ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8216
Скачиваний: 64
ставит множество интересных вопросов о взаимосвязи между
"
традиционно
"
понимаемыми мужской и женской ролями
.
Психология половых различий
Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами долгое время была
окружена разного рода мифами
.
Первых исследователей этой проблемы
,
ставивших перед
собой задачу определить
,
какой из полов обладает
"
высшими
"
способностями
,
теперь
обвиняют в использовании недобросовестных методических подходов и в предвзятой
интерпретации полученных результатов с целью показать превосходство мужчин
.
В
1974
г
.
Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы
,
показав
,
что люди разного
пола имеют больше сходства
,
чем различий
.
Исследовательницы затратили три года на подбор и просмотр более
2000
книг и статей
,
касающихся половой дифференцировки в детском возрасте
,
чтобы показать
,
какие широко
распространенные мнения основываются на твердых фактах
,
а какие не имеют под собой
надежной экспериментальной основы
.
Чтобы определить свое отношение к этой проблеме
,
подумайте
,
какие из приведенных
ниже утверждений правильные
,
а какие ложные
.
1.
Девочки более общительны чем мальчики
2.
Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее
,
чем у девочек
3.
Девочки лучше мальчиков выполняют простые
,
рутинные задания
4.
Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и
пространственным мышлением
,
нежели девочки
5.
У мальчиков более аналитический ум
,
чем у девочек
6.
У девочек лучше развита речь
,
чем у мальчиков
7.
У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха
8.
Девочки не столь агрессивны
,
как мальчики
9.
Девочки легче поддаются убеждению
,
чем мальчики
10.
Девочки более чувствительны к звуковым
,
а мальчики
-
к зрительным раздражителям
Ответы
,
вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин
,
не могут не вызывать
удивления
.
1.
Нет никаких оснований считать
,
что девочки более общительны
,
чем мальчики
.
В
раннем детстве и те
,
и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной
игры
.
Ни мальчики
,
ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в
одиночку
.
Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед
игрой со сверстниками
.
В определенном возрасте мальчики даже больше времени
проводят в совместных играх
,
чем девочки
.
2.
Результаты психологических тестов свидетельствуют
,
что мальчики и девочки в
детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок
,
однако указывают разные сферы жизнедеятельности
,
в которых чувствуют себя более
уверенно
,
чем в других
.
Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного
общения
,
а мальчики гордятся своей силой
.
3
и
4.
Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми
,
типовыми
задачами
.
Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте
12
лет
,
когда у них быстро развивается пространственное мышление
.
В частности
,
им легче
удается изобразить невидимую сторону предмета
.
Поскольку различие в способностях к
пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте
,
причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке
(
вероятно
,
мальчикам чаще представляется возможность совершенствовать это умение
),
либо в
особенностях его гормонального статуса
.
Некоторые специалисты высказывают мнение по поводу того
,
что математические
способности мальчиков реально выше
,
чем у девочек
(Kolata, 1980).
Например
,
исследователи Чикагского университета не выявили половых различий в умении решать
геометрические задачи
,
которые они предлагали
1366
учащимся десятых классов обоего
пола
.
Однако согласно данным других авторов
,
биологические факторы все же имеют
важное значение
.
Было обнаружено
,
что мужчины
,
на протяжении всей жизни
испытывавшие тяжелую андрогенную недостаточность
,
характеризуются пониженной
способностью к пространственному мышлению по сравнению с мужчинами нормального
гормонального статуса или мужчинами
,
у которых андрогенная недостаточность
развилась после пубертатного периода
(Hier, Crowley, 1982).
В другом исследовании были
получены дополнительные данные
,
свидетельствующие о связи между выраженными
математическими способностями и гормональным статусом
.
Тем самым было доказано
,
что программирование функции мозга андрогенами в пренатальном возрасте может
служить предрасполагающим фактором формирования половых различий в пубертатном
периоде благодаря повышенной секреции мужских половых гормонов
(Kolata, 1983).
Важно
,
однако
,
отдавать себе отчет в невозможности провести четкую границу между
математическими способностями мужчин и женщин
.
Поэтому те слабые различия
,
которые
,
вероятно
,
существуют
,
ни в коей мере не могут служить основанием
рекомендовать мальчикам и девочкам тот или иной вид специального обучения или рода
занятий в будущем
.
Некоторые специалисты объясняют выявленные различия тем
,
что
родители и учителя меньше поощряют девочек к занятиям математикой
,
а также тем
,
что
мальчики легче справляются со стандартными заданиями
,
которые предлагаются в
психологических тестах
(Fausto-Sterling, 1985; Kimball, 1989).
5.
Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые
.
Мальчики и девочки
обнаруживают способность отделить существенное от несущественного
,
распознать в
потоке информации наиболее важное
.
6.
Речь у девочек развивается быстрее
,
чем у мальчиков
.
До подросткового возраста дети
обоего пола не отличаются по этому показателю
,
однако в старших классах девочки
начинают опережать мальчиков
.
Они лучше справляются с тестами на понимание
сложностей языка
,
отличаются более беглой образной речью
,
их сочинения более
грамотны и лучше с точки зрения стиля
.
Как и в случае с математическими способностями
мальчиков
,
повышенные речевые способности девочек могут быть следствием
социализации
,
которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков
.
7.
Девочки менее агрессивны
,
чем мальчики
,
причем это различие заметно уже в
двухлетнем возрасте
,
когда дети начинают принимать участие в групповых играх
.
Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях
,
так и в
демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз
.
Обычно
агрессивность направлена на других мальчиков и реже на девочек
.
Нет никаких данных о
том
,
что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек
;
скорее они не
поощряют проявления агрессивности ни у тех
,
ни у других
.
8.
Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто
имитируют поведение взрослых
.
И те
,
и другие находятся под воздействием социальных
факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения
.
Единственное достоверное различие состоит в том
,
что девочки несколько легче
адаптируют свои суждения к суждениям окружающих
,
а мальчики могут принимать
ценности данной группы сверстников
,
не поступаясь собственными взглядами
,
даже если
между теми и другими нет ни малейшего сходства
.
9.
В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты
окружающей среды
,
которые воспринимаются с помощью слуха и зрения
.
И те и другие
различают речевые особенности окружающих
,
разные звуки
,
форму предметов и
расстояния между ними
.
Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола
.
Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении
мозга
.
С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного
рода стимуляцию
.
Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых
результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора
,
поскольку
интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных
показателях
.
Наиболее важным итогом изучения мозга
(
результаты были опубликованы после
исследований Маккоби и Джэклин
)
стало открытие физиологической основы ряда
половых различий
.
Диана МакГиннесс и Карл Прибрэм
(1978),
используя тот же подход
,
что и выше названные авторы
,
обобщили данные большинства нейрологических
исследований
.
Оказалось
,
что у женщин острее чувства вкуса
,
осязания и слуха
.
В
частности
,
их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее
,
чем у мужчин
,
что звук
мощностью
85
децибел кажется им в два раза громче
.
МакГиннесс и Прибрэм пришли к
выводу
,
что у женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация
движений
,
они больше интересуются окружающими людьми
,
а в младенчестве с большим
вниманием прислушиваются к различным звукам
.
По мере накопления данных об
анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга
(Lacoste-
Utamsing, Holloway, 1982)
возрастает потребность в новых нейропсихологических
исследованиях
,
которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их
реальность
.
Феномен транссексуальности
В
1953
г
.
мир был потрясен известием о том
,
что Кристин Йоргенсен
,
бывший
американский морской пехотинец
,
был оперирован в Дании с целью изменения пола с
мужского на женский
.
С тех пор транссексуализм получил широкую и несколько
скандальную известность
.
В автобиографической повести Яна Морриса
"
Головоломка
"
рассказываются поразительные подробности его собственной транссексуальной одиссеи
.
Рене Ричард
-
высококвалифированный глазной врач и теннисист произвел форменный
переполох
,
когда после превращения в женщину стал настойчиво требовать допуска в
компанию женщин-теннисисток
.
Транссексуальные субъекты постоянно ощущают несоответствие между анатомическим
полом и тем
,
кем они себя ощущают
.
Многие из них характеризуют это состояние как
"заключение в чужом теле
".
Половая самоидентификация в данном случае не
соответствует первичным и вторичным половым признакам
.
Мужчины-транссексуалы
испытывают потребность изменить свои половые органы на женские и жить как
женщины
.
И наоборот
,
женщины-транссексуалы хотят внутренне и внешне походить на
мужчин и вести соответствующий образ жизни
.
Точные статистические данные о частоте встречаемости такой патологии отсутствуют
.
Согласно одному сообщению
,
она составляет примерно один случай на
100 000
для
мужского транссексуализма и
1
на
130 000
для женского
(Pauly, 1974).
Среди людей
,
обращающихся в клиники
,
которые занимаются проблемой транссексуальности
,
мужчин
гораздо больше
,
чем женщин
;
то же относится к лицам
,
выражающим желание
подвергнуться операции с целью изменения пола
(
Американская психиатрическая
ассоциация
, 1980).
Несмотря на множество гипотез
,
касающихся возможных причин
транссексуальности
(Benjamin, 1966; Green, Money, 1969; Stoller, 1972, 1975; Green, 1974;
Hunt, Carr, Hampson, 1981),
исследователи так и не пришли к какому-либо определенному
выводу
.
Предполагается
,
что в формировании транссексуального состояния участвуют как
биологические
,
так и психологические факторы
.
В наиболее полно изученных случаях транссексуальности субъекты характеризовались
испытываемым на протяжении всей жизни чувством несоответствия того
,
существом
какого пола они себя ощущают и кем на самом деле являются
.
Обычно психологический
дискомфорт удается отчасти
(
но лишь на время
)
уменьшить
,
мысленно войдя в роль лица
противоположного
,
желаемого пола
.
Многие транссексуалы еще в детском и
подростковом возрасте проявляют склонность к переодеванию в платье
,
свойственное
другому полу
.
Не следует
,
однако
,
путать транссексуальность с трансвестизмом
.
В
последнем случае переодевание имеет целью половое возбуждение и обычно не связано с
желанием необратимо изменить свою внешность
(
см
.
гл
. 17).
По крайней мере в
отдельных случаях транссексуальные импульсы проявляются только в зрелом возрасте
.
Общее подавленное состояние и ощущение
"
заключения в чужом теле
"
обычно не
устраняется методами психотерапии
(Tollison,Adams, 1979).
В результате этого лицам
,
признанным аутентичными транссексуалами
,
назначают лечение
,
имеющее целью
привести в гармонию дух и тело посредством хирургической операции изменения пола
.
Поскольку эти операции носят необратимый характер
,
врачи с большой осторожностью
прибегают к ним не ранее чем через один-два года испытательного срока
(Meyer, Hoopes,
1974; Money, Wiedeking, 1980).
Весь этот период пациент открыто ведет образ жизни
,
свойственный лицам противоположного пола
,
носит соответствующие прическу и одежду
,
учится вести себя соответствующим образом и получает новое имя
.
Транссексуальный мужчина ежедневно принимает эстрогенные препараты
,
чтобы
феминизировать свою внешность
.
У него увеличиваются грудные железы
,
кожа
становится мягче
,
уменьшается объем мышц и т.п
.
Однако эстрогенотерапия не позволяет
избавиться от волос на лице и на теле
(
необходима электроэпиляция
)
или повысить тембр
голоса
.
Некоторые мужчины-транссексуалы
,
готовящиеся к операции
,
берут специальные
уроки
,
для того чтобы приобрести женскую манеру речи
.
Прием эстрогенов
сопровождается также снижением частоты эрекции и уменьшением размеров простаты и
семенных пузырьков
.
Транссексуальные женщины принимают препараты тестостерона для подавления
менструаций
,
усиления роста волос на лице и теле и понижения тембра голоса
.
Для
уменьшения размеров грудных желез прибегают к хирургической операции
.
Гормональная терапия для транссексуальных мужчин и женщин проводится на
протяжении всего испытательного периода
,
когда они носят соотвествую-щую новому
полу одежду и приспосабливаются к новой половой роли
.
Одновременно проводится
периодическая оценка состояния пациента психиатром и психологом
,
принимаются меры
по юридическому оформлению перемены пола
,
а также урегулированию связанных с ней
семейных
,
религиозных и других вопросов
.
Если испытательный период проходит нормально
,
психологическое состояние пациента
оценивается как стабильное
,
а сам он
(
или она
)
чувствует
,
что в социальном плане
подготовлен к перемене пола
,
приступают к осуществлению последнего этапа программы
-
хирургической коррекции анатомических половых признаков
.
В настоящее время
хирургическое преобразование мужских гениталий в женские считается более простой
процедурой чем альтернативная операция
.
При этом удаляется пенис и яички
,
формируются искусственное влагалище и наружные половые органы
,
имеющие такой же
вид
,
как у женщины
.
При более сложной операции преобразования женских наружных
половых органов в мужские из свернутого в трубку лоскута ткани живота или
промежности формируют
"
пенис
".
Последний не обладает чувствительностью к
тактильной стимуляции и способностью к эрекции
,
тогда как искусственное влагалище
,
формируемое при альтернативной операции может обладать практически полным
набором сексуальных реакций
(
например
,
перенесшие такую операцию сообщают о
наличии увлажнения влагалища и оргазма
,
хотя эти данные нуждаются в подтверждении
научными методами
).
При изменении женских наружных половых органов на мужские иногда удается в той или
иной мере добиться реализации половой функции искусственного пениса
,
имплантируя в
него механическое устройство
,
которое позволяет имитировать эрекцию
.
Опыт
применения такой хирургической техники в настоящее время весьма ограничен и во
всяком случае исключает эякуляцию
.
Многие пациенты
,
меняющие женский пол на
мужской
,
проходят курс гормональной терапии
,
удаляют грудные железы и матку
,
но не
соглашаются на формирование искусственного мужского члена
.
Отдаленные наблюдения за пациентами-транссексуалами после хирургического
вмешательства немногочисленны
.
По данным Лундстрома
(Lundstrom, 1981),
становление
половой функции после преобразования мужского пола в женский сильно затруднено
.
Соренсон
(Sorenson, 1981)
установил
,
что примерно один из каждых пяти лиц
,
подвергавшихся операции с целью изменения пола
,
в последующем сожалел о принятом
решении
.
Результаты подробного опроса
13
бывших мужчин-транссексуалов
(проводившегося в среднем через
12
лет после хирургического изменения пола
)
свидетельствуют о том
,
что
"
только у трети пациентов с искусственным влагалищем оно
функционировало
";
при этом у большинства пациентов
(
у
8
из
13)
не произошло
психологической перестройки
,
несмотря на перенесенную операцию
(Lidemalm, Korlin,
Uddenberg, 1986).
Напротив
,
в исследовании
22
бывших женщин-транссексуалов было
установлено
,
что они вполне довольны своей личной жизнью
(Fleming, MacGeWan,
Costos, 1985).
Транссексуальную хирургию нельзя считать радикальным способом решения проблемы
,
однако в настоящее время это единственный способ
,
который приносит транссексуальным
субъектам ощущение эмоционального благополучия
.
Целесообразность использования
этого метода ставится под сомнение исследователями
,
которые не находят существенных