Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5628

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ 

ИССЛЕДОВАНИЕ 

ДЕТЕЙ 

С 

ЗПР

ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

Изучение  многоуровневой  иерархической  организации  психических  процессов  и

функций  при  задержке  психического  развития  требует  не  только  возрастного, но  и
тщательного  структурного  ней-ропсихологического  анализа. Исследования  детских
нейропсихо-логов проводилось в двух основных направлениях:

—  изучение  очаговых  поражений  мозга  у  детей  на  различных  этапах  онтогенеза

(Семерницкая, 1985);

—  изучение  комплекса 

нарушений 

высших 

психических  функций,

складывающегося  из  дизонтогенетических  симптомов (Марковская, 1977, 1982; Корнев,
1991; Мамайчук, 1992; Микадзе, Корсакова, 1994; Пылаева, Ахутина, 1997; Семенович,
1999; и др.).

В  нейропсихологии  накоплен  обширный  материал  о  различиях  в  проявлениях

нарушений  психических  функций  у  взрослых  и  детей  при  сходных  очаговых
органических мозговых нарушениях. Этот факт

94

согласуется  с  концепцией  Л. С. Выготского  об  изменении  психологической

структуры  и  внутренней  природы  психологических  процессов  в  онтогенезе (Выготский,
1956). В  исследовании  Э. Г. Семерницкой (1985) на  основе  обобщения  результатов
нейропсихологического  исследования  психических  процессов  при  повреждениях
головного  мозга  в  детском возрасте  были  подтверждены  положения  Л. С. Выготского о
том, что  мозговые механизмы, обеспечивающие осуществление психических  функций, у
детей  являются  иными, чем  у  взрослых, и  в  процессе  онтогенетического  развития
изменяется  не  только  структура  психической  функции, но  и  ее  мозговая  организация.
Автор  убедительно  доказала, что  функциональная  неравнозначность  различных  отделов
головного мозга в детском возрасте отчетливо выступает как на межполушарном, так и на
внутриполушарном  уровне. Мозговая  организация  психических  процессов  не  остается
неизменной  в  онтогенезе  и  претерпевает  ряд  существенных  перестроек. С  наибольшей
отчетливостью возрастная динамика функциональной организации мозга проявилась при
анализе  механизмов  межполушарного  взаимодействия. Автор  отмечает, что  при
поражении  левого  полушария  у  детей  правое  полушарие  не  испытывает  тормозящего
влияния со стороны патологического очага, оно имеет у детей больше возможностей для
смягчения и компенсации речевых расстройств, чем у взрослых.

В  процессе  онтогенеза  изменяются  механизмы  и  внутриполу-шарного

взаимодействия. Проводя  нейропсихологический  анализ  памяти  у  детей  с  очаговыми
поражениями  мозга, Семерницкая  выявила  высокую  корреляцию  снижения  объема
слухоречевой  памяти  с  поражением  левой  височной  доли. В  перцептивной  сфере  была
отмечена  связь  нарушения  зрительного  восприятия  с  поражением  затылочной  доли  и
нарушения зрительно-конструктивной деятельности с поражением теменной доли.

Нейропсихологический подход при изучении высших психических функций у детей

с  очаговыми  поражениями  головного  мозга  позволил  приблизиться  к  решению
важнейших  вопросов, связанных  как  с  общими  принципами  мозговой  организации
психических  процессов, так  и  с  закономерностями  ее  формирования  в  онтогенезе. На
основе нейропсихологического анализа автор убедительно доказала, что онтогенетическое
развитие высших корковых функций предполагает не столько дифференциацию, сколь-

95

ко  интеграцию  различных  отделов  головного  мозга, обеспечиваемую  развитием

межполушарных и внутриполушарных связей.

Нейропсихологические  исследования  детей  с  ЗПР  церебрально-органического

генеза, проведенные отечественными психологами, позволяют более дифференцированно
подойти к анализу структуры дефекта их познавательной деятельности (Марковская, 1982;


background image

Лебединский, 1985; Микадзе, Корсакова 1994; Мамайчук, Симонова, 1997; Л. М.
Шипицына, 1997 и др.).

И. Ф. Марковская (1982) провела тщательное нейропсихологи-ческое исследование

детей  с  задержкой  психического  развития  церебрально-органического  генезиса. Были
выделены  две  группы  детей:  в  первую  группу  вошли  дети  с  преобладанием  незрелости
морфофункциональных  структур, во  вторую  группу — дети  с  более  выраженной
симптоматикой  органического  повреждения  мозговых  структур. В  первой  группе
наблюдался  синдром  психического  инфантилизма, а  во  второй — психоорганический
синдром  с  преобладанием  нарушения  интеллектуальных  предпосылок  в  виде  органи-
ческой дефицитарности высших корковых функций.

Нейродинамические нарушения в первой группе характеризовались истощаемостью

и  нестойкостью  психического  тонуса, а  во  второй — повышенной  истощаемостью  и
инертностью психических процессов.

В  последующих  нейропсихологических  исследованиях  неуспевающих  младших

школьников  были  выделены  две  причины, обусловливающие  недостаточную
сформированность  отдельных  функциональных  систем  психики  ребенка (Микадзе,
Корсакова, 1994). Первая  из  них  обозначается  авторами  как «иррегулярность  психи-
ческого  развития  ребенка», т. е. отклонение  от  нормы, неподчиненность  определенному
порядку, неравномерность, возникающая  в  силу  индивидуальных  особенностей
онтогенеза  ребенка  и  не  связанная  с  какими-либо  органическими  нарушениями. Второй
причиной неуспеваемости считаются «минимальные мозговые дисфункции», при которых
происходит  изменение  функционирования  отдельных  мозговых  структур  или  мозга  в
целом. Авторы разработали специальные методы нейропсихологической коррекции.

Нейропсихологические  исследования  детей  с  отклонениями  в  сенсорном  и

интеллектуальном развитии показали, что с увели-

96

чением  тяжести  сенсорного  и  психического  дефекта  возрастает  функциональная

активность  правого  полушария, и  гиперфункция  правого  полушария  компенсирует
дефицит функциональной активности левого полушария (Шипицына, 1997).

Особый  интерес  представляют  исследования  Т. Б. Глезерман (1983). Она  изучала

минимальные  мозговые  дисфункции  у  детей  и  их  родственников  с  целью  выявления
генетического  наследования  некоторых  форм  нарушения  высших  корковых  функций,
связи 

между 

нейропсихологическими 

синдромами 

и 

структурно-уровневыми

характеристиками интеллекта. Было обнаружено, что нейропсихологические особенности
оказывают  специфическое  влияние  на  структуру  интеллектуальных  функций  и
опосредованно  воздействуют  на  общий  уровень  умственного  развития. Прямой  связи
между  показателем  интеллекта  и  характером  дефекта  у  взрослых  больных  не
наблюдается, при одинаковом уровне интеллекта могут быть различные по локализации и
степени  тяжести  дефекты. Использование  психометрических  методов  в  сочетании  с
нейропсихологическими, предложенное  Т. Б. Глезерман, имеет, на  наш  взгляд, важное
значение  при  исследовании  нейропсихологических  синдромов  у  детей. Такой  подход
позволяет  выявить  не  только уровневые, но и структурные  характеристики  интеллекта  у
каждого  обследуемого, определить  значимость  изучаемых  высших  корковых  функций  в
общей структуре интеллекта, выделить характер дефекта, его локализацию и динамику.

Нами было проведено нейропсихологическое исследование 82 детей в возрасте от 7

до 10 лет с ЗПР церебрально-органического происхождения по следующим направлениям:

1)  исследование гностических функций: зрительный, слуховой гнозис;
2)  исследование праксических функций: конструктивный, кинестетический праксис;
3)    исследование      умственной      работоспособности:      память  в  слуховой  и

зрительной модальностях, внимание;

4)  качественный  анализ  мыслительных  процессов: особенности  обобщений,

умозаключений;


background image

5)  исследование графических навыков: рисунки, письмо букв и цифр.
Каждый блок включал несколько методик (см. табл. 2).

97

Таблица 2. Основные составляющие нейропсихологического исследования

Функцио

нальный блок

Методи

ки

Предмет

оценки

Нейропс

ихоло-
гический
фактор

ГНОСТ

ИЧЕСКИЕ
ФУНКЦИИ
Зрительный
гнозис

Слухово

й гнозис

1.

Узнавание ре-
альных
объектов 2.
Узнавание ре-
алистических
изображений
3.   Узнавание
контурных
изображений
4. Узнавание
не-
дорисованны
х  контурных
изображений
5. Узнавание
фигур
Поппельмей-
тера
(буквенный
вариант) 1.
Узнавание
ритмов 2.
Повторение
изолированн
ых фонем

Количес

тво (процент)
правильно
названных
объектов    по
каждому
заданию

Перцепт

ивный

ПРАКС

ИЧЕС-
КИЕФУНКЦ
ИИ

Констру

ктивный
праксис

Зритель

но-прост-
ранственный
праксис

1.

Кубики  Косса
(9-й  субтест
методики
Векслера) 2.
Методика
Голыптейна-
Ши-рера

1.

Воспроизведе
ние 

по

образцу 

по-

ложения
пальцев 2.
Перебор
пальцев 3.
Проба

Время  и

качество
выполнения
заданий:
правильное
воспроизведе
ние  размеров,
пропорций
фигур, нали-
чие 

или

отсутствие
пространстве
нных
нарушений.

Простра

нственный


background image

Озерец-кого
4. Проба Хеда

98

Функцио

наль-

Методи

ки

Предмет

оценки

Нейропс

ихоло-

ный

блок

гический

фактор

УМСТВ

ЕННАЯ

РАБОТ

ОСПО-

СОБНО

СТЬ

Зритель

ная

1.

Объем
кратко-

Количес

тво (про-

Произво

льная ре-

память

временн

ой    зри-

цент)

правильно-

гуляция

деятель-

тельной

памяти

го

воспроизведе-

ности

(9

геометрическ
их

ния

объектов.

фигур)

Модальн

о-специ-

2.

Объем
зритель-

фически

й

ной

памяти  при

последо

вательном

Нейроди

намиче-

предъяв

лении

ский

картино

к  с  нео-

пределе

нными ге-

ометрич

ескими

фигурам


background image

и и после-

дующим

их узна-

вании
3.

Исследование

кратков

ременной

зритель

ной памяти

при

последова-

тельном

предъяв-

лении

25 картинок.

4.

Исследование

опосред

ованной

памяти.

Слухоре

чевая па-

1.

Запоминание

Количес

тво (про-

Модальн

о-специ-

мять

цифр  в

возраста-

цент)

правильно

фически

й

ющем

порядке

воспрои

зведен-

(6-1

субтест ме-

ных

слов

тодики

Векслера)

2.

Запоминание

10 слов

(четыре

предъяв

ления)

3.

Повторение

коротки

х фраз

4.

Запоминание

20 слов

в парах

по

смыслу

Зритель

но-слухо-

1.

Запоминание

Объем

правильно

Нейроди

намиче-

вая

память

слов

при   одно-

восприн

имаемых

ский

временн

слов