Файл: Мамайчук И.И. - Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 5944

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

цели

действия

проблем

ные учеб-

ные

ситуации;

Психоге

нные

стимули

ровать

формы

ЗПР

активно

сть ребен-

ка 

на

занятии. Об-

ратить

внимание

на  тип

семейного

воспита

ния.

Приемы

:

Создани

е игровых

учебных

ситуа-

ций;

дидактичес-

кие 

и

развиваю-

щие

игры.

105

Наимено

вание блока

Содерж

ание блока

Психоко

ррекци-онные
задачи

Формы

ЗПР

Блок

регуляции

Неумен

ие 

пла-

нировать
свою
деятельность
во  времени  и
по 

со-

держанию

Обучить

ребенка
планировани
ю 

своей

деятельности
во 

времени

Предваритель
но
организовать
ориентировки
в 

заданиях

Предваритель
но
проанализиро
вать 

с

ребенком
используемые
способы
деятельности:

Соматог

енные  формы
ЗПР

Органич

еский
инфантилизм

ЗПР

церебрально-
органического
генеза


background image

Приемы:
Обучение
детей
продуктивны
м 

видам

деятельности
(конструирова
нию,
рисованию,
лепке,
моделиро-
ванию)

Блок

контроля

Неумен

ие 

ребенка

контролирова
ть 

свои

действия 

и

вносить
необходимые
коррективы
по  ходу  их
выполнения

Обучить

контролю  по
результатам.
Обучить
контролю  по
способу 

де-

ятельности
Обучить
контролю 

в

процессе  де-
ятельности
Приемы:
Дидактически
е 

игры 

и

упражнения
на  внимание,
память,
наблюда-
тельность;
обучение
конструирова-
нию 

и

рисованию  по
моделям.

ЗПР

церебрально-
органического
генеза

Соматог

енная  форма
ЗПР

Психоге

нная 

форма

ЗПР

Психокоррекционные  занятия  с  детьми  с  ЗПР  по  развитию  познавательных

процессов  могут  проводиться  как  индивидуально, так  и  в  группе. Важным  является
единство требований к ре-

106
бенку  со  стороны  педагога, психолога  и  других  специалистов. Это  успешно

достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной
жизни ребенка, чтобы исключить возможность незавершения начатых ребенком действий.

Произвольное  внимание  как  специфическая  высшая  психическая  функция

проявляется  у  ребенка  в  способности  контролировать, регулировать  ход  выполнения
деятельности и ее результаты. В связи с этим возникает необходимость психологической
коррекции внимания у детей в  процессе деятельности, доступной  им (игровой, учебной,
общения). Опыт нашей работы показывает, что коррекция внимания успешно проводится


background image

в процессе группового взаимодействия детей в игре или на уроке. Кроме того, эти занятия
может  проводить  не  только  психолог, но  и  учитель  во  время  урока. Систематическое
применение  описанных  ниже  психотехнических  приемов  способствует  формированию
свойств внимания у детей.

Как  уже  отмечалось, при  всех  формах  ЗПР  наблюдается  недоразвитие  внимания.

Специальные  исследования  психологов  и  педагогов  показали, что  различные  свойства
внимания  оказывают  неодинаковое  влияние  на  успешность  обучения  детей  по  разным
предметам. Например, при  овладении  математикой  ведущая  роль  принадлежит  объему
внимания, а  успешность  усвоения  русского  языка  связана  с  точностью  распределения
внимания, обучение чтению с устойчивостью внимания. Этот факт имеет важное значение
в  организации  психокоррекционного  процесса  и  подбора  психотехнических  приемов.
Например, для формирования распределения внимания детям можно предъявлять тексты,
а для развития объема — цифры и математические задачи.

Кроме  того, разные  свойства  внимания  развиваются  неодинаково  и  по-разному

проявляются  при  различных  формах  ЗПР. Например, исследования  показывают, что  у
детей  с  простым  психофизическим  инфантилизмом, соматогенной  и  психогенной
формами  ЗПР  объем  внимания  существенно  не  отличается  от  здоровых  детей (Сафади
Хасан, 1997). Распределение  и  устойчивость  внимания  претерпевают  значительные
изменения  не  только  у  детей  с  ЗПР  церебрально-органического  генеза, но  и  у  детей  с
другими формами ЗПР (Сафади Хасан, 1997 и др.).

107

Эффективность  психологической  коррекции  внимания  у  де-1  тей  с  ЗПР  в

значительной  мере  определяется  индивидуально-типологическими  особенностями, в
частности, свойствами  их  высшей  нервной  деятельности. Установлено, что  разные
сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать
оптимальному  развитию  характеристик  внимания (Небылицин, 1966; Платонов, 1986 и
др.). Например, у детей с сильной и подвижной нервной системой наблюдается  устойчи-
вое, легко  распределяемое  и  переключаемое  внимание, а  у  детей  с  инертной  и  слабой
нервной системой — неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание.

Таким образом, в процессе психокоррекции необходимо учитывать не только форму

ЗПР, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, а сам процесс
коррекции  Должен  проводиться  в  контексте  деятельности, доступной  ребенку (учебная,
игровая и пр.).

Психотехнические приемы коррекции внимания у детей с ЗПР
Психотехнические приемы,

направленные на оптимизацию и стимуляцию

внимания

у  детей  с  ЗПР, многообразны  и  использовать их  можно  не  только  в  процессе  занятий  с
психологом, а также в процессе учебной деятельности.

Одним  из  часто  используемых  приемов  является  словарный

диктант  с

комментированием,

который  могут  проводить  педагоги  на  уроке  с  детьми  младшего

школьного возраста. Процедура заключается в следующем:

1)  ведущий читает каждое слово только один раз;
2)  дети могут взять ручки только после прослушивания комментариев;
3)  ведущий внимательно следит за тем, чтобы дети не заглядывали в тетради друг к

другу. Если  ребенок  не  может  записать  слово  после  комментариев, ему  разрешается
сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке;

108

4)  перед началом работы целесообразно показать на нескольких примерах, как надо

выполнять  задание. Например, для  комментированного  письма  выбрано  слово
«пересадили»;

5)  ведущий  читает  это  слово, а  затем  вызывает  нескольких  учащихся, каждый  из

которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно


background image

их  правописание. После  этого  ведущий  предлагает  детям  взять  ручки  и  записать
прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили
ручки, и начинается работа над следующим словом.

Комментированное  письмо — достаточно  сложная  деятельность, в  которой  можно

выделить 7 основных  стадий: 1) первичное  восприятие  произносимого  слова; 2)
самостоятельный  анализ  правописания  орфоэпического  образа  слова; 3) прослушивание
комментариев; 4) представление орфографии слова в  соответствии с комментированием;
5) уточнение первичного анализа правописания с комментированием; 6) написание слова
в  соответствии  с  его  орфографией; 7) проверка  написанного  слова  в  соответствии  с
комментированием (С. Н. Калинникова).

Этот  метод  имеет  важное  диагностическое  значение. Успешность  выполнения

работы  и  характер  допущенных  ошибок  позволяют  психологу  судить  об  организации
внимания учащихся при групповом взаимодействии.

Коррекция

внимания

у  детей

методом  поэтапного  формирования  умственных

действий.

Одним  из  эффективных  подходов  к  развитию  внимания  является  метод,

разработанный в  рамках  концепции поэтапного  формирования  умственных действий (П.
Я. Гальперин, С. Л. Кобыль-ницкая, 1974). Согласно этому подходу, внимание понимается
как  идеальное, интериоризированное  и  автоматизированное  действие  контроля. Именно
такие  действия  и  оказываются  несформирован-ными  у  детей  с  задержкой  психического
развития.

Занятия  по  формированию  внимания  проводятся  как  обучение «внимательному

письму» и  строятся  на  материале  текстов, содержащих  разные  типы  ошибок «по
невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв
в слове, слитное написание слова с предлогом и др. Как показали исследо-

109

вания  авторов, наличие  текста-образца, с  которым  необходимо  сравнивать

ошибочный текст, не является достаточным условием для точного выполнения заданий по
обнаружению  ошибок. Для  преодоления  глобального  восприятия  и  формирования
контроля  за  текстом  нужно  учить  детей  читать  с  учетом  элементов  на  фоне  понимания
смысла целого. Вот как описывает П. Я. Гальперин этот основной и наиболее трудоемкий
этап работы: «Детям предлагали прочесть отдельное слово (чтобы установить его смысл),
а  затем — разделить  его  на  слоги  и, читая  каждый  слог  отдельно, проверить,
соответствует  ли  он  слову  в  целом.  Подбирались  самые  разные  слова  (и  трудные,  и
легкие, и средние по  трудности). Вначале слоги  разделялись вертикальной карандашной
чертой, затем  черточки  не  ставились, но  слоги  произносились  с  четким  разделением
(голосом) и  последовательно  проверялись. Звуковое  разделение  слогов  становилось  все
короче  и  вскоре  сводилось  к  ударениям  на  отдельных  слогах. После  этого  слово
прочитывалось и проверялось по слогам про себя («первый — правильно, второй — нет,
здесь пропущено.. ., переставлено»). Лишь на последнем этапе мы переходили к тому, что
ребенок  прочитывал  все  слово  про  себя  и  давал  ему  общую  оценку (правильно —
неправильно; если неправильно, то разъяснял почему). После этого переход к прочтению
всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой) не составляли осо-
бого труда» (П. Я. Гальперин, 1974, с. 97-98).

Важным  моментом  процесса  формирования  внимания  является  работа  со

специальной  карточкой, на  которой  выписаны  правила  проверки, порядок операций при
проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для
овладения  полноценным  действием  контроля. По  мере  интериори-зации  и  свертывания
действия  контроля  обязательность  использования  такой  карточки  исчезает. Для
обобщения  сформированного  действия  контроля  оно  отрабатывается  затем  на  более
широком  материале (картинки, узоры, наборы  букв  и  цифр). После  этого, при  создании


background image

специальных условий, контроль переносится из ситуации экспериментального обучения в
реальную практику учебной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирова-
ния  позволяет  получить  полноценное  действие  контроля, т. е. сформированность
внимания.

110
Рассмотрим  один  из  используемых  авторами  методов. Суть  метода  состоит  в

выявлении  недостатков  внимания при обнаружении ошибок  в  тексте. Выполнение  этого
задания не требует от детей специальных знаний и умений, а обеспечивается характером
включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные
смысловые ошибки.

Например, детям предлагаются следующие тексты:
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощиа теперь растут. В огороде выросло

много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да
вдруг  остановился. Грчи  вютгнезда  на  деревьях. На  новогодней  елке  висело  много  ик-
рушек. Гров червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки.
Нашкольной  площадке  играли  дети. Мальчик  мчался  на  лошади. В  траве  стречет
кузнечик. Зимой  цвела  в  саду яблоня». «Старые  лебеди  склонили  перед  ним  горые  шеи.
Зимой  в  саду  расцвели  яблони.  Взрослые  и  дти  толпились  на  берегу.  Внизу  над  ними
расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек
деревьев  и  тряталось  за  ними. Сорняки  шипучи  и  плодовиты. Настоле  лежала  карта
нашего  города. Самолет  сюда, чтобы  помочь  людям. Скоро  удалось  мне  на  машине»
(Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л., 1974).

Работа  проводится  следующим  образом. Каждому ребенку дается  отпечатанный  на

листочке  текст  и  сообщается  инструкция: «В  тексте, который  вы  получили, есть  разные
ошибки, в  том  числе  и  смысловые. Найдите  их  и  исправьте». Каждый  ученик  работает
самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

При  анализе  результатов  этой  работы  важным  является  не  только  количественный

подсчет  найденных  исправленных  и  не  обнаруженных  ошибок, но  и  то, как  ученики
выполняют  работу: сразу  включаются  в  задание, обнаруживая  и  исправляя  ошибки  по
ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной
ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.

Важное  значение  имеет  психологическая  коррекция

свойств  внимания,

среди

которых выделяются: объем внимания, распределение внимания, устойчивость внимания,
концентрация внимания, переключение внимания.

111

Психотехники, направленные на увеличение

объема внимания

Объем внимания — это количество  элементов, одновременно воспринятых за один

акт восприятия. При зрительной экспозиции объектов в течение 0,1 сек. человек в среднем
может  воспринимать 5-9 отдельных  элементов (букв  и  т. п.). Недоразвитие  объема
внимания часто наблюдается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Занятия с детьми можно проводить как индивидуально, так и в группе. Кроме того,

ребенку рекомендуются самостоятельные занятия.

Рассмотрим  для  примера  занятия  по  формированию  объема  внимания  у  детей

младшего  школьного  возраста, предложенные  А. Ф. Ануфриевой  и  С. Н. Костроминой,
1997.

Оборудование:

эпидиаскоп, слайды со следующим содержанием:

Задание 1

Бессмысленные  слова, содержащие  от 3 до 9 согласных  букв, например: РКБЛ

КТЦМ ЖКПРЧ ДЗНТК КПТНСД ШРВТБЧ ДПВ ШГС

БМДРКЛФ МВХШТСГ СТПЦГВДК ЖГВПРМТК МВПКШЛЧХБ БРНЦДКСЧГ

Задание 2