Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5955
Скачиваний: 52
ом зри-
(кривая па-
тельном
и слухо-
мяти)
вом
восприятии
99
Функцио
нальный блок
Методи
ки
Предмет
оценки
Нейропс
ихоло-
гический
фактор
Внимани
е
1.
Определение
объема
внимания
(количество
кругов
в
каждом сек-
торе круга) 2.
Концентраци
я
внимания
(кор-
ректурная
проба;
буквенная и
цифровая) 3.
Переключени
е
внимания
(кор-
ректурная
проба) 4.
Распределени
е
внимания
(пять таблиц
Шульте)
Количес
тво правильно
воспроиз-
веденных
объектов
Индекс
концентрации
внимания
и
коэффициент
успешности
Коэффи
циент
ус-
пешности
выполнения
заданий
Модальн
о-специ-
фический,
нейро-
динамический
Произво
льная
ре-
гуляция
деятельности,
нейроди-
намический
МЫШЛ
ЕНИЕ
1.
Исключение
лишнего
из
четырех
предметов 2.
Сравнение
предметов
(4-й субтест
методики
Векслера) 3.
Составление
последовател
ьных
умозаключе-
ний
Общее
количество
(процент)
правильных
ответов.
Стеновые
оценки
и
коэффициент
успешности
Лобный
и
нейро-
динамические
синдромы
ГРАФИ
ЧЕСКИЕ
НАВЫКИ И
УМЕНИЯ
Рисунки
: дом-дерево-
человек
Оценки
по
инст-
рукции
и
коэффициент
успешности
Перцепт
ивный,
пространстве
нный,
произвольная
регуляция де-
ятельности
Анализ полученных эмпирических данных проводился по следующей схеме: 3 балла
— выполнение заданий без ошибок; 2 балла — негрубые ошибки, связанные со скоростью
выполнения задания, и замеченные, и самостоятельно исправленные ребенком; 1 балл —
грубые ошибки при выполнении проб.
Количественная оценка проводилась следующим образом: а) подсчитывался средний
балл за выполнение заданий; б) полученные оценки переводились в проценты и
выводился коэффици-
100
ент успешности (КУ) выполнения заданий; в) подсчитывался средний КУ для
каждой пробы.
Качественный анализ ошибок включал в себя данные о динамических и временных
параметрах деятельности ребенка, об особенностях реакции на допущенные ошибки, о его
самостоятельности при их исправлении. Все это позволяет сделать вывод об уровне
сформированное™ тех или иных психических функций, об их качественных
особенностях, о степени выраженности их дефицитар-ности. Кроме того, можно оценить
уровень сформированное™ таких компонентов психической деятельности, как
самоконтроль и произвольная регуляция поведения, а также особенности мотивации и
эмоционально-волевую устойчивость.
В контрольную группу вошли 60 здоровых успевающих школьников в возрасте от 8
до 14 лет. Были выделены три возрастные группы по 20 человек в каждой группе:
младший школьный возраст (от 8 до 10 лет); средний школьный возраст (от 10 до 12 лет);
старший школьный возраст (от 12 до 14 лет).
Анализ всех полученных данных нейропсихологического обследования здоровых
школьников показал следующее:
— С возрастом у детей повышается эффективность в развитии гностико-
праксических, мнемических, аттенционных и мыслительных функций.
— Использование нейропсихологических методик с ориентацией на качественный
анализ психических функций позволяет выявить определенную гетерохронию в их
развитии. Это проявляется в более высоком уровне развития зрительного гаозиса по
сравнению со слуховым. Отмечается более высокое развитие зрительной памяти по
сравнению со слухоречевой. На фоне достаточного развития конструктивного праксиса
наблюдаются трудности пространственной организации и выполнение сложных моторных
программ с опорой на пространственную память и речевую регуляцию, особенно в
младшем школьном возрасте.
Данные, полученные при исследовании здоровых школьников, использовались нами
для сравнения с результатами обследования детей с задержкой психического развития
церебрально-органического генеза. На основе корреляционного и факторного анализа
полученных эмпирических данных были выделены четыре группы детей с ведущим
симптомокомплексом нарушений высших корковых функций.
101
У детей первой группы (29,2%) при незначительном церебрально-органическом
поражении мозга в основе дефекта лежит нейро-динамическая недостаточность,
связанная, в первую очередь, с ис-тощаемостью психических функций. Это проявлялось в
слабой концентрации внимания, в снижении объема слухоречевой памяти. В целом
успеваемость у детей этой группы была удовлетворительной. У детей второй группы
(42,6%) прослеживались более грубые нейродинамические расстройства, которые
проявлялись в инертности психических процессов. У детей третьей группы (24,3%)
наблюдалась первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций,
например, выраженное недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. У
детей четвертой группы (3,9%) наблюдалось недоразвитие нейродинамических в со-
четании с дефицитарностью отдельных функций. Эти дети испытывали существенные
трудности в усвоении учебного материала. Полученные нами данные в целом совпадают с
ранее проведенными исследованиями (Марковская, 1982) .
В нейропсихологических исследованиях неуспевающих младших школьников были
выделены две причины, обуславливающие недостаточную сформированность отдельных
функциональных систем психики ребенка (Микадзе, Корсакова, 1994). Первая из них
обозначается авторами как «иррегулярность» психического развития ребенка, что
означает отклонение от нормального развития, неравномерность в развитии психических
функций, которая возникает в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка, но
при этом не связана с какой-либо патологией мозга или психики ребенка.
Второй причиной неуспеваемости являются «минимальные мозговые дисфункции
мозга», при которых происходит изменение функционирования отдельных мозговых
структур или мозга в целом. Авторы разработали специальные методы нейропсихоло-
гической диагностики и нейропсихологической коррекции.
Итак, при психологическом изучении детей с задержкой психического развития
необходимо учитывать клиническую форму ЗПР, так как нарушения познавательных
процессов (внимания, памяти, мышления, речи, праксиса) при различных клинических
вариантах проявляются по-разному. Кроме того, важное место при психологическом
анализе структуры психического дефекта, особенно у детей с ЗПР церебрально-
органического генеза, принадлежит нейропсихологическому анализу.
102
Таблица 3. Психологические параметры задержки
психического развития
Формы ЗПР
Клинико-
психологические
проявления
Нейропсихол
огические
особенности
Психофизиче
ский инфантилизм
Относительн
ая
сформи-
рованность
психических
процессов, но
замедленный темп
их
становления.
Недоразвитие
мотивации
учебной
деятельности.
Личностная
незрелость.
Нарушение
динамики
умственной
работоспо-
собности.
Снижение объема
памяти и внимания
вследствие
недостаточной
мотивации
дея-
тельности.
Соматогенная
форма ЗПР
Сформирова
нность
психических
процессов.
Астения,
раздражительная
Снижение
динамики
ум-
ственной
работоспособ-
ности.
Повышенная
нс-
слабость.
тощаемость
внимания.
Уменьшение
объема памяти в
зрительной и слу-
ховой
модальностях
Психогенная
форма ЗПР
При
сохранности пси-
хических
процессов.
Выраженное
снижение
мотивации
учебной
дея-
тельности.
Снижение
продуктивности
учебной
деятельности в
связи
с
патологическим
развитием
личности (тревож-
ная мнительность,
эгоцентризм и др.).
Возможна
«иррегулярность»
в
психическом
развитии.
Неравномерное
развитие
психических
процессов.
ЗПР
церебрально-орга-
нического генеза
Недоразвити
е
психических
процессов и функ-
ций, что приводит
к
нарушению
интеллектуальной
продуктивности.
Частичное
(парциальное)
недоразвитие от-
дельных
психических
функций.
Нарушение
умственной
работоспособности
. Недоразвитие
устойчивости,
переключения,
объема внимания.
Снижение объема
внимания во всех
модальностях.
Недоразвитие
ориентировочной
основы
дея-
тельности.
Недоразвитие
зрительно-
пространственного
гнозиса и праксиса
Выраженная
дефицитарность в
развитии
отдель-
ных
свойств:
внимания, памяти,
гнозиса, праксиса.
103
Учитывая клинико-психолого-педагогические параметры, можно выделить четыре
основные группы детей с ЗПР:
1. Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со
сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети
с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной
формами ЗПР.
2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и
продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-
органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой
психофизического инфантилизма.
3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со
сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР
церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность
отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, прак-сиса).
4. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной
продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят
дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается
первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти,
гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,
ОРГАНИЗАЦИЯ, ДИНАМИКА, ПСИХОТЕХНИКИ
Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой
психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет
стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на по-
знавательную деятельность.
104
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и
личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.
Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного
дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационнои стороны учебной
деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие
познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается
тотальное
недоразвитие
предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного
восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррек-ционный процесс должен быть
направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков
самоконтроля и регуляции деятельности.
Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно
выделить три основных блока психокор-рекционного процесса: мотивационный,
регуляторный и блок контроля.
Таблица 4. Направления и задачи психологической коррекции
детей с различными формами
ЗПР
Наимено
вание
Содержа
ние
Психоко
ррекци-
Формы
ЗПР
блока
блока
онные
задачи
Мотивац
ионный
Неумен
ие ребен-
Формир
ование
Психофи
зи-
блок
ка
выделить,
осо-
познават
ельных
ческий
инфанти-
знать и
принять
мотивов
: создать
лизм