ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8199
Скачиваний: 64
Коммуникация
Как было сказано во введении к этой главе
,
интимная близость возникает и может
развиваться только на основе эффективной коммуникации
.
Умение общаться
-
краеугольный камень межличностных и сексуальных отношений
.
Между тем очень
немногие из нас обучены навыкам интимной коммуникации
(
общения
).
В школах нас учат
писать сочинения и контрольные работы
,
а иногда даже преподают основы публичных
выступлений или диспутов
,
однако когда дело доходит до искусства интимного общения
,
мы оказываемся предоставленными самим себе
.
Ниже приводятся некоторые простые
практические советы
,
которые могут помочь освоить это искусство
.
Процесс коммуникации
Коммуникацию обычно начинают с намерением передать кому-то другому некую
информацию
.
Отправитель информации должен превратить свое намерение в конкретное
сообщение
,
которое передается тому
,
кому оно предназначено
.
Сообщение может быть
вербальным
(
слова
,
звуки
)
или невербальным
(
выраженным во взгляде или действии
).
Получатель должен не только получить сообщение
,
но и понять и истолковать его смысл
.
На каждом из этих
,
казалось бы
,
простых шагов могут произойти и происходят ошибки
.
Во многих случаях отправителю не удается ясно выразить то
,
что он имел в виду
.
Иногда
,
например
,
люди неспособны найти верные слова
,
чтобы передать свои ощущения или
сообщить о своих нуждах
,
так что их сообщения бывают неточны
.
Даже если сообщение
было правильно сформулировано
,
возможен какой-либо сбой в процессе передачи
,
так что
оно вообще не попадает к адресату или придет в искаженном виде
.
Часто случается
,
что
кто-то не понимает главный смысл вашего сообщения
,
а после того как вы
(
возможно с
некоторым раздражением
)
объяснили суть дела
,
заявляет
"
О
,
а я подумал
,
что вы имели в
виду совсем другое
".
Возможно
,
что получатель не будет настроен на прием и не поймет сообщение
(
например
,
он мог не слушать
)
или услышит то
,
что ему хотелось бы или что он ожидал услышать
,
а
не то
,
что собственно сказано
.
Однако самые серьезные недоразумения порождает интерпретация сообщений их
получателем
.
Мужчина
:
Я сказал тебе вечером
,
что не хочу сегодня заниматься любовью
.
Женщина
:
Я думала
,
что ты не хотел именно тогда
,
я не поняла
,
что ты имел в виду всю
ночь
.
Хотя кажущийся простым акт коммуникации часто оказывается трудным и сложным
,
рассматриваемые ниже меры позволяют сделать наши сообщения максимально ясными и
подготовить нас к правильному восприятию
.
Сообщения должны быть ясными
Коммуникация начинается с сообщения
,
посылаемого одним человеком другому
.
Если
смысл сообщения неясен
,
то даже внимательный слушатель будет поставлен в тупик и
начнет строить догадки о его истинном смысле
.
Существуют три главные причины
отсутствия ясности
.
1.
Вы не сказали
,
что вы имели в виду
.
В тех случаях
,
когда люди неспособны найти
нужные слова
,
чтобы выразить свои чувства
,
они
,
возможно
,
не вполне в ладу с этими
чувствами
.
Иногда люди избегают определенности из боязни или обидеть того
,
кого они
любят
,
или попасть в неудобное положение
,
или оказаться отвергнутыми
.
2.
Противоречивость информации
.
Это случается
,
когда язык тела или интонации
человека противоречат сказанным словам
.
Например
,
если кто-то говорит
"
Это
прелестно
",
но при этом делает гримасу
,
это может привести собеседника в недоумение
.
Точно так же человек
,
медленно и напряженно произносящий слова
"
Я не расстроен
",
демонстрирует прямо противоположное
.
Сообщение будет противоречивым и в том
случае
,
если одна его часть отрицает другую
.
Например
: "
Я люблю
,
когда ты бываешь
грубым
,
но мне хотелось бы
,
чтобы ты был более нежен
"
или
"
Не хочу тебя беспокоить
,
но кажется
,
я беременна
".
3.
Неопределенность высказываний
.
Они вызывают недоумение и растерянность
: "
Что
он
(
или она
)
имеет в виду
?"
Если
,
например
,
партнер говорит
: "
Нам следовало бы внести в
свою жизнь больше романтики
",
немедленно возникают вопросы
:
считает ли он
,
что в
наших отношениях что-то не так
?
Он меня критикует
?
Должна ли я делать что-то
новенькое
?
Он несчастлив
?
Что он хочет
?
Между тем достаточно было просто сказать
"Мне хотелось бы
,
чтобы ты иногда читала мне какие-нибудь стихи о любви
",
и никаких
вопросов бы не возникало
.
Ясности в коммуникации можно достигнуть несколькими способами
.
1.
Продумайте то
,
что вы хотите сказать и как вы это скажете
,
особенно если это что-то
важное или несет эмоциональную нагрузку
.
2.
Сообщите своему партнеру
,
чему именно вы придаете первостепенное значение
;
старайтесь не включать в это сообщение слишком много требований и указаний
,
так как
это может помешать уловить главное
.
3.
Будьте кратки
.
Витиеватые рассуждения не проясняют
,
а затемняют смысл
.
Однако
краткость не означает упрощение или поверхностность
.
Не пренебрегайте ради краткости
важной информацией о своих чувствах или желаниях
.
4.
Не перебивайте своего партнера
.
Дайте ему или ей возможность ответить и участвовать
в разговоре
.
5.
Не начинайте разговор с упреков или обвинений партнера
-
иначе вы заставите занять
оборонительную позицию
,
а это помешает объективному восприятию ваших слов
.
6.
Не бойтесь изложить то
,
что вам необходимо высказать
,
в письме
,
особенно если вам
трудно сказать это прямо в лицо
.
Написав письмо
,
вы покажете
,
что ваш партнер вам
дорог и вы были готовы затратить время
,
чтобы изложить все обстоятельно
.
7.
Попросите партнера ответить на ваши слова
,
чтобы убедиться
,
что вы правильно
поняты
,
и узнать о его или ее реакции
.
Невербальная коммуникация
Язык тела и выражение лица
-
важные элементы общения
.
Однажды ночью
,
после того как они занимались любовью
,
Кэти впала в угрюмое
молчание
.
Когда Джордж спросил
,
что случилось
,
она ответила
"
Абсолютно ничего
",
но
плотно сжатые губы и то
,
как она отодвинулась от него
,
убедило Джорджа
,
что она
действительно чем-то недовольна
.
Проявив некоторое терпение
,
Джордж все же выяснил
,
что огорчило Кэти
:
она не достигла оргазма и считала
,
что виноват он
,
так как слишком
рано перестал гладить ее клитор
. (
Из картотеки авторов
.)
Как показывает этот пример
,
невербальная сторона коммуникации часто не менее важна
,
чем произнесенные слова
.
По мнению одного психолога
,
в словесном сообщении чувство
лишь на
7%
выражается собственно словами
,
а
38% -
голосом и на
55% -
выражением
лица
(Mehrabian, 1972).
Позы и жесты
(
язык тела
)
также могут быть мощными
невербальными средствами передачи информации
:
иногда они говорят
"
Не подходи
",
а
иногда приглашают к интимности и близости
(Fast, 1972).
Если вы
,
расслабившись
,
развалились рядом со своим партнером
,
это обычно означает
,
что вам уютно и тепло
;
если
же вы сидите
,
выпрямившись на кончике стула
,
отодвинувшись от партнера подальше
,
для него это признак вашего отчуждения
,
недовольства и озабоченности
.
Невысказанную
словами информацию можно с успехом передать
,
просто прикоснувшись к человеку
,
что
может означать расположение и готовность к близости
(Montagu, 1977).
Важно знать
,
что несоответствие между невербальными намеками и словесным
содержанием обычно толкуется в пользу первых
;
в этом смысле
"
мощность
"
у
невербальных сообщений выше
,
чем у одних только произнесенных слов
(Stuart, 1980).
Поэтому
,
общаясь с партнером
,
полезно следить за тем
,
чтобы ваши вербальные и
невербальные сообщения соответствовали друг другу
,
и избегать ситуаций
,
когда слова
означают одно
,
а язык тела и интонации голоса
-
другое
.
Таким образом
,
один из способов
повышения эффективности коммуникации состоит в том
,
чтобы постоянно помнить о
вашем собственном невербальном языке
.
К сожалению
,
этому аспекту общения многие
люди никогда не уделяют внимания
.
Полезно также использовать разные способы
передачи позитивных невербальных сообщений
,
выражающих доверие
,
преданность и
любовь
,
а не подозрительность
,
враждебность или нетерпение
.
Вы можете
потренироваться в этом с помощью зеркала или магнитофона или же привлечь своего
партнера
.
Обсудив вместе характер вашего невербального общения друг с другом
,
вы
можете решить
,
как его усовершенствовать
.
Неудивительно
,
что невербальные сообщения особенно значимы во время полового акта
.
Иногда они выражают неудовольствие или обиду
.
Например
,
если тело вашей партнерши
напрягается
,
когда вы стимулируете ее гениталии языком
,
вы можете сначала думать
,
что
ей неприятны такие ласки
,
независимо от того
,
что она говорит
.
Точно так же
,
если во
время полового акта ваш партнер обычно стонет
,
то при внезапном прекращении стонов
вам может показаться
,
что вы делаете что-то не так
.
Невербальные сообщения могут
выражать удовольствие
,
страсть
,
теплые чувства и т.п
.
Не нарушая настроения словами
,
они помогают каждому из партнеров понять
,
что именно нравится другому
.
А взяв руку
партнера и направляя ее на определенные участки своего тела или показывая ему
,
как бы
вы хотели
,
чтобы он к вам прикасался
,
вы можете сделать ему настоящий подарок
.
Прикосновения
-
очень эффективное средство невербальной коммуникации
,
однако часто
партнеры произносят слишком много слов и слишком мало используют прикосновения
,
чтобы выразить нежность и любовь друг к другу
.
Во многих случаях долгое крепкое
объятие скажет о чувствах больше
,
чем десятиминутный диалог
.
Погладив партнера по
голове или по лицу
,
нежно поцеловав или сделав эротический массаж
,
можно лучше
всяких слов выразить свою любовь и доставить радость
.
Если же люди прикасаются друг
к другу только во время полового акта
,
то они отделяют физическую сторону своих
отношений от всего остального
,
превращая секс в предмет потребления
,
как бы
выдаваемый в обмен на интимную близость
.
Ранимость и доверие
Коммуникация при интимной близости имеет некоторые отличия от общения с другими
людьми
.
Отчасти это определяется той уверенностью
,
которая возникает у по-настоящему
близких людей
,
что ни один из них не может преднамеренно причинить боль другому
-
допущение
,
далеко не всегда возможное при общении с остальным миром
.
Эта
уверенность создает такую атмосферу открытости
,
доверия и взаимной поддержки
,
которая позволяет обоим партнерам в своих интимных
,
любовных отношениях стать
крайне ранимыми и чувствительными к обидам
.
Готовность раскрыть свою душу
,
а потому оказаться легко ранимым
,
составляющая
самую суть интимной близости
,
и доверие
,
делающее это возможным
,
толкают людей к
тому
,
чтобы обнажать свои чувства и мысли
.
Они свободно рассказывают о себе все
,
включая свои страхи
,
недостатки и неудачи
,
не беспокоясь о том
,
что эти сведения могут
быть использованы против них
.
Таким образом
,
хотя доверчивость и уязвимость нельзя
считать средствами коммуникации
,
они составляют необходимое условие интимного
общения
.
Язык
"
Я
"
Один из самых прямых способов ясной коммуникации
,
позволяющий избежать игры в
чтение мыслей
,
это так называемый язык
"
Я
".
Главная предпосылка этого подхода состоит
в том
,
что человек принимает ответственность сам за себя
,
поскольку никто лучше него не
знает
,
что ему нужно в каждый данный момент
.
Начиная как можно больше высказываний
с местоимения
"
Я
",
человек отчетливо выражает себя как самостоятельная личность
. "
Я
"-
высказывания говорят
,
что вам нужно или чего вы хотите
. "
Я хочу
,
чтобы мы могли
больше обниматься и целоваться
", "
Я испытываю беспокойство
"
или
"
Я хочу
,
чтобы мы
могли проводить больше времени
,
разговаривая друг с другом
" -
все это примеры языка
"Я
".
Некоторым людям язык
"
Я
"
кажется проявлением эгоизма
-
ведь нам с самого детства
внушают
,
что невежливо слишком много говорить о себе
.
Однако интимная близость
требует
,
чтобы человек был откровенен и выражал свои чувства
,
а не ходил вокруг да
около
.
В отличие от этого предложения
,
начинающиеся с местоимения
"
Ты
",
часто выражают
требование
,
провоцируя у другой стороны оборонительную реакцию
.
Высказывания типа
"Ты теперь почти не целуешь меня
"
или
"
Ты мало говоришь со мной
"
звучат совершенно
иначе
,
чем те
,
что начинаются с
"
Я
".
Высказывания
,
начинающиеся с
"
Мы
",
потенциально проблематичны
,
так как они
вынуждают одного партнера говорить за обоих
.
Этот партнер должен строить
предположения или догадываться о настроениях
,
предпочтениях и нуждах другого
,
и если
его допущения окажутся верными
,
то возникнет приятное чувство единения
.
На самом
деле
,
однако
, "
Мы
" -
высказывания во многих случаях
,
как это ни досадно
,
не попадают в
цель
.
Кроме того
,
они могут содействовать одностороннему характеру общения
:
один из
партнеров может монополизировать общение
,
говоря за обоих почти все время
.
В этой
ситуации менее самоуверенный партнер будет помалкивать и рискует потопить все свои
желания в потоке директив говорливого партнера
.
Такая однобокая коммуникация вряд ли
приведет к близости
.
Язык
"
Я
",
таким образом
,
дает прекрасную возможность одному партнеру в интимных
диалогах выложить свои эмоциональные карты на стол вместо того
,
чтобы пасовать перед
трудностями
.
Его открытость в свою очередь приглашает другого партнера тоже быть
откровенным
.
Сопоставьте разницу в стиле и содержании высказываний
.
Без языка
"
Я
"
Эйлин
:
Чем ты хочешь заняться сегодня вечером
?
Джон
:
Ой
,
не знаю
.
А чего бы хотелось тебе
?
Эйлин
:
Мне хочется делать что-то такое
,
что доставило бы удовольствие нам обоим
.
Джон
:
У тебя есть какие-нибудь идеи
?
(Разговор может продолжаться дальше в том же стиле
,
поскольку и Эйлин и Джон
стараются не оказывать давления друг на друга
.)
С помощью языка
"
Я
"
Эйлин
:
Сегодня вечером я что-то расклеилась
;
мне бы хотелось побыть дома и
расслабиться
.
Джон
:
А мне хотелось куда-нибудь сходить
.
Может быть
,
пойдем потанцевать
?