ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8205
Скачиваний: 64
матери
).
Мальчик ревнует мать к отцу
,
считая последнего соперником в борьбе за ее
любовь
.
В то же время мальчик боится гнева могущественного отца и особенно опасается
,
что тот накажет его
,
лишив пениса
.
Страх перед возможной кастрацией поддерживается в
уме мальчика двумя логическими соображениями
: 1)
он считает
,
что пенис будет
"наказан
"
как источник удовольствия и вины
, 2)
он уже знает
,
что у девочек не бывает
пениса и
,
следовательно
,
его можно отнять
.
Проблема решается достижением
продуктивного компромисса
.
Мальчик отказывается от сексуальных желаний в
отношении матери и враждебного отношения к отцу
,
взамен идентифицируя себя с
последним
.
Таким способом он пытается как можно больше походить на отца
,
чтобы
однажды стать столь же могущественным и быть в состоянии удовлетворить свои
сексуальные устремления
.
У женщин аналогом эдипова комплекса служит комплекс Электры
,
названный так по
имени персонажа древнегреческой легенды о принцессе
,
содействовавшей убийству
собственной матери
.
Комплекс Электры сложнее эдипова комплекса
.
Он основан на том
,
что девочка чувствует себя обманутой и завидует мальчикам
,
когда обнаруживает
,
что у
тех есть пенис
.
Эта так называемая зависть к обладателям пениса приводит к развитию у
девочки желания быть с отцом и избавиться от матери
,
которую она считает виновницей
вставшей перед ней дилеммы
.
По мнению Фрейда
,
эта ситуация решается не столь
адекватно как случаи эдипова комплекса
,
поскольку девочка не столь сильно
мотивирована страхом
:
в конце концов
,
она все равно уже
"
потеряла свой пенис
".
Фрейд
считал
,
что это менее успешное разрешение конфликта в детском возрасте является
причиной того
,
что степень психологической зрелости женщин меньше
,
чем у мужчин
,
поскольку зависть к обладателям пениса сохраняется на протяжении всей жизни
.
После исчезновения эдипова комплекса или комплекса Электры
(
обычно к шести годам
)
начинается латентная стадия
,
на протяжении которой сексуальные позывы
,
по-видимому
,
теряют свою актуальность
.
У ребенка пробуждаются иные интересы
,
появляются
интеллектуальные и социальные цели
.
Эта стадия завершается к пубертатному периоду
,
когда внутренние биологические силы обусловливают наступление генитальной стадии
.
Подростки постепенно привыкают концентрировать свои интересы на гетеросексуальных
отношениях в целом и половых контактах в частности
.
Стадия завершается
формированием сексуальности
,
свойственной взрослым людям
.
Краткий очерк
фрейдовской теории полового развития не отражает всего ее богатства и сложности
постулатов
.
Достаточно сказать
,
что учение Фрейда лежит в основе современной
сексологии
.
Однако в контексте данной публикации уместно высказать несколько
критических замечаний в отношении этой теории
.
Прежде всего
,
следует признать
,
что
Фрейд недооценивал влияние культурной среды на половое развитие
.
В частности
,
высказано предположение
,
что анальная стадия на самом деле обусловлена не столько
стремлением к получению эротического удовлетворения
,
сколько выработанными в ходе
развития культуры навыками контроля за деятельностью кишечника
(Marmor, 1971).
Точно так же
,
культурно-антропологические исследования показали
,
что эдипов комплекс
не является универсальным явлением
,
а латентная фаза служит прежде всего отражением
жизни в обществе
,
накладывающем ограничения на проявления сексуальности
,
а не
определяется исключительно действием внутренних психических сил
.
Кроме того
,
многие
критики считают
,
что Фрейд имел искаженные представления о женской сексуальности
(Millet, 1970; Sherfey, 1972; Tennov, 1975; Frieze et al., 1978).
Наконец
,
сам Фрейд
признавал неполноту многих своих выводов и отмечал необходимость их пересмотра по
мере появления новых данных
.
Теория обучения и половое развитие
В противовес воззрениям Фрейда
,
полагавшего
,
что ключевой силой
,
мотивирующей
поведение человека
,
является половое влечение
,
исследователи более позднего времени
стали придавать большое значение обучению и накоплению опыта
,
которые происходят в
процессе взаимодействия человека с окружающей его средой
.
Начало современной теории обучения было положено на рубеже нынешнего века
,
когда
русский физиолог Иван Павлов
(1849-1936)
выяснил механизм условного рефлекса
.
Изучая пищевые реакции собак
,
Павлов обнаружил
,
что условные рефлексы
(
например
,
выделение слюны в ответ на предъявление пищи
)
можно вызвать не связанными с ними
раздражителями
,
например звуковым сигналом
,
при условии
,
что данный сигнал
регулярно повторяется перед кормлением
.
После того как между двумя этими событиями
устанавливается связь
,
собака привыкает воспринимать звук как сигнал кормления
,
и уже
один этот сигнал
(
условный раздражитель
)
может вызывать слюноотделение
(
условный
ответ
),
даже без предъявления корма
.
Павловская модель классического условного рефлекса непосредственно не объясняет
половое поведение человека
.
У человека можно выработать
"
условный рефлекс
"
в
павловском смысле слова
,
так чтобы он реагировал половым возбуждением на запах
духов или лосьона для бритья
,
которым пользуется его(ее
)
половой партнер
,
или на звуки
музыки
,
которую они обычно включают во время полового акта
.
Однако такая связь
между раздражителем и реакцией на него в большинстве случаев недостаточно сильна
,
чтобы нейтрализовать другие воздействия на половое поведение
:
настроение
,
озабоченность и т.д
.
Усилиями ряда американских физиологов
,
в том числе Э
.
Торндайка
,
Дж
.
Уотсона и Б
.
Скиннера
,
рамки теории обучения были значительно расширены
.
Эти
исследователи показали важность положительного или отрицательного опыта в
формировании последующего поведения
.
Согласно принципу формирования оперантных
условных рефлексов
,
поведение
,
сопровождающееся поощрением
,
приятным ощущением
или устранением неприятного раздражителя
,
будет повторяться
,
тогда как поведение
,
сопровождающееся неприятными последствиями или прекращением вознаграждения
,
скорее всего станет менее частым
.
Положительное подкрепление оказывает хорошо выраженное непосредственное
воздействие на характер полового поведения
.
Так
,
например
,
ребенок
,
узнавший что
потирание наружных гениталий сопровождается приятным ощущением
,
по всей
вероятности
,
будет прибегать к нему снова и снова
.
Наказание также влияет на половое
поведение
.
Возьмем
,
например
,
человека
,
испытывающего боль при половом акте
.
Если
такое ощущение повторяется достаточно часто
,
человек устанавливает зависимость между
коитусом и болезненным чувством
,
что заставляет его избегать половых контактов или
сократить их частоту
.
Наказание используют для лечения лиц
,
совершающих
преступления на почве полового влечения к детям
.
Процесс лечения
,
называемый
аверсионной терапией
,
включает демонстрацию таким лицам фотографии детей и
воздействие электрическим током
,
если при этом у них возникает половое возбуждение
(Barlow, 1973).
Лечение проводится в несколько сеансов
,
до полного исчезновения
нежелательной реакции
(
полового возбуждения при виде ребенка
).
Отрицательные факторы обычно оказывают меньшее влияние на половое поведение
,
чем
положительные
.
Наказание иногда не столько устраняет нежелательное поведение
,
сколько приводит к попыткам скрыть его
.
Это случается особенно часто в ситуациях
,
когда имеет место одновременное воздействие положительных и отрицательных
подкрепляющих факторов
(
конфликты типа приближение-избегание
).
В некоторых
случаях угроза наказания только усиливает наслаждение
:
запретное волнует и возбуждает
,
а угроза становится элементом положительного подкрепления
.
Еще в более широком контексте теорию обучения использовал Альберт Бандура
(
родился
в
1925
г
.),
который предложил модель
,
названную социальной теорией обучения
.
По
мнению этого исследователя
,
люди моделируют свое социальное поведение
,
наблюдая за
поведением окружающих
.
Характер усваиваемой информации частично зависит от
авторитетности человека
,
избранного в качестве примера для подражания
.
Так
,
пятилетний ребенок скорее будет имитировать поведение семилетнего брата или сестры
,
чем младших по возрасту членов семьи
.
Люди вообще склонны идентифицировать себя с
теми
,
кого они уважают и кем восхищаются
.
Поэтому телевизионные и
кинематографические герои часто служат объектами для подражания
.
Социальный опыт
приобретается в общении с друзьями
,
учителями
,
родителями
.
Теория обучения имеет самое непосредственное отношение к процессу психополового
развития
.
Сексуальность у детей формируется не только под воздействием того
,
что
говорят об этом их родители
,
но и под влиянием тех элементов поведения последних
,
которые они сами подмечают
.
Отношение к другим людям и характер поведения во
многом определяются примером одноклассников
,
старших приятелей и других лиц за
пределами семейного круга
.
Зрелище разжигающих сцен обольщения на киноэкране
представляет собой одну из форм обучения в процессе наблюдения
.
Таким способом не
имеющий сексуального опыта подросток
"
узнает
",
как ведут себя взрослые в подобных
ситуациях
.
Обучение в реальных социальных ситуациях несомненно столь же важно для
формирования полового сознания и половой роли
.
Реакция ребенка на наготу родителей и сон в их постели
Многие специалисты высказывали предположения о возможных негативных последствиях
обнажения родителей в присутствии ребенка и/или его сна в одной с ними постели
,
однако до последнего времени эти предположения основывались главным образом не на
фактах
,
а на умозаключениях
.
Новейшие исследования
,
направленные на выяснение роли
такого опыта в формировании сексуальности взрослого человека
,
проливают свет на этот
вопрос
.
В
1988
г
.
Льюис и Джанда
(Lewis, Janda, 1988)
провели письменный опрос
,
касающийся
проявлений детской сексуальности среди
77
мужчин и
133
женщин
-
студентов
психологических факультетов
.
В результате была получена информация
: 1)
о частоте сна
вместе с родителями в возрасте от
0
до
5
лет и между
6
и
11
годами
, 2)
о случаях
наблюдения обнаженных родителей или других взрослых в возрасте от О до
5
лет и от
6
до
11
лет
, 3)
об отношении родителей к проявлениям сексуальности детей
, 4)
о том
,
насколько свободно опрашиваемые чувствовали себя при разговорах о сексе с
родителями
, 5)
их мнение о степени дискомфорта родителей при обсуждении с ними
половых вопросов
.
Опрашиваемые должны были также ответить на вопросы
относительно их текущих сексуальных отношений и поведения
.
Исследование не выявило фактов
,
свидетельствующих об отрицательном влиянии вида
наготы родителей на формирование сексуальности их детей
.
Напротив
,
мальчики
,
видевшие своих родителей обнаженными
,
легче устанавливали физические контакты и
привязанности
,
когда становились молодыми людьми
.
Если такой опыт имел место в
возрасте от
6
до
11
лет
,
единственным последствием была склонность к вступлению в
случайные половые отношения
.
Маленькие девочки
,
наблюдавшие своих родителей обнаженными
,
становясь взрослыми
,
характеризовались повышенной сексуальностью по сравнению со сверстницами
;
какие
-
либо трудности при сексуальном общении у них не возникали
.
Если девочки видели
наготу родителей в возрасте
6-11
лет
,
то
,
как и у мальчиков этого возраста
,
единственным
следствием была склонность к ранним половым связям
,
хотя достоверность этих данных
вызывает сомнение
.
Мальчики
,
которые спали в одной постели с родителями в возрасте до
5
лет
,
характеризовались по достижении взрослого возраста повышенной самооценкой
,
чаще
вступали в сексуальные отношения и имели повышенную склонность к сексуальным
контактам по сравнению с другими мужчинами
.
Женщины
,
которые в раннем детстве
спали с родителями
,
испытывали меньший дискомфорт при физических контактах или
установлении близких отношений по сравнению с другими женщинами
.
Ни у мужчин
,
ни
у женщин не отмечено отдаленных отрицательных последствий сна в постели с
родителями в детском возрасте
.
Таким образом
,
лица
,
утверждающие
,
что совместный сон
детей с родителями может иметь нежелательные последствия
,
бьют тревогу совершенно
необоснованно
.
Выводы из исследования Льюиса и Джанды нельзя считать окончательными
,
тем более
,
что данные
,
полученные при опросах студентов
,
могут оказаться неприменимыми к более
обширным популяциям
.
Однако это исследование открывает возможности для будущего
систематического изучения детской сексуальности
,
которое так и не проводится до
настоящего времени
.
Практические указания по половому воспитанию
вашего ребенка
Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания
,
однако в действительности они не могут помешать ребенку получать сексуальную
информацию
-
проблема лишь в том
,
влияют они сами или нет на формирование
соответствующих представлений
.
Осознавая это и желая создать возможно более
благоприятные условия для полового воспитания
,
многие родители приступают к
выполнению этой задачи с большими опасениями
,
не зная
,
с чего начать
,
что говорить и
как не напугать ребенка сообщением каких-нибудь неуместных подробностей
.
На самом же деле научить детей разбираться в вопросах пола не труднее
,
чем научить их
множеству других вещей
.
К примеру
,
чтобы показывать ребенку
,
как надо работать на
огороде
,
совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству
.
Бессмысленно ждать
,
что ребенок начнет расспрашивать вас о буквах
,
если вы не
покажете ему букварь
.
Точно так же
,
не следует ждать
,
когда он заговорит о сексе
-
возьмите на себя инициативу обсуждения этой темы
.
Ниже приводятся простые правила
,
которыми следует руководствоваться
,
обсуждая
вопросы пола с детьми
.
1.
Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере
,
как при обсуждении любой
другой темы
.
2.
Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам
.
Вам может
потребоваться четверть часа
,
чтобы изложить все
,
что вы считаете нужным
.
Однако
ребенок не может оставаться внимательным так долго
-
ему хочется задавать вопросы и
получать конкретные короткие ответы
.
3.
Позаботьтесь
,
чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами
-
ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении
,
переживаниях и решениях
.
4.
Не бойтесь сказать ребенку о сексе
"
слишком много
".
Из его памяти почти наверняка
выветрится все
,
что он не понял
.
5.
Если ваш ребенок употребляет непристойные слова
,
спокойно объясните ему их
значение
,
а потом скажите
,
почему вы не хотите
,
чтобы он делал это
.
Можно
,
например
,
сказать
: "
Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова
"
или
"
Не думаю
,
что это лучший способ рассказать о том
,
что ты чувствуешь
".
Помните
,
что злость или
шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его
повторять их
.
6.
Старайтесь правильно называть половые органы
,
избегая для их обозначения таких
слов
,
как
"
пипка
"
или
"
пиписька
".
7.
Даже дети дошкольного возраста должны знать
,
как защитить себя от сексуального
насилия
.
Это значит
,
что вы должны научить ребенка говорить
"
нет
"
взрослым
.
Вот
пример беседы на эту тему с четырех
-
или пятилетним ребенком
: "
Ты знаешь
,
что
взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей
.
Поэтому они знакомятся с
детьми
.
В этом нет ничего плохого
.
Но если они просят делать такие вещи
,
о которых
взрослые не должны просить детей
(
например
,
залезть руками в брюки
),
ты должен(на
)
ответить
"
нет
"
и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне
(Sanford, 1982).
8.
Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде
,
чем ребенок
достигнет подросткового возраста
.
Физические изменения
(
в том числе развитие
молочных желез
,
менструации и поллюции
)
могут появиться и раньше десяти лет
.
9.
Мальчикам надо рассказать о менструациях
,
а девочки должны понимать
,
что означает
эрекция
.
Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов
,
как гомосексуальность и
проституция
.
Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или
читают о них
,
что пробуждает вполне естественное любопытство
.
10.
Расскажите
,
ничего не скрывая
,
о СПИДе и других болезнях
,
передаваемых половым
путем
.
Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка
.
В конце концов
,
нет
никакой необходимости запугивать пяти-или шестилетнего ребенка
,
рассказывая ему о
фатальном исходе СПИДа
.
С другой стороны
,
если вы отложите этот разговор до тех пор
,
пока ребенок достигнет подросткового возраста
,
это вряд ли принесет ему пользу
.
Даже
школьники младших классов должны знать
,
что такое СПИД и как он передается
.
11.
Постарайтесь
,
чтобы ребенок не испытывал смущения
,
задавая вам вопросы на
половые темы
.
Не говорите ему
: "
Ты еще слишком мал
,
чтобы понять это
".
Если ребенок
задает конкретный вопрос
,
он должен получить четкий ответ в доступной для него форме
.
12.
Если вы не можете ответить на вопрос ребенка
,
не бойтесь признаться в этом
.
Обратитесь к более знающему человеку
,
например вашему семейному врачу
;
он поможет
найти нужные сведения
.
13.
Ответив на вопрос ребенка
,
убедитесь
,
что он понял ваши слова
.
Проверьте также
,
насколько ваш ответ соответствует тому
,
что действительно хотел узнать ребенок
.
Очень
хорошо
,
если после вашего разговора у него появятся новые вопросы
.