки должны понимать

что означает

эрекция

Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов

как гомосексуальность и

проституция

Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или

читают о них

что пробуждает вполне естественное любопытство

.

10. 

Расскажите

ничего не скрывая

о СПИДе и других болезнях

передаваемых половым

путем

Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка

В конце концов

нет

никакой необходимости запугивать пяти-или шестилетнего ребенка

рассказывая ему о

фатальном исходе СПИДа

С другой стороны

если вы отложите этот разговор до тех пор

,

пока ребенок достигнет подросткового возраста

это вряд ли принесет ему пользу

Даже

школьники младших классов должны знать

что такое СПИД и как он передается

.

11. 

Постарайтесь

чтобы ребенок не испытывал смущения

задавая вам вопросы на

половые темы

Не говорите ему

: "

Ты еще слишком мал

чтобы понять это

". 

Если ребенок

задает конкретный вопрос

он должен получить четкий ответ в доступной для него форме

.

12. 

Если вы не можете ответить на вопрос ребенка

не бойтесь признаться в этом

.

Обратитесь к более знающему человеку

например вашему семейному врачу

он поможет

найти нужные сведения

.

13. 

Ответив на вопрос ребенка

убедитесь

что он понял ваши слова

Проверьте также

,

насколько ваш ответ соответствует тому

что действительно хотел узнать ребенок

Очень

хорошо

если после вашего разговора у него появятся новые вопросы

.