Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5954
Скачиваний: 52
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
ДЕТЕЙ
С
ЗПР
ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА
Изучение многоуровневой иерархической организации психических процессов и
функций при задержке психического развития требует не только возрастного, но и
тщательного структурного ней-ропсихологического анализа. Исследования детских
нейропсихо-логов проводилось в двух основных направлениях:
— изучение очаговых поражений мозга у детей на различных этапах онтогенеза
(Семерницкая, 1985);
— изучение комплекса
нарушений
высших
психических функций,
складывающегося из дизонтогенетических симптомов (Марковская, 1977, 1982; Корнев,
1991; Мамайчук, 1992; Микадзе, Корсакова, 1994; Пылаева, Ахутина, 1997; Семенович,
1999; и др.).
В нейропсихологии накоплен обширный материал о различиях в проявлениях
нарушений психических функций у взрослых и детей при сходных очаговых
органических мозговых нарушениях. Этот факт
94
согласуется с концепцией Л. С. Выготского об изменении психологической
структуры и внутренней природы психологических процессов в онтогенезе (Выготский,
1956). В исследовании Э. Г. Семерницкой (1985) на основе обобщения результатов
нейропсихологического исследования психических процессов при повреждениях
головного мозга в детском возрасте были подтверждены положения Л. С. Выготского о
том, что мозговые механизмы, обеспечивающие осуществление психических функций, у
детей являются иными, чем у взрослых, и в процессе онтогенетического развития
изменяется не только структура психической функции, но и ее мозговая организация.
Автор убедительно доказала, что функциональная неравнозначность различных отделов
головного мозга в детском возрасте отчетливо выступает как на межполушарном, так и на
внутриполушарном уровне. Мозговая организация психических процессов не остается
неизменной в онтогенезе и претерпевает ряд существенных перестроек. С наибольшей
отчетливостью возрастная динамика функциональной организации мозга проявилась при
анализе механизмов межполушарного взаимодействия. Автор отмечает, что при
поражении левого полушария у детей правое полушарие не испытывает тормозящего
влияния со стороны патологического очага, оно имеет у детей больше возможностей для
смягчения и компенсации речевых расстройств, чем у взрослых.
В процессе онтогенеза изменяются механизмы и внутриполу-шарного
взаимодействия. Проводя нейропсихологический анализ памяти у детей с очаговыми
поражениями мозга, Семерницкая выявила высокую корреляцию снижения объема
слухоречевой памяти с поражением левой височной доли. В перцептивной сфере была
отмечена связь нарушения зрительного восприятия с поражением затылочной доли и
нарушения зрительно-конструктивной деятельности с поражением теменной доли.
Нейропсихологический подход при изучении высших психических функций у детей
с очаговыми поражениями головного мозга позволил приблизиться к решению
важнейших вопросов, связанных как с общими принципами мозговой организации
психических процессов, так и с закономерностями ее формирования в онтогенезе. На
основе нейропсихологического анализа автор убедительно доказала, что онтогенетическое
развитие высших корковых функций предполагает не столько дифференциацию, сколь-
95
ко интеграцию различных отделов головного мозга, обеспечиваемую развитием
межполушарных и внутриполушарных связей.
Нейропсихологические исследования детей с ЗПР церебрально-органического
генеза, проведенные отечественными психологами, позволяют более дифференцированно
подойти к анализу структуры дефекта их познавательной деятельности (Марковская, 1982;
Лебединский, 1985; Микадзе, Корсакова 1994; Мамайчук, Симонова, 1997; Л. М.
Шипицына, 1997 и др.).
И. Ф. Марковская (1982) провела тщательное нейропсихологи-ческое исследование
детей с задержкой психического развития церебрально-органического генезиса. Были
выделены две группы детей: в первую группу вошли дети с преобладанием незрелости
морфофункциональных структур, во вторую группу — дети с более выраженной
симптоматикой органического повреждения мозговых структур. В первой группе
наблюдался синдром психического инфантилизма, а во второй — психоорганический
синдром с преобладанием нарушения интеллектуальных предпосылок в виде органи-
ческой дефицитарности высших корковых функций.
Нейродинамические нарушения в первой группе характеризовались истощаемостью
и нестойкостью психического тонуса, а во второй — повышенной истощаемостью и
инертностью психических процессов.
В последующих нейропсихологических исследованиях неуспевающих младших
школьников были выделены две причины, обусловливающие недостаточную
сформированность отдельных функциональных систем психики ребенка (Микадзе,
Корсакова, 1994). Первая из них обозначается авторами как «иррегулярность психи-
ческого развития ребенка», т. е. отклонение от нормы, неподчиненность определенному
порядку, неравномерность, возникающая в силу индивидуальных особенностей
онтогенеза ребенка и не связанная с какими-либо органическими нарушениями. Второй
причиной неуспеваемости считаются «минимальные мозговые дисфункции», при которых
происходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в
целом. Авторы разработали специальные методы нейропсихологической коррекции.
Нейропсихологические исследования детей с отклонениями в сенсорном и
интеллектуальном развитии показали, что с увели-
96
чением тяжести сенсорного и психического дефекта возрастает функциональная
активность правого полушария, и гиперфункция правого полушария компенсирует
дефицит функциональной активности левого полушария (Шипицына, 1997).
Особый интерес представляют исследования Т. Б. Глезерман (1983). Она изучала
минимальные мозговые дисфункции у детей и их родственников с целью выявления
генетического наследования некоторых форм нарушения высших корковых функций,
связи
между
нейропсихологическими
синдромами
и
структурно-уровневыми
характеристиками интеллекта. Было обнаружено, что нейропсихологические особенности
оказывают специфическое влияние на структуру интеллектуальных функций и
опосредованно воздействуют на общий уровень умственного развития. Прямой связи
между показателем интеллекта и характером дефекта у взрослых больных не
наблюдается, при одинаковом уровне интеллекта могут быть различные по локализации и
степени тяжести дефекты. Использование психометрических методов в сочетании с
нейропсихологическими, предложенное Т. Б. Глезерман, имеет, на наш взгляд, важное
значение при исследовании нейропсихологических синдромов у детей. Такой подход
позволяет выявить не только уровневые, но и структурные характеристики интеллекта у
каждого обследуемого, определить значимость изучаемых высших корковых функций в
общей структуре интеллекта, выделить характер дефекта, его локализацию и динамику.
Нами было проведено нейропсихологическое исследование 82 детей в возрасте от 7
до 10 лет с ЗПР церебрально-органического происхождения по следующим направлениям:
1) исследование гностических функций: зрительный, слуховой гнозис;
2) исследование праксических функций: конструктивный, кинестетический праксис;
3) исследование умственной работоспособности: память в слуховой и
зрительной модальностях, внимание;
4) качественный анализ мыслительных процессов: особенности обобщений,
умозаключений;
5) исследование графических навыков: рисунки, письмо букв и цифр.
Каждый блок включал несколько методик (см. табл. 2).
97
Таблица 2. Основные составляющие нейропсихологического исследования
Функцио
нальный блок
Методи
ки
Предмет
оценки
Нейропс
ихоло-
гический
фактор
ГНОСТ
ИЧЕСКИЕ
ФУНКЦИИ
Зрительный
гнозис
Слухово
й гнозис
1.
Узнавание ре-
альных
объектов 2.
Узнавание ре-
алистических
изображений
3. Узнавание
контурных
изображений
4. Узнавание
не-
дорисованны
х контурных
изображений
5. Узнавание
фигур
Поппельмей-
тера
(буквенный
вариант) 1.
Узнавание
ритмов 2.
Повторение
изолированн
ых фонем
Количес
тво (процент)
правильно
названных
объектов по
каждому
заданию
Перцепт
ивный
ПРАКС
ИЧЕС-
КИЕФУНКЦ
ИИ
Констру
ктивный
праксис
Зритель
но-прост-
ранственный
праксис
1.
Кубики Косса
(9-й субтест
методики
Векслера) 2.
Методика
Голыптейна-
Ши-рера
1.
Воспроизведе
ние
по
образцу
по-
ложения
пальцев 2.
Перебор
пальцев 3.
Проба
Время и
качество
выполнения
заданий:
правильное
воспроизведе
ние размеров,
пропорций
фигур, нали-
чие
или
отсутствие
пространстве
нных
нарушений.
Простра
нственный
Озерец-кого
4. Проба Хеда
98
Функцио
наль-
Методи
ки
Предмет
оценки
Нейропс
ихоло-
ный
блок
гический
фактор
УМСТВ
ЕННАЯ
РАБОТ
ОСПО-
СОБНО
СТЬ
Зритель
ная
1.
Объем
кратко-
Количес
тво (про-
Произво
льная ре-
память
временн
ой зри-
цент)
правильно-
гуляция
деятель-
тельной
памяти
го
воспроизведе-
ности
(9
геометрическ
их
ния
объектов.
фигур)
Модальн
о-специ-
2.
Объем
зритель-
фически
й
ной
памяти при
последо
вательном
Нейроди
намиче-
предъяв
лении
ский
картино
к с нео-
пределе
нными ге-
ометрич
ескими
фигурам
и и после-
дующим
их узна-
вании
3.
Исследование
кратков
ременной
зритель
ной памяти
при
последова-
тельном
предъяв-
лении
25 картинок.
4.
Исследование
опосред
ованной
памяти.
Слухоре
чевая па-
1.
Запоминание
Количес
тво (про-
Модальн
о-специ-
мять
цифр в
возраста-
цент)
правильно
фически
й
ющем
порядке
воспрои
зведен-
(6-1
субтест ме-
ных
слов
тодики
Векслера)
2.
Запоминание
10 слов
(четыре
предъяв
ления)
3.
Повторение
коротки
х фраз
4.
Запоминание
20 слов
в парах
по
смыслу
Зритель
но-слухо-
1.
Запоминание
Объем
правильно
Нейроди
намиче-
вая
память
слов
при одно-
восприн
имаемых
ский
временн
слов